Темы статей
Выбрать темы

Налогообложение подарков: позиция ГФСУ изменилась!

Ушакова Лилия, эксперт по вопросам оплаты труда
Письмо ГФСУ от 02.02.2018 г. № 439/6/99-99-13-02-03-15/ІПК

вывод документа

Если стоимость неденежных подарков превышает 25 % одной минзарплаты (в расчете на месяц), установленной на 1 января отчетного налогового года, то ВСЯ (!) их стоимость облагается НДФЛ как доход в виде дополнительного блага

Казалось бы, ну что может быть нового в налогообложении неденежных подарков?! Подпункт 165.1.39 НКУ, который регулирует эти вопросы, практически не менялся с момента вступления в силу этого Кодекса. Законотворцы только единожды «вторглись» в его положения, да и то лишь затем, чтобы просто уменьшить показатель «необлагаемости» (с 50 % до 25 % «минималки») в связи с ростом минимальной зарплаты в два раза.

Звучит же п.п. 165.1.39 НКУ сегодня так: не включается в налогооблагаемый доход «стоимость подарков (а также призов победителям и призерам спортивных соревнований), если их стоимость не превышает 25 процентов одной минимальной заработной платы (в расчете на месяц), установленной на 1 января отчетного налогового года, за исключением денежных выплат в любой сумме».

Кстати, анализируя в 2011 году «свеженький», только вступивший в силу п.п. 165.1.39 НКУ, мы отмечали*, что он плохо выписан, поскольку из его положений сложно сделать четкий вывод, как следует облагать недежные подарки, стоимость которых превысит необлагаемую величину: то ли в сумме превышения, то ли в полном размере. А значит, нужны разъяснения налоговых органов по этому вопросу.

* См. «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 12, с. 39.

И эти разъяснения не заставили себя ждать. Так, в письмах ГНАУ от 03.02.2011 г. № 2346/6/17-0715, 2918/7/17-0717, совместном письме ГНАУ и Федерации профсоюзов от 15.02.2011 г. № 4284/7/17-0717, № 58/01-16/330, № 3071/6/17-0715, письмах ГФСУ от 13.03.2015 г. № 5346/6/99-99-17-03-03-15, от 29.12.2015 г. № 28032/6/99-99-17-03-03-15, от 19.01.2016 г. № 925/6/99-99-17-03-03-15 и от 14.12.2016 г. № 21695/5/99-99-13-02-03-16, а также в разъяснении в подкатегории 103.04 БЗ, которое на сегодня остается действующим (!), налоговики приходили к следующему выводу. Если стоимость подарка, который предоставляется налогоплательщику, не превышает необлагаемый предел (до 2017 года — 50 % «минималки», с 2017-го — 25 % «минималки»), то такая стоимость не является объектом обложения НДФЛ. Если же стоимость подарка превышает указанный размер, то сумма такого превышения облагается НДФЛ как дополнительное благо.

Казалось бы, все точки над «і» в «подарочном» вопросе расставлены: положения п.п. 165.1.39 НКУ не изменились, контролеры свое мнение по данному вопросу высказали. Бери да работай! Но не тут-то было. Видать, расстроившись из-за того, что законодатель в этом году поскупился на «новогодние» изменения в НДФЛьный разд. IV НКУ, налоговики решили еще раз вчитаться в его нормы. В итоге в комментируемом письме они пришли к выводу, который полностью «ломает» их же логику по применению «подарочного» п.п. 165.1.39 НКУ.

Внимание! Теперь налоговики утверждают: если стоимость неденежного подарка превышает необлагаемый предел, то не сумма превышения, как они разъясняли ранее, а вся стоимость такого подарка войдет в состав облагаемого дохода получателя! ☹

Ну и, по-видимому, в скором времени разъяснение из БЗ (см. выше), которое уже сейчас противоречит комментируемому письму и новой позиции ГФСУ, будет переведено в разряд недействующих со стандартным в таком случае комментарием: «в связи с уточнением ответа»… Вряд ли мы с вами получим от них вразумительное объяснение такому вот «подарку». А то, что это «уточнение» ударит по налоговым агентам, их не волнует.

Кстати, все сказанное выше актуально и для ВС.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше