вывод документа
Сфера обязательного применения МСФО распространена на (1) крупные предприятия и (2) предприятия, осуществляющие деятельность по добыче полезных ископаемых общегосударственного значения
Напомним: крупным считают предприятие, котороe соответствует как минимум двум из трех критериев (ч. 2 ст. 2 Закона о бухучете*):
* Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-XIV.
— балансовая стоимость активов — свыше 20 млн евро;
— чистый доход от реализации продукции (товаров, работ, услуг) — свыше 40 млн евро;
— среднее количество работников — более 250 человек.
Чтобы определиться, относится ли ваше предприятие к категории крупных, необходимо протестировать показатели финотчетности за 2017 год. Для пересчета применяют среднегодовой курс НБУ. За 2017 год он составил 30,0042 грн./евро (см. http://www.bank.gov.ua/files/Exchange_r.xls).
А кто считается предприятием, осуществляющим деятельность по добыче полезных ископаемых общегосударственного значения? И, в частности, грозит ли МСФО-обязанность вододобытчикам? Минфин в письме так и не приоткрыл завесу тайны.
Если следовать Директиве от 26.06.2013 г. № 2013/34/ЕС, во исполнение которой, собственно, и были приняты изменения в Закон о бухучете, то нет. Там речь идет о предприятиях, занятых в добывающей промышленности. То есть «по-нашему» — тех, у кого вид деятельности по КВЭД согласно ДК 009:2010 относится к секции B «Добывающая промышленность и разработка карьеров».
вывод документа
Предприятия, которые впервые переходят на МСФО, финансовую отчетность за 2017 год составляют, руководствуясь национальными П(С)БУ
Действительно, большинство обновленных положений Закона о бухучете следует применять с 01.01.2018 г. (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2017, № 89, с. 4). Исключение — нормы об обнародовании финотчетности средними предприятиями и крупными предприятиями — не эмитентами ценных бумаг. Они начнут действовать с 01.01.2019 г.
Первым отчетным периодом, за который МСФО-обязанные должны подать финотчетность на основе таксономии по МСФО в электронной форме, станет 2019 год. В то же время таким предприятиям разрешено подавать МСФО-отчетность, составленную по таксономии, начиная с 2018 года (п. 2 разд. II Закона Украины от 05.10.2017 г. № 2164-VIII).
Отсюда вывод: финотчетность за 2017 год составляют по старым правилам, без учета новшеств, привнесенных упомянутым выше Законом.
вывод документа
Особенности составления МСФО-отчетности в первые отчетные периоды определяет МСФО 1. Его применяют все МСФО-новички
Минфин подтвердил: все без исключения предприятия, которые впервые составляют финотчетность по МСФО, должны руководствоваться МСФО 1.
А еще бухрегулятор напомнил, что не применяют МСФО 1, если предприятие за более ранние периоды подало финотчетность, содержащую четкое и безоговорочное утверждение о соответствии МСФО, и:
1) прекращает подавать финотчетность по П(С)БУ, предварительно подав ее за 2017 год и составив за этот же период финотчетность по МСФО;
2) подало финотчетность за 2017 год с оговоркой о том, что она отвечает МСФО;
3) подало финотчетность за 2017 год и предыдущие годы собственникам или другим пользователям с утверждением о соответствии МСФО, даже если аудиторское заключение содержит условно-положительное мнение аудитора на этот счет.
вывод документа
Датой перехода на МСФО для новичков является 01.01.2018 г. Вместе с тем эти предприятия могут выбрать такой датой и 01.01.2017 г.
Приоритетной отправной точкой для перехода на МСФО Минфин назвал 01.01.2018 г. Альтернативная дата перехода — 01.01.2017 г.
Картину перехода МСФО-новичками на международные стандарты в зависимости от выбранной даты изобразим ниже в таблице.
Дата перехода | |
01.01.2018 г. | 01.01.2017 г. |
Финотчетность по П(С)БУ | |
За отчетные периоды 2017 и 2018 гг.(без сравнительной информации за 2017 год, кроме баланса) | За 2017 год |
Предварительная финотчетность по МСФО | |
За 2018 год (по МСФО, действующим на 31.12.2019 г.). Баланс на 01.01.2018 г. по МСФО* | За 2017 год (по МСФО, действующим на 31.12.2018 г.). Баланс на 01.01.2017 г. по МСФО |
Первая финотчетность по МСФО | |
За 2019 год (по МСФО, действующим на 31.12.2019 г.) должна содержать: Балансы на 01.01.2018 г., 31.12.2018 г., 31.12.2019 г.; Отчеты о финрезультатах, Отчеты о движении денежных средств, Отчеты об изменениях в собственном капитале за 2018 и 2019 годы; соответствующие примечания, в т. ч. сравнительную информацию за 2018 год, трансформированную по МСФО | За 2018 год (по МСФО, действующим на 31.12.2018 г.) должна содержать: Балансы на 01.01.2017 г., 31.12.2017 г., 31.12.2018 г.; Отчеты о финрезультатах, Отчеты о движении денежных средств, Отчеты об изменениях в собственном капитале за 2017 и 2018 годы; соответствующие примечания, в т. ч. сравнительную информацию за 2017 год, трансформированную по МСФО |
* Минфин ссылается на П(С)БУ. Однако, на наш взгляд, здесь речь об МСФО. Ведь по § 6 МСФО 1 предприятие обязано составить Баланс по МСФО на начало периода на дату перехода на МСФО. |
вывод документа
Разницы, которые возникнут при составлении Баланса на дату перехода на МСФО, отражают в составе нераспределенной прибыли/убытка или других составляющих собственного капитала
Здесь Минфин Америку не открыл — именно так предписывает поступать МСФО-новичкам § 11 МСФО 1. То есть все корректировки на дату перехода, влияющие на прибыль, отражают в составе нераспределенной прибыли/убытка, задействуя счет 44 (за редкими исключениями, когда более уместно использовать другой счет собственного капитала).