Темы статей
Выбрать темы

Уменьшающий РК: учитываем старые сроки

Костюк Дмитрий, заместитель главного редактора
Письмо ГФСУ от 21.05.2018 г. № 2231/6/99-99-15-03-02-15/ІПК

вывод документа

НКУ не предусмотрен механизм фиксации даты получения покупателем уменьшающего РК. Во избежание ошибок при составлении налоговой отчетности и недоразумений при расчете показателя ΣПеревищ, рекомендуем регистрацию таких РК осуществлять с учетом сроков, определенных абзацами пятнадцатым — шестнадцатым п. 201.10 НКУ

С 01.01.2018 г. в НКУ изменили срок регистрации уменьшающих РК, составленных на плательщиков НДС. Теперь он составляет 15 к. дн. со дня получения такого РК получателем. Эта норма была призвана обезопасить покупателя от нерадивых поставщиков, затягивающих с передачей РК на регистрацию.

Мы не раз предупреждали, что система до сих пор не настроена под новые сроки (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 40, с. 7, с. 10; № 33, с. 7; № 11, с. 5). Судя по аргументации ГФСУ, в ближайшее время ее так и не настроят, ведь, по ее мнению, надо внести изменения в НКУ. Эти неуклюжие отговорки больше похожи на повод не соблюдать НКУ либо оправдание некомпетентности. Всем и так понятно, что дата получения РК — технический вопрос, который должны решить сами налоговики, и он не может препятствовать реализации всей нормы НКУ.

Ну а на сегодня приходится констатировать, что внесение изменений в НКУ только добавило хлопот налогоплательщикам. Здесь главное — определиться, в каком периоде следует регистрировать и отражать этот РК, для того чтобы избежать: (1) доначислений поставщику налога и штрафа (ст. 123.1 НКУ); (2) появления у поставщика показателя ΣПеревищ; (3) применения к покупателю штрафа за несвоевременную регистрацию РК (ст. 1201 НКУ).

Интересно, что в письме налоговики говорят только о первых двух вопросах, а третий оставляют без внимания. Это и понятно, ведь новые сроки регистрации РК сформулированы в НКУ достаточно четко. И если налоговики будут штрафовать за несвоевременную регистрацию РК, ориентируясь на старые сроки, то такие штрафы оспорить достаточно просто.

Что касается доначисления налога, то в письме почему-то не приведен постулат от налоговиков: если РК зарегистрирован своевременно, то продавец уменьшает НО в месяце составления, если с нарушением срока — то в месяце регистрации (такие консультации были в 2018 г., см. письмо ГФСУ от 12.03.2018 г. № 952/6/99-99-15-03-02-15/ІПК, да и аналогичная БЗ 101.23 не отменена).

Похоже, проблема в том, что, используя этот принцип, иногда просто невозможно включить РК в декларацию. Например, РК составлен 25 апреля, получен 10 мая и зарегистрирован 21 мая: новый срок не нарушен, но включить его в декларацию за апрель невозможно. Ничего не остается, как включить его в декларацию мая, поэтому проблема ΣПеревищ отпадает сама собой.

А вот если тот же РК будет зарегистрирован, например, 17 мая, — вроде бы ничто не мешает включить его в декларацию за апрель. Но если поставщик так поступит, то после подачи декларации за май у него выскочит злосчастный ΣПеревищ, ведь система, не настроенная под новый срок, воспримет этот РК как зарегистрированный с опозданием. Чтобы не попасть в этот капкан, ничего не остается, как отражать уменьшение НО только в декларации за май. Собственно, об этом и говорится в письме.

Впрочем, ориентироваться только на старые сроки нельзя. Самый простой пример: РК составлен 3 мая, и в тот же день получен получателем. Тянуть с регистрацией до конца месяца чревато применением штрафа согласно ст. 1201 НКУ. И тут уж никак его оспорить не получится.

Вот и выходит, что наши пессимистичные прогнозы, к сожалению, сбываются: ориентироваться надо и на новые, и на старые сроки регистрации.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше