Темы статей
Выбрать темы

Особенности «сезонного» учета

Свириденко Алла, налоговый эксперт
Отличительная особенность сезонного предприятия: периоды активной деятельности (когда происходит собственно производство продукции) у него чередуются с периодами «межсезонного» затишья, когда производство останавливается. Но даже в межсезонье у работников такого предприятия нет времени почивать на лаврах: самое время готовиться к следующему производственному сезону. Как учитывать расходы, понесенные сезонником в период межсезонья, расскажем в нашей статье.

«Межсезонные» расходы

Хоть в период «межсезонья» на сезонных предприятиях деятельность и затихает, полностью жизнь предприятия не останавливается. А значит, даже в период временного затишья предприятие несет расходы, в том числе производственные. Примерами таких «всесезонных» затрат могут быть: расходы на содержание производственных помещений и оборудования (амортизация, освещение, отопление, водоотведение, арендная плата, зарплата с начислениями работников, занятых поддержанием оборудования в рабочем состоянии, и т. д.), затраты на проведение техобслуживания и ремонта помещений и оборудования. То есть, речь идет о тех расходах, которые в сезон прямо формируют себестоимость продукции предприятия (Дт 23 «Производство») или распределяются в составе общепроизводственных расходов (Дт 91 «Общепроизводственные расходы»).

Относить такие затраты в состав расходов текущего периода неправильно. Ведь доходы от продажи продукции, связанные с такими расходами, возникнут лишь в следующих отчетных периодах. Тогда как же «сезоннику» учитывать межсезонные расходы?

На период сезонных перерывов в работе все расходы на обслуживание производства относят к расходам будущих периодов

Так рекомендует поступать с «межсезонными» расходами п. 404 Методрекомендаций № 373.

В свою очередь Инструкция № 291 и п. 290 Методрекомендаций № 373 предусматривают, что для учета расходов, связанных с подготовительными к производству работами, в сезонных отраслях промышленности используют счет 39 «Расходы будущих периодов». По дебету этого счета показывают накопление таких расходов, а по кредиту — их списание (распределение) и включение в состав расходов отчетного периода.

Получается, наиболее распространенные расходы, которые могут возникнуть у вас в период сезонного перерыва в работе, нужно показывать так:

— начисление амортизации: Дт 39 Кт 13 «Износ (амортизация) необоротных активов»;

— расходы на содержание и эксплуатацию помещений и оборудования, ремонт*: Дт 39Кт 20 «Производственные запасы», 22 «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы», 631 «Расчеты с отечественными поставщиками», 685 «Расчеты с прочими кредиторами»;

* Обратите внимание! Если речь идет не о ремонте, а об улучшении производственных (общепроизводственных) ОС, которое приведет к увеличению будущих экономических выгод от их использования, то применять счет 39 не нужно. Такие расходы учитывают в общем порядке: сначала накапливают на счете 15, а затем относят на увеличение первоначальной стоимости объекта (Дт 10 — Кт 15).

— заработная плата с начислениями производственным работникам, если она у вас начисляется: Дт 39Кт 66 «Расчеты по выплатам работникам», 65 «Расчеты по страхованию» и т. п.

Как видите, на счет 39 попадают разные производственные и общепроизводственные затраты, поэтому рекомендуем открыть к нему соответствующие субсчета. Это поможет вам в будущем, когда в связи с возобновлением производства придется списывать соответствующие расходы со счета 39 либо в Дт 23, либо в Дт 91.

В себестоимость выпускаемой продукции «межсезонные» расходы включают в сметно-нормативном порядке, т. е. исходя из утвержденной годовой сметы этих расходов, объемов продукции и норм расходов на единицу продукции (пп. 404 и 595 Методрекомендаций № 373). При этом:

— если сумма расходов на обслуживание производства по нормам превышает фактические расходы, то в себестоимость продукции включают фактические расходы;

— если фактические расходы превышают сумму, утвержденную по смете, отклонения списывают на себестоимость реализованной продукции периода, в котором имело место превышение (Дт 901 «Себестоимость реализованной готовой продукции»).

Если затраты предприятия можно отнести к конкретному виду продукции, то расходы межсезонья списывают со счета 39 напрямую на счет 23 (Дт 23 — Кт 39)

Если же разновидностей продукции несколько, то вначале затраты попадают на счет 91 (Дт 91 Кт 39), а уже оттуда их распределяют по видам продукции в Дт 23 (Дт 23Кт 91).

Текущие расходы

Кроме «межсезонных» расходов, формирующих себестоимость «будущей» продукции сезонного предприятия, оно несет также целый ряд других расходов, которые на счет 39 не попадают, а увеличивают текущие расходы. Это расходы из пп. 18 — 20 П(С)БУ 16. Например, в состав текущих расходов попадут:

(1) административные расходы (п. 18 П(С)БУ 16) — зарплата с начислениями административно-управленческого персонала и оплата его командировок, расходы на содержание ОС и МНМА общехозяйственного использования (амортизация, ремонт, освещение, отопление и т. п.), оплата услуг связи и т. д. — Дт 92Кт 13, 63, 65, 66, 68;

(2) расходы на сбыт (п. 19 П(С)БУ 16) — зарплата с начислениями сбытового персонала и оплата его командировок, содержание ОС и МНМА, связанных со сбытом продукции, оплата стоимости рекламы и т. д. — Дт 93Кт 13, 63, 65, 66, 68;

(3) прочие операционные расходы (п. 20 П(С)БУ 16) — начисление резерва сомнительных долгов, потери от курсовой разницы, недостачи от порчи ценностей, штрафы, пени и неустойки и т. д. — Дт 94Кт 20, 31, 36, 37, 63, 64, 68.

Налог на прибыль

Малодоходники. Такие предприятия при расчете налога на прибыль основываются на данных бухучета и финотчетности. Поэтому текущие расходы уменьшают объект налогообложения сразу в периоде их осуществления. А вот «межсезонные» затраты, которые зависают на счете 39, будут дожидаться их включения в состав бухрасходов в составе себестоимости реализованной готовой продукции.

Высокодоходники. Высокодоходные предприятия при расчете налога корректируют бухфинрезультат на налоговые разницы. Какие-то свои, специальные разницы для сезонных предприятий НКУ не устанавливает, поэтому здесь вы можете руководствоваться общими для всех принципами их расчета.

Однако будут у «сезонников» и свои особенности. Например, при расчете амортизационной разницы по ОС, используемым в сезонном производстве. Вспомните, как считают эту разницу: предприятие увеличивает финрезультат на сумму начисленной бухамортизации и одновременно уменьшает его на сумму налоговой амортизации.

Но «сезонников» бухамортизация изначально не включается в бухрасходы, а оседает на счете 39. И лишь по окончании сезонного затишья она уменьшит финрезультат в составе себестоимости новой готовой продукции. А тем временем налоговую амортизацию начисляют без каких-либо сезонных особенностей. В связи с этим возникает вопрос: когда считать разницу — сразу в периоде начисления бухамортизации или в периоде ее включения в состав расходов. В ответ налоговики уже неоднократно разъясняли:

«амортизационную» разницу считают независимо от того, попала ли амортизация в состав расходов по правилам бухучета

Такой вывод контролеры делали, например, в письмах ГФСУ от 02.05.2018 г. № 1961/6/99-99-15-02-02-15/ІПК и от 29.03.2018 г. № 1303/6/99-99-15-02-02-15/ІПК. Поэтому сумма начисленной амортизации участвует в расчете налоговых разниц уже в периоде ее начисления (Дт 39Кт 13).

НДС

Вместе с некоторыми «межсезонными» расходами предприятие уплачивает НДС, который на основании п. 198.3 НКУ попадает в состав налогового кредита (при наличии зарегистрированной налоговой накладной или заменяющего ее документа).

А вот компенсирующих НДС-обязательств в этом случае не будет. Ведь сезонный перерыв в работе предприятия — неотъемлемая часть хозяйственного процесса. А значит, все затраты связаны с хоздеятельностью предприятия и оснований для применения п. 198.5 НКУ в этом случае нет.

Пример. Предприятие во время сезонного перерыва в работе понесло такие расходы (условно):

— стоимость услуг подрядной организации по ремонту и наладке оборудования — 48000 грн. (в том числе НДС 20 % — 8000 грн.);

— оплата труда работников, занятых содержанием производственных помещений и оборудования в надлежащем состоянии — 120000 грн.;

— ЕСВ на зарплату работников — 26400 грн.;

— расходы на содержание помещений и оборудования (плата за электроэнергию, отопление, водоотведение и т. д.) — 252000 грн. (в том числе НДС 20 % — 42000 грн.);

— амортизация ОС производственного назначения — 50000 грн.

Расходы на оплату труда административного персонала в это время составили 150000 грн., а сумма начисленного ЕСВ — 33000 грн.

Предприятие выпускает несколько видов продукции, и все понесенные расходы носят общепроизводственный характер.

Предположим, предприятие изготовляет продукцию 3 месяца. Плановый выпуск продукции: первый месяц 200 т, во втором — 500 т, в третьем — 300 т. Норматив «межсезонных» расходов — 450 грн./т. Фактический выпуск продукции: первый месяц — 200 т, второй — 450 т, третий — 300 т.

Учет затрат сезонного предприятия

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

Сумма, грн.

Дт

Кт

1

Отражена стоимость услуг по ремонту и наладке оборудования

39

631

40000

2

Отражен НК по НДС

644/1

631

8000

641/НДС

644/1

8000

3

Перечислена оплата подрядчику

631

311

48000

4

Отражены расходы на оплаты труда работников

39

661

120000

5

Начислен ЕСВ на заработную плату работников

39

651

26400

6

Расходы на содержание помещений

39

685

210000

7

Отражен НК по НДС

644/1

685

42000

641/НДС

644/1

42000

8

Начислена амортизация ОС

39

131

50000

9

Начислена заработная плата админперсоналу

92

661

150000

10

Начислен ЕСВ на зарплату админперсонала

92

651

33000

11

С началом производства расходы будущих периодов списаны в состав общепроизводственных расходов:

— в первом месяце (446400 грн. х 200 т : 1000 т)

91

39

89280

Сумма расходов не превышает нормативную (90000 грн. (200 т х 450 грн./т), поэтому всю сумму затрат списываем в состав общепроизводственных расходов и распределяем.

— во втором месяце (446400 х 500 т : 1000 т)

91

39

202500

901

39

20700

Сумма расходов превышает нормативную (202500 грн. (450 т х 450 грн./т), поэтому в состав общепроизводственных расходов списываем фактические расходы в пределах плановых, а остаток относим на себестоимость реализованной продукции

— в третьем месяце (446400 х 300 т : 1000 т)

91

39

133920

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше