Темы статей
Выбрать темы

И снова об РК: ответы на вопросы

Солошенко Людмила, налоговый эксперт
Вопросы по расчету корректировки (РК) с каждым днем нарастают как снежный ком. Рассмотрим еще ряд ситуаций, интересующих читателей.

«Усунення неоднозначностей» (или РК после «старого» РК)

В 2017-м сделали покупателю на часть товара скидку (РК оформили по-старому: «на дельту»). Теперь покупатель часть этого товара возвращает. Как нам зарегистрировать РК?

Как действовать в подобной ситуации, разъяснили столичные налоговики. Так, если в прошлом к НН уже оформляли РК по-старому («на дельту») и показатели НН частично корректировались (частично изменялись цена с количеством), то данные НН — как разъясняют контролеры — «теряют однозначность». То есть СЭА не понимает, в каком количестве и по какой цене товар остается и не дает «напрямую» зарегистрировать РК. Поэтому контролеры предлагают проводить корректировки в 2 шага — через 2 РК. Для этого составить:

первый (промежуточный, вспомогательный) РК с причиной (внимание!) «Усунення неоднозначностей» (с корректировкой по количеству в гр. 7, 8). С его помощью «устраним неоднозначноcти», т. е. фактически (с учетом новых требований) преобразуем (переведем) ранее проведенные корректировки из «дельт» в «развернутый» современный вид (строками «-»/«+»). Поэтому

РК с причиной «Усунення неоднозначностей» будет «нулевым»

То есть такой РК сумму компенсации никак не изменяет, поэтому его в ЕРНН регистрируем самостоятельно. Причем у него есть своя особенность (!), связанная с заполнением «минусовых» строк. Так как цена на часть товара в прошлом изменялась, то в «минусовых» строках «ценовую» гр. 8 РК не заполняют (оставляют пустой), зато объемы в гр. 13 отражают «скорректированные» — уже с учетом (!) поменявшейся цены (подробнее см. пример). А дальше в «плюсовых» строках эти объемы расшифровывают: в каком количестве стало товара и по какой цене;

второй РК — для проведения непосредственно корректировки — в нашем случае на частичный возврат товара с причиной «Зміна кількості» (подробнее о составлении РК при возвратах см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 29, с. 9). Такой РК регистрирует покупатель.

Пример 1. В 2017-м поставили покупателю 10 единиц товара E по цене 100 грн. за единицу (без учета НДС); в НН у товара Е порядковый номер «3», всего в НН было 5 позиций. Затем на часть товара Е (на 4 единицы) сделали скидку: снизили цену на 10 грн. (т. е. до 90 грн. за единицу, без учета НДС). По старым правилам оформили «скидочный» РК на дельту «-40 грн.». Теперь покупатель возвращает 3 единицы скидочного товара Е по цене 90 грн.

Тогда корректировки проведем в 2 шага:

— шаг 1: устраняем неоднозначности (составляем промежуточный РК с причиной «Усунення неоднозначностей»):

img 1

Рис. 1. Фрагмент первого РК на «Усунення неоднозначностей»

— шаг 2: оформляем частичный возврат товара (составляем РК с причиной «Зміна кількості»):

img 2

Рис. 2. Фрагмент второго РК на частичный возврат товара

Добавим, что аналогичным образом, через промежуточный РК на «Усунення неоднозначностей» сегодня удается провести корректировки, если менялся код НДС-льготы (в гр. 9 НН). Тогда в таком РК с помощью двух строк (с «-» и с «+») изменим старый код НДС-льготы на новый (а если раньше кода не было, а потом он появился, то в первой «минусовой» строке этого РК в гр. 12 значение кода укажем «нулевым», т. е. запишем «0», тогда РК зарегистрируется).

В общем, возьмите на заметку, что «нулевой» РК с причиной «Усунення неоднозначностей» появляется тогда, когда «за плечами» уже есть корректировки по старым правилам (на «дельты») или когда нужно что-то отрегулировать (как, например, в ситуации с кодом НДС-льготы). Такой РК призван преобразовать «старые» корректировки в современный вид. То есть РК с причиной «Усунення неоднозначностей» актуален только для корректировок «старых» НН (в СЭА «рубеж» почему-то выбран серединой марта и говорится о возможности составления таких РК к НН, составленным раньше 15.03.2018 г.).

Правда, пока остаются под вопросом корректировки старых «бескодовых» НН (когда товары/услуги не кодировались) и «старых» НН, в которых строки не нумеровались, — такие ситуации вот-вот должны урегулировать.

Ну и насчет причин «Зменшення обсягу»/«Зменшення кількості…» придется подождать обещанных официальных разъяснений.

Ошибочная «лишняя» НН

Ошибочно составили и зарегистрировали НН повторно (по второму событию — отгрузке). Как исправить ситуацию, как отменить «лишнюю» НН?

Официальных разъяснений, как «отозвать» лишнюю НН, пока что нет. Ну а проблема возникает от того, что

среди «разрешенных» причин корректировки больше нет причины «Виправлення помилки»

А потому если необходимо отменить ошибочную «лишнюю» НН, то пока что это можно сделать через причину «Повернення товару або авансових платежів» (с корректировкой по количеству в гр. 7, 8 РК). Хотя она в действительности и не будет отвечать сути операции, но, тем не менее, позволит обнулить НН (и выровнять лимит). Ну и поскольку РК с такой причиной будет «уменьшающим», зарегистрировать его должен покупатель.

Впрочем, особо осторожные плательщики, желающие лишний раз перестраховаться и защититься от нападок проверяющих (что, мол, РК не с той причиной), могут поступить следующим образом: сперва направить на регистрацию РК с причиной «Виправлення помилки» (и сохранить отказывающую квитанцию, подтверждающую невозможность его регистрации), после чего зарегистрировать РК уже с одним из разрешенных видов причины.

Пример 2. После предоплаты (первого события) по отгрузке товара А (100 единиц по цене 200 грн. за единицу без учета НДС) ошибочно составили и зарегистрировали еще одну НН.

Тогда исправляющий РК (на отмену «лишней» ошибочной НН) заполним так:

img 3

Рис. 3. Фрагмент РК на отмену «лишней» ошибочной НН

НН с неверной датой (ИНН)

Ошибочно составили НН не той датой (не по первому событию). Как устранить ошибку? Составлять ли новую НН?

В таком случае НН, составленную не по первому событию, как ошибочную нужно обнулить, после чего составить верную НН датой первого события.

Для этого придется провести исправления в 2 шагачерез:

исправляющий («уменьшающий») РК — с его помощью обнулим неверную НН. Причиной корректировки в нем укажем «Повернення товару або авансових платежів» (поскольку именно она, как отмечалось, сегодня позволяет «отминусовать» данные НН и никакой другой причины для ошибок нет); его заполним по аналогии с РК, фрагмент которого приведен выше (см. рис. 3), и

новую НН. Учтите (!): новую НН нужно оформить датой возникновения налоговых обязательств (т. е. правильной датой первого события). При ее запоздалой регистрации (т. е. спустя 15 календарных дней с даты первого события) за просрочку регистрации применят штраф по п. 1201.1 НКУ (ср. ).

К слову, похожим образом получится исправить ошибки в ИНН (в т. ч. на неплательщика). Для этого:

— исправляющим РК (с причиной «Повернення товару або авансових платежів» — раз другой причины нет) обнулим неверную НН, составленную на ошибочного покупателя. Такой РК должен зарегистрировать ошибочный покупатель, после чего

— составим новую НН (датой первого события) на настоящего покупателя (с правильным ИНН).

Таким же способом исправлять ошибки в ИНН советуют и налоговики в БЗ 101.16. Правда, о самом интересном — какую причину корректировки записывать при этом в гр. 2 РК — контролеры почему-то умалчивают. Пока отминусовать данные неправильной НН, повторим, удается с помощью причины «Повернення товару або авансових платежів».

Суммовые ошибки в НН

При составлении НН ошиблись в суммах (НН составили на сумму больше, чем положено). Как быть?

При суммовых ошибках данные в НН придется уточнять (корректировать/менять в большую или меньшую сторону) с помощью РК. Еще раз повторим, что каких-то спецпричин для НН-ошибок нет. Поэтому в зависимости от допущенной ошибки в сегодняшних условиях провести такие «уточнения» удается, воспользовавшись одним из следующих типов причины: «Зміна кількості» (например, при ошибках в количестве), «Зміна ціни» (при ошибках в цене), «Зміна номенклатури» (при ошибках и в цене, и в количестве). Хотя, в действительности, они и не будут отвечать сути операции.

Тогда, используя любую из указанных причин, к ошибочной НН составим исправляющий РК. В таком РК заполним две строки:

— первой строкой (с «-») полностью снимем всю строку НН с ошибочными данными, а

— второй строкой (с «+» с новым (!) порядковым номером) приведем по товарной позиции правильные данные.

Представим, что причиной суммовой ошибки в НН послужило завышение цены.

Пример 3. В НН на товар Д (50 единиц по цене 18 грн. за единицу, без учета НДС) ошибочно указали завышенную цену 19 грн. (в НН у товара Д порядковый номер «5», всего в НН было 7 позиций). Тогда исправляющий РК (на исправление суммовой «ценовой» ошибки в НН) заполним так:

img 4

Рис. 4. Фрагмент РК на исправление суммовой ошибки в НН в цене

Несуммовые ошибки в НН (в кодах/номенклатуре)

При заполнении НН ошиблись в номенклатуре (указали не тот товар). Как это исправить?

К счастью, контролеры уже пролили свет на ситуацию и разъяснили, как исправлять несуммовые ошибки (в номенклатуре товаров/услуг или их кодов по УКТ ВЭД/ГКПУ) в БЗ 101.16.

Их исправляют с помощью РК, в котором заполняют две строки:

— первой строкой (с «-») отминусовывают строку НН с неправильной номенклатурой (кодом);

— второй строкой (с «+» с новым порядковым номером) добавляют строку с правильной номенклатурой (кодом).

Внимание (!): при исправлении несуммовых ошибок (в кодах/номенклатуре) причиной корректировки в каждой (!) строке РК указывают: «Зміна номенклатури».

Таким образом,

несуммовые ошибки в НН (в кодах/номенклатуре) налоговики советуют исправлять как изменение номенклатуры

Пример 4. В НН ошибка в номенклатуре: ошибочно указали товар Бвместо товара С (цену/количество показали верно). В НН у товара Б порядковый номер «2», всего в НН было 5 позиций.

Тогда исправляющий РК заполним так:

img 5

Рис. 5. Фрагмент РК на исправление несуммовой ошибки в номенклатуре

В целом, порядок исправления несуммовых ошибок похож на предыдущий, с той лишь разницей, что плюсовые строки в РК теперь нужно нумеровать по-новому и вместо прежней причины «Виправлення помилки» указывать причину «Зміна номенклатури».

Хотя, если забыли поставить импортную отметку «х» в гр. 3.2 НН, можно не исправлять, поскольку это не мешает идентифицировать операцию и «не отменяет» НК у покупателя (письмо ГФСУ от 30.01.2018 г. № 345/6/99-99-15-03-02-15/ІПК).

Ошибка в шапке НН (кроме даты/ИНН)

При заполнении заглавной части (шапки) НН ошиблись в наименовании покупателя (однако ИНН указали верно). Как исправить?

Приятно, что налоговики разъяснили и эту ситуацию в БЗ 101.16. Рецепт остался тем же. Ошибки в наименовании продавца/покупателя (или номере филиала) исправляются с помощью РК, в заглавной части (шапке) которого:

— все правильно заполненные реквизиты повторяются, а

— реквизит, в котором была допущена ошибка, записывается правильно (т. е. заполняется без ошибок).

При этом табличную часть в таком РК (раздел А и гр. 1 — 14 раздела Б) оставляют пустой — не заполняют. Таким образом,

подход к исправлению ошибок в шапке не изменился: их исправляют «пустым» РК с переписанной шапкой

Впрочем, ошибки в шапке (если не в дате и не в ИНН) не слишком уж критичны, поскольку, по большому счету, не мешают идентифицировать операцию (подробнее см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 34, с. 3).

Невидимые символы в РК (нули, пробелы, переносы)

Заполнили РК на возврат товара (в том числе «количественные» гр. 7, 8). Пришла квитанция, что одновременное заполнение в РК граф «Коригування кількості» и «Коригування вартості» не допускается. Как это может быть, ведь «ценовые» гр. 9, 10 в РК не заполняли?

«Сюрпризы» могут приходить с нежданной стороны: на ровном месте их может преподносить само программное обеспечение. Наглядным подтверждением тому как раз и стал заданный вопрос.

Пустые ячейки. Проблема возникала от того, что в РК в пустых (незаполненных) ячейках программное обеспечение автоматом ставило «нули», которые становились видимыми, только если «стать» курсором на ячейку. Поэтому если корректировали количество (т. е. в РК заполняли «количественные» гр. 7, 8), то в незаполненных «ценовых» гр. 9, 10 «благодаря ПО» оказывались невидимые «нули». А следовательно, ПО воспринимало эти графы как заполненные и расценивало как ошибку (одновременное заполнение).

Чтобы исправить ситуацию, приходилось «чистить» ячейки и в ручном режиме убирать из них «нули» (удалять нули, став курсором на ячейку). После таких манипуляций РК беспроблемно регистрировался.

Номенклатура. Еще причиной отказа в регистрации РК могли стать «некорректные символы» в номенклатуре. Поэтому при заполнении РК важно правильно (точь-в-точь с НН) переписать номенклатуру. Лучше всего ее копировать с НН, чтобы не возникало расхождений. Иначе лишний символ (пробел, перенос, разбивка на две строки и т. п.) на ровном месте может стать преградой к регистрации РК.

Так что учтите: если в причине отказа говорится об «одновременном заполнении граф РК» или «некорректных символах», проверьте заполнение номенклатуры (чтобы не было лишних знаков) или пустых ячеек (чтобы не было нулей).

И кстати, причину корректировки в гр. 2 РК пишем без кавычек — приводим формулировку полностью (!), в точном соответствии с тем, как указано в квитанции, не сокращаем и не обрываем.

На каждую причину корректировки — отдельные РК

Отгрузили покупателю несколько позиций. Одну покупатель возвращает, на другую делаем скидку. Не получается провести все корректировки одним РК с разными причинами. Как быть?

Действительно, программное обеспечение на сегодняшний день настроено таким образом, что пропускает РК только с какой-то одной причиной (а вот с двумя причинами и более РК не регистрирует). В итоге, если требуется провести корректировки по разным основаниям (как в заданном вопросе: на возврат и на скидку), то

объединить сразу несколько причин в одном РК нельзя

Поэтому в вашем случае придется составить и зарегистрировать два РК — под каждый (!) тип причины:

— один — на возврат товара — с причиной «Повернення товару або авансових платежів»;

— второй РК — на скидку — с причиной «Зміна ціни».

Хотя, как знать, возможно, что со временем ПО перенастроят. Ну а подробнее об РК мы поговорим в одном из ближайших тематических номеров.

выводы

  • Если раньше к НН уже составляли РК по старым правилам, то провести корректировку получится через промежуточный РК с причиной «Усунення неоднозначностей».
  • Ошибочно составленную НН пока что можно обнулить с помощью причины «Повернення товару або авансових платежів».
  • Суммовые ошибки в НН можно устранить с помощью причин: «Зміна кількості», «Зміна ціни», «Зміна номенклатури», а несуммовые ошибки (в номенклатуре, коде УКТ ВЭД/ГКПУ) — с помощью причины «Зміна номенклатури». Ошибки в шапке НН, как и прежде, исправляют пустым РК.
  • Причиной отказа в регистрации могут быть невидимые символы в РК (нули, пробелы, переносы), поэтому проверьте, чтобы их не было в РК.
  • В одном РК не удается совместить две и более причины корректировки. Поэтому на каждую причину составляют отдельный РК.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше