Темы статей
Выбрать темы

Учитываем расходы на тендер

Алешкина Наталья, налоговый эксперт
Как вы уже знаете (cм. статью на с. 13), отныне каждое заинтересованное лицо может беспрепятственно принимать участие в тендере. Однако за такое удовольствие нужно платить. Какие расходы ожидают участника, пожелавшего принять участие в публичных торгах? Как участнику-юрлицу отражать такие расходы в налоговом и бухгалтерском учете? Вот об этом пойдет речь в нашей статье.

Сразу скажем: для целей определения объекта обложения налогом на прибыль ориентироваться следует полностью на бухгалтерский учет. Поскольку, в общем случае, никаких налоговых разниц в отношении «тендерных» расходов НКУ не предусматривает. Лишь в исключительном случае, когда участник не выполняет своих обязательств, может «сработать» «штрафная» разница, но о ней мы скажем позже.

А прежде чем приступить к описанию бухучета, давайте разберемся с тем, с какими расходами участнику тендера придется столкнуться.

Какие бывают «тендерные» платежи?

Можно обозначить две статьи денежных затрат, с которыми сталкивается участник тендера:

(1) плата за подачу тендерного предложения (тарифы установлены в п. 4 Порядка № 166*), оплата прочих услуг авторизированной электронной площадки и расходы на подготовку тендерной документации;

* Порядок функционирования электронной системы закупок и проведения авторизации электронных площадок, утвержденный постановлением КМУ от 24.02.2016 г. № 166.

(2) обеспечение тендерного предложения (ст. 24 Закона № 922) и от участника-победителя обеспечение обязательств выполнения им договора о закупке (ст. 26 Закона № 922). Эти платежи осуществляются при условии, что такие требования указаны заказчиком в объявлении о проведении закупки.

При этом первая статья денежных расходов напрямую связана с подготовкой к участию в тендере, а вторая носит характер гарантийных сумм, обеспечивающих выполнение участником конкретных действий. Как правило, гарантийные средства подлежат возврату участнику.

Ниже кратко расскажем обо всех этих денежных платежах.

Расходы на подготовку

В первую очередь участнику следует помнить, что за подачу тендерного предложения, раскрытого в ЭСЗ, на электронной торговой площадке взимается плата. Тарифы за участие установлены п. 4 Порядка № 166 и зависят от ожидаемой стоимости предмета закупки (см. в таблице).

Тарифы для участия в тендере

Бюджет закупки

Размер платы*, грн.

Не более 20 тыс. грн.

17

Не более 50 тыс. грн.

119

Не более 200 тыс. грн.

340

Не более 1 млн грн.

510

Более 1 млн грн.

1700

* Размер платы определен с учетом налога на добавленную стоимость (п. 4 Порядка № 166, см. также письмо ГФСУ от 06.10.2016 г. № 21765/6/99-99-15-03-02-15).

В случае отмены торгов или признания их несостоявшимися оператор авторизованной электронной площадки возвращает плату участнику/победителю, кроме случаев, когда предложение участника/победителя было отклонено.

Кроме того, для участия в тендере на конкретный предмет закупки участнику необходимо в электронной форме подать тендерное предложение, которое должно соответствовать тендерной документации заказчика. Документы должны подтверждать соответствие участника квалификационным критериям (ст. 16 Закона № 922) и содержать техническое описание предмета закупки Поэтому участнику, возможно, придется потратиться на подготовку таких документов. Ведь этот момент может существенно повлиять на результаты торгов.

Гарантийные платежи

Как мы уже сказали, гарантийных платежа может быть два.

1. Заказчик от всех участников (потенциальных поставщиков) имеет право требовать обеспечения тендерного предложения. Иными словами, предоставления денежной гарантии исполнения обязательств участника перед заказчиком, возникших в связи с представлением тендерного предложения (ч. 8 ст. 1 Закона № 922).

Причем размер обеспечения в денежном эквиваленте не может превышать:

0,5 % ожидаемой стоимости закупки в случае закупки работ и 3 % — в случае проведения торгов по закупке товаров или услуг

Такой гарантийный платеж уплачивается участником одновременно с подачей тендерного предложения и подлежит возврату в сроки, указанные в ч. 4 ст. 24 Закона № 922. Исключительные случаи, при наступлении которых суммы гарантий не возвращаются участнику, прописаны в ч. 3 ст. 24 Закона № 922.

2. Еще один гарантийный платеж может взиматься только с участника— победителя тендера. Этот платеж предназначен для обеспечения исполнения обязательств участника перед заказчиком по договору о закупке. Размер его не может превышать 5 % стоимости договора и такое обеспечение также подлежит возврату после выполнения участником своих обязательств.

Заметьте: и первый, и второй гарантийные платежи в тех исключительных случаях, когда они не возвращаются участнику, подлежат перечислению заказчиком в соответствующий бюджет (п. 5 ст. 24 и п. 3 ст. 26 Закона № 922).

Отражаем в учете

В бухучете все траты, связанные с подготовительными работами по участию в тендере, в частности оплата за услуги электронной площадки, подготовку тендерной документации и т. д., напрямую связаны со сбытом товаров, работ (услуг). При этом расходы признаются расходами определенного периода одновременно с признанием дохода, для получения которого они осуществлены. Расходы, которые невозможно прямо связать с доходом определенного периода, отражаются в составе расходов того отчетного периода, в котором они были осуществлены (п. 7 П(С)БУ 16 «Расходы»).

В общем, руководствуясь стандартами бухучета (пп. 5, 7 П(С)БУ 16, п. 3 разд. І НП(С)БУ 1 «Общие требования к финансовой отчетности»),

«тендерные» расходы следует относить в состав расходов на сбыт в периоде их фактического осуществления

Аналогичную точку зрения озвучивает Минфин в своем письме от 27.12.2016 г. № 31-11420-07-16/37214 (ср. ). Правда, он предлагает «подвязать» направленность «тендерных» расходов к результатам тендера:

— если участник стал победителем торгов — списываем в расходы на сбыт (Дт 93);

— в случае проигрыша в тендере — в прочие операционные расходы (Дт 949).

С чего вдруг появилась такая зависимость? Ведь стандарты бухучета ничего подобного не содержат. Минфин, к сожалению, этого в письме не поясняет…

Полагаем, в любом случае, т. е. независимо от результатов торгов, списание «тендерных» расходов нужно отражать по счету 93 в отчетном периоде их осуществления.

Кстати, учитывая, что средства за участие в тендере, перечисленные согласно п. 4 Порядка № 166, в случае его отмены или признания несостоявшимся могут быть возвращены участнику, логично признать их в составе расходов по факту завершения торгов. Тогда в момент перечисления таких сумм учитываем их на счете 39 «Расходы будущих периодов» и только по результатам тендера списываем в расходы.

Что касается налога на добавленную стоимость, то операции по поставке «тендерных» услуг подлежат обложению НДС на общих основаниях. Никаких освобождений и льгот НКУ здесь не предусматривает.

Как разъясняют налоговики (см. письмо ГФСУ от 06.10.2016 г. № 21765/6/99-99-15-03-02-15), операции по поставке услуг в рамках проведения процедур закупок (тендерных процедур) не являются законодательно установленной обязанностью и не относятся к операциям по поставке государственных платных услуг, поэтому освобождение, предусмотренное п.п. 197.1.18 НКУ, на такие операции не распространяется.

Соответственно участник, приобретающий такие услуги с учетом НДС, имеет право включить «входной» НДС в состав своего налогового кредита

Разумеется, при наличии правильно оформленной и зарегистрированной в ЕРНН налоговой накладной.

Обратите внимание! Даже в случае отрицательного результата торгов никаких «компенсирующих» НО согласно п. 198.5 НКУ начислять не нужно. Ведь направленность таких расходов не изменилась — они по прежнему связаны с хоздеятельностью.

С гарантийными платежами дело обстоит иначе. Поскольку они, как правило, подлежат возврату участнику, им не место в составе бухгалтерских расходов. Перечисление гарантийных сумм отражаем проводками: Дт 377 «Расчеты с прочими дебиторами» и Кт 311 «Текущие счета в национальной валюте», а при возврате обратными проводками закрываем задолженность: Дт 311 — Кт 377.

И, безусловно, ни о каком «входном» НДС при перечислении гарантийного платежа речи быть не может. Ведь этот платеж исключительно обеспечивает исполнение обязательств по договору и не является платой за операцию поставки товаров (услуг). То есть здесь попросту отсутствует объект обложения НДС.

И в заключение, как и обещали, о «штрафной» разнице.

А есть ли «штрафная» разница?

Напомним: согласно п. 145.11 НКУ налогоплательщик должен увеличить финансовый результат налогового (отчетного) периода на сумму расходов от признанных штрафов, пени, неустоек, начисленных в соответствии с гражданским законодательством и гражданско-правовыми договорами (ГПД) в пользу лиц, не являющихся плательщиками налога (кроме физических лиц), и в пользу плательщиков налога, которые облагаются налогом по ставке 0 % согласно п. 44 подразд. 4 разд. ХХ НКУ.

То есть НКУ требует проводить корректировки по штрафам, пене, неустойке, начисленным в соответствии с гражданским законодательством и ГПД. Имеются в виду штрафные санкции, предусмотренные гл. 49 ГКУ за ненадлежащее выполнение обязательств по ГПД.

Несмотря на то, что гарантийные суммы напрямую не названы «штрафом, пеней, неустойкой», по своей сути они также относятся к обеспечению выполнения обязательств субъектом хозяйствования (ст. 546 ГКУ). А значит,

гарантийный платеж, который не возвращается участнику, в связи с невыполнением им обязательств для целей п.п. 140.5.11 НКУ может трактоваться как штраф

Несмотря на то, что с таким фискальным подходом можно было бы поспорить, контролеры уже поспешили его озвучить в письме ГФСУ от 27.03.2018 г. № 1260/6/99-99-15-02-02-15/ІПК.

Впрочем, это письмо имеет статус индивидуальной налоговой консультации, а она, как известно, может быть использована только лицом, для которого она предназначена. Однако направление мысли контролеров очевидно… ☹

В таком случае «пропавший» гарантийный платеж участник списывает в состав бухгалтерских расходов на субсчет 948 «Признанные штрафы, пени, неустойки».

В свою очередь, «прибыльщикам», которые применяют налоговые разницы, придется на эту сумму увеличить объект обложения налогом на прибыль (п. 145.11 НКУ) и учесть ее в строке 3.1.11 приложении РІ к декларации по налогу на прибыль.

В общем, все основное об учете «тендерных» расходов здесь сказано. Дальше все зависит от вас.Дерзайте — принимайте участие в тендере и выигрывайте!

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше