Темы статей
Выбрать темы

Подали не ту финотчетность: последствия

Павленко Алексей, налоговый эксперт
На практике бывают случаи, когда предприятие подает финотчетность не по той форме. Обычно этим грешат малые (точнее, микро-) предприятия, подавая формы № 1-м и 2-м вместо № 1-мс и 2-мс. Каковы последствия такой «неформенной» подачи отчетности? Давайте вместе искать ответ.

Вы хорошо знаете, что для микропредприятий, малых предприятий, непредпринимательских обществ и представительств иностранных хозсубъектов, кроме тех, которые обязаны составлять финотчетность по МСФО, установлена сокращенная по показателям финотчетность — в составе баланса и отчета о финрезультатах (п. 3 ст. 11 Закона о бухучете*, п. 2 разд. ІІ НП(С)БУ 1 «Общие требования к финансовой отчетности»). Вопросы подачи таких «облегченных» комплектов финотчетности детальнее регулирует П(С)БУ 25 «Финансовый отчет субъектов малого предпринимательства» (там же приведены и формы). Пункт 2 этого П(С)БУ предписывает ряду субъектов хоздеятельности, отнесенных к малым предприятиям, представлять Финансовый отчет субъектов малого предпринимательства (формы № 1-м и 2-м), а субъектам, по критериям, отнесенным к микро- или имеющим право вести упрощенный бухучет (т. е. единщикам группы 3) — Упрощенный финансовый отчет субъекта малого предпринимательства (формы № 1-мс и 2-мс).

* Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-XIV.

Напомним, что Минфин в письме а от 12.06.2017 г. № 35210-07-10/15486 указывал: если предприятие по результатам деятельности за год потеряло признаки «малого» и соответствует признакам «микро-», то оно может составлять (на выбор) отчетность или «м», или «мс» за отчетный период, в котором это произошло, а со следующего периода — «мс». Однако это письмо в 2018 году утратило свою актуальность, поскольку теперь, чтобы покинуть конкретную группу, предприятие должно не соответствовать ее признакам не менее двух лет (см. ч. 2 ст. 2 действующей редакции Закона о бухучете)

Подробнее о том, по каким новым критериям начиная с 2018 года** определять — предприятие относится к «малым» или «микро-» (а также к средним и крупным), т. е. соответственно — по какой форме ему финотчитываться — читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2017, № 89, с. 4. Согласно новым критериям ряд «микро-» могут перейти в разряд «малых» (пороговый объем годового дохода для «микро-» снижен с 2 млн евро до 700 тыс. чистого дохода от реализации) и должны будут подавать «м» вместо «мс». Кроме того, предельный доход для попадания в «малые» тоже снижен с 10 до 8 млн евро (но «чистого»). В то же время сейчас для попадания в конкретную группу предприятию достаточно соответствовать двум из трех критериев (т. е. размер дохода, когда численность и балансовая стоимость активов «вписываются», может и не учитываться). В общем, не проморгайте эти моменты, иначе вас «вплотную» станет интересовать ответ на рассматриваемый вопрос…

** За 2017 год финотчетность подавали еще с учетом старых критериев (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 6, с. 2).

Заметим:

право субъектам выбирать, по какой форме подавать финотчетность, упомянутые нормативы не предоставляют (даже при ее усложнении — как с подачей «м» вместо «мс»)

Поэтому подача финотчетности не по той форме будет считаться нарушением в первую очередь — требований п. 2 П(С)БУ 25. Что за такое нарушение может «светить» предприятию и/или его должностным лицам?

От статорганов. Здесь последствия за предоставление отчетности не по той форме возможны только административного характера, т. е. для должностных лиц таких «неформатных подателей» финотчетности.

Статьей 1863 КУоАП установлен админштраф, в частности, за непредставление органам государственной статистики данных для проведения государственных статистических наблюдений или представление их недостоверными, не в полном объеме, не по форме, предусмотренной отчетно-статистической документацией. Ответственность установлена в размере от 170 до 255 грн.

Чтобы определить, будет ли применяться этот админштраф за подачу финотчетности не по той форме, нужно понять, какая же документация является «отчетно-статистической» и охватывает ли она также и финотчетность? Термин «отчетно-статистическая документация» был ранее определен в Порядке, утвержденном приказом Госкомстата от 25.12.2008 г. № 521 (ср. ). Из этого термина и из самого Порядка следовало, что финотчетность он не охватывает. И хотя этот Порядок уже отменен, в части пятой ст. 8 Закона «О государственной статистике» от 17.09.92 г. № 2614-XII перечислено, что входит в отчетно-статистическую документацию, и финотчетность туда никак не вписывается. Потому можно уверенно утверждать, что

этот админштраф при подаче финотчетности не по той форме «статистами» применяться не должен

Впрочем, проблемы на практике полностью не исключаются — ведь за непредставление финотчетности «статисты» этот штраф применяют (см. письмо Госкомстата от 01.11.2001 г. № 16-1-67). Да и формулировки ст. 1863 КУоАП формально им для этого развязывают руки. Ведь там указано, что штраф применяется, в частности, за непредставление органам госстатистики данных для проведения государственных статистических наблюдений. А с учетом ст. 9 Закона № 2614 и обязательности представления финотчетности органам статистики неподача финотчетности (как «непредставление данных») может наказываться по ст. 1863 КУоАП. Кстати, в случае представления финотчетности меньшего «объема» (наоборот — когда подали «мс» вместо «м»), могут оштрафовать как за представление данных «не в полном объеме»

Однако наш вид нарушения (подача «м» вместо «мс») привязан в тексте ст. 1863 КУоАП именно к «отчетно-статистической документации». А из содержания этой статьи очевидно, что подачу «не по форме» нельзя приравнивать к неподаче.

От налоговых органов. Финансовая отчетность является обязательным приложением к декларации по налогу на прибыль (отчету об использовании доходов (прибылей) неприбыльной организации) и ее неотъемлемой частью (п. 46.2 НКУ). Штрафа за непредставление вместе с декларацией финотчетности или за представление этого приложения к декларации не по соответствующей форме нормативы не предусматривают (админштраф по ст. 1631 КУоАП сюда никак не клеится). Однако в случае неподачи финотчетности декларацию фискалы могут не принять либо приравнять подачу «некомплекта» к неподаче декларации вообще и оштрафовать за это предприятие — по п. 120.1 НКУ. А вот в случае подачи декларации с «неформенной» отчетностью для обвинений в неподаче декларации оснований у фискалов маловато. Ведь представление обязательного приложения (финотчетности) к декларации не по той форме, по нашему мнению, нельзя приравнивать к непредставлению его вообще и инкриминировать на этом основании неподачу «прибыльной» декларации. К тому же, когда представлен комплект финотчетности для малых («м»), вместо для микро- («мс»), он содержит в себе больше информации, необходимой фискалам для контроля, поэтому штрафовать за такую ничтожную провинность, как за неподачу декларации, будет со стороны фискалов как-то уж совсем неприлично… И еще напомним, что согласно п.п. 49.9.2 НКУ если в течение 5 рабочих дней вам не пришло уведомление об отказе в приеме декларации, то она считается принятой.

Прочее. Для полноты картины заметим, что в КУоАП есть еще админштраф за бухучетные нарушения, предусмотренный в ст. 1642, но, во-первых, этот штраф применим только за неподачу финотчетности вообще и «труднонатягиваем» на случаи с подачей не «по форме», а во-вторых, применять его могут только органы Госфинконтроля (бывшего КРУ), так что этот штраф (да и то — эфемерно) может грозить только работникам «госов» и бюджетников. В общем, хотя штрафы в такой ситуации нарушителю не очень-то и грозят, все-таки старайтесь исполнять требования нормативов и не путаться с формами своей финотчетности.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше