Темы статей
Выбрать темы

«Нет проблем? Создадим!», или Выдумки фискалов о ЕРНН-регистрации РК

Нестеренко Максим, налоговый эксперт
В этом году в начале весны читатели буквально «засыпали» нашу «горячую линию» вопросами о проблемах с регистрацией РК. К сожалению, единственное, что работало для устранения этих проблем, — метод «научного тыка». Так как проблемы с ЕРНН-регистрацией возникали не потому, что читатель неправильно заполнял РК, а потому, что фискалы внезапно ввели ряд дополнительных требований к заполнению РК, не прописанных в Порядке № 1307. Доходило до того, что плательщики не могли зарегистрировать РК из-за одного лишнего пробела в номенклатуре! В этой статье попробуем создать концентрированную «подборку» подобных выдумок фискалов.

Конечно, вымышленные проблемы с регистрацией РК возникают потому, что ваши РК «сканирует» не человек, а машина. А «мозг» машины не воспринимает информацию в соответствии с ее сущностью. Для него важной является лишь форма информации согласно настройкам, которые закладываются людьми, и, как правило, не теми, у которых ежедневно возникают проблемы с регистрацией РК.

Приведем несколько типичных ЕРНН-«ругательств». То есть так называемых «причин», которые плательщики видят в квитанциях при попытке зарегистрировать РК. Причин абсолютно надуманных, если не сказать абсурдных.

Ругательство № 1: «Значення граф 3 — 6, 8, 11, 12 повинно бути однаковим в усіх рядках»

Это едва ли не самое популярное «ругательство». По-видимому, каждый второй читатель, который обращался на нашу «горячую линию» с проблемами ЕРНН-регистрации РК, жаловался на эту фразу. Что она значит? Да, собственно, лишь то, что когда вы в РК указываете номер строки НН, которую корректируете, система автоматически находит эту строку в указанной НН и начинает, простите, «тупо» ее сканировать. Не по содержанию, а именно по форме. Несоответствие первоначальной НН может «вылезти» из-за любой мелочи. Приведем примеры.

Лишние символы. Любой лишний знак (запятая, точка, пробел, другой порядок сокращения, большая буква вместо маленькой, кавычки и т. п.) воспринимается системой как несоответствие строки в РК первоначальным данным по этой строке в НН. Поэтому ради дополнительного спокойствия мы бы рекомендовали, например, копировать (а не перенабирать) номенклатуру поставки, следить, не затесался ли лишний пробел перед данными или после них, когда вы заполняете ту или иную графу, и т. п.

Скрытые символы. Несоответствие, которое станет причиной «ссоры» с системой, могут создать не только видимые, но и невидимые символы. Точнее, символы, которые «закрались» в пустые графы РК. Согласно п.п. 9 п. 16 Порядка № 1307 пустые графы НН и РК должны быть именно пустыми и не содержать нулей, прочерков или других подобных символов. Но иногда из-за электронной формы документов возникает эта проблема.

Например, в какой-то графе, которая у вас должна быть пустой, у вас «сидит» нуль, который вы не увидите, пока не «станете» курсором в эту графу. Или же вы случайно в какой-то пустой графе нажали клавишу Enter или Tab. В этих случаях система тоже воспринимает строку РК как отличающуюся от строки НН, которую нужно откорректировать.

«Старое вино в новые мехи». Также проблема несоответствия строки РК строке первоначальной НН может появиться в том случае, когда мы сейчас составляем РК к «старым» НН. Например, если нужно составить РК к НН, составленной по форме, утвержденной приказом от 22.09.2014 г. № 957 (ср. ), где вообще не было нумерации строк. Или же нужно составить РК к НН, составленной до 01.01.2017 г., когда для большинства товаров (и для всех услуг) необязательным было указывать код УКТ ВЭД (код ГКПУ). В таких случаях просто физически невозможно добиться полного соответствия между НН и РК.

Фискалы позволяют не заполнять графу 1 «№ з/п рядка податкової накладної, що коригується» в РК к НН старой формы (см. консультацию из БЗ, подкатегория 101.15). Но работает ли этот принцип на практике? Дудки! На практике система, наоборот, требует указывать в РК номер строки НН. И если в самой НН такой строки нет, его надо присвоить (подсчитать). Подробнее об этом читайте в статье на с.17 сегодняшнего номера. Поэтому в случае с номером строки фискалы настроили систему ЕРНН-регистрации на обязательное наличие в РК номера строки НН. Так же, как и в случае с кодом УКТ ВЭД (кодом согласно ГКПУ). Ведь РК с кодом УКТ ВЭД к НН, в которых не был указан код УКТ ВЭД, система в начале мая начала принимать.

Ругательство № 2: «Поле «Причина коригування» містить неприпустиме значення»

Это — та причина, которая едва ли не первой «огорошила» плательщиков в самом начале нынешней весенней «эпопеи» с ЕРНН-регистрацией РК. Вдруг, без всяких предупреждений, были введены так называемые «индикативные причины корректировки». И только потом, задним числом, ГФСУ разъяснила, что сейчас система «понимает» только семь причин корректировки: (1) «Зміна кількості»; (2) «Зміна ціни»; (3) «Зміна номенклатури»; (4) «Повернення товару або авансових платежів»; (5) «Зменшення обсягу при нульовій кількості»; (6) «Зменшення кількості при нульовому обсязі»; (7) «Усунення неоднозначностей».

Причины корректировки указываем в РК без кавычек и в точном соответствии с перечисленными фразами. Никаких других причин корректировки система теперь не воспринимает. Подробно о том, под какие ситуации подходит каждая из указанных причин, читайте на с. 14.

Ругательство № 3: «Документ має містити парну кількість рядків»

Эта проблема «постучалась» в двери (и в окна) плательщиков НДС почти одновременно с предыдущей. Вместе с введением «индикативных» причин корректировки фискалы внезапно решили, что осуществлять РК-корректировку необходимо в две строки: первой строкой — полностью «аннулировать» строку исправляемой НН, а второй строкой — указывать правильные данные, проставляя в графе 1 РК уже не порядковый номер строки первоначальной НН, а номер, следующий за последним номером строки в НН. Впервые это официально засвидетельствовала консультация из БЗ, подкатегория 101.15 (наш комментарий к ней читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 27, с. 3).

Более того, требование о «парном количестве строк» на практике привело еще и к тому, что система начала требовать, чтобы строки в РК заполнялись исключительно в формате «-» / «+». Например, у вас частичный возврат товаров, которые в НН указаны в строках под номерами 3 и 5, а всего в НН семь строк. Тогда в графе 1 первой строки РК указываем «3» и аннулируем строку 3 НН (со знаком «минус»), а в графе 1 второй строки РК указываем «8» и правильное количество первого возвращенного товара (со знаком «плюс»). И только после этого третьей строкой РК аннулируем строку 5 НН, а четвертой строкой (в графе 1 указываем «9») указываем правильное количество второго возвращенного товара. То есть показывать сначала две строки с «минусом», а потом две строки с «плюсом» в одном РК не получается.

Ругательство № 4: «Значення поля «Причина коригування» повинно бути однаковим у відповідних рядках із негативним і позитивним значеннями обсягу»

Что означает эта длинная-предлинная фраза? На практике она сводится к тому, что в одном РК фактически невозможно осуществить корректировку с двумя разными причинами. Даже если это «правильные» причины корректировки, перечисленные нами выше, и даже если строки в РК идут парами и в формате «-»/«+».

Поэтому если вам нужно в одной НН осуществить корректировку с двумя разными причинами (по разным ли строкам или по одной и той же) — придется составлять два разных РК. Что, в свою очередь, в некоторых случаях может привести к ругательству № 1 (см. выше). Это уже если не говорить о том, если случайно поставили ошибочную причину корректировки .

Что ж… Кто-то, по-видимому, уже сказал, что у него «нет слов, одни только междометия». Но не стоит отчаиваться! Переживем и это. Держитесь!

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше