Темы статей
Выбрать темы

Скоро обновят налоговую накладную

Солошенко Людмила, налоговый эксперт
Приказ Минфина от 17.09.2018 г. № 763

вывод документа

Обновят формы налоговой накладной (НН) и расчета корректировки (РК), а также внесут изменения в Порядок заполнения НН*

* Утвержден приказом Минфина от 31.12.2015 г. № 1307.

Прежде всего самый волнующий вопрос.

Когда вступает в силу? Приказ № 763 вступает в силу с первого числа месяца, следующего за месяцем его официального опубликования (а изменения по итоговым НН — с 1 января 2020 года). На момент выхода номера приказ официально не опубликован (пока не вступил в силу). Поэтому если его опубликуют в ноябре, то он заработает с 1 декабря. Надеемся, что к тому времени под обновление НН с РК программное обеспечение уже настроят.

Впрочем, грядущие НН-изменения нельзя считать чересчур уж сверхъестественными. Скорее, это новшества, продиктованные временем, к которым бухгалтерам не привыкать. Посмотрим, что ждет НН на этот раз.

НН — в новой редакции. Поскольку изменения коснутся всех частей НН (заглавной, табличной, заключительной), то форму НН изложат в новой редакции, что отпечатается в шапке, куда добавят ссылку на приказ № 763 (см. гриф «ЗАТВЕРДЖЕНО» в правой верхней части НН).

Сводные НН. Внимание: в сводных НН вместо обезличенной «Х»-отметки в шапке придется проставлять отличительный цифровой код-признак сводности (от 1 до 4), конкретизирующий, какие это сводные НН, т. е.:

«1» — сводные компенсирующие (п. 198.5);

«2» — сводные распределительные (п. 199.1);

«3» — сводные минбазные (п. 188.1);

«4» — сводные ритмичные (п. 201.4 и «кассовый» п. 44 подразд. 2 разд. ХХ НКУ).

В общем, сводные НН начнут кодировать — забудьте об отметке «Х».

Налоговый номер. В заглавной части НН в полях, отведенных для продавца и покупателя, кроме ИНН плательщика НДС (индивидуального налогового номера) нужно будет фиксировать еще и налоговый номер плательщика налогов (присваиваемый согласно Порядку учета плательщиков налогов и сборов, утвержденному приказом Минфина от 09.12.2011 г. № 1588), т. е.:

— для предприятий — 8-значный код ЕГРПОУ,

— для физлиц — 10-значный идентификационный код (а если его нет у физлица по религиозным убеждениям, то серию и/или номер паспорта).

Причем «налоговый номер покупателя» будет заполняться: (1) во всех НН, составленных на покупателей — плательщиков НДС, и (2) в «специ- фических» НН, составленных на покупателей — неплательщиков НДС по п. 10 Порядка заполнения НН (т. е. на льготные поставки: дипмиссиям и дипперсонам; за счет средств международной техпомощи для ЧАЭС; за счет грантов для борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией — напомним, что в таких НН при этом приводят условный ИНН покупателя «200000000000»).

«Опис (номенклатура)». «Номенклатурную» гр. 2 НН (гр. 3 в РК) озаглавят более корректно: «Опис (номенклатура)…». Ведь в ней и вправду не всегда дословно пишут товарную номенклатуру, а иногда указывают и другие данные, например:

— даты/номера «входных» НН (в сводных компенсирующих/распределительных НН);

— следом за номенклатурой пишут фразу «Перевищення бази оподаткування…» (в минбазных НН);

— группируют товары/услуги по кодам УКТ ВЭД/ГКПУ (как требуют контролеры по итоговым НН).

Новая графа 11 «Сумма НДС». В разделе Б табличной части НН (по-видимому, чтобы решить проблему нестыковок — «копеечных» расхождений) следом за «объемами» появится новая графа 11 — для отражения суммы НДС (в РК — гр. 14). Внимание: в графе 11 разрешено указывать сумму НДС более точно — в гривнях с копейками до 6 знаков (!) после запятой. А в раздел А она уже, судя по всему, будет переноситься с учетом округлений копеек до двух знаков. Аналогичного уточнения нет для «ценовой» графы 7 НН, что создавало проблемы в заполнении НН (подробнее см. письмо ГФСУ от 05.07.2018 г. № 2979/6/99-99-15-03-02-15/ІПК // «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 59, с. 3).

Ошибки заглавной части НН. В Порядке заполнения НН наконец-то закрепят (раньше были только письма, ИНК, БЗ): ошибки в реквизитах заглавной части НН, которые не мешают идентифицировать операцию (как правило, это ошибки в наименовании плательщиков, номере филиала), исправляют «пустым» РК с правильно переписанной заглавной частью. А вот табличную часть разделов А и Б (в том числе причину корректировки) в таком РК не заполняют.

Впрочем, серьезные ошибки (в дате/ИНН), не позволяющие идентифицировать операцию, так исправить не получится — их исправляют через РК и перевыписку НН.

Отмена лишних «ошибочных» НН. Как обещали, наконец-то предложат механизм исправления («аннулирования») лишних «ошибочных» НН (п. 24). Итак, лишнюю «ошибочную» НН обнуляют с помощью «особого» РК с типом причины «20». Причем такой тип причины «20» указывают в верхней левой части РК (в поле «Не підлягає наданню отримувачу (покупцю) з причин») без (!) отметки «Х». При этом в нижней части этого РК (в отдельном информационном поле) приводят справочно реквизиты правильной зарегистрированной НН.

Причем, если мы правильно поняли задумку от Минфина, то в общем случае для обнуления лишней «ошибочной» НН (при условии, что РК к ней не составлялся) такой исправляющий РК с типом причины «20» составляют «уменьшающим» (т. е. сторнирующим НН), поэтому его регистрировать будет покупатель.

А вот если «ошибочную» НН уже раньше исправляли и регистрировали к ней «уменьшающий» РК (т. е. в итоге «ошибочная» НН уже обнулена — исправлена, однако лимит у продавца при этом так и не восстановился из-за ∑Перевищ*), то продавец для восстановления лимита должен составить «пустой» исправляющий РК с типом причины «20» и сам его зарегистрировать. В таком РК продавец заполнит только заглавную и заключительную части, а вот табличную часть (ни строки раздела А, ни графы 1 — 15 раздела Б) не заполняет! В общем, похоже, что «пустым» РК продавец сможет восстановить себе лимит по уже исправленным «ошибочным» НН — и проблема в конце концов будет решена.

* Подробнее о «съедении» лимита при исправлении «ошибочных» НН см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 33, с. 7; № 82, с. 13.

Порядковая нумерация корректировок внутри РК. «Причинную» гр. 2 РК разобьют на две подграфы: 2.1 и 2.2. Зачем? Чтобы вести внутри РК порядковую нумерацию корректировок.

Для этого каждую из проводимых корректировок будем нумеровать своим порядковым номером в гр. 2.2 РК. То есть считать каждую корректировку (и весь блок ее строк, скажем, «-»/«+», «+») отдельной самостоятельной группой корректировки со своим порядковым номером (ввиду чего по всем строкам такой корректировки «-»/«+», «+» поставим одинаковый порядковый номер в гр. 2.2 РК).

При этом каждую группу корректировок в РК нумеруют по порядку, а количество групп корректировок в РК не ограничено. Как знать, может, после этого налоговики разрешат объединять в одном РК все корректировки, даже с разными причинами.

Что же касается собственно причин корректировки (которых на сегодня 7 «разрешенных») — для них теперь отведена гр. 2.1 РК. Правда, заметьте: в гр. 2.1 теперь нужно указывать не название (текстовку) причины (т. е. словами «Зміна ціни», «Зміна кількості» и т. д.), а условный код причины. Такие условные коды причин корректировки должна определять и обнародовать на своем сайте ГФСУ. Поэтому контролеры закодируют причины и заодно, возможно, пересмотрят (расширят) перечень причин (подробнее см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 85, с. 4).

Итоговые НН. Их изменения коснутся только с 2020 года. При этом установят, что заполнять итоговые НН нужно по общим правилам, установленным Порядком заполнения НН (т. е., судя по всему, все графы). Напомним, что сейчас итоговые НН налоговики советуют кодировать: по данным Z-отчетов группировать номенклатуру товаров/услуг по группам, отвечающим определенным «товарным»/«услужным» кодам УКТВЭД/ГКПУ, при этом гр. 4 — 7 в них не заполнять (БЗ 101.16).

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше