Темы статей
Выбрать темы

5 способов говорить как лидер

Зимовин Алексей, практикующий психолог, канд. психол. наук, член Ассоциации политических психологов Украины
В современной психологии накопилась целая куча наблюдений за речью особенно убедительных людей, т. е. тех, кто ведет за собой, управляет, вдохновляет. Этими особенностями мы с вами и поделимся, а вы, уверены, сможете их успешно применить.

1. Местоимения. Лидеры любят играться с местоимениями, ведь именно от этой части речи нередко зависят ответственность, вина, идентичности и отношения в сообщении. Сравните три следующих высказывания:

«Выяснилось, что нужно сокращать штат»;

«Мы считаем, что необходимо сокращать штат»;

«Я считаю необходимым сокращение штата».

В первом случае очевидно, что лидер избегает любой ответственности, он обезличивает субъекта, непонятно, кем выяснилось и откуда выяснилось, вот просто выяснилось — и все. Так что шишки вряд ли посыплются на него.

Во втором случае он использует более предпочтительный вариант избежания собственной ответственности. Он прячется за групповой, коллективной идентичностью «мы». Причем эти «мы» могут пониматься слушателями очень по-разному: то ли эти мы — некое руководство, правление, то ли мы — весь коллектив. Первое, конечно же, вероятнее. Тем не менее благодаря этой формулировке лидер вновь выигрывает кое-что — он не сваливает вину на себя, а распределяет ее между всеми.

Последний случай самый простой — говоря «я», человек приписывает ответственность себе. Иногда вместе с виной, но самое главное — он показывает, что активен и готов и дальше вести за собой, принимая во внимание последствия своих поступков и смело глядя в глаза своим последователям.

Интересна легкая подтасовка «их», которую делает М. Тэтчер в своей речи. Сначала она говорит так: «Британцам (нам. — Примеч. А. З.) угрожали иностранные солдаты (они)». Но уже чуть дальше в ее речи «они» меняются, премьер-министр «проходится» по лидерам объединенного профсоюза машинистов и железнодорожников: «небольшой группки, которая решила использовать свою власть — ради чего? — чтобы задерживать восстановление Британии, которого все наши люди так долго ждали». Таким образом, лидеры профсоюза не только оказываются противопоставлены тем, кого они как бы защищают, но и приравниваются к аргентинским захватчикам. Это прекрасный пример того, как создать убедительную речь лидера, играя с местоимениями.

2. Названия. Недаром в некоторых культурах так много говорят о магии имени. Считается, что тот, кто знает реальное имя человека, может навредить ему или обрести над ним власть. На самом деле лидеры имеют власть именно потому, что называют предметы, явления и других людей определенным образом, влияя на то, как мы будем о них думать. Согласитесь, «террорист» и «борец за свободу», хотя обозначают одного и того же человека, придают ему различное значение. Очень интересно сравнивать наименования одного и того же в украинских и российских СМИ: «террористы» и «ополченцы», «ЗСУ» и «каратели» и т. д. Используя разные названия, эти источники пытаются вызвать и совершенно различные эмоциональные и поведенческие реакции у людей. Так что всегда лишний раз подумайте, как назвать тот или иной проект, как обращаться к тому или иному сотруднику, как называть задачу и т. д.

Интересно, что знаменитая компания Xerox определяет себя как «документальная компания». Да, они делают копировальную технику, но могут заниматься и чем угодно еще, лишь бы оно было связано с документами.

3. Метафоры. Лидеры обращаются к метафорам, чтобы раскрыть определенные смыслы и значения и убедить других в их истинности. Некоторые метафоры встречаются в речи лидеров чаще других. Это метафоры семьи, соревнования, сражения, команды.

Анита Роддик, основавшая компанию Body Shop, говорила: «С самого начала мы управляли компанией, как будто все мы большая семья». Здесь используется метафора семьи, чтобы зацепить определенные ценности последователей.

Так, Мэри Кэй Эш, основательница косметической компании, утверждала: «Девиз нашей компании — сначала Бог, потом семья, потом бизнес». Здесь к семейной метафоре добавляется еще и Бог. Является ли этот девиз правдивым? Ведь бизнес здесь стоит на последнем месте? Вряд ли, но это не главное, главное — лидер высказывает ценности, к которым хочется присоединиться.

В общем-то, метафоры позволяют вам легко выразить сложные идеи, а ведь это основная часть лидерства. Часто самые успешные метафоры становятся достоянием всего общества. Вспомните хотя бы метафору, которую использовал У. Черчилль, — «железный занавес». Она кратко и образно характеризует некий коммуникативный барьер, который разделял Восточную и Западную Европу в то время.

Используйте метафоры, чтобы быть понятым и актуализировать ценности других людей.

4. Истории. Важным приемом лидерства является рассказывание историй. Какие истории о вашей организации и значимых для нее людях вы можете вспомнить?

Так, С. Титц пересказывает историю о руководителе, суть которой сводится к девизу «Все возможно». Этот руководитель, которому на тот момент было уже 80 лет, столкнулся с финансовыми сложностями и попросил огромную сумму у инвесторов. «Это просто невозможно», — сказали они. Тогда он встал, снял обувь и носки, забрался на стол и дважды прошелся по нему босиком, затем слез, обулся и произнес: «Все возможно!» Денег ему дали! Как думаете, чему учит такая история, если ее рассказать сотрудникам компании этого человека?

5. Аллитерация, ритм, повторы. В последней части мы объединяем совсем уж технические особенности речи лидеров. Они часто прибегают к аллитерации — когда 2 и более слога или слова начинаются с одного и того же согласного: «Фолклендский фактор» (М. Тэтчер), «Скромность, скорость и самоуверенность» (Дж. Велш, главный директор General Electric), «Стойкое стремление к свободе» (С. Джобс). Эффект аллитерации в том, что такие повторы помогают ключевой мысли запасть в сознание людей. Кроме того, лидеры склонны к повторам, а их речь достаточно ритмична. Так, М. Л. Кинг в своей речи «У меня есть мечта» начинает 7 предложений, которые следуют одно за другим, с фразы: «Пусть звучит свобода».

Безусловно, чтобы быть хорошим лидером, вам все еще нужны харизма и талант, а не только знание приемов, но вы уже и лучше понимаете социальные механизмы этого явления. Главное — будьте осторожны со своими знаниями, не используйте их, чтобы вредить другим. Если уж люди пойдут за вами, ведите их в сторону позитивных изменений!

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше