Темы статей
Выбрать темы

Жилищные субсидии: новее нового

Бондаренко Ксения, эксперт по социальным вопросам
Уже стало традицией в начале отопительного сезона усовершенствовать механизм предоставления субсидий. Вот и в текущем году с 1 октября заработали новые правила получения субсидий. На что надо обратить внимание и кому пригодятся новации правительства? Читайте дальше.

Прежде чем перейти к делу, заметим: порядок предоставления жилищных субсидий, как и раньше, регулируется Положением № 848*, последние изменения в которое были внесены постановлением КМУ от 17.10.2018 г. № 841. Но применяются они начиная с 1 октября. Именно на этих нововведениях в механизме оформления и предоставления субсидий мы и сосредоточимся дальше.

* Положение о порядке назначения и предоставления населению субсидий…, утвержденное постановлением КМУ от 21.10.95 г. № 848.

Субсидируемые услуги

Правительство расширило область применения программы жилищных субсидий. Так, с 1 октября перечень услуг, на которые предоставляется субсидия, дополнен двумя позициями:

— взносы за установление, обслуживание и замену узлов коммерческого учета;

— взносы за абонентское обслуживание для потребителей коммунальных услуг, предоставляемых в многоквартирных домах по индивидуальным договорам.

Срок назначения субсидии

По общему правилу, субсидия на оплату ЖКУ назначается с месяца обращения до даты окончания отопительного сезона (30 апреля).

Рассчитывается жилищная субсидия на неотопительный сезон — с 1 мая по 30 сентября, на отопительный сезон — с 1 октября по 30 апреля.

Для домохозяйств, которые используют природный газ или электрическую энергию для индивидуального отопления, жилищная субсидия на отопительный сезон рассчитывается с 16 октября по 15 апреля включительно.

В случае подачи заявления в течение двух месяцев с начала отопительного (неотопительного) сезона жилищная субсидия назначается с начала такого сезона. В иных случаях — с месяца обращения.

После окончания срока получения жилищной субсидии органы соцзащиты самостоятельно осуществляют расчет субсидии на следующий сезон для домохозяйств, получавших субсидию в предыдущем сезоне. В то же время:

— домохозяйствам, у которых количество фактически проживающих зарегистрированных лиц меньше, чем количество зарегистрированных лиц;

— лицам, члены семьи которых не зарегистрированы по адресу домохозяйства, а также

— лицам, у которых вообще отсутствуют доходы или среднемесячный доход меньше, чем размер минимальной заработной платы, или за них не уплачен ЕСВ (в размере не меньше минимального) суммарно в течение трех месяцев в периоде, за который учитываются доходы для назначения субсидии (кроме случаев, когда взнос не уплачен по вине работодателя),

назначение жилищной субсидии на следующий срок осуществляется лишь после подачи новых заявления и декларации.

Внимание! Домохозяйствам, которым жилищная субсидия была назначена на неотопительный сезон 2018 года (в том числе и в размере 0 грн.), субсидия будет назначена до конца отопительного сезона без дополнительного обращения. Доходы таких лиц будут учтены за I и ІІ кварталы 2018 года.

Субсидия сверх норматива

По общему правилу, субсидия назначается исходя из единой для всех категорий социальной нормы жилья — 13,65 м2 отапливаемой площади на одного человека + дополнительно 35,22 м2 на домохозяйство.

Вместе с тем нетрудоспособным неработающим лицам, которые проживают сами, в отдельных случаях субсидия может назначаться на норму, превышающую установленную законодательством социальную норму жилья, но не более чем на 30 % (п. 5 Положения № 848).

Пример. В доме общей площадью 82 м2 зарегистрировано и проживает одно неработающее лицо с инвалидностью.

Социальная норма жилья для одного человека составляет 48,87 м2 (13,65 м2 отапливаемой площади на одного человека + дополнительно 35,22 м2 на домохозяйство).

Принято решение назначить субсидию на максимально возможную сверхнормативную площадь 14,66 м2 (48,87 м2 социальная норма жилья для одного человека х 30 %). В таком случае субсидия будет предоставлена на 63,53 м2 (48,87 + 14,66).

Субсидия для больших квартир/домов

Теперь принимается во внимание не общая, а отапливаемая площадь жилого помещения.

Внимание! Субсидия не назначается (п.п. 1 п. 6 Положения № 848) на жилые помещения, отапливаемая площадь которых превышает:

120 м2 — для квартиры;

200 м2 — для индивидуального дома.

Это правило не распространяется на жилые помещения детских домов семейного типа, приемных семей, многодетных семей, семей, в которых на начало месяца, с которого назначается субсидия, проживают трое и более детей, с учетом тех, над которыми установлена опека или попечительство.

Также право на получение жилищной субсидии имеют домохозяйства, если в жилом помещении (доме) оформлено два и более отдельных лицевых счета, при условии, что лицевой счет был разделен до 1 мая 2018 года и отапливаемая площадь части жилого помещения каждого домохозяйства, на которую назначается субсидия, не превышает 120 м2 для квартиры и 200 м2 для индивидуального дома.

Если лицевые счета были разделены после 1 мая 2018 года, жилищная субсидия может назначаться по решению Комиссии.

Алиментщики субсидию не получат

Субсидия не назначается, если среди зарегистрированных в домохозяйстве лиц или членов их семей есть лица, которые, по данным Единого реестра должников, имеют задолженность по исполнительному производству о взыскании алиментов свыше трех месяцев (п.п. 7 п. 6 Положения № 848). Это не касается лиц, являющихся алко- или наркозависимыми, что подтверждается справкой от врача.

Исчисление дохода

Напомним, что при назначении субсидии учитываются доходы лиц, которые зарегистрированы в домохозяйстве, и членов их семей, даже если последние зарегистрированы по другому адресу.

Исключение составляют такие случаи (п. 9 Положения № 848):

— в случае назначения субсидии студентам, зарегистрированным в общежитии по месту обучения, — доходы родителей не учитываются;

— в случае назначения субсидии одному из родителей, проживающему с ребенком, — не учитываются доходы второму из родителей (в случае когда родители разведены).

Уточнено, что учитываются начисленные (а не полученные, как было раньше) доходы (п. 10 Положения № 848).

Для расчета жилищной субсидии среднемесячный совокупный доход учитывается (п. 11 Положения № 848):

— за III — IV кварталы предыдущего календарного года — в случае когда жилищная субсидия назначается с начала неотопительного сезона;

— за I — II кварталы текущего календарного года — в случае когда жилищная субсидия назначается с начала отопительного сезона;

— за два квартала, предшествующих месяцу, который предшествует месяцу обращения за назначением жилищной субсидии, — в случае когда субсидия назначается не с начала отопительного (неотопительного) сезона.

Дополнены перечни доходов, которые включаются и не включаются в совокупный доход во время назначения субсидии. Так, не учитываются:

— уплаченные алименты (при условии документального подтверждения фактической уплаты);

— специальная бюджетная дотация за выращивание молодняка крупного рогатого скота, родившегося в хозяйствах физических лиц.

Кроме того, внесены изменения в правила исчисления доходов некоторых категорий граждан (пп. 11 и 12 Положения № 848). Приведем их в табл.7.

Правила исчисления доходов отдельных категорий лиц

Категория лиц (или ситуация, имеющая отношение к лицу)

Доход, принимаемый в расчет

1. Члены домохозяйства, члены семьи лица из состава домохозяйства, достигшие 14-летнего возраста по состоянию на начало периода, за который учитываются доходы

Зарплата после уплаты НДФЛ; пенсия; стипендия; соцвыплаты; пособие по безработице, другие страховые выплаты; денежные переводы из‑за границы (новая норма); другие доходы

2. Лица, состоявшие в течение периода, за который учитываются доходы, на срочной военной службе

Половина прожитминимума

3. Лица, обучавшиеся на дневной форме обучения в заведениях среднего образования, профессионально-технических учебных заведениях, заведениях высшего образования

Один прожитминимум

4. Лица, зарегистрированные в службе занятости как безработные, которые в этот период обучались в центрах профтехобразования и не получали пособие по безработице (измененная норма)

Один прожитминимум

5. Лица, получавшие пособие по безработице в размере меньше прожиточного минимума (измененная норма)

Один прожитминимум

6. Лица, получавшие пособие по безработице в размере больше прожиточного минимума (измененная норма)

Фактически полученные доходы

7. Лица, которые зарегистрированы в службе занятости, но у которых отсутствуют доходы (измененная норма)

Три прожитминимума за каждый месяц, в котором отсутствуют доходы

8. Лица, находящиеся в сложных жизненных обстоятельствах

Один прожитминимум

9. Лица, которые получали хотя бы один из таких видов дохода, как стипендия; помощь при рождении (усыновлении) ребенка; другие виды госпомощи (измененная норма)

Фактически полученный доход*

10. Лица, имевшие доход (даже меньше минзарплаты), и по состоянию на конец периода, за который учитываются доходы, не достигшие 18-летнего возраста

Фактически полученные доходы

11. Лица, отнесенные к другим категориям граждан

Фактически полученные доходы

12. Лица (у которых отсутствуют доходы или доходы меньше минималки и/или которые не уплачивают ЕСВ), которым назначается субсидия на твердое топливо

Два прожитминимума

13. Во всех иных случаях

Три прожитминимума

14. Для ФЛП - плательщиков единого налога группы 1

Одна минзарплата

15. Для ФЛП - плательщиков единого налога группы 2

Две минзарплаты

16. Для ФЛП - плательщиков единого налога группы 3

Три минзарплаты

17. Пенсионеры (учет дохода в виде пенсии) (измененная норма)

Размер начисленной пенсии за месяц, предшествующий месяцу, с которого назначается жилищная субсидия

* Среднемесячный доход рассчитывают делением общего совокупного дохода (за период, за который учитываются доходы для назначения субсидии) на количество месяцев, в которых он получен.

Заявление и декларация для назначения субсидии

Для назначения субсидии гражданин подает в орган соцзащиты населения по зарегистрированному месту проживания (п. 13 Положения № 848):

— заявление и декларацию (оба документа — по форме, утвержденной приказом Минсоцполитики от 02.05.2018 г. № 604);

— справки о доходах — если информация о доходах, указанная в декларации, отсутствует в соответствующих органах (ГФС, ПФУ, ФСС и т. п.) и не может быть получена по запросу органа соцзащиты населения. Если подтвердить такие доходы справкой невозможно, их отражают в декларации и подают письменное разъяснение с указанием их размера.

Обращаем внимание, что гражданин несет ответственность за поданные сведения о доходах, имуществе, которые повлияли или могли повлиять на установление права на назначение жилищной субсидии и на определение ее размера.

Заявление и декларация считаются не поданными, если:

— не внесены в полном объеме сведения о членах домохозяйства и членах их семьи (т. е. лицах, доходы которых учитываются во время;

не указаны сведения об адресе домохозяйства и номерах лицевых счетов;

отсутствует согласие на обработку персональных данных и данных о доходах и имуществе членов домохозяйства и членов их семьи.

В случае выявления ошибки в указанных выше данных орган социальной защиты населения сообщает гражданину о необходимости исправления ошибки в течение 30 календарных дней. Если в течение определенного срока гражданин не исправил ошибку в заявлении и/или декларации, в назначении субсидии отказывается. Указанный срок может быть продлен на время болезни заявителя, что подтверждается документально.

Как и раньше, предусмотрены такие способы предоставления документов для назначения субсидии:

1) лично (при условии предъявления документа, удостоверяющего личность) в орган социальной защиты населения по месту регистрации;

2) по почте;

3) через уполномоченное лицо исполнительного органа сельского (поселкового, городского) совета (для жителей сельской местности и территориальных громад);

4) в электронной форме с использованием средств телекоммуникационных систем. Если при этом в заявлении и декларации отсутствует электронная цифровая подпись гражданина, такие документы обрабатываются органом социальной защиты населения лишь после их подписания в течение месяца. В случае неподписания заявления и декларации в указанный срок подаются новые заявление и декларация.

Уточнение информации

Обычно орган соцзащиты населения самостоятельно получает сведения и данные, необходимые для назначения субсидии, путем обмена информацией с соответствующими субъектами (управителями, объединениями, исполнителями коммунальных услуг; органами местного самоуправления; Минюстом; МВД; Госпогранслужбой; ГФС; ПФУ и т. п.) (п. 14 Положения № 848).

Но иногда во время обмена информацией выявляются ошибки, которые делают невозможным назначение жилищной субсидии. В таком случае, если информацию, необходимую для назначения субсидии, получить невозможно в результате ошибки, обнаруженной во время обмена информацией, орган социальной защиты населения сообщает гражданину о необходимости исправления ошибки и проводит расчет жилищной субсидии в течение 10 дней после предоставления им обновленных данных и получения необходимой информации.

Если в течение 30 календарных дней после получения сообщения о необходимости исправления ошибки гражданин не совершит действий относительно ее исправления, орган социальной защиты населения отказывает в назначении субсидии. Указанный срок может быть продлен на время болезни заявителя, что подтверждается документально.

Обязательный платеж можно вносить не полностью

Изменен подход к уплате обязательной части платежа при назначении жилищной субсидии. Граждане, которым назначена субсидия, как и раньше, обязаны ежемесячно уплачивать обязательную часть платежа. Но отныне, в случае если стоимость фактически использованной услуги меньше, чем обязательная часть расходов на оплату этой услуги, граждане уплачивают ее фактическую стоимость.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше