Темы статей
Выбрать темы

Предоплата пошла на уплату штрафа: как заполнить РК

Кравченко Дарья, эксперт по оплате труда
Письмо ГФСУ от 28.09.2018 г. № 4242/6/99-99-15-03-02-15/ІПК

вывод документа

Если полученная по договору предоплата направляется в счет погашения штрафных санкций, которые не подлежат обложению НДС, налогоплательщик должен составить РК к НН на сумму такой предоплаты, в гр. 2 которой указать причину корректировки «Повернення товару або авансових платежів»

В комментируемом письме налоговики рассмотрели ситуацию, в которой плательщик НДС предоставляет услуги по организации и проведению мероприятий. При этом по условиям договора в случае отмены или переноса мероприятия заказчик платит штраф. Если он ранее перечислил предоплату, то часть такой суммы (или вся сумма) ему не возвращается, а зачисляется в счет погашения указанного штрафа.

Как исполнителю отразить такую операцию в НДС-учете?

Дело в том, что базу обложения НДС определяют исходя из договорной стоимости товаров/услуг с учетом общегосударственных налогов и сборов (п. 188.1 НКУ).

Поэтому на дату получения предоплаты (первое событие) плательщик НДС (исполнитель) составил налоговую накладную (НН) на сумму полученного аванса и зарегистрировал ее в ЕРНН.

Между тем в состав договорной стоимости товаров/услуг не включаются суммы неустойки (штрафов и/или пени), полученные плательщиком НДС в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения договорных обязательств. На такие суммы начислять НДС не нужно.

Соответственно, в момент, когда изменилось назначение средств, полученных от заказчика (всей суммы или их части), т. е. когда они перестали считаться предоплатой, а перешли в разряд штрафов, исполнителю придется откорректировать начисленные ранее налоговые обязательства. Для этого контролеры советуют ему составить расчет корректировки (РК).

Какую причину корректировки указать в таком РК? Ведь из того перечня причин, которые можно использовать на данный момент, ни одна не подходит*.

* Подробности — в «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 40, с. 14 и № 52-53, с. 3.

В комментируемом письме контролеры предлагают использовать для этих целей причину корректировки «Повернення товару або авансових платежів».

Что ж, это вполне логично. Но только в том случае, если в счет штрафа зачисляется вся сумма полученной предоплаты. Ведь это единственная причина корректировки, алгоритм использования которой позволяет полностью отминусовать данные в строках НН.

Тот факт, что эта причина не соответствует сути проводимой операции (плательщик НДС не возвращает предоплату заказчику, а меняет ее целевое назначение, а именно перенаправляет на погашение штрафа по договору), вас смущать не должен.

Прежде всего вам просто не удастся откорректировать (отминусовать) НО по-другому. А во-вторых, налоговики нашли довольно логичное объяснение такой нестыковки.

Они напоминают о существовании одного из основных принципов бухгалтерского учета — превалирование сущности над формой. Соответственно, для целей налогового учета налогоплательщики должны учитывать экономические последствия, созданные хозяйственными операциями, а не особенности оформления таких операций.

В то же время если в погашение штрафных санкций зачисляется лишь часть полученного аванса, а оставшиеся средства будут идти в оплату услуги, то воспользоваться рекомендациями налоговиков не удастся. Здесь подойдет только причина корректировки «Зміна кількості».

Ну а если часть суммы исполнитель зачислит в уплату штрафа, а часть — вернет заказчику, то для корректировки НО придется выписать два отдельных РК на каждое такое событие. При этом в первом РК вы будете использовать причину корректировки «Зміна кількості», а во втором — «Повернення товару або авансових платежів».

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше