Темы статей
Выбрать темы

Кассовые операции

Вороная Наталья, эксперт по кадровым и налоговым вопросам, Кравченко Дарья, эксперт по оплате труда, Нестеренко Максим, налоговый эксперт, Чернышова Наталья, эксперт по кадровым и налоговым вопросам

Таблица 1. Общие вопросы осуществления кассовых операций

Вывод консультации

Комментарий

Выполнение функций кассира руководителем предприятия

Нормы действующего законодательства не содержат запрета на выполнение функций кассира руководителем предприятия.

При этом при оформлении кассовых документов руководитель имеет право подписывать кассовые документы отдельно как кассир и как руководитель предприятия

(подкатегория 109.15 БЗ)

Здесь добавить нечего. Вывод консультации фискалов абсолютно справедливый. Руководитель имеет право не только уполномочить другого работника предприятия, но и самостоятельно выполнять функции кассира

Самостоятельная сдача наличности в банк обособленным подразделением предприятия

Обособленные подразделения предприятий имеют право сдавать наличную выручку непосредственно в кассы юрлиц или банков либо небанковских финансовых учреждений, которые в установленном законодательством порядке получили лицензию на перевод денежных средств в национальной валюте, без ее оприходования в кассе предприятия

(подкатегория 109.15 БЗ)

До 1 июня 2018 года (дата внесения изменений в Положение № 148) возникали вопросы с оприходованием наличной выручки у обособленных подразделений, которые самостоятельно сдают ее в банк (или небанковское финучреждение). В таких ситуациях на подразделение приходилось заводить «обособленную» кассовую книгу. В противном случае не отраженная в кассовой книге (предприятия или обособленного подразделения) наличность считалась неоприходованной (подробно об этом см. в спецвыпуске «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 32, с. 79). Теперь иметь «обособленную» кассовую книгу необходимости нет, если подразделение не принимает и не выдает наличность по кассовым ордерам. Оприходовать выручку оно может так: сформировать, распечатать Z-отчет и подклеить его к соответствующим страницам КУРО (или занести данные расчетных квитанций в КУРО). Отражать эти суммы в кассовой книге предприятия, как справедливо упомянули налоговики, не нужно, если подразделение самостоятельно сдает наличность в банк

Таблица 2. Кассовые документы

Вывод консультации

Комментарий

Нумерация в кассовых документах

Если в течение календарного года заканчивается или меняется форма кассовой книги, книги регистрации приходных и расходных кассовых ордеров, то нумерация страниц должна начинаться с «1».

При этом нумерация приходных и расходных кассовых ордеров должна

Заметим, что Положением № 148 четкий порядок нумерации приходных и расходных кассовых ордеров не предусмотрен. При этом НБУ (см. письмо от 12.06.2018 г. № 50-0007/32326) предлагал их нумерацию осуществлять в хронологическом порядке с начала каждого месяца с номера «1». То есть здесь мнения налоговиков и специалистов НБУ разошлись. Осторожные налогоплательщики, пожалуй, предпочтут воспользоваться рекомендациями фискалов, ведь именно они придут на проверку

продолжаться, независимо от того, что в течение года заведена новая книга регистрации приходных и расходных кассовых ордеров во избежание кассовых ордеров с одинаковыми номерами

(подкатегория 109.10 БЗ)

Заполнение строки «Видати» РКО* при выплате зарплаты по ведомости

В случае выдачи заработной платы по расходной ведомости кассиром или другим работником, на которого по письменному приказу руководителя возлагаются обязанности, установленные для кассиров, в строке «Видати» кассового ордера, оформляемого на общую сумму проведенных кассовых операций (выдачи наличных по расходной ведомости), указываются Ф. И. О. лица, ответственного за осуществление указанной хозяйственной операции и правильность ее оформления

(подкатегория 109.15 БЗ)

Заметим, что этой же точки зрения теперь придерживается и НБУ (см. письмо от 07.03.2018 г. № 50-0007/13560). Хотя ранее специалисты этого ведомства предлагали указывать в реквизите «Видати» соответствующее подразделение предприятия, получающее денежные средства (см. отмененное ныне письмо от 22.04.2013 г. № 11-117/1363/4874). На наш взгляд, «старое» мнение выглядело логичнее. Ведь наличные, на которые оформляется РКО, выданы по ведомости работникам предприятия, а не в подотчет кассиру. Да и подпись о получении денежных средств в таком РКО кассир не ставит.

Если же следовать действующим разъяснениям контролирующих органов, охарактеризовать соответствующую операцию с наличностью целесообразно в другом заполняемом реквизите такого РКО — «Підстава». Например: «выплата работникам бухгалтерии заработной платы за вторую половину октября 2018 года».

Также обращаем внимание, что указывать в реквизите «Видати» Ф. И. О кассира или другого ответственного работника НБУ требует и в случае заполнения РКО на сдачу наличности в банк (см. письмо от 12.06.2018 г. № 50-0007/32326)

* Здесь и далее — расходный кассовый ордер.

Кассовые ордера у ФЛП

Предприниматели-единоналожники, осуществляющие наличные расчеты с покупателями, не ведут кассовую книгу и не выписывают ПКО*.

Такие налогоплательщики по требованию покупателя предоставляют кассовый чек, товарный чек, расчетную квитанцию, подтверждающую факт продажи товаров

(подкатегория 109.15 БЗ)

На практике всегда находились ФЛП, которые использовали кассовые ордера. Однако в рассматриваемом разъяснении фискалы четко дали понять, что предприниматели выписывать кассовые ордера не должны. Учитывая категоричность налоговиков, лучше использовать те расчетные документы, которые они рекомендуют. Подробнее о таких документах см. в «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 32, с. 86

* Здесь и далее — приходный кассовый ордер.

Заполнение кассового ордера, подписанного уполномоченным лицом

В случае если ПКО или РКО подписан не главным бухгалтером, а лицом, уполномоченным на это руководителем предприятия, то фамилия и инициалы вносятся именно лицом, которое фактически подписывало такие ордера

(письмо ГФСУ от 15.05.2018 г. № 2144/6/99-99-14-05-01-15/ІПК)

Обратите внимание: по мнению НБУ*, уполномоченное лицо может подписываться в расходных кассовых документах и за самого руководителя. Это подтвердили и налоговики в письме ГФСУ от 13.07.2018 г. № 3102/6/99-99-14-05-01-15/ІПК. Хотя в отдельных разъяснениях фискалы возражали против этого (см. письмо ГУ ГФС в Полтавской обл. от 07.08.2018 г. № 3449/ІПК/16-31-14-04-22).

Также имейте в виду: крайне важно, чтобы уполномоченное лицо подписывалось строго согласно своим делегированным полномочиям, т. е. за «свое» должностное лицо. При этом, на наш взгляд, фамилия и инициалы реального «подписанта» могут как вписываться в ордер от руки, так и впечатываться принтером. Ведь ни тот, ни другой вариант заполнения не противоречит предписаниям п. 32 Положения № 148

* См. по ссылке: https://bank.gov.ua/control/uk/publish/article?art_id=21761728&cat_id=80928.

Таблица 3. «Наличные» ограничения

Вывод консультации

Комментарий

При применении «наличных» ограничений полученные и выданные средства суммируются

Прием субъектом хозяйствования в течение одного дня от физлица и выдача такому физлицу наличности в совокупном размере, превышающем 50 тыс. грн., считается нарушением предельной суммы расчетов

(подкатегория 109.13 БЗ)

То есть, по мнению фискалов, для сравнения с предельной суммой расчеты, осуществляемые в течение одного дня с одним и тем же лицом в обе стороны, должны суммироваться

«Наличные» ограничения при выплате заработной платы

Ограничение 50 тыс. грн. касается исключительно наличных расчетов между субъектом хозяйствования и физлицом за товары, работы, услуги и такое ограничение не распространяется на расчеты по выплатам, связанным с оплатой труда сотрудников

(письмо ГФСУ от 22.05.2018 г. № 2260/6/99- 99-14-05-01-15/ІПК)

Конечно, такая либеральная позиция налоговиков радует, но выглядит она весьма сомнительно, ведь действующее законодательство оснований для таких выводов не дает. Кроме того, в письме НБУ от 22.05.2018 г. № 50-0007/28247 изложено противоположное мнение, а именно: выплаты, связанные с оплатой труда, под ограничения подпадают. Учитывая, что налоговики в своих консультациях по этому вопросу часто отсылают к НБУ (см., например, письмо ОКПН ГФС от 06.03.2018 г. № 901/ІПК/28-10-01-03-11), превышать 50 тыс. грн. в день при выдаче зарплаты наличными одному работнику мы бы не советовали. Да и налоговики на местах зачастую ориентируются на позицию НБУ. В частности, в письме ГФС в Сумской обл. от 14.08.2018 г. № 3531/ІПК/18-28-14-06-31 сказано, что «наличные» ограничения распространяются на выдачу и возврат подотчетных средств, выплату финансовой помощи и зарплаты. Также заметим, что НБУ планирует внести изменения в Положение № 148, чтобы разрешить выплату наличными заработной платы без ограничений по сумме

Взносы в уставный капитал и выплата дивидендов

Требования относительно ограничения наличных расчетов физлица с предприятием (предпринимателем) в размере 50 тыс. грн. распространяются на расчеты по сделкам, предметом которых являются любые материальные и нематериальные блага, которые могут быть оценены в денежной форме, в том числе на взносы в уставный фонд и выплату дивидендов физическим лицам

(подкатегория 109.13 БЗ)

В отличие от предыдущего разъяснения, такой вывод налоговиков является вполне логичным и соответствует нормам действующего законодательства

Расчеты с независимыми профессионалами

Если лицо, осуществляющее независимую профессиональную деятельность, не зарегистрировано как ФЛП, то на наличные расчеты с таким лицом не распространяются ограничения в размере 10 тыс. грн.

Вместе с тем на расчеты с таким лицом распространяется ограничение в размере 50 тыс. грн. (подкатегория 109.13 БЗ)

На наш взгляд, для неприменения 10-тысячного ограничения речь должна идти не о регистрации предпринимателем, а о том, выступает ли независимый профессионал при осуществлении данного конкретного расчета в роли ФЛП

Ограничение при приобретении в командировке ТМЦ для предприятия

Ограничение относительно предельной суммы наличных расчетов не распространяется на наличные расчеты, связанные с командировкой работника предприятия.

При этом указанное ограничение в размере 10 тыс. грн. распространяется на приобретение таким работником в течение дня за счет средств, выданных на командировку, ТМЦ

(подкатегория 109.13 БЗ)

Это логично. Ведь работник при приобретении в командировке ТМЦ выступает от имени предприятия-работодателя. При этом не имеет значения, осуществлялось такое приобретение за счет полученной ранее (в кассе либо с использованием корпоративной платежной карточки) наличности или за счет собственных средств работника.

Вместе с тем, если работник приобрел ТМЦ за собственные наличные средства, то на расчет с ним (выплату ему компенсации из кассы субъекта хозяйствования) 10-тысячное ограничение распространяться не должно. Однако здесь не стоит забывать о 50-тысячном ограничении

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше