Темы статей
Выбрать темы

Порядок осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства о труде

Утвержден постановлением Кабинета Министров Украины от 26 апреля 2017 г. № 295

1. Этот Порядок определяет основные задачи и процедуру осуществления Гоструда и ее территориальными органами государственного надзора за соблюдением законодательства о труде.

2. Основной целью государственного надзора является выявление нарушений и недостатков во время осуществления исполнительными органами городских советов городов областного значения, сельских, поселковых, городских советов объединенных территориальных громад и центральными органами исполнительной власти (далее — объект надзора) полномочий, определенных соответственно частью третьей статьи 34 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» и частью второй статьи 259 Кодекса законов о труде Украины (далее — контрольные полномочия).

3. Основными задачами государственного надзора являются:

разработка предложений о путях повышения эффективности осуществления контрольных полномочий;

внесение требования об обеспечении осуществления контрольных полномочий (далее — требование);

принятие мер по инициированию привлечения к ответственности должностных лиц за нарушение законодательства во время осуществления контрольных полномочий.

4. Государственный надзор осуществляют должностные лица Гоструда и ее территориальных органов, должностными обязанностями которых предусмотрено осуществление полномочий государственного надзора за соблюдением законодательства о труде (далее — уполномоченное должностное лицо), что подтверждается служебным удостоверением такого должностного лица.

5. Государственный надзор осуществляется путем истребования, сбора и анализа информации, необходимой для подготовки заключений о состоянии соблюдения объектом надзора законодательства о труде, или путем проведения проверки объекта надзора с выездом по его местонахождению (далее — выездная проверка).

Выездные проверки проводятся уполномоченными должностными лицами в соответствии с индивидуальным графиком, который утверждается руководителем или заместителем руководителя Гоструда или ее территориального органа согласно плану работы Гоструда и ее территориального органа на соответствующий период.

О проведении выездной проверки уполномоченное должностное лицо уведомляет объект надзора не позже чем за пять рабочих дней до ее начала.

6. Срок проведения выездной проверки не может превышать пяти рабочих дней и по обоснованному представлению уполномоченного лица может быть продлен руководителем или заместителем руководителя Гоструда или ее территориального органа до 10 рабочих дней.

7. К участию в выездной проверке в случае необходимости могут привлекаться представители центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, профсоюзов, их организаций и объединений профсоюзов, организаций работодателей и их объединений (по согласию), а также другие уполномоченные должностные лица Гоструда и ее территориальных органов.

8. Перед началом проведения выездной проверки уполномоченное должностное лицо должно предъявить руководителю объекта надзора или уполномоченному им должностному лицу свое служебное удостоверение.

9. Уполномоченному должностному лицу на время проведения выездной проверки предоставляется рабочее место с правом пользования телефонной связью, множительной техникой, другими услугами технического характера, необходимыми для реализации полномочий во время выездной проверки, оформления материалов выездной проверки, общения с должностными лицами объекта надзора (в случае необходимости получения объяснений).

10. С целью осуществления государственного надзора уполномоченные должностные лица имеют право:

1) беспрепятственно получать от объектов надзора документы, информацию, показатели статистической и оперативной отчетности и любые данные, которые связаны с осуществлением контрольных полномочий;

2) задавать должностным лицам объекта надзора вопросы, получать от них необходимые объяснения, отчеты, материалы, другую информацию об уровне и состоянии профилактической работы, причинах нарушений законодательства о труде и принятых мерах по их устранению;

3) анализировать материалы и организационно-предписывающие документы, которые составляются во время проведения и по результатам инспекционных посещений, невыездных инспектирований; показатели статистической и оперативной отчетности; данные сравнения фактически достигнутых результативных показателей осуществления полномочий с показателями выполнения определенных Гоструда планов; данные интервьюирования, анкетирования, опроса граждан и сбора информации от юридических лиц;

4) получать от государственных органов, физических и юридических лиц документы и материалы относительно предмета государственного надзора, получать информацию из автоматизированных информационных и справочных систем, реестров и баз данных, созданных государственными органами;

5) требовать прекращения действий, которые препятствуют осуществлению государственного надзора;

6) делать заключения о состоянии соблюдения объектом надзора законодательства о труде во время осуществления контрольных полномочий (далее — вывод);

7) по результатам государственного надзора инициировать проведение объектами надзора информационно-разъяснительных кампаний относительно наиболее эффективных способов соблюдения норм законодательства о труде, защиты и возобновления трудовых прав работников.

11. В случае выявления нарушения и/или недостатков во время осуществления объектами надзора контрольных полномочий уполномоченные должностные лица имеют право:

1) вносить руководителю объекта надзора обязательное для выполнения требование;

2) инициировать привлечение должностных лиц объекта надзора к ответственности за нарушение законодательства во время осуществления контрольных полномочий;

3) инициировать отмену или остановку действия решений, принятых должностными лицами объекта надзора во время осуществления контрольных полномочий, если они противоречат законодательству о труде.

12. Уполномоченные должностные лица с целью осуществления государственного надзора обязаны:

1) в полном объеме, объективно и беспристрастно осуществлять государственный надзор в пределах полномочий, предусмотренных законодательством;

2) обобщать результаты осуществления государственного надзора;

3) осуществлять методологическое обеспечение государственного контроля за соблюдением законодательства о труде;

4) по письменному обращению объектов надзора предоставлять разъяснения;

5) участвовать в организации проведения и/или проведении обучения, повышения квалификации, подготовки и переподготовки должностных лиц объекта надзора, уполномоченных на осуществление контрольных полномочий.

13. Должностные лица объекта надзора имеют право:

1) проверять у уполномоченного должностного лица наличие служебного удостоверения;

2) не допускать уполномоченное должностное лицо к проведению выездной проверки в случае отсутствия служебного удостоверения;

3) подавать в письменной форме свои объяснения, замечания об устранении нарушений к выводу и/или требованию;

4) требовать от уполномоченного должностного лица внесения записи о проведении выездной проверки в соответствующий журнал проверок (при его наличии).

14. Должностные лица объекта надзора обязаны:

1) допускать уполномоченных должностных лиц к проведению выездной проверки;

2) выполнять требование уполномоченного должностного лица относительно устранения выявленных нарушений требований законодательства о труде;

3) предоставлять документы, объяснения, справки, ведомости, материалы по вопросам, которые возникают во время осуществления государственного надзора;

4) отчитываться о выполнении возложенных на объект надзора контрольных полномочий по форме и в сроки, определенные Гоструда, но не чаще чем один раз в месяц;

5) сообщать уполномоченному должностному лицу о выполнении требования, а также о привлечении к ответственности должностных лиц объекта надзора за нарушение законодательства во время осуществления контрольных полномочий.

15. В случае создания объектом надзора препятствий в деятельности уполномоченного должностного лица (отказ в допуске к проведению выездной проверки, непредоставление информации, необходимой для осуществления государственного надзора, препятствование в реализации других прав, предусмотренных пунктом 10 этого Порядка), отсутствия документов, ведение которых предусмотрено законодательством о труде, составляется акт о невозможности составления заключения (далее — акт), который подписывается руководителем объекта посещения или уполномоченным им должностным лицом.

Копия акта направляется органам или должностному лицу, которым подчинен объект надзора, для принятия мер по устранению препятствий в осуществлении государственного надзора.

16. По результатам осуществления государственного надзора составляется заключение.

В случае выявления нарушений законодательства о труде и/или недостатков во время осуществления контрольных полномочий также составляется требование.

17. Заключение составляется в двух экземплярах, которые подписываются уполномоченным должностным лицом, осуществлявшим государственный надзор, и руководителем объекта надзора или уполномоченным им должностным лицом.

Один экземпляр заключения остается у объекта надзора.

18. Если руководитель объекта надзора или уполномоченное им должностное лицо не соглашается с изложенной в заключении информацией, руководитель объекта надзора или уполномоченное им должностное лицо подписывает заключение с замечаниями, которые являются его неотъемлемой частью.

Объект надзора может подать замечания не позже чем в течение трех рабочих дней с даты подписания заключения. Решение о результатах рассмотрения поданных замечаний предоставляется уполномоченным должностным лицом не позже чем в течение трех рабочих дней с даты их поступления.

19. Требование вносится объекту надзора не позже чем в течение следующего дня после подписания заключения, а в случае наличия замечаний — на следующий день после их рассмотрения.

В требовании указывается срок для устранения обнаруженных нарушений и/или недостатков во время осуществления контрольных полномочий, причин и условий, которые к ним привели, совершения действий, направленных на эффективное осуществление контрольных полномочий. В случае установления срока выполнения требования больше чем три месяца в нем определяется график и запланированные мероприятия его выполнения с соответствующим информированием уполномоченного должностного лица согласно определенной в требовании периодичности.

20. Состояние выполнения требования проверяется после окончания указанного в нем срока выполнения, если объект надзора не предоставил ответ или предоставил его в объеме, недостаточном для подтверждения фактов его выполнения.

21. В случае отказа руководителя объекта надзора или уполномоченного им должностного лица от подписания или при невозможности личного вручения заключение и требование составляются в трех экземплярах.

Два экземпляра заключения и требования направляются объекту надзора заказным письмом с описанием документов в нем и с уведомлением о вручении. На экземпляре заключения и требования, которые остаются у уполномоченного должностного лица, указываются реквизиты почтового уведомления, которое прилагается к материалам инспекционного посещения.

Объект надзора обязан вернуть уполномоченному должностному лицу подписанный экземпляр заключения и требования не позже чем через три рабочих дня с даты его получения.

В случае непоступления в установленный срок подписанного экземпляра заключения и требования они считаются должным образом полученными, объект надзора с ними ознакомлен, а замечания к их содержанию у объекта надзора отсутствуют. Об указанном объекту надзора сообщается заказным письмом с уведомлением о вручении.

22. В случае наличия нарушений требований законодательства о труде, зафиксированных заключением, после рассмотрения замечаний объекта надзора (в случае их поступления) уполномоченное должностное лицо проводит анализ собранных материалов, по результатам которого вносит требование и/или принимает меры по инициированию привлечения к ответственности должностного лица за нарушение законодательства во время осуществления контрольных полномочий.

В случае систематического невыполнения или ненадлежащего выполнения инспектором труда без уважительных причин контрольных полномочий Гоструда на основании соответствующих заключений уполномоченных должностных лиц отменяет служебное удостоверение такого инспектора труда.

23. Требование или заключение уполномоченного должностного лица могут быть обжалованы в 10-дневный срок с даты их получения руководителю или заместителю руководителя соответствующего территориального органа Гоструда.

В случае несогласия с решением руководителя или заместителя руководителя соответствующего территориального органа Гоструда такое решение может быть обжаловано руководителю или заместителю руководителя Гоструда.

Подача в установленный срок жалобы временно прекращает выполнение требования.

Жалоба рассматривается в 30-дневный срок с даты ее поступления, если иное не установлено законом.

По результатам рассмотрения жалоб заключение и/или требование могут быть отменены полностью или в отдельной части.

24. Порядок составления и формы акта, заключения, требования определяются Минсоцполитики.

Порядок составления и формы журналов, инструкции по оформлению документов, которые составляются во время подготовки, в ходе и по результатам мероприятий государственного надзора, определяются Гоструда.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше