Темы статей
Выбрать темы

Какие расходы подтверждает ТТН?

Нестеренко Максим, налоговый эксперт
Вопрос о статусе товарно-транспортной накладной (ТТН) как подтверждающего документа, по-видимому, всех уже «достал» за долгие годы. Подтверждает ли ТТН оприходование перевозимых товаров? Или, может быть, ТТН пригодится, только чтобы подтвердить собственно расходы на услугу перевозки? Нужен ли при оформлении ТТН дополнительный первичный документ на отгрузку товара (скажем, расходная накладная)? Все эти вопросы с подачи фискалов продолжают волновать плательщиков. Что ж, давайте еще раз о них поговорим!

Для начала давайте вспомним, что такое ТТН и в каких случаях она составляется. В этом нам помогут Правила № 363*.

* Правила перевозок грузов автомобильным транспортом в Украине, утвержденные приказом Минтранса от 14.10.97 г. № 363.

ТТН как первичка: теория

Итак, ТТН (в общем случае говорим о документе по форме, приведенной в приложении 7 к Правилам № 363) является основным документом на перевозку грузов. Это не документ строгого учета, его форма может отличаться от той, которую предлагают Правила № 363. Однако ТТН в любом случае должна содержать информацию о (п. 11.1 Правил № 363):

— названии документа, дате и месте его составления;

— наименовании перевозчика и/или экспедитора, заказчика, грузоотправителя, грузополучателя;

— наименовании и количестве груза, его основных характеристиках и признаках, которые дают возможность однозначно идентифицировать этот груз;

— автомобиле (марка, модель, тип, регистрационный номер), прицепе/полуприцепе (марка, модель, тип, регистрационный номер);

— пунктах загрузки и разгрузки с указанием полного адреса, должности, фамилии и подписи ответственных лиц грузоотправителя, грузополучателя, водителя и/или экспедитора.

ТТН составляет грузоотправитель (заказчик) в количестве не менее четырех экземпляров. Первый экземпляр остается у грузоотправителя, второй — передается грузополучателю, третий и четвертый экземпляры, заверенные подписью грузополучателя, передаются перевозчику. А значит,

информация, которая содержится в ТТН, и правила ее составления фактически дают возможность грузоотправителю (продавцу) зафиксировать в ТТН отгрузку товара

А грузополучателю (покупателю) — другим экземпляром той же ТТН вполне можно зафиксировать оприходование товара.

Но на практике не все так просто.

ТТН как первичка: практика

Вышеприведенный подход к роли ТТН в первичном учете операций является чрезвычайно привлекательным, ведь он позволяет «сэкономить» на составлении расходных накладных и других подобных документов. При указанном подходе приобретает особое бухгалтерское значение то обстоятельство, что ТТН согласно Правилам № 363 — это единый для всех участников транспортного процесса юридический документ, который предназначен для:

списания товарно-материальных ценностей, учета на пути их перемещения;

оприходования, складского, оперативного и бухгалтерского учета;

— расчетов за перевозку груза и учета выполненной работы.

Поэтому, казалось бы, все замечательно — составили ТТН и ни о каких других первичных документах беспокоиться не надо! Ведь ТТН пригодится и чтобы продавцу товары списать, и чтобы покупателю их оприходовать, и чтобы перевозчику выполненную работу учесть, и чтобы заказчику перевозки свои расходы подтвердить.

Но фискалы против такой «комбинации»! Они настаивают, что ТТН только подтверждает факт предоставления услуг по перевозке товаров и является одним из дополнительных (но не основных!) документальных свидетельств о реальности осуществления хозяйственной операции по поставке товаров (см. письмо ГФСУ от 19.02.2018 г. № 654/6/99-99-14-03-03-15/ІПК, письмо ГУ ГФС в Ровенской обл. от 07.10.2016 г. № 2388/10/17-00-12-02-10 и разъяснение ГУ ГФС в Херсонской обл. от 25.09.2017 г.*). Поэтому,

* См.: http://kherson.sfs.gov.ua/media-ark/news-ark/311038.html.

по мнению фискалов, изложенному в вышеупомянутых разъяснениях, единственное, что можно подтвердить с помощью ТТН, — это расходы на перевозку

Выходит, что списать собственно товары, которые перевозятся, только на основании ТТН грузоотправитель не может. Как и грузополучатель не может их оприходовать только на основании ТТН. Мол, для этих целей составляйте расходную накладную.

Правда, кое-где фискалы таки признают, что ТТН является первичным документом, который дает право на учет стоимости ТМЦ в составе расходов (см. «Вестник. Официально о налогах», 2017, № 33, с. 38). Однако публикация в официальном издании ГФСУ не имеет статуса налоговой консультации в понимании ст. 52 НКУ. Поэтому без индивидуальной консультации с аналогичным выводом надеяться на указанное разъяснение не стоит.

Свежая судебная практика, с одной стороны, вроде бы смягчает вывод фискалов. Суды справедливо отмечают, что ТТН предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозку автомобильным транспортом, а ее отсутствие не может свидетельствовать об отсутствии реальных хозяйственных операций. Это известная истина, но она «меркнет» рядом с другим выводом, который Верховный Суд принялся повторять из решения в решение в 2018 году. В этом, основном своем выводе суды фактически подтверждают тезисы фискалов: ТТН не является документом первичного бухгалтерского учета, который подтверждает обстоятельства приобретения и продажи товарно-материальных ценностей (см. постановления ВС от 06.02.2018 г. по делу № 816/166/15-а, от 27.03.2018 г. по делу № 2а-8766/12/1370, от 17.04.2018 г. по делу № 816/1587/17, от 21.08.2018 г. по делу № 816/786/15-а, от 04.09.2018 г. по делу № 818/1249/17 и определение ВАСУ от 14.03.2017 г. под № К/800/26970/15**).

** См. соответственно: http://reyestr.court.gov.ua/Review/72029159, http://reyestr.court.gov.ua/Review/73021595, http://reyestr.court.gov.ua/Review/73424867, http://reyestr.court.gov.ua/Review/76002544, http://reyestr.court.gov.ua/Review/76273141, http://reyestr.court.gov.ua/Review/65489678.

Таким образом, на данный момент тенденция (как в разъяснениях налоговых органов, так и в судебной практике) не способствует тому, чтобы считать ТТН полноценным заменителем расходной накладной.

Поэтому рисковать и надеяться, что «одинокая» ТТН поможет вам одновременно оформить не только расходы на перевозку, но и списание/оприходование перевозимого товара, не рекомендуем. Лучше все-таки согласиться с фискалами и действовать по принципу «расходная накладная — для товара, ТТН — для услуг на перевозку». Если ситуация изменится — мы вам об этом сообщим.

выводы

  • Информации, которая содержится в ТТН, теоретически достаточно для того, чтобы подтверждать не только расходы на перевозку, но и списание/оприходование перевозимых товаров.
  • Фискалы в основной массе своих разъяснений настаивают, что ТТН может быть подтверждающим документом только для услуг по перевозке товаров.
  • Верховный Суд в 2018 году неоднократно заявлял, что ТТН не является первичным документом, который подтверждает продажу и приобретение перевозимых товаров.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше