Темы статей
Выбрать темы

Уплати админштраф! Освободись от штрафа по КЗоТ!

Ярмак Мария, юрист
Согласитесь, звучит заманчиво... ФЛП или директор юрлица платит небольшой (по меркам санкций по ст. 265 КЗоТ) админштраф и все! Свободен! Такая ситуация может стать реальностью. По крайней мере, если исходить из судебной практики. Но так ли все просто?

Двойное наказание за одно и то же нарушение

На подобную дерзость нас действительно натолкнула судебная практика. В Едином реестре судебных решений стали появляться весьма обнадеживающие постановления.

Что ложится в основу аргументов? Как же освобождаются от штрафов по ст. 265 КЗоТ после уплаты админштрафа по ст. 41 КУоАП?

Ссылаются на ч. 1 ст. 61 Конституции Украины:

никто не может быть дважды привлечен к юридической ответственности одного вида за одно и то же правонарушение

То есть нельзя, к примеру, привлечь работодателя за непроведение индексации зарплаты по абзацу четвертому и абзацу пятому ч. 2 ст. 265 КЗоТ одновременно.

Но если бухгалтеру за это же непроведение индексации влепили выговор и привлекли к ответственности по ст. 41 КУоАП, то ч. 1 ст. 61 Конституции Украины не защитит. Причина в том, что это разные виды ответственности: дисциплинарная (выговор) и административная (штраф по КУоАП). А значит, не соблюдается одно из условий, установленное в «защитной» норме Конституции Украины: ответственность одного вида.

До недавнего времени финансовые санкции по ст. 265 КЗоТ и административные санкции по ст. 41 КУоАП считались разными видами ответственности. Суды соглашались с законностью постановлений инспекторов по ст. 265 КЗоТ, например, за допуск к работе без оформления трудовых договоров (контрактов). Основанием как раз и служило то, что применение ст. 41 КУоАП и ст. 265 КЗоТ одновременно нельзя считать двойной ответственностью. Причем выводы касались как ФЛП, так и юридических лиц.

Однако сегодня взгляд судебной системы на ситуацию изменился. На мнение стражей правосудия повлияла позиция ЕСПЧ*.

* Европейский суд по правам человека.

Судебная практика

Разделим массив судебной практики о двойной ответственности при применении ст. 41 КУоАП и ст. 265 КЗоТ на две части: для ФЛП и для юрлиц.

ФЛП. Здесь тон задает постановление ВС от 21.12.2018 г. по делу № 814/2156/16**. Судьи освободили работодателя-ФЛП от ответственности по ст. 265 КЗоТ за допуск к работе неоформленного сотрудника, поскольку предпринимателя уже привлекли к ответственности по ч. 3 ст. 41 КУоАП.

** См. по ссылке: reyestr.court.gov.ua/Review/78771378

Аргументация была построена на таких моментах.

Во-первых, формулировки абзаца второго ч. 2 ст. 265 КЗоТ и ч. 3 ст. 41 КУоАП совпадают. То есть нарушение одно — допуск работника к работе без оформления трудового договора.

Во-вторых, по своей сути ответственность по ст. 265 КЗоТ можно отнести к административной.

В-третьих, субъект один и тот же — ФЛП.

Отсюда вывод: налицо все признаки нарушения ст. 61 Конституции Украины. Представители Гоструда привлекли к одному виду ответственности одно и то же лицо дважды.

Обратите внимание: в этом деле постановление о привлечении к админответственности было вынесено судом позже, чем начальник управления Гоструда вынес постановление по ст. 265 КЗоТ.

В отношении ФЛП логика в этих выводах, конечно же, есть. Апелляционные суды активно перенимают опыт «старшего брата», отменяя санкции по ст. 265 КЗоТ (см. постановления Восьмого апелляционного админсуда от 14.03.2019 г. по делу № 857/1119/19, Пятого апелляционного админсуда от 13.03.2019 г. по делу № 1440/2313/18, Восьмого апелляционного админсуда от 26.02.2019 г. по делу № 857/3691/18*).

* См. по ссылкам: reyestr.court.gov.ua/Review/80630568, reyestr.court.gov.ua/Review/80547317, reyestr.court.gov.ua/Review/80126559# соответственно.

Также определенный интерес в нашей ситуации вызывает постановление Седьмого апелляционного админсуда от 22.01.2019 г. по делу № 824/885/16‑а**. Судьи отменили постановление о применении к ФЛП санкций по абзацу второму ч. 2 ст. 265 КЗоТ (допуск к работе неоформленных работников). Причем штраф по ч. 3 ст. 41 КУоАП к работодателю-предпринимателю не применили, а производство по делу закрыли из-за пропуска срока привлечения к админответственности (ст. 38 КУоАП).

** См. по ссылке: reyestr.court.gov.ua/Review/79437019

Апелляционный суд пришел к выводу:

составляя протокол об админнарушении и направляя его в суд, управление Гоструда использовало свое право на привлечение лица к ответственности

Кстати, если суд в рамках производства по делу об админправонарушении по ч. 3 ст. 41 КУоАП (допуск неоформленного работника) не установил вину ФЛП-работодателя, то это тоже может стать основанием для отмены штрафа по абзацу второму ч. 2 ст. 265 КЗоТ (постановление Восьмого апелляционного админсуда от 26.02.2019 г. по делу № 857/3340/18***.

*** См. по ссылке: reyestr.court.gov.ua/Review/80126554

Учтите: инспекторы Гоструда рано или поздно поймут «фишку» с отменой санкций по ст. 265 КЗоТ и попросту могут перестать привлекать к административной ответственности. В таком случае, как вы понимаете, защитный механизм ст. 61 Конституции Украины не сработает. Если вы готовы побороться за штрафы по КЗоТ в суде, то контролируйте ситуацию с составлением админпротокола.

Юрлица. Не исключаем, что позицию с двойной ответственностью Верховный Суд может занять и в отношении юрлиц с единственным учредителем, который одновременно выступает директором. Формально, конечно, субъекты разные: юрлицо и должностное лицо (директор). Однако по сути под наказание попадает один и тот же человек. Тем более в постановлении ВС по делу № 814/2156/16, которое мы с вами обсуждаем, суд указал, что толковать законодательство нужно в интересах того самого человека.

Однако судебная практика низших инстанций пошла еще дальше. Некоторые апелляционные суды применяют выводы о двойной ответственности и к юрлицам, у которых несколько участников.

Для примера возьмем постановление Первого апелляционного админсуда от 30.01.2019 г. по делу № 0540/5974/18-а*. В этом деле под штрафные санкции попало полное общество (а в нем должно быть минимум два участника, см. ч. 2 ст. 114 ГКУ). Предприятие и директора привлекли к ответственности за несоблюдение минимальных госгарантий в сфере оплаты труда (работодатель не оплатил работу сотрудников в выходные и праздничные дни). Директор получил админштраф по ч. 1 ст. 41 КУоАП, а предприятие — по абзацу четвертому ч. 2 ст. 265 КЗоТ.

* См. по ссылке: reyestr.court.gov.ua/Review/79499006

Апелляционный суд, сославшись на постановление ВС по делу № 814/2156/16, о котором мы упомянули выше, пришел к выводу: в этом случае имеет место нарушение ч. 1 ст. 61 Конституции Украины и отменил санкцию по ч. 2 ст. 265 КЗоТ.

Считаем этот вывод некорректным, поскольку в таком случае субъекты ответственности не совпадают. По ст. 265 КЗоТ субъектом выступает предприятие, а по ч. 1 ст. 41 КУоАПдолжностное лицо (директор). К тому же ВС в постановлении по делу № 814/2156/16 как раз и говорит о том, что ключевым отличием ответственности по ст. 41 КУоАП и ст. 265 КЗоТ является именно субъектный состав правонарушения. То есть цель этих двух санкций — наказать и юрлицо, и его директора.

Однако прецедент создан ☺. Так что выводами в отношении юридических лиц тоже можно воспользоваться.

Только не забывайте, что практика апелляционных судов, в отличие от правовой позиции Верховного Суда, особой значимости не имеет. Но если игра стоит свеч, то нужно пробовать.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше