Темы статей
Выбрать темы

Эконалог: отчитываемся за І квартал

Децюра Сергей, налоговый эксперт
За окном уже промелькнул первый квартал 2019 года. А потому субъекты хозяйствования, которые осуществляют загрязнение окружающей среды, начинают готовиться к отчетности по экологическому налогу. В этом году правила взимания этого налога подверглись некоторым изменениям. Что это за изменения и как они повлияли на экоотчетность, читайте дальше.

Вы уже знаете, что с начала текущего года изменились правила взимания эконалога за выбросы в атмосферный воздух двуокиси углерода (СО2)*. Поэтому рассмотрим сегодня именно их. В остальные тонкости взимания эконалога углубляться не будем, а лишь кратко напомним их.

* См. «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 104-105, с. 20

Плательщики эконалога

Обычные субъекты хозяйствования чаще всего являются плательщиками эконалога, только когда осуществляют:

1) выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения (п.п. 240.1.1 НКУ).

В то же время

с 01.01.2019 г. не являются плательщиками эконалога субъекты, которые осуществляют выбросы в атмосферу СО2 в объеме, не превышающем 500 т за год (п. 240.7 НКУ)

При этом как только объем выбросов СО2 превысит 500-тонный предел, такие субъекты обязаны зарегистрироваться плательщиками эконалога в налоговом периоде (квартале), в котором состоялось такое превышение, и составить и подать налоговую отчетность (абзац второй п. 240.7 НКУ).

Как видите, законодатель почему-то выделил в отдельную когорту плательщиков эконалога, которые осуществляют выбросы СО2. Хотя на практике субъекты, эксплуатирующие стационарные источники загрязнения (бытовые котлы, котельные и т. п.), осуществляют одновременно выбросы разных загрязняющих веществ, в том числе и СО2. И за все эти загрязняющие вещества эконалог уплачивали издавна. А значит, такие субъекты будут все равно считаться плательщиками эконалога за выбросы загрязняющих веществ.

Из-за этого, на наш взгляд, условие об отдельной регистрации плательщиком эконалога за выбросы СО2 в размере больше 500 т является мертвым. Оно применимо разве что в случае, когда у субъекта будет стационарный источник, выбрасывающий только СО2 (что не реально).

В то же время

уплачивать эконалог за выбросы СО2 субъекту хозяйствования придется только после достижения 500-тонного предела

А за другие выбросы — в каждом периоде, в котором были осуществлены такие другие выбросы;

2) сбросы загрязняющих веществ непосредственно в водные объекты (п.п. 240.1.2 НКУ);

3) размещение отходов, кроме размещения отходов как вторичного сырья на собственных территориях (п.п. 240.1.3 НКУ). Обычно этот вид эконалога платят лишь спецорганизации, которые действительно осуществляют размещение отходов в понимании п.п. 14.1.223 НКУ.

Предприятие, которое лишь образует отходы и временно, до момента передачи отходов спецучреждению, хранит их, плательщиком эконалога не является.

В то же время налоговики считают, что уплачивать эконалог должны также субъекты хозяйствования, которые временно размещают (хранят) отходы, в частности опасные (аккумуляторы, шины, люминесцентные лампы и т. п.), если они не имеют договора на удаление и утилизацию таких отходов (120.01 БЗ).

Подведем итог. На сегодня обычное предприятие становится плательщиком эконалога, только когда имеет:

— стационарные источники загрязнения (котельные, бытовые котлы и т. п.), которые осуществляют выбросы в атмосферу;

— производство, отходы которого сбрасываются непосредственно в водные объекты

— или размещаются в собственных местах размещения отходов, на использование которых получены спецразрешения уполномоченных органов.

Представителей последних двух категорий плательщиков не так уж и много. Поэтому дальше поговорим о расчете налога только для загрязнителей атмосферного воздуха.

База налогообложения

Объектом и базой налогообложения для тех, кто загрязняет атмосферу, являются объемы и виды загрязняющих веществ, которые выбрасываются в атмосферу стационарными источниками (п.п. 242.1.1 НКУ).

В то же время, когда речь идет о выбросах СО2, то здесь с 01.01.2019 г. действуют несколько иные правила. В соответствии с ними

база обложения эконалогом за выбросы СО2 по результатам налогового (отчетного) года уменьшается на объем таких выбросов в размере 500 т за год

Поэтому уплачивать эконалог за выбросы СО2 следует только за размер выбросов, который превышает 500 т (п. 242.4 НКУ).

Как именно следует считать 500 т для уменьшения базы налогообложения — в целом по предприятию или отдельно по каждому стационарному источнику загрязнения? Прямого ответа в НКУ на этот вопрос нет.

А вот по мнению фискалов, 500-тонное уменьшение и соответственно определение плательщиком определенного субъекта действуют на совокупность выбросов СО2 всеми его источниками загрязнения (120.05 БЗ).

Порядок расчета

Для того, чтобы исчислить эконалог, плательщик должен перемножить две величины для каждого из загрязняющих веществ, выброшенных в атмосферный воздух: (1) объем и (2) ставку (ст. 243 НКУ), после чего найти сумму таких произведений.

Информация о том, какие именно загрязняющие вещества выбрасывает ваш стационарный источник, а также их класс опасности прописаны в спецразрешении на выбросы.

Хотя обычно такие разрешения отсутствуют у большинства субъектов хозяйствования, которые эксплуатируют бытовые газовые или твердотопливные котлы. Поэтому у них возникают вопросы о том, где взять объем осуществленных выбросов. Уплачивать же эконалог они должны даже без наличия разрешения на выбросы (см. БЗ 120.05). О том, как рассчитать объем выбросов стационарным источником загрязнения (бытовым котлом), читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2016, № 97, с. 34.

А как в текущем году рассчитать объем выбросов СО2, за который следует уплатить эконалог?

Ответ на этот вопрос дали налоговики в письме от 29.01.2019 г. № 297/6/99-99-12-02-03-15/ІПК:

— до достижения в отчетном периоде или отчетных периодах 2019 года выбросов СО2 в размере 500 т налоговые обязательства за выбросы СО2 в 2019 году не возникают;

— в первом отчетном периоде 2019 года, в котором суммарный, с учетом предыдущего или предыдущих отчетных периодов 2019 года, фактический объем выбросов СО2 превысил 500-тонный предел, налоговые обязательства исчисляют как разницу между фактическим объемом выбросов, который превысил предельную величину, и предельным количеством выбросов (500 т);

— в следующих отчетных периодах 2019 года, которые наступят в 2019 году после превышения, налоговые обязательства исчисляются как разницы между фактическим объемом выбросов, превысившим предельную величину, предельным количеством выбросов и объемом выбросов, по которым выполнены налоговые обязательства по налогу в предыдущем или предыдущих отчетных (налоговых) периодах 2019 года.

img 1

Рис. 1. Порядок определения объема выбросов СО2, за который уплачивают эконалог

Обращаем внимание! При расчете эконалога за выбросы СО2 за I квартал 2019 года применяют ставку в размере 10,00 грн. за 1 т (п. 243.4 НКУ).

Отчетность

Отчетность по эконалогу подается за отчетный квартал (без использования нарастающего итога) в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем налогового квартала. То есть за І квартал отчетность следует подать не позднее 10.05.2019 г.

Продолжаем использовать привычную форму декларации, которая утверждена приказом Минфина от 17.08.2015 г. № 715 (ср. ). Она состоит из самой формы декларации и 6 приложений к ней. В частности, эконалог за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу рассчитывается по каждому стационарному источнику в отдельном приложении 1 к декларации, откуда показатели переносят в саму форму декларации (в стр. 4.1).

При этом стоит учитывать, что

декларацию за выбросы в атмосферу, за сбросы в водные объекты подают по местонахождению источников загрязнения (п.п. 250.2.1 НКУ)

Кроме того, следует помнить, что отчетность по эконалогу подается по каждому отдельному населенному пункту — отдельно по каждому коду КОАТУУ (п.п. 250.10.1 НКУ). А потому, если у вас есть несколько источников загрязнения, например два стационарных источника загрязнения, то, подавая декларацию, следует учитывать такую особенность.

То есть когда у вас есть два источника загрязнения в разных населенных пунктах, которые подконтрольны одной налоговой, то согласно НКУ нужно подать две декларации по эконалогу.

В то же время форма декларации позволяет подать одну декларацию, в которой (в приложениях) можно рассчитать эконалог относительно разных источников загрязнения, которые находятся в любых органах местного самоуправления (с разными кодами по КОАТУУ). Поэтому контролеры (письмо от 15.02.2016 г. № 5161/7/99-99-15-04-02-17 и 120.05 БЗ) позволяют относительно объектов, которые находятся в разных населенных пунктах, подконтрольных одному органу ГФСУ, подать одну декларацию.

То есть одну декларацию по отдельному коду КОАТУУ контролирующего органа. При этом налог для каждого источника загрязнения в ней следует рассчитывать в отдельном приложении (по каждому коду КОАТУУ).

В то же время, если у вас есть несколько стационарных источников загрязнения в пределах одного населенного пункта (села, поселка или города) или за его пределами (код согласно КОАТУУ один и тот же), то можете подать одну налоговую декларацию за такие источники загрязнения (п.п. 250.10.2 НКУ). Она просто будет иметь несколько приложений, в которых будет рассчитан налог за выбросы отдельным источником загрязнения.

Если же вы находитесь на налоговом учете в городе с районным делением, то можете подавать одну налоговую декларацию за выбросы всеми своими источниками загрязнения, если эти источники расположены на территории такого города (указывается код согласно КОАТУУ по месту пребывания плательщика налога на налоговом учете (городского совета)).

Важно! Если место предоставления декларации по эконалогу не совпадает с вашим основным местом пребывания на налоговом учете, вам следует

оригинал декларации подать по местонахождению источника загрязнения, а копию — по основному месту учета (п. 250.8 НКУ)

Дальше отдельно остановимся на особенностях составления декларации по эконалогу за выбросы СО2.

Отчитываемся за выбросы СО2

Здесь в силу вступают несколько иные правила отчетности. Как мы сказали выше, налоговики считают, что за выбросы СО2 следует уплачивать налог не в разрезе каждого отдельного источника загрязнения, а в целом по плательщику налога.

К сожалению, под эти правила и до сих пор форма декларации по эконалогу не подведена. Так как же приспособить действующую форму и приложения к ней для декларирования обязательств за выбросы СО2?

Как разъясняют налоговики (см. 120.05 и 120.10 БЗ), декларировать налоговые обязательства за выбросы СО2 следует в отдельном приложении 1 к декларации.

В нем плательщик эконалога будет отражать начисление эконалога за выбросы СО2 всеми своими стационарными источниками загрязнения.

По рекомендациям фискалов,

отдельное приложение 1 с начисленным эконалогом за выбросы СО2 следует подавать каждый отчетный период

В периоды до достижения 500-тонного предела в таком приложении налог не будут начислять, а будут отражать лишь фактические объемы выбросов СО2 конкретным плательщиком с начала года.

И только в те периоды, в которые будет превышен 500-тонный предел, в таком отдельном приложении 1 появится сумма эконалога.

При этом в стр. 4.1, 4.2, 4.3 и 4.4 такого приложения будут просто указаны данные об объеме выбросов СО2 за каждый отчетный период (квартал).

Данные же для начисления налога будут содержаться только в строке 4.5.

Учитывая это, в стр. 4.1, 4.2, 4.3 и 4.4 приложения 1 будут заполнены к. 2, в которой будет указываться код двуокиси углерода, то есть «243.4.001», и к. 3, где будет указываться фактический объем выбросов СО2 за І — ІV кварталы отчетного года.

Строка 4.5 будет заполнена только в тех периодах, в которых объем выбросов СО2 превысит 500 тонн. Заполнять его следует так:

— в к. 2 указывают код СО2 «243.4.001»;

— в к. 3 — объем выбросов СО2, за который за отчетный период следует уплатить налог.

При этом определять показатель, который попадет в эту колонку в том квартале, в котором достигнуто 500 т, следует путем определения разницы между фактическим объемом выбросов за такой отчетный квартал или кварталы (если превышение состоялось не в І квартале) и величиной предельного объема выбросов — 500 т. В следующих отчетных периодах, после достижения 500-тонного предела, в этой колонке приводится фактический объем выбросов, осуществленных плательщиком за отчетный (налоговый) квартал;

— в к. 4 — ставка налога 10,00 грн.;

— в к. 5 — сумма налогового обязательства за отчетный квартал к уплате.

Данные о начисленном налоге из стр. 4.5 следует перенести в стр. 4, а оттуда — в стр. 4.1 декларации.

Примеры заполнения приложения 1 за выбросы СО2 см. на рис. 2 и 3.

img 2

Рис. 2. Фрагмент приложения 1 к декларации по эконалогу за выбросы СО2 за І квартал

img 3

Рис. 3. Фрагмент приложения 1 к декларации по эконалогу за выбросы СО2 за ІІ квартал

Уплата эконалога

Эконалог уплачивают в течение 10 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока предоставления отчетности (п. 250.2 НКУ). За І квартал уплатить его нужно не позднее 20.05.2019 г. Место уплаты определяется так же, как и место предоставления декларации. Об этом подробно читайте выше.

Что касается уплаты эконалога за выбросы СО2, то срок уплаты тот же. Место уплаты будет определять сам плательщик, смотря в какой декларации отражено начисление эконалога за выбросы СО2. Приложение с начисленным налогом подается одно по всем источникам. А вот с какой декларацией, непонятно. Ну конечно, за исключением случая, когда у вас один источник загрязнения. Если их несколько, то, на наш взгляд, плательщик эконалога должен сам выбрать место подачи такого приложения. Им будет место выбросов одного из источников. Какой именно источник — решать вам.

Налоговые обязательства за выбросы СО2 уплачиваются на отдельный счет, открытый в Казначействе. Детали ищите в «Налоги и бухгалтерский учет», 2019, № 10, с. 3.

К сведению! Если вы не уплатили эконалог за выбросы СО2 на отдельный счет, то, по мнению фискалов, к вам будет применены штрафные санкции как за просрочку уплаты согласованных налоговых обязательств в соответствии с п. 126.1 НКУ и пеня в соответствии со ст. 129 НКУ (120.10 БЗ).

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше