Темы статей
Выбрать темы

Автострахование

Вороная Наталья, эксперт по кадровым и налоговым вопросам, Нестеренко Максим, налоговый эксперт, Чернышова Наталья, эксперт по кадровым и налоговым вопросам
Ни для кого не секрет, что автомобиль является объектом повышенной опасности. В процессе его эксплуатации может быть нанесен ущерб как самому транспортному средству, так и его владельцу и/или третьим лицам. Чтобы сгладить возможные будущие потери, законодательством предусмотрены обязательные формы страхования для собственников транспортных средств. Кроме того, автовладельцы могут дополнительно применять добровольное страхование. О порядке автострахования, а также об учете страховых платежей, страховых убытков и страхового возмещения будем говорить в этом разделе спецвыпуска.

2.1. Страхование: основное

В этом подразделе будем разбираться со «страховыми» терминами, которые нам понадобятся для рассмотрения данной темы. Все они, как и порядок страхования в целом, регламентированы Законом № 85. Начнем с азов — определения понятия «страхование».

Страхование — это вид гражданско-правовых отношений по защите имущественных интересов физических и юридических лиц в случае наступления определенных событий (страховых случаев), установленных договором страхования или действующим законодательством, за счет денежных фондов, формируемых путем уплаты физическими и юридическими лицами страховых платежей (страховых взносов, страховых премий) и доходов от размещения средств этих фондов (ст. 1 Закона № 85).

Субъектами правоотношений при страховании выступают страховщики и страхователи. Поясним, кто это такие.

Так, страховщиками, как правило, являются финансовые учреждения или зарегистрированные филиалы иностранных страховых компаний, получившие лицензию на осуществление страховой деятельности (ст. 2 Закона № 85).

Страхователи, в свою очередь, — это юридические или физические лица, заключившие со страховщиками договор страхования или являющиеся страхователями согласно законодательству Украины (ст. 3 Закона № 85).

Как видно из последнего определения, между страховщиком и страхователем в общем случае должен быть заключен договор (обязательно письменный). Факт заключения такого договора может удостоверяться страховым свидетельством, полисом, сертификатом, которые являются формами договора страхования.

Среди прочих условий в договоре страхования устанавливают размер страховой суммы (абзац седьмой ч. 4 ст. 16 Закона № 85). Она представляет собой денежную сумму, в пределах которой страховщик согласно условиям договора страхования обязан произвести выплату при наступлении страхового случая (ст. 9 Закона № 85).

При этом страховым случаем является событие, предусмотренное договором страхования или законодательством, которое произошло и с наступлением которого возникает обязанность страховщика осуществить выплату страховой суммы (страхового возмещения) страхователю, застрахованному или другому третьему лицу (ст. 8 Закона № 85). Виды страховых случаев указываются в договоре страхования.

В свою очередь, страховая выплата — это денежная сумма, которая выплачивается страховщиком согласно условиям договора страхования при наступлении страхового случая (ст. 9 Закона № 85).

Страховая выплата, осуществляемая страховщиком в пределах страховой суммы по договорам имущественного страхования и страхования ответственности при наступлении страхового случая, называется страховым возмещением (ст. 9 Закона № 85).

Страховое возмещение не может превышать размера прямого ущерба, который понес страхователь

Как правило, при наступлении страхового случая страховщик покрывает не всю сумму убытков. Часть убытков, не компенсируемая страховщиком согласно договору страхования, называется франшизой (ст. 9 Закона № 85). Ее размер может быть установлен как в процентах к страховой сумме, так и в абсолютной величине.

Если убыток страхователя меньше франшизы, страховую выплату не осуществляют. Если же убыток превышает размер франшизы, то страховую выплату определяют за вычетом такой франшизы.

Договор страхования предполагает уплату страхователем страховых платежей.

Страховой платеж (страховой взнос, страховая премия) — это плата за страхование, которую страхователь обязан внести страховщику в соответствии с договором (ст. 10 Закона № 85).

Теперь вы вооружены общей «страховой» терминологией, и мы можем смело двигаться дальше. И прежде всего поговорим о формах и видах предусмотренного законодательством страхования, которые могут применяться автовладельцами.

Статья 5 Закона № 85 устанавливает две формы страхования: обязательная и добровольная. Формы страхования, в свою очередь, включают определенные виды страхования. При этом отдельные виды страхования добровольной формы повторяют виды обязательного страхования, только содержат более широкий спектр покрытия рисков.

Наиболее распространенные виды автострахования покажем в табл. 2.1.

Таблица 2.1. Виды страхования

Добровольное страхование

Норма Закона № 85

Обязательное страхование

Норма Закона № 85

Страхование от несчастных случаев

П. 2 ст. 6

Личное страхование от несчастных случаев на транспорте

П. 6 ст. 7

Страхование наземного транспорта (например, КАСКО)

П. 6 ст. 6

Страхование грузов и багажа

П. 9 ст. 6

Страхование гражданской ответственности собственников наземного транспорта (включая ответственность перевозчика)

П. 12 ст. 6

Страхование гражданско-правовой ответственности собственников наземных транспортных средств

П. 9 ст. 7

Остановимся на видах страхования подробнее. И начнем с видов обязательного страхования, с которыми могут столкнуться предприятия, имеющие на балансе автомобили.

2.2. Обязательное страхование

Личное страхование от несчастных случаев на транспорте

Под этот вид страхования утверждено отдельное Положение № 959. В соответствии с этим документом обязательное страхование распространяется, в частности, на работников транспортных предприятий, непосредственно занятых на транспортных перевозках (водителей). При этом под транспортным следует понимать предприятие, которое осуществляет перевозку пассажиров, грузов, багажа, почты и оказывает прочие транспортные услуги (ст. 6 Закона № 232). Причем такие услуги должны быть предусмотрены уставными документами.

Ваше предприятие попало в их число? Тогда учтите следующее.

Страхователями водителей являются юридические лица либо дееспособные граждане — субъекты предпринимательской деятельности, которые являются собственниками транспортных средств или эксплуатируют их и заключили со страховщиком договоры страхования.

Страховой платеж по обязательному личному страхованию водителей на автомобильном транспорте определен в размере до 0,18 % страховой суммы за каждого застрахованного (п. 4 Положения № 959). При этом размер страховой суммы для каждого застрахованного составляет 6000 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан, т. е. 102000 грн.

Важно!

Водители считаются застрахованными только на время обслуживания поездки (п. 2 Положения № 959)

Если же предприятие не подпадает под определение транспортного и согласно уставу занимается другими видами деятельности, то осуществлять личное страхование от несчастных случаев на транспорте ему не обязательно.

Обязательное страхование автогражданской ответственности (ОСАГО)

Этот вид страхования обязателен абсолютно для всех автовладельцев. При этом таковыми в данном случае следует считать юридических и физических лиц, которые являются собственниками или законными владельцами (пользователями) наземных транспортных средств на основании права собственности, права хозяйственного ведения, оперативного управления, договора аренды либо правомерно эксплуатируют такие транспортные средства на других законных основаниях. На это указывает п. 1.6 специального Закона № 1961.

Страхование автогражданской ответственности («автогражданка») осуществляется с целью обеспечения возмещения ущерба, причиненного жизни, здоровью и/или имуществу лиц, пострадавших в результате дорожно-транспортного происшествия (далее — ДТП), и защиты имущественных интересов страхователя (ст. 3 Закона № 1961).

Таким образом, запомните, что:

1) ОСАГО действует только в случае ДТП (это подтверждается еще и ст. 6 Закона № 1961);

2) страховое возмещение получает не страхователь, а пострадавший.

Перечислим основные особенности договора «автогражданки», которые важно знать:

1) страхователь вправе выбирать страховщика на свое усмотрение (п. 14.1 Закона № 1961);

2) как правило, такой договор заключают сроком на 1 год. Договор на меньший срок, но не менее 15 дней, можно заключить в отношении автомобилей (п. 17.1 Закона № 1961):

— незарегистрированных — на время до их регистрации;

— временно зарегистрированных — до момента постоянной регистрации;

— зарегистрированных за границей — на время их пребывания на территории Украины;

3) обязательные лимиты ответственности страховщика составляют (п. 1 распоряжения № 566):

— за ущерб, причиненный имуществу потерпевших, — 100 тыс. грн. на одного потерпевшего;

— за ущерб, причиненный жизни и здоровью потерпевших, — 200 тыс. грн. на одного потерпевшего;

4) если потерпевшим является юридическое лицо, то ему возмещается только материальный ущерб, причиненный транспортному средству (п. 22.2 Закона № 1961);

5) при наступлении страхового случая страховщик вправе выплатить страховое возмещение как непосредственно потерпевшему, так и, по согласованию с ним, прямо на банковский счет СТО* (п. 36.4 Закона № 1961);

* Здесь и далее — станция технического обслуживания.

6) размер франшизы при возмещении ущерба, нанесенного имуществу потерпевшего, не может превышать 2 % от страховой суммы, в пределах которой осуществляется возмещение (п. 12.1 Закона № 1961).

При возмещении ущерба, причиненного жизни или здоровью потерпевшего, франшиза не применяется

Страхователь обязан за свой счет компенсировать пострадавшему сумму франшизы, если она предусмотрена договором (п. 36.6 Закона № 1961).

Заключение договора обязательного страхования гражданско-правовой ответственности удостоверяет страховой полис. Он должен находиться в автомобиле.

Важно! Эксплуатация автомобиля в Украине без полиса страхования гражданско-правовой ответственности собственников наземных транспортных средств запрещена (п. 21.1 Закона № 1961). На обязательность наличия такого полиса у водителя автомобиля указывают также ст. 16 Закона № 3353 и п. 2.1 Правил дорожного движения.

Контроль за наличием у водителей страховых полисов осуществляют (п. 21.2 Закона № 1961):

— сотрудники Национальной полиции при:

1) составлении протоколов о нарушении Правил дорожного движения;

2) оформлении материалов ДТП;

— сотрудники органов Государственной пограничной службы Украины при пересечении транспортным средством государственной границы Украины.

Имейте в виду: за отсутствие или непредъявление указанного полиса предусмотрена ответственность. Так, согласно ст. 126 КУоАП за такое нарушение грозит штраф в размере 25 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (425 грн.).

Далее поговорим о добровольном страховании автомобиля.

2.3. Добровольное страхование автомобиля

К сожалению, существующие виды обязательного страхования не позволяют застраховать все риски, связанные с эксплуатацией автомобиля, и в достаточном объеме обезопасить субъекта хозяйствования от возможных расходов в будущем. Поэтому достаточно часто, помимо обязательного страхования, предприятия дополнительно приобретают страховой полис добровольной формы страхования. Некоторые из таких видов страхования рассмотрим подробнее. И начнем мы с добровольного страхования гражданской ответственности (ДСАГО).

ДСАГО. К нему прибегают в связи с тем, что страховая сумма по обязательной «автогражданке» не всегда полностью покрывает расходы на восстановление дорогих автомобилей. Благодаря же этому виду страхования предприятие может серьезно увеличить сумму, компенсируемую страховой компанией в случае ДТП. При этом, как и в случае с договором ОСАГО, страхуется ответственность автовладельца перед третьими лицами.

Учтите:

ДСАГО — не альтернатива ОСАГО, а дополнение к нему

То есть полис ОСАГО придется приобрести в любом случае.

КАСКО. Как указывалось ранее, предназначение ОСАГО и ДСАГО — страхование на случай причинения ущерба чужому имуществу, жизни и здоровью. Однако эти виды страхования не обеспечивают страхование транспортного средства автовладельца-виновника. Вот здесь и приходит на помощь КАСКО. Он включает страховую защиту самого автомобиля от широкого диапазона рисков (ДТП, угона, стихийных бедствий, пожара и др.), но не включает страхование перевозимого имущества и ответственности перед третьими лицами.

Приобретая КАСКО, вы можете добровольно застраховать следующие риски:

— повреждение или уничтожение транспортного средства либо его частей (в том числе фар, зеркал, стекол) вследствие ДТП;

— угон транспортного средства, кражу, повреждение или уничтожение его частей, деталей, приборов и принадлежностей, вызванных преднамеренными действиями третьих лиц;

— повреждение или уничтожение транспортного средства в результате стихийного бедствия, падения деревьев и других предметов, нападения животных, а также пожара или самовозгорания транспортного средства.

При заключении договора обратите внимание на исключения из страховых случаев и ограничения страхования. Ведь при их наступлении страхователь лишится страховой выплаты.

Полисы КАСКО могут иметь разную стоимость в зависимости от того, какие риски они включают. В целом, стоят они достаточно дорого. Но это плата за защиту автомобиля во всех случаях, покрытых данным страхованием, а не только в результате ДТП (как в случае с ОСАГО).

Срок действия договора КАСКО составляет, как правило, от 2 недель до года.

Учтите:

в отдельных случаях договор КАСКО является обязательным

Например, при приобретении автомобиля в кредит его страхование зачастую является одним из условий предоставления кредита банком.

Интересно, что застраховать можно не только собственный автомобиль, но и арендованный. Так, в случае предоставления в аренду транспортного средства собственник автомобиля может установить в договоре аренды обязанность арендатора заключить договор страхования (ч. 2 ст. 771 ГКУ). Учитывая степень рисков, которым подвергаются автомобили на наших дорогах, в большинстве случаев в договоры аренды вносят подобное положение.

Если же транспортное средство уже было застраховано арендодателем, передача застрахованного автомобиля в аренду не прекращает действия соответствующего договора страхования (ч. 1 ст. 771 ГКУ).

Обязательное и добровольное страхование автомобиля предполагает уплату предварительных страховых платежей. Как их учесть, расскажем далее.

2.4. Учет страховых платежей

Бухгалтерский учет

Порядок бухучета страховых платежей зависит от направления расходов и даты их признания. Каждый из этих элементов влияния рассмотрим отдельно.

1. Направление расходов. В бухгалтерском учете страховые платежи в зависимости от направления использования застрахованного транспортного средства отражают в составе:

— прочих прямых расходов (счет 23 «Производство») — если предприятие непосредственно оказывает транспортные услуги либо использует автомобиль для других производственных целей;

— общепроизводственных расходов (счет 91 «Общепроизводственные расходы») — если автомобиль используется для общепроизводственных целей;

— общехозяйственных расходов (счет 92 «Административные расходы») — если транспортное средство обслуживает админаппарат предприятия;

— сбытовых расходов (счет 93 «Расходы на сбыт») — если автомобиль обеспечивает сбытовые функции предприятия;

— прочих расходов операционной деятельности (субсчет 949 «Прочие расходы операционной деятельности») — если транспортное средство используется для нехозяйственных целей (например, для волонтерской деятельности).

2. Дата признания расходов. Как правило, уплату страховых платежей осуществляют единоразово при заключении договора за весь срок страхования. В таком случае страховые платежи, перечисленные авансом, не сразу относят на расходы, указанные выше (п.п. 9.2 П(С)БУ 16). Сначала их показывают по дебету счета 39 «Расходы будущих периодов», а уже потом включают в себестоимость продукции (работ, услуг) или в расходы тех периодов, к которым они относятся согласно договору страхования.

Таким образом, момент признания расходов определяется не датой уплаты страхового платежа, а датой его начисления согласно договору страхования.

Однако стоит заметить, что необходимость использовать счет 39 при учете страховых платежей возникает не всегда. Например, может быть, что действие договора страхования приходится на один отчетный период. Так, международный договор «Зеленая карта» может заключаться на гораздо более короткий срок, чем внутренняя «автогражданка» (абзац четвертый п. 17.1 ст. 17 Закона № 1961). В таком случае сумма страхового платежа прямо (без использования счета 39) относится на соответствующий счет расходов (Дт 23, 91, 92, 93, 949).

При учете страховых платежей «расходные» счета корреспондируют с кредитом таких субсчетов счета 65 «Расчеты по страхованию»:

654 «По индивидуальному страхованию». На этом субсчете учитывают расчеты со страховыми организациями по индивидуальному страхованию работников предприятия (на основании их заявлений в письменной форме в случае добровольного страхования или по договорам в случае обязательного страхования);

655 «По страхованию имущества». Здесь ведут учет расчетов со страховыми организациями по страхованию имущества предприятия и имущества его работников. В частности, на этом субсчете можно учитывать страховые платежи по добровольному договору КАСКО, а также по договору страхования грузов и багажа.

А вот отдельный «страховой» субсчет для учета страховых платежей по «автогражданке» Инструкцией № 291 не предусмотрен. Однако предприятие вправе открыть такой субсчет самостоятельно. Это может быть, например, субсчет 657 «По страхованию гражданско-правовой ответственности».

Аналитический учет ведут в разрезе страховщиков по отдельным договорам страхования

Налоговый учет

Налог на прибыль. Напомним: на сегодняшний день объектом обложения налогом на прибыль является бухгалтерский финрезультат до налогообложения. При этом высокодоходники и малодоходники-добровольцы* дополнительно должны корректировать финрезультат на разницы, установленные разд. ІІІ НКУ.

* Какие предприятия в этом случае считаются высокодоходниками, а какие — малодоходниками, см. на с. 9.

Однако никакие корректировки в отношении страховых платежей этим Кодексом не предусмотрены. А значит, налоговоприбыльный учет в этом случае будет полностью соответствовать бухгалтерскому.

Причем заметьте: порядок учета таких расходов не связан с фактом использования застрахованного автомобиля в хозяйственной деятельности. Следовательно, если автомобиль является «непроизводственным», то расходы на его страхование все равно будут уменьшать объект обложения налогом на прибыль. Также для целей налогового учета страховых платежей не имеет значения форма страхования: добровольная или обязательная.

Первичными документами, подтверждающими факт осуществления расходов и их размер, являются страховой полис (договор страхования) и расчетные (платежные) документы

НДС. Согласно п.п. 196.1.3 НКУ не являются объектом обложения НДС операции по предоставлению услуг страхования, сострахования или перестрахования лицами, имеющими лицензию на страховую деятельность, а также связанных с такой деятельностью услуг страховых (перестраховых) брокеров и страховых агентов. Поэтому о налоговом кредите при страховании автомобиля речи быть не может.

Более наглядно порядок учета страховых платежей продемонстрируем на примере.

Пример 2.1. Предприятие перечислило страховой платеж за страховой полис:

— 14712,00 грн. за один квартал (договор КАСКО) за легковой автомобиль, который используется для административных нужд;

— 2160,00 грн. за 12 месяцев (договор ОСАГО) за грузовой автомобиль, который используется для оказания транспортных услуг на сторону.

Указанные операции следует отразить в бухгалтерском учете следующим образом (см. табл. 2.2):

Таблица 2.2. Учет платежей по автострахованию

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

Сумма, грн.

Дт

Кт

1

Перечислен страховой платеж по договору КАСКО

655

311

14712,00

2

Перечислен страховой платеж по договору ОСАГО

657

311

2160,00

3

Страховые платежи за легковой автомобиль отнесены на расходы будущих периодов (получен полис КАСКО)

39

655

14712,00

4

Страховые платежи за грузовой автомобиль отнесены на расходы будущих периодов (получен полис ОСАГО)

39

657

2160,00

5

Списана в себестоимость транспортных услуг сумма затрат по страхованию грузового автомобиля в первом месяце* (2160,00 грн. : 12 мес.)

23**

39

180,00

6

Списана сумма затрат по страхованию легкового автомобиля в первом месяце* (14712,00 грн. : 3 мес.)

92

39

4904,00

791

92

4904,00

* Такую проводку отражают ежемесячно (до окончания действия договора страхования) в последний день месяца, к которому согласно договору страхования относится соответствующая сумма страхового платежа.

** На финансовый результат страховой платеж повлияет в периоде признания доходов от реализации таких услуг (абзац первый п. 7 П(С)БУ 16).

Итак, как учесть страховые платежи, мы с вами разобрались. А если все-таки произошел страховой случай? Каким образом в учете должны быть отражены страховые убытки и страховое возмещение? Об этом поговорим в следующем подразделе.

2.5. Учет страховых убытков и страхового возмещения

Итак, страховой случай, предусмотренный договором, наступил. Предприятие понесло убытки и теперь имеет право на получение страхового возмещения. Задача бухгалтера при этом — правильно отразить такие операции в учете. О том, как это сделать, сейчас и расскажем.

Отражаем последствия страхового случая

Бухгалтерский учет. Страховой случай может нести за собой последствия разной тяжести. Так, автомобиль может быть либо полностью уничтожен, либо поврежден частично с возможностью восстановления (ремонта). Рассмотрим порядок учета для обоих случаев.

1. Автомобиль полностью уничтожен. В соответствии с п. 6 П(С)БУ 7 объект ОС признается активом, если существует вероятность получения в будущем экономических выгод от его использования. Если объект перестает соответствовать этому критерию, например, вследствие уничтожения, то согласно п. 33 П(С)БУ 7 он должен быть списан с баланса.

Как определить степень повреждения автомобиля? Для этого руководителем предприятия создается постоянно действующая комиссия. Именно она выносит вердикт о непригодности ОС к использованию, неэффективности или нецелесообразности их улучшения (ремонта, модернизации и т. д.). Такая комиссия (п. 41 Методрекомендаций № 561):

— осуществляет непосредственный осмотр объекта, подлежащего списанию;

— устанавливает причины несоответствия критериям признания активом;

— устанавливает лиц, по вине которых произошло преждевременное выбытие ОС из эксплуатации, и вносит предложения касательно их ответственности;

— определяет возможность продажи объекта другим субъектам хозяйствования или использования отдельных узлов, деталей, материалов, которые могут быть получены при демонтаже, разборке (ликвидации) ОС, устанавливает их количество и стоимость;

— составляет и подписывает акт на списание ОС.

Основанием для списания с баланса автомобиля является Акт на списание автотранспортных средств типовой формы № ОЗ-4. Если ОС выбывают в результате аварии или стихийного бедствия, к Акту прилагают копию аварийного сертификата и указывают обстоятельства стихийного бедствия (абзац второй п. 42 Методрекомендаций № 561).

Составленные комиссией акты на списание ОС отражают в бухгалтерском учете после их утверждения руководителем предприятия

Наконец мы плавно подошли к отражению выбытия уничтоженного автомобиля на счетах бухгалтерского учета.

Поскольку автомобиль больше никогда не будет использоваться предприятием, на него прекращают начислять амортизацию. Причем делают это в месяце, следующем за месяцем его выбытия (п. 29 П(С)БУ 7).

Таким образом, при ликвидации автомобиля необходимо:

1) начислить амортизацию за месяц, в котором происходит такая ликвидация;

2) списать накопленную амортизацию проводкой: Дт 131 — Кт 105;

3) списать остаточную стоимость автомобиля в дебет субсчета 976 «Списание необоротных активов». По дебету этого субсчета отражают также расходы, связанные с ликвидацией объекта ОС: на разборку, транспортировку и пр. (п. 29 П(С)БУ 16).

2. Автомобиль поврежден частично. Если автомобиль полностью не уничтожен и после проведения восстановительных ремонтных работ будет продолжать использоваться по своему первоначальному назначению, полностью списать его с баланса нельзя.

В таком случае в бухгалтерском учете первоначальную/переоцененную стоимость и износ транспортного средства уменьшают соответственно на сумму первоначальной/переоцененной стоимости и износа ликвидированной части (п. 35 П(С)БУ 7 и п. 46 Методрекомендаций № 561). Как и в случае полного уничтожения, остаточную стоимость ликвидированной части автомобиля относят в дебет субсчета 976, а амортизацию списывают проводкой: Дт 131 — Кт 105.

А вот о том, как учесть расходы на ремонт неуничтоженной части автомобиля, мы поговорим в подразделе 4.2 на с. 60.

Очень часто в результате полной либо частичной ликвидации ОС остаются детали, узлы, агрегаты и прочие материалы. Их отражают в Акте на списание автотранспортных средств по форме № ОЗ-4. Такие материалы подлежат зачислению на баланс. При этом одновременно признают доход: Дт 20 — Кт 746. Полученные от ликвидации активы оценивают по чистой стоимости реализации (если их планируют продать) либо в оценке возможного использования (если их собираются использовать в деятельности предприятия).

Налог на прибыль. При определении объекта обложения налогом на прибыль малодоходники, не определяющие налоговоприбыльные разницы, установленные разд. ІІІ НКУ, традиционно ориентируются исключительно на бухгалтерский учет*. А вот высокодоходникам и малодоходникам-добровольцам необходимо помнить о корректировках финрезультата. Будут ли они в данном случае?

* Если только не возникает необходимость рассчитывать разницы по убыткам прошлых лет (п.п. 140.4.2 НКУ) и по переходным операциям (подразд. 4 разд. ХХ НКУ).

Увы, ответ здесь будет положительный. Причем порядок корректировки зависит от того, в какой деятельности используется автомобиль — хозяйственной или нехозяйственной.

Так, при ликвидации автомобиля, используемого в хозяйственной деятельности предприятия, бухгалтерский финрезультат до налогообложения необходимо:

увеличить на сумму остаточной стоимости ликвидируемого автомобиля, определенной в соответствии с П(С)БУ или МСФО (абзац четвертый п. 138.1 НКУ);

уменьшить на сумму остаточной стоимости такого автомобиля, определенной по «налоговым» правилам, установленным ст. 138 НКУ (абзац третий п. 138.2 этого Кодекса).

Проще говоря, суть разницы при ликвидации производственных ОС заключается в том, что сначала мы нивелируем влияние бухгалтерских расходов (прибавляем к финрезультату «бухгалтерскую» остаточную стоимость выбывшего объекта ОС), а затем вычитаем из него «налоговую» остаточную стоимость (полученную после начисления амортизации с учетом требований п. 138.3 НКУ).

Если же происходит ликвидация автомобиля, используемого в нехозяйственной деятельности предприятия, то здесь придется произвести только увеличивающую корректировку. Так, финрезультат до налогообложения необходимо увеличить на сумму остаточной стоимости ликвидируемого объекта, определенную в соответствии с П(С)БУ или МСФО (абзац пятый п. 138.1 НКУ).

А если автомобиль ликвидируется не полностью

В случае ликвидации части отдельного объекта ОС финрезультат до налогообложения следует увеличивать на сумму остаточной стоимости такой части объекта ОС, определенной по бухучетным правилам, и уменьшать на сумму ее остаточной стоимости, определенной в соответствии с положениями ст. 138 НКУ. На такой порядок действий указывают налоговики в письме ГФСУ от 11.12.2017 г. № 2926/6/99-99-15-02-02-15/ІПК**.

** Наш комментарий к этому письму см. в «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 9, с. 5.

Ясно, что в этом случае они говорят о производственных ОС, т. е. о тех, которые предназначены для использования в хозяйственной деятельности предприятия. Но думаем, что аналогичный подход они будут применять и к непроизводственным ОС. То есть при частичной ликвидации автомобиля, не используемого в хозяйственной деятельности предприятия, финрезультат до налогообложения придется увеличить на сумму остаточной стоимости ликвидируемой части такого автомобиля, определенной в соответствии с П(С)БУ или МСФО.

НДС. В общем случае ликвидация объекта ОС (как производственного, так и непроизводственного) по самостоятельному решению налогоплательщика приравнивается к его поставке. Об этом прямо говорится в абзаце первом п. 189.9 НКУ. Однако из этой нормы есть исключение.

В рассматриваемом случае ликвидация автомобиля происходит в результате действия обстоятельств непреодолимой силы и без согласия собственника. Поэтому «включаются» нормы абзаца второго п. 189.9 НКУ. А значит, не придется начислять налоговые обязательства по НДС при ликвидации автомобиля в связи с его уничтожением или разрушением, вследствие чего он не может использоваться по своему первоначальному назначению.

При этом налоговикам необходимо предоставить документы об уничтожении ОС. Это могут быть:

— Акт на списание автотранспортных средств по форме № ОЗ-4;

— копия акта аварии.

Причем, как пояснил Минфин (см. Обобщающую налоговую консультацию, утвержденную приказом Минфина от 03.08.2018 г. № 673), а вслед за ним и налоговики (см. подкатегорию 101.06 БЗ), подавать вместе с декларацией по НДС акты, подтверждающие ликвидацию автомобиля — объекта ОС, не нужно. Ознакомить налоговиков с документами на ликвидацию уничтоженного автомобиля (или их копиями) можно (1) по собственной инициативе сразу после ликвидации либо (2) после получения запроса от налоговиков. И в первом, и во втором случае это можно сделать одним из следующих способов:

— лично налогоплательщиком;

— уполномоченным лицом налогоплательщика;

— по почте с уведомлением о вручении и с описью вложения;

— средствами электронной связи с соблюдением требований законов относительно электронного документооборота и электронной цифровой подписи.

Радует также, что при ликвидации автомобиля не придется начислять компенсирующие налоговые обязательства как при нехозяйственном использовании. Об этом прямо говорится в п.п. «г» п. 198.5 НКУ.

Кроме того, обратите внимание: если в результате ликвидации необоротных активов остаются комплектующие изделия, составные части, компоненты или другие отходы, которые приходуются на материальных счетах с целью их использования в хозяйственной деятельности плательщика, на такие операции налоговые обязательства начислять не нужно. Это прописано в п. 189.10 НКУ.

Правда, если такие запасы вы потом надумаете реализовать не как льготный металлолом*, то тогда уже без налоговых обязательств не обойтись. Базой налогообложения будет договорная стоимость, но не ниже минбазы, установленной п. 188.1 НКУ. В этом случае за минбазу принимаем первоначальную стоимость реализуемых отходов (т. е. ту, по которой вы их зачислили на соответствующий субсчет счета 20).

* Напомним: до 01.01.2022 г. продажа металлолома из перечней, приведенных в приложениях 1 и 2 к постановлению КМУ от 12.01.2011 г. № 15, освобождена от начисления НДС (п. 23 подразд. 2 разд. ХХ НКУ).

Теперь поговорим об учете страховой выплаты.

Учитываем выплату страхового возмещения

В первую очередь отметим, что размер страховой выплаты (страхового возмещения) определяется договором страхования. При этом он не может превышать размера прямого убытка (ущерба), понесенного страхователем. В свою очередь, размер убытка определяется аварийным комиссаром (ст. 25 Закона № 85) и указывается в страховом акте (аварийном сертификате).

Основанием для получения страхового возмещения являются:

1) заявление страхователя, в котором можно указать, какому именно лицу и на какой банковский счет следует перечислить страховое возмещение. Это могут быть как реквизиты самого страхователя, так и реквизиты той СТО, которая будет ремонтировать поврежденный автомобиль страхователя на средства страхового возмещения;

2) страховой акт (аварийный сертификат) — документ, содержащий сведения об обстоятельствах и причинах наступления страхового случая, а также о размере причиненного ущерба (п. 16 Положения № 8). Страховой акт составляет аварийный комиссар.

Напомним, что размер страховой выплаты уменьшается на сумму франшизы. Поэтому

если убыток оказался меньше франшизы, то компенсации от страховщика не будет

В то же время убытки в сумме франшизы должна компенсировать виновная сторона.

Страховое возмещение может получить на банковский счет предприятие — собственник автомобиля либо субъект хозяйствования, который будет непосредственно заниматься ремонтом транспортного средства (СТО)**. Давайте посмотрим, как каждый из указанных вариантов расчета повлияет на учет операции получения страхового возмещения.

** В зависимости от того, какое лицо указано в заявлении страхователя.

Страховое возмещение получено владельцем автомобиля. Как мы уже говорили, страховые убытки и их размер фиксируются аварийным комиссаром в страховом акте (аварийном сертификате). После утверждения страхового акта и приема страховщиком соответствующего заявления страхователя на выплату сумма возмещения является согласованной.

В бухгалтерском учете сумма страхового возмещения, которая направлена для компенсации расходов (убытков) предприятия вследствие наступления страхового случая, признается дебиторской задолженностью с одновременным отражением дохода (п. 19 П(С)БУ 15). Доходы следует признать и отразить в учете на дату согласования суммы страхового возмещения. При этом кредитуют субсчет 746 «Прочие доходы» в корреспонденции с дебетом субсчета 375 «Расчеты по возмещению причиненных убытков».

Что касается налога на прибыль, то и у малодоходников, и у высокодоходников тут все гладко — им необходимо ориентироваться исключительно на бухучет. Никакие «налоговоприбыльные» корректировки, установленные разд. ІІІ НКУ, им при получении страхового возмещения осуществлять не нужно.

Как мы уже говорили ранее, предоставление услуг страхования, сострахования или перестрахования не является объектом обложения НДС (п.п. 196.1.3 НКУ). В связи с этим

начисление страховых сумм не будет иметь никаких НДС-последствий для сторон

На это указывают и налоговики в письме ГФСУ от 27.06.2018 г. № 2884/6/99-99-15-03-02-15/ІПК и консультации, размещенной в подкатегории 101.11 БЗ.

Более того, на наш взгляд, сумма компенсации за причиненный ущерб в размере франшизы, полученная от виновного лица, также не подлежит обложению НДС. Дело в том, что операция по выплате возмещения не является поставкой товаров (работ, услуг). Ведь при получении от виновника суммы возмещения отсутствует факт передачи ему запасов или ОС (нет продажи, обмена либо дарения). Соответственно не возникает объекта обложения для НДС.

Вместе с тем налоговики в этой ситуации могут принять фискальную точку зрения. Например, в разъяснении из подкатегории 101.04 БЗ они говорят, что каждый конкретный случай налоговых взаимоотношений между владельцем автомобиля (страхователем) и виновным в его повреждении лицом, связанный с выплатой последним страхового возмещения, требует анализа документов и материалов. В другой же своей консультации из подкатегории 101.07 БЗ фискалы вообще категорично утверждают, что сумма полученного возмещения убытков за испорченное (уничтоженное) имущество подлежит обложению НДС на общих основаниях согласно п. 188.1 НКУ.

Теперь о «входном» НДС при получении ремонтных работ от СТО. Предприятие — владелец автомобиля в общем порядке отражает его в составе налогового кредита на основании зарегистрированной в ЕРНН налоговой накладной. Но! Если автомобиль используется в нехозяйственной (необъектной или освобожденной от налогообложения) деятельности, то придется начислить компенсирующие налоговые обязательства на основании п. 198.5 НКУ.

Страховое возмещение перечислено на счет СТО. Начнем с того, что обозначим роль каждой из сторон в таких взаимоотношениях. Так, договорные отношения на проведение ремонтных работ СТО заключает непосредственно с предприятием-страхователем. По сути, отличительной особенностью такого договора будет только то, что оплату за работу осуществляет третье лицо по поручению страхователя. Поэтому всю необходимую «первичку» СТО должно оформлять не на страховщика (хотя именно он перечисляет деньги), а на предприятие-страхователя.

Таким образом, в бухгалтерском учете у предприятия-страхователя на дату согласования суммы страхового возмещения будет признаваться прочий доход с одновременным отражением дебиторской задолженности (см. выше). Только возникшая дебиторская задолженность впоследствии будет погашена не путем выплаты страховщиком денежных средств страхователю, а путем взаимозачета с кредиторской задолженностью перед СТО.

По налогу на прибыль та же ситуация, что и в случае перечисления страхового возмещения непосредственно на счет страхователя. То есть никаких «налоговоприбыльных» корректировок — полная ориентация на бухучет.

А вот с НДС все интересней. Точнее, интересной является позиция налоговиков. Так, по их мнению, собственник автомобиля при получении услуг по его ремонту, оплаченных страховщиком непосредственно СТО, включает сумму «входного» НДС в состав налогового кредита на основании зарегистрированной в ЕРНН налоговой накладной. Но! Вместе с тем фискалы велят начислить в том же отчетном периоде компенсирующие налоговые обязательства на основании п. 198.5 НКУ. Такой подход они аргументируют тем, что ремонт автомобиля был оплачен не самим страхователем, а страховой компанией (см. консультацию в подкатегории 101.13 БЗ).

Мы считаем такую позицию налоговиков абсурдной. Так, фискалы в упомянутой консультации намекают на то, что здесь срабатывает п.п. «а» п. 198.5 НКУ, в котором говорится о начислении компенсирующих налоговых обязательств при использовании необоротных активов в операциях, не являющихся объектом обложения НДС в соответствии со ст. 196 этого Кодекса. При этом они приплетают сюда п.п. 196.1.3 НКУ, по которому не облагается страховое возмещение. Да, оно не облагается, но это не имеет никого отношения к нашей ситуации. Ведь автомобиль используется не для получения страхового возмещения. Он что-то или кого-то возит в хозяйственных целях в налогооблагаемой деятельности предприятия.

Другие подпункты п. 198.5 НКУ также не вписываются в эту ситуацию. Разве только если автомобиль используется в необъектной, льготируемой или нехозяйственной деятельности предприятия. Но это все же особые случаи. А налоговики нам говорят о начислении компенсирующих налоговых обязательств во всех случаях, когда имеет место перечисление страхового возмещения страховщиком на счет СТО.

Мы убеждены, что предприятие — собственник автомобиля имеет полное право на налоговый кредит на всю сумму НДС, «сидящую» в стоимости ремонтных услуг, при наличии выписанной на его имя налоговой накладной, зарегистрированной в ЕРНН.

Тот факт, что деньги СТО получает не напрямую от собственника автомобиля, а от страховой компании, не является основанием для начисления компенсирующих налоговых обязательств

Нет такого основания в НКУ. Да и, по сути, эти деньги принадлежат собственнику транспортного средства, он же остается выгодополучателем по договору страхования. Просто нет смысла гонять денежные средства со счета на счет. Они сразу идут на намеченную цель. Более детально наше мнение по этому вопросу изложено в «Налоги и бухгалтерский учет», 2016, № 103, с. 3.

Учет страховых убытков и страхового возмещения рассмотрим на примерах.

Пример 2.2. Легковой автомобиль, используемый в административных целях, попал в ДТП и восстановлению не подлежит. Ущерб предприятия оценен в сумме 120000,00 грн. Его возмещает страховая компания виновника ДТП. Согласно договору страхования франшиза составляет 2400,00 грн. Страховая компания выплачивает предприятию страховое возмещение в сумме 117600,00 грн. Ущерб в сумме франшизы компенсирует виновная сторона.

Первоначальная стоимость ликвидируемого автомобиля составляет 174000,00 грн. Сумма начисленного износа на конец месяца, в котором автомобиль списывается с баланса, — 18000,00 грн.

В результате списания автомобиля были оприходованы запчасти на сумму 30000,00 грн.

Как отразить указанные операции в бухгалтерском учете предприятия, покажем в табл. 2.3.

Таблица 2.3. Учет страхового возмещения, выплачиваемого страхователю

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

Сумма, грн.

Дт

Кт

1

Отражены бухгалтерские доходы в сумме, подлежащей возмещению страховой компанией

375

746

117600,00

2

Отражены доходы, подлежащие возмещению виновным лицом

375

746

2400,00

3

Списан износ по уничтоженному автомобилю*

131

105

18000,00

4

Списана остаточная стоимость уничтоженного автомобиля**

976

105

156000,00

5

Оприходованы образовавшиеся в результате списания автомобиля запчасти

207

746

30000,00

6

Отражен финансовый результат

746

793

150000,00

793

976

156000,00

7

Получено страховое возмещение от страховщика

311

375

117600,00

8

Получено страховое возмещение в сумме франшизы от виновного лица***

311

375

2400,00

* Начисление амортизации прекращается со следующего календарного месяца после аварии.

** При ликвидации объекта ОС в связи с его уничтожением предприятие имеет право не начислять налоговые обязательства по НДС при условии предоставления налоговому органу документа, подтверждающего, что объект был разобран и не может использоваться по первоначальному назначению (абзац второй п. 189.9 НКУ). Кроме того, не нужно начислять налоговые обязательства и по п. 198.5 НКУ как при нехозяйственном использовании.

*** На наш взгляд, сумма компенсации нанесенного ущерба не подлежит обложению НДС, поскольку такая операция не является поставкой товаров (работ, услуг).

Пример 2.3. Автомобиль, используемый в административных целях, попал в ДТП. Составлен страховой акт, подано заявление на выплату страхового возмещения. Ущерб предприятия оценен в сумме 10800 грн. Страховое возмещения выплачивается в сумме 9300 грн. (франшиза — 1500 грн.).

Ремонт автомобиля обошелся в 10800 грн. (в том числе НДС — 1800 грн.).

По договоренности сторон страховое возмещение страховая компания перечисляет непосредственно СТО, проводившей ремонт транспортного средства.

В бухгалтерском учете предприятия указанные операции отражают следующим образом (см. табл. 2.4):

Таблица 2.4. Учет ремонта и страхового возмещения, выплачиваемого СТО

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

Сумма, грн.

Дт

Кт

1

Отражен доход на дату согласования суммы страхового возмещения

375

746

9300,00

2

Отражены расходы на ремонт автомобиля (подписан акт с СТО)

92

631

9000,00

3

Отражена сумма НДС (до регистрации налоговой накладной в ЕРНН)

644/1

631

1800,00

4

Отражена сумма налогового кредита (по факту регистрации налоговой накладной в ЕРНН)

641/НДС

644/1

1800,00*

* Налоговики требуют в этом же отчетном периоде начислять компенсирующие налоговые обязательства. Мы с этим категорически не согласны (см. ниже). Но если вы все-таки решите следовать мнению налоговиков, сделайте следующие проводки: Дт 92 — Кт 643/1 и Дт 643/1 — Кт 641/НДС на сумму 1550,00 грн. (НДС, от стоимости услуг, оплаченной за счет страхового возмещения).

5

Страховщик перечислил возмещение ремонтной организации

631

375

9300,00

6

Предприятие доплатило СТО за ремонт

631

311

1500,00

выводы

  • Эксплуатация автомобиля в Украине без полиса страхования гражданско-правовой ответственности собственников наземных транспортных средств запрещена.
  • Момент признания расходов в бухгалтерском учете определяют датой начисления страхового платежа согласно договору страхования, а не датой его уплаты.
  • Если в результате ДТП автомобиль подлежит ликвидации, то обязательства по НДС не начисляются при условии предоставления налоговикам документов об уничтожении ОС.
  • В случае частичной ликвидации автомобиля его первоначальную/переоцененную стоимость и износ в бухгалтерском учете уменьшают соответственно на сумму первоначальной/переоцененной стоимости и износа ликвидированной части.
  • При полной или частичной ликвидации транспортного средства в налоговоприбыльном учете определяют разницы, установленные пп. 138.1 и 138.2 НКУ.
  • Сумма страхового возмещения, полученная от страховщика, НДС не облагается.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше