Темы статей
Выбрать темы

Отчет об управлении: впервые за 2018 год

Войтенко Татьяна, налоговый эксперт
Неразлучным спутником годовой финансовой отчетности с 2018 года является Отчет об управлении. Что он собой представляет? Кто его подает? Кому и в какие сроки? Читайте в этой статье.

Что такое Отчет об управлении?

Отчет об управлении определен ст. 1 Закона о бухучете* и п. 1 разд. II Методрекомендаций № 982** как документ, который:

* Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-XIV.

** Методические рекомендации по составлению отчета об управлении, утвержденные приказом Минфина от 07.12.2018 г. № 982.

— содержит достоверную финансовую и нефинансовую информацию о деятельности предприятия, его состоянии и перспективах развития;

— раскрывает основные риски и неопределенности его деятельности.

Подача этого Отчета предусмотрена Евродирективой***. В угоду последней, собственно, и был подредактирован с 1 января 2018 года Закон о бухучете.

*** Директива Европейского Парламента и Совета ЕС о ежегодной финансовой отчетности, консолидированной финансовой отчетности и связанных с ними отчетах определенных типов компаний от 26.06.2013 г. № 2013/34/ЕС.

По требованиям Евродирективы информация, предоставляемая в Отчете об управлении, не должна ограничиваться финансовыми аспектами производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Она также должна включать в себя анализ экологических и социальных аспектов, необходимых для понимания развития, результативности или состояния предприятия.

Какую именно информацию должен содержать отечественный Отчет об управлении, определяют Методрекомендации № 982

Приведенный там перечень направлений и показателей не является исчерпывающим. В Отчете можно раскрывать любую другую информацию, которую предприятие считает целесообразной.

Утверждать форму Отчета об управлении Минфин пока не планирует. Хотя ч. 4 ст. 11 Закона о бухучете и обязывает его это сделать.

Отчетным периодом для составления Отчета об управлении является календарный год. Начинается он с 1 января каждого года и заканчивается 31 декабря того же года.

Кто и в каком объеме подает Отчет?

От предоставления Отчета об управлении ч. 7 ст. 11 Закона о бухучете освобождает только микро- и малые предприятия. А вот крупные и средние предприятия Отчет об управлении подавать обязаны. Другое дело, что «середнячки» вправе не отражать в нем нефинансовую информацию. Свой выбор им необходимо зафиксировать в приказе об учетной политике.

О том, как правильно определить принадлежность предприятия к соответствующей классификационной группе, читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 103, с. 2 и № 93, с. 8.

Для отдельных категорий предприятий Методрекомендации № 982 устанавливают дополнительные требования к структуре Отчета об управлении (см. табл. 1). При этом если по определенному вопросу информация детально раскрыта в Примечаниях к финотчетности, то в Отчете об управлении на нее можно просто сослаться.

Таблица 1. Специфика структуры Отчета для отдельных категорий

Размер/вид предприятия

Особая информация к раскрытию

Крупные предприятия, среднее количество работников которых на дату составления

годовой финотчетности превышает

500 человек

Дополнительно включают:

1) краткое описание модели деятельности предприятия;

2) описание политики*, которую проводит предприятие, в отношении:

— охраны окружающей среды;

— социальных вопросов и социальной защиты работников;

— уважения прав человека;

— борьбы с коррупцией и взяточничеством;

3) результат такой политики;

4) основные риски, связанные с указанными вопросами, касающиеся деятельности предприятия, а также способность предприятия эффективно управлять этими рисками;

5) основные нефинансовые показатели, характеризующие деятельность предприятия

* Если предприятие не проводит политику по указанным вопросам, то нефинансовая информация должна содержать об этом четкое и аргументированное объяснение.

Средние предприятия

Вправе не отражать нефинансовую информацию

Листинговые компании*

Приводят отдельно информацию о корпоративном управлении с учетом требований Закона Украины «О ценных бумагах и фондовом рынке» от 23.02.2006 г. № 3480-IV и Закона Украины «О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг» от 12.07.2001 г. № 2664-III

* Предприятия — эмитенты ценных бумаг (ЦБ), ЦБ которых допущены к торгам на фондовых биржах или по ЦБ которых осуществлено публичное предложение.

Что раскрывают в Отчете?

Отчет об управлении бухрегулятор предлагает формировать по следующим направлениям (см. табл. 2). По мнению Минфина, поступают так в целях систематизации и сопоставимости информации.

При раскрытии информации в Отчете учитывают размер и вид деятельности предприятия. В него включают как основные финансовые, так и нефинансовые (там, где необходимо) показатели по определенному виду деятельности предприятия, в том числе информацию экологического и социального характера.

В необходимых случаях в Отчете об управлении можно приводить/размещать ссылки на показатели, поданные в годовой финотчетности, а также дополнительные пояснения к ним. Если, конечно, это уместно.

Таблица 2. Направления и показатели Отчета об управлении

Направления

Какую информацию раскрывают?

Организационная структура и описание деятельности предприятия

Указывают:

— организационную структуру предприятия;

— стратегию и цели;

— сферу деятельности (географическое расположение и отраслевое направление);

— информацию о производимой продукции и предоставляемых услугах;

— рыночную долю в разных сегментах (при наличии информации)

Результаты деятельности

Приводят:

— анализ результатов деятельности*;

— пояснения о динамике развития предприятия в течение отчетного периода

* Эту информацию отражают с учетом роста/уменьшения цены, увеличения/уменьшения объема реализованных товаров и услуг, внедрения новой продукции и/или услуг либо прекращения производства отдельной продукции и/или услуг, любых существенных факторов, повлиявших на изменения в общем товарообороте и получение прибыли.

Ликвидность

и обязательства

Приводят:

— основные источники обеспечения ликвидности (активы, обеспечивающие своевременное выполнение обязательств);

— имеющиеся обязательства, их виды и сроки их погашения;

— условные обязательства, их виды и оценку их возможного влияния на ликвидность;

— факторы, которые влияют или в дальнейшем могут повлиять на ликвидность

Экологические аспекты

Раскрывают:

1) информацию о влиянии деятельности предприятия на окружающую среду, в зависимости от отрасли, в которой оно функционирует, и от мероприятий по охране окружающей среды и уменьшению влияния деятельности предприятия на окружающую среду;

2) показатели, характеризующие:

— рациональное использование воды;

— управление отходами;

— выбросы парниковых газов;

— потребление энергии и т. п.

Социальные аспекты и кадровая политика

Включают информацию об:

— общем количестве работников и доле женщин на руководящих должностях;

— поощрении (мотивации) работников;

— охране труда и безопасности;

— обучении и образовании персонала;

— равных возможностях трудоустройства;

— уважении прав человека;

— мерах по борьбе с коррупцией и взяточничеством и т. д.

Риски

Раскрывают:

— политику предприятия по управлению операционными и финансовыми рисками (рыночный риск, кредитный риск, риск ликвидности) с описанием их влияния на деятельность;

— подходы или инструменты, используемые предприятием для уменьшения влияния рисков на его деятельность, и т. п.

Исследования и инновации

Приводят:

— информацию об исследованиях, инновационной деятельности и разработках, проводимых предприятием;

— объем расходов на такие мероприятия и их влияние на деятельность предприятия

Финансовые инвестиции

Отражают общую информацию о финансовых инвестициях предприятия в:

— ценные бумаги других предприятий;

— ассоциированные и дочерние предприятия и т. п.

Перспективы развития

Приводят информацию о перспективах дальнейшего развития предприятия с учетом рисков и вызовов при осуществлении деятельности

Корпоративное управление*

Раскрывают информацию об:

— органах управления, их составе и полномочиях, стратегии корпоративного управления;

— созыве и проведении общего собрания акционеров;

— структуре акционеров и их доле в акционерном капитале;

— собственниках ценных бумаг с особыми правами контроля и описании этих прав;

— деятельности предприятия по операциям с собственными акциями;

— основных характеристиках системы внутреннего контроля;

— дивидендной политике;

— перспективах развития и усовершенствовании корпоративного управления;

— политике предприятия относительно административных, управленческих и надзорных органов предприятия (требования к возрасту, полу, образованию, профессиональному опыту, управленческому персоналу, цели политики, ее реализация и результаты в отчетном периоде и т. п.)

* Информацию о корпоративном управлении подают лишь листинговые компании.

При этом если предприятие руководствуется кодексом корпоративного управления или добровольно его применяет, то в Отчете об управлении оно указывает источник, в котором можно найти текст соответствующих документов в свободном доступе.

Кому подают Отчет?

Отчет об управлении является документом, сопровождающим годовую финансовую отчетность. Подают его вместе с финотчетностью, но как отдельный элемент. При предоставлении консолидированной финотчетности подают консолидированный Отчет об управлении. Если, кроме Отчета об управлении, необходимо составлять консолидированный Отчет об управлении, то их можно предоставить как единый Отчет.

Дочернее предприятие не приводит в Отчете об управлении информацию из п. 4 разд. II Методрекомендаций № 982. Правда, при условии, что такое предприятие (которое, в свою очередь, является материнской компанией) и его дочерние предприятия включены в консолидированный Отчет об управлении или в отдельный Отчет другого предприятия.

Впервые отчитываются об управлении по результатам деятельности за 2018 год. Делают это в порядке и сроки, установленные законом. Так гласит ч. 7 ст. 11 Закона о бухучете.

Основными пользователями информации из Отчета об управлении, безусловно, являются внешние пользователи. В их числе — действительные и потенциальные инвесторы, заимодатели и прочие кредиторы.

В связи с этим возникает вопрос:

нужно ли подавать Отчет об управлении органам Госстата и фискалам?

На наш взгляд, нет. Ведь в понимании Закона о бухучете Отчет об управлении не является финансовой отчетностью — ее составной частью. Состав и элементы финансовой отчетности, напомним, определены п. 1 разд. II НП(С)БУ 1 «Общие требования к финансовой отчетности». Состоит она из: Баланса (Отчета о финансовом состоянии), Отчета о финансовых результатах (Отчета о совокупном доходе), Отчета о движении денежных средств, Отчета о собственном капитале и Примечаний к финансовой отчетности.

Да и п. 2 Порядка № 419* четко разграничивает годовую финотчетность, годовую консолидированную финотчетность и Отчет об управлении. А п. 5 Порядка № 419 требует подать Госстату (не позднее 28 февраля следующего за отчетным года) и налоговикам (в сроки для подачи «прибыльной» декларации) именно годовую финансовую отчетность.

* Порядок подачи финансовой отчетности, утвержденный постановлением КМУ от 28.02.2000 г. № 419.

Точно так же п. 46.2 НКУ обязывает плательщиков налога на прибыль предоставлять вместе с соответствующей «прибыльной» декларацией годовую финансовую отчетность. Последняя является неотъемлемой частью декларации — ее приложением.

Отметку о подаваемых формах финотчетности проставляют в заключительной части такой декларации. Для Отчета об управлении места там нет — он ведь не входит в состав финотчетности. Электронной формы Отчета об управлении в Реестре тоже не найти (см. http://sfs.gov.ua/data/material/000/006/58768/Forms_deklar.htm). Это и понятно — официально форма Отчета об управлении Минфином не утверждена.

Поэтому, считаем, подавать Госстату и налоговикам Отчет об управлении не нужно. Их интересует исключительно финансовая отчетность.

Иначе дело обстоит с обнародованием.

Кто и когда обнародует Отчет?

О необходимости обнародовать Отчет об управлении Закон о бухучете прямо не говорит. Его ст. 14 обязывает предприятия обнародовать только годовую финотчетность и годовую консолидированную финотчетность вместе с аудиторским заключением на собственной веб-странице.

Однако обнародовать Отчет об управлении требует Евродиректива. Вторят ей п. 2 Порядка № 419 и п. 6 разд. IV Методрекомендаций № 982 (ср. ). По ним Отчет об управлении и его консолидированную версию обнародуют вместе с годовой финотчетностью и аудиторским отчетом на своей веб-странице/веб-сайте (в полном объеме) или другим способом в случаях, определенных законодательством.

Выходит,

от обнародования Отчета об управлении никак не отвертеться

Кто, как и в какие сроки обязан обнародовать годовую финотчетность, см. в «Налоги и бухгалтерский учет», 2019, № 7, с. 6.

Обратите внимание! По мнению Минфина, обнародовать финотчетность за 2018 год крупные предприятия, не являющиеся эмитентами ЦБ, и средние предприятия не обязаны (см. письмо от 07.12.2018 г. № 35210-06-5/32299 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 103, с. 4). А вот за 2019 год сделать это придется. Это же касается и Отчета об управлении. Ведь его обнародуют вместе с годовой финотчетностью.

А что, если проигнорировать требование об обнародовании управленческого Отчета?

Напомним: с 07.02.2019 г. заработает ст. 16316 КоАП. Она предусматривает штраф в размере от 17000 до 34000 грн. за нарушение порядка обнародования финотчетности или консолидированной финотчетности вместе с аудиторским отчетом. При повторном на протяжении года нарушении штраф составит уже от 34000 до 51000 грн. Подробнее см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 29, с. 12.

Раз п. 2 Порядка № 419 обязал вместе с годовой финансовой отчетностью обнародовать Отчет об управлении, то его отсутствие и станет основанием для привлечения должностных лиц предприятия к ответственности по ст. 16316 КоАП. А штрафы, как видите, за это немалые…

выводы

  • Направления и показатели Отчета об управлении определяют Методрекомендации № 982.
  • Отчетным периодом для составления Отчета об управлении является календарный год. Впервые подают его по результатам деятельности за 2018 год.
  • Подавать Отчет об управлении обязаны только крупные и средние предприятия. Последние могут не отражать в нем нефинансовую информацию.
  • По нашему мнению, предоставлять Госстату и налоговикам Отчет об управлении не нужно. А вот обнародовать его вместе с годовой финотчетностью придется.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше