Темы статей
Выбрать темы

Организовываем работу продавцов и охранников

Ушакова Лилия, эксперт по кадровым и налоговым вопросам
Театр начинается с вешалки, а предприятие (магазин) — с... вывески, на которой указан режим работы. И поверьте, это совсем не шутка! Именно на вывески любят смотреть инспекторы труда, когда заходят на проверку. Эта незатейливая вещица позволяет им узнать многие секреты. Но обо всем по порядку.

Установление режима работы — одна из первоочередных задач каждого работодателя. Какой режим работы выбрать? Как правильно составить график работы? Каким образом организовать работу в праздничные и выходные дни? На эти и многие другие вопросы сейчас и будем искать ответы.

Режим работы

Нормальная продолжительность рабочего времени не должна превышать 40 часов в неделю (ч. 1 ст. 50 КЗоТ). Эта норма не может быть увеличена ни коллективными, ни трудовыми договорами, в том числе контрактами.

Реализована 40-часовая норма должна быть путем выхода на работу согласно правилам трудового распорядка либо графику работы (сменности).

Самый распространенный график работы предприятий — 5-дневная рабочая неделя 8-часовой рабочий день с выходными днями в субботу и воскресенье.

Если же по характеру производства и условиям работы внедрение 5-дневной рабочей недели является нецелесообразным, устанавливают 6-дневную рабочую неделю с одним выходным днем. В этом случае при недельной норме 40 часов продолжительность ежедневной работы не может превышать 7 часов, а накануне выходных дней — 5 часов (см. ст. 52 КЗоТ).

Что еще полезно знать о нормальной продолжительности рабочего времени? Накануне праздничных и нерабочих дней, установленных ст. 73 КЗоТ, продолжительность работы сокращается на 1 час. Когда праздничный или нерабочий день совпадает с выходным, выходной день переносят на следующий после праздничного или нерабочего день.

Это основные правила для 40-часовой рабочей недели. Как правило, в таких режимах трудятся «белые воротнички». Но есть работники, режим работы которых тяжело «впихнуть» в описанные рамки. Это наши с вами знакомцы — продавцы и охранники (сторожа). О там, как правильно организовать их рабочее время, не нарушив требования трудового законодательства, мы с вами сейчас поговорим. Но для начала пару слов о вывесках.

При чем тут вывески?

Довольно часто работодатели, видя, что режим, в котором должен трудиться работник, не вписывается в стандартные 40 часов в неделю, начинают хитрить. На бумаге они рисуют одно, а в реальности происходит совершенно другое. В результате получается, что, например, в табеле учета рабочего времени охранники работают в том же режиме, что и остальные работники предприятия, а на самом деле они круглосуточно охраняют предприятие.

Выявить такую «подделку» довольно просто. Даже если сами работники будут молчать как рыбы, инспектору труда достаточно дождаться, когда один охранник сменится другим.

Переходим к продавцам. Учитывая специфику их работы (основная масса покупателей посещает магазины после окончания работы, т. е. после 18:00), магазины вынуждены подстраиваться под покупателя. В результате продавцы перерабатывают, но работодатели не хотят с этим заморачиваться и рисуют в табелях учета рабочего времени нужные часы.

Казалось бы, все красиво: договорись с продавцами, чтобы молчали, и спи спокойно. НО! В большинстве случаев работодателя «сдает» его же вывеска на магазине с режимом работы. Поясним.

Есть магазин, который согласно табличке на нем работает без перерыва с 9:00 до 21:00. Но вот режим работы продавцов чуток отличается от режима работы магазина. По документам у них 8-часовой рабочий день с 9:00 до 18:00, с перерывом на обед с 13:00 до 14:00.

Вопрос: если продавцы заканчивают работу в 18:00, то получается, что магазин до 21:00 остается без продавцов? Такая себе акция: «заходи — бери — денег не надо!» Нестыковочка!

Да и одновременный перерыв у всех продавцов в этой ситуации вызывает большие сомнения. Смотрите. Согласно ст. 66 КЗоТ работники используют время перерыва на свое усмотрение. В это время они могут отлучаться с места работы.

Если продавцы дружной гурьбой на часик уходят из магазина, то кто же в нем обслуживает покупателей в это время?

Вообще, перерыв — это отдельная песня. Несмотря на то, что ст. 66 КЗоТ разрешает работодателям не устанавливать перерыв на тех работах, где по условиям труда его установить нельзя, а предоставлять работнику возможность приема пищи в течение рабочего времени, работодатели все равно стараются на бумаге нарисовать перерыв. Почему? Ответ прост:

перерыв не включается в рабочее время

А значит, можно искусственно продлить время нахождения работника на рабочем месте. Смотрите: если у работника 8-часовой рабочий день начинается в 9:00, то с перерывом в 1 час конец рабочего дня придется на 18:00. Если же перерыв убрать, то работник будет находиться на работе с 9:00 до 17:00. (ср. )

В результате имеем странные ситуации, когда магазин работает без перерыва, а единственный продавец в магазине на бумаге имеет перерыв. Или ночной сторож с перерывом в 1 час, в течение которого он по закону может уйти с охраняемого объекта и побродить по ночному городу. ☺

Ясно, что такие вещи при проверке ставятся под сомнение. Ведутся увлекательные беседы с продавцами/сторожами, администрацией предприятия... В общем, приятного мало. Поэтому к построению режима работы продавцов/охранников нужно относиться очень серьезно. И не менее серьезно нужно относиться к тексту вывесок с режимом работы.

Рассматриваем варианты для продавцов

Начнем наш разговор с ответа на самый популярный вопрос с «горячей линии»: можно ли установить разные режимы работы для разных подразделений предприятия? Да, можно. Главное — зафиксировать этот момент документально. Лучше всего для этих целей подходят Правила внутреннего трудового распорядка. Именно в них следует прописать общий режим работы предприятия и режим работы отдельных его подразделений.

При построении режима рабочего времени рекомендуем отталкиваться от желаемого режима работы магазина. Рассмотрим этот момент на конкретных примерах.

Ситуация 1. Магазин будет работать 5 (6) дней в неделю. В праздничные дни работа не осуществляется, а если праздничный день совпадает с выходным, «работает» перенос выходного дня (ст. 73 КЗоТ).

То есть по сути имеем ту же самую пятидневную (шестидневную) рабочую неделю, но с увеличенной продолжительностью рабочего дня.

В качестве примера возьмем магазин, который работает 6 дней в неделю. Рабочие дни — вторник — воскресенье. Выходной день — понедельник. Продолжительность ежедневной работы — 10 часов с 10:00 до 20:00. Перерыва нет. В праздничные/нерабочие дни магазин не работает. Для обеспечения работы магазина достаточно, чтобы в течение рабочего дня там находился 1 продавец.

Для начала давайте определимся с количеством необходимых штатных единиц. Магазин будет работать 60 часов в неделю (10 часов в день х 6 дней в неделю). Норма часов для одного работника, выше которой работодатель прыгнуть не может, — 40 часов в неделю. Следовательно, необходимое количество штатных единиц — 1,5 (60 часов : 40 часов).

Рассмотрим возможные варианты организации работы:

вариант 1 — принимаем на работу двух продавцов на неполное рабочее время — 30 часов в неделю (каждого на 0,75 штатной единицы (30 часов : 40 часов по норме)). Время работы:

— первого продавца — с 10:00 до 15:00, второго — с 15:00 до 20:00. Шестидневная рабочая неделя, выходной — понедельник;

или

— первый продавец работает вторник — четверг с 10:00 до 20:00 (пятница, суббота — свободные от работы дни), второй — пятница — воскресенье с 10:00 до 20:00 (среда, четверг — свободные от работы дни). Пятидневная рабочая неделя, выходные дни у первого работника — воскресенье, понедельник, у второго — понедельник и вторник.

Работникам предоставляем возможность принимать еду в течение рабочего времени (т. е. перерыва нет). Фиксируем это в отдельном документе (Правилах внутреннего трудового распорядка или в отдельном приказе, согласованном с профкомом (представителем трудового коллектива)). Заметьте: установить перерыв здесь бы было ошибкой. Поскольку магазин работает без перерыва, а в нем находится только 1 продавец (уйти он не может);

вариант 2 — принимаем на работу двух продавцов. Одного на полный рабочий день (1 штатная единица, 40-часовая рабочая неделя), например, по графику 6-дневной рабочей недели, второго — на доработку оставшихся часов на неполный рабочий день (20-часовая рабочая неделя, 0,5 штатной единицы (20 часов : 40 часов по норме)). Время работы:

— первого продавца — со вторника по субботу — с 10:00 до 17:00, в воскресенье (день, предшествующий выходному понедельнику) — с 10:00 до 15:00, а второго продавца — со вторника по субботу — с 17:00 до 20:00, в воскресенье — с 15:00 до 20:00. Шестидневная рабочая неделя, выходной — понедельник

или

— первый продавец работает вторник — пятница с 10:00 до 20:00, второй — суббота — воскресенье с 10:00 до 20:00. Пятидневная рабочая неделя, выходные дни у первого работника —воскресенье, понедельник, у второго — понедельник и вторник.

Перерыва нет (пояснения почему, см. в варианте 1);

вариант 3 — принимаем на работу одно физлицо по основному месту работы на полный рабочий день (40 часов, 1 штатная единицы) и по внутреннему совместительству к тому же работодателю (20 часов, 0,5 штатной единицы).

Все дело в том, что

в случае совместительства работник может занимать как одинаковые, так и разные должности по основному месту работы и по совместительству

Следовательно, предприятие вправе заключить с основным работником, принятым продавцом, отдельный трудовой договор о работе на условиях внутреннего совместительства на аналогичной должности*. Но при условии, что работа по такой должности будет выполняться в свободное от основной работы время.

* См. разъяснение специалиста Минсоцполитики в «Налоги и бухгалтерский учет», 2017, № 85 на сайте i.factor.ua, а также письмо Минсоцполитики от 20.01.2012 г. № 21/13/116-12.

Однако учтите: в такой ситуации предприятию нужно будет подать налоговикам 2 Уведомления о приеме работника на работу: одно — о приеме по основному месту работы, второе — о заключении трудового договора о работе на условиях совместительства.

Что же мы в итоге получаем? В магазине будет работать один и тот же работник. Организовать его работу можно в том же порядке, что и в рассмотренных выше случаях с двумя разными работниками. Так, например, работник может:

— в рамках шестидневной рабочей недели со вторника по субботу с 10:00 до 17:00 работать по основному месту работы, а с 17:00 до 20:00 (в свободное от основной работы время) у того же работодателя на той же должности и в том же магазине — по внутреннему совместительству; далее в воскресенье (день, предшествующий выходному) — с 10:00 до 15:00 по основному месту работы, а с 15:00 до 20:00 — по внутреннему совместительству;

— если при установлении режима работы будем отталкиваться от пятидневной рабочей недели, то со вторника по пятницу работник с 10:00 до 20:00 может трудиться по основному месту работы продавцом, а в субботу — воскресенье с 10:00 до 20:00 — продавцом по месту работы по внутреннему совместительству.

Ну и снова хотим обратить ваше внимание на то, что поскольку магазин работает без перерыва и в нем находится только 1 продавец, то с перерывом для такого продавца лучше не шутить.

Другое дело, когда одновременно работают два и более продавца. В такой ситуации установите им разное время перерыва для отдыха и питания. Например, у первого продавца перерыв может быть с 12:00 до 13:00, а у второго — с 13:00 до 14:00. При такой разброске продавцы могут подменять друг друга. А это веский аргумент, что перерыв у работников имеет место быть. Главное — максимально зафиксировать все на бумаге.

Ситуация 2. Магазин будет работать 5 (6) дней в неделю, в том числе и в праздничные дни, перечисленные в ст. 73 КЗоТ, если они приходятся на дни работы магазина.

Решить проблему с продолжительностью работы можно увеличением количества штатных единиц и разброской рабочего времени (см. варианты выше).

Что касается работы магазина в праздничные дни, то

ч. 4 ст. 73 КЗоТ допускает выполнение работ в праздничные/нерабочие дни, если работы вызваны необходимостью обслуживания населения

А значит, на наш взгляд, работодатель может привлекать к обычной работе в праздничные/нерабочие дни продавцов, если это предусмотрено графиком работы магазина (продавца).

Однако учтите, что работа в праздничные/нерабочие дни приведет к увеличению расходов на фонд оплаты труда. Такую работу всегда оплачивают в двойном размере в соответствии со ст. 107 КЗоТ (см. статью «Оплатные «фишки»» этого номера).

Ситуация 3. Магазин работает без выходных (круглосуточно).

Как правило, у продавцов таких магазинов «плавающие» дни работы и отдыха, которые регулируются графиком выхода на работу (сменности).

Причем, поскольку в такой ситуации соблюсти недельную (месячную) норму рабочего времени проблематично, то для уменьшения расходов на оплату труда вводят суммированный учет рабочего времени.

График работы охранника

Учитывая специфику работы охранников и сторожей (в частности, необходимость круглосуточной охраны объектов семь дней в неделю, включая выходные, праздничные и нерабочие дни), в большинстве случаев в отношении таких работников еженедельная и ежедневная продолжительность рабочего времени не может быть соблюдена.

Выход из этой ситуации предусмотрен ст. 61 КЗоТ. Руководствуясь ею, работодатель может по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации предприятия ввести для данной категории работников суммированный учет рабочего времени.

При таком ведении учета рабочего времени ежедневная или еженедельная норма рабочего времени может отклоняться от законодательно установленной нормы, однако общая продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального количества рабочих часов.

Отметим, что отдельного нормативно-правового акта, регулирующего условия и порядок применения суммированного учета рабочего времени для подразделения охраны или отдельных его работников, нет.

Поэтому все вопросы, касающиеся его применения, а также оплаты труда таких работников, должны быть урегулированы сторонами в коллективном договоре с учетом общих норм ст. 61 КЗоТ и рекомендаций, изложенных Минтруда в Методических рекомендациях.

В случае установления на предприятии для отдела (службы) охраны или отдельных его работников суммированного учета рабочего времени в коллективном договоре и/или правилах внутреннего трудового распорядка следует указать, в частности:

1) подразделение, перечень должностей, для которых устанавливается суммированный учет рабочего времени;

2) учетный период и порядок определения нормы рабочего времени за учетный период. Отметим, что при суммированном учете рабочего времени учетный период может измеряться декадой, месяцем, кварталом, полугодием или годом. Он охватывает рабочее время и часы работы в праздничные, нерабочие и выходные дни, часы отдыха;

3) порядок оплаты труда (оплата работы в ночное время, в праздничные, нерабочие и выходные дни, оплата сверхурочных часов).

При суммированном учете рабочего времени работа сторожей (охранников) регулируется графиками работы.

О том, как работодателю разработать такой документ, пойдет речь в следующей статье.

выводы

  • Суммированный учет рабочего времени вводится тогда, когда на предприятии (в его отдельном подразделении либо по отдельным работникам) не может быть соблюдена недельная (месячная) норма рабочего времени.
  • Если путем регулирования продолжительности рабочего времени отдельных работников либо введения для отдельных работников неполного рабочего времени предприятие выходит на недельную норму рабочего времени, его учет имеет смысл проводить в общем порядке.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше