Темы статей
Выбрать темы

Контроль и наказание по горючему

Амброзяк Наталья, юрист
Было бы странным получить от государства архисложные правила учета горючего без контроля за этими правилами и штрафов. Мы прекрасно понимаем, что наши читатели уже устали от всевозможных санкций и контролирующих органов. Тем не менее эту информацию нужно знать! Как говорится, предупрежден — значит вооружен.

Контроль

Все, от изготовления до продажи, перемещения и хранения горючего будут контролировать налоговики. Об этом нам говорят положения пп. 191.1.14, 191.1.16, 191.1.17, а также п. 228.2 НКУ.

В каком порядке будут контролировать? Поскольку «горючие» вопросы передали в руки фискалам, то руководствоваться они будут в первую очередь НКУ. То есть выявлять нарушения будут с помощью камеральных, документальных (плановых/внеплановых, выездных/невыездных) и фактических проверок.

Теперь что касается негативных последствий «горючих» нарушений.

Санкции

Все «горючие» санкции предусмотрены НКУ, Законом № 481 и КУоАП. Условно их можно разделить на те, которые касаются:

1) лицензий на производство, хранение, оптовую и розничную торговлю горючим (подробнее см. в статье ««Горючее» лицензирование: ответственность» этого номера);

2) в области «горючего» акциза (разместим их в таблице ниже).

Санкции в области «горючего» акциза

Пункт (статья) НПА

Суть нарушения

Санкция

НКУ

п. 117.3

Реализация горючего без регистрации субъекта хозяйствования плательщиком акцизного налога

Штраф в размере 100 % стоимости реализованного горючего

п. 1202.1

Нарушение предельных сроков регистрации АН/РК к АН, установленных в ст. 231 НКУ

В зависимости от срока просрочки штраф в размере от 2 % до 40 % суммы акцизного налога с соответствующих объемов горючего, указанных в «опоздавших» АН/РК к АН

абзац 1 п. 1202. 2

Нерегистрация по вине плательщика акцизного налога АН/РК к АН в течение 120 календарных дней после даты, на которую плательщик должен был зарегистрировать такие АН/РК к АН

Штраф в размере 50 % суммы акцизного налога с соответствующих объемов горючего, на которые плательщик должен был зарегистрировать АН/РК к АН

абзац 2 п. 1202. 2

Отсутствие по вине плательщика акцизного налога, получившего горючее, регистрации в ЕРАН второго экземпляра АН/РК к АН в течение более чем 120 календарных дней после предельного срока регистрации второго экземпляра АН/РК к АН

Штраф в размере 2 % суммы акцизного налога с соответствующих объемов горючего, указанных в первом экземпляре АН/РК к АН

абзац 1 п. 1281.1

Необорудование каждого места отпуска расходомерами-счетчиками и каждого действующего резервуара уровнемерами-счетчиками и/или невнесение их в единый госреестр таких приборов*

Штраф в размере 20 тыс. грн. за каждое место отпуска и/или за каждый резервуар, и/или за каждый незарегистрированный счетчик

абзац 2 п. 1281.1

Повторное в течение года совершение на том же акцизном складе нарушений, предусмотренных абзацем 1 п. 1281.1 НКУ

Штраф в размере 50 тыс. грн. за каждое место отпуска и/или за каждый резервуар, и/или за каждый незарегистрированный счетчик

абзац 1 п. 1281.2

Нерегистрация акцизных складов плательщиком-распорядителем акцизного склада по его вине

Штраф в размере 1 млн грн.

абзац 2 п. 1281.2

Повторное нарушение, предусмотренное п. 1281.2 НКУ, за которое уже привлекали к ответственности в течение года

Штраф в размере 2 млн грн.

п. 1281.3

Несвоевременное представление в ГФС электронных документов об остатках или объемах оборота горючего или спирта

Штраф в размере 1000 грн. за каждый неподанный электронный документ

КУоАП

ч. 4 ст. 164

Перемещение горючего транспортными средствами, не указанными в таможенных декларациях (ТД) или АН**, или в Заявках на перемещение горючего

Штраф в размере от 17000 до 34000 грн. (от 1000 до 2000 ННМДГ***) с конфискацией горючего и транспортных средств

ч. 5 ст. 164

Хранение и/или реализация на таможенной территории Украины горючего на не зарегистрированном в СЭАРГ акцизном складе

Штраф в размере от 17000 до 34000 грн. (от 1000 до 2000 ННМДГ) с конфискацией:

горючего;

— транспортных средств;

— емкостей и оборудования, используемых для хранения и/или реализации горючего;

— денег, полученных в результате такой незаконной деятельности

* Оборудовать счетчиками акцизные склады и резервуары, а также включить их в специальный госреестр вы должны в такие сроки:

— до 01.07.2019 г. — для акцизных складов с объемом резервуаров, общая вместимость которых превышает 20000 м3;(ср. )

— до 01.10.2019 г. — с совокупным объемом резервуаров от 1000 до 20000 м3;

— до 01.01.2020 г. — с совокупным объемом резервуаров до 1000 м3.

** Обратите внимание: согласно п. 231.6 НКУ в период существования технической ошибки, в случае невозможности зарегистрировать АН, разрешено перемещение горючего транспортными средствами при наличии ТТН, которая должна содержать информацию из соответствующей АН.

*** Не облагаемый налогом минимум доходов граждан.

Санкции по НКУ налагаются непосредственно на ФЛП и юрлицо. Уплачиваться они должны на основании налогового уведомления-решения. А штрафы и конфискация по КУоАП должны применяться к виновным физлицам (об этом подробнее скажем ниже). Эти санкции будут применяться по решению суда (ст. 221 КУоАП), вынесенному на основании протоколов налоговиков или представителей Нацполиции (ст. 255 КУоАП).

Проблемные вопросы

1. Механизм конфискации. Конфискация по ст. 164 КУоАП в первую очередь подвязана под норму из п. 228.3 НКУ. То есть если нарушение выявляют фискалы, то механизм должен быть следующим. После выявления нарушения налоговики должны временно изъять горючее. Если говорим о перевозке горючего на транспортных средствах, не указанных в ТД/АН/Заявке на перемещение, то изымается не только горючее, но и емкости и оборудование, в котором хранилось такое горючее, а также транспортные средства. Затем должен составляться протокол об админправонарушении по ч. 4 или 5 ст. 164 КУоАП и вместе с подтверждающими документами передаваться в суд. Далее уже суд решает, что делать с плательщиком и его горючим: налагать штрафные санкции и конфисковать горючее и прочее перечисленное выше имущество или нет.

Однако пока не совсем понятно, кто конкретно из налоговиков должен этим заниматься. То ли инспекторы, то ли налоговая милиция. Напомним: формально налоговая милиция перестала существовать еще в 2017 году. Хотя на практике оперативные подразделения все еще продолжают действовать.

2. К кому применять санкции по КУоАП? По общему правилу санкции из КУоАП применяются к физическим лицам. Юридические лица попадают под админштрафы и прочие негативные админпоследствия, только если это в КУоАП прямо предусмотрено.

Также нужно учесть, что конфисковать любое имущество могут только у его собственника (ч. 1 ст. 29 КУоАП).

Но на практике встречаются ситуации, когда указанные нормы КУоАП препятствуют конфискации транспортных средств, горючего и проч., но штрафу не мешают.

Например, работник перевозит горючее на автомобиле предприятия. Предприятие не указало в Заявке этот автомобиль (не зарегистрировало АН). Что с ответственностью?

Считаем, что конфисковать у водителя-работника автомобиль и горючее не могут. Ведь это имущество ему не принадлежит. Хотя налоговики будут, скорее всего, временно изымать транспорт и горючее в порядке п. 228.3 НКУ.

А вот со штрафом ситуация очень спорная. Мы здесь отталкиваемся от наличия/отсутствия вины. Считаем, что вины водителя нет. Ведь он не имеет отношения к заполнению АН или Заявок. Надеемся, что судебная практика будет на стороне работника. Тем более, что форму АН утверждают с опозданием.

А что со сторонними перевозчиками (ФЛП и юрлицами)? Мы считаем, что здесь ситуация также неоднозначна. Это означает риск наложения штрафа на ФЛП-перевозчика или должностное лицо юрлица-перевозчика, а также риск конфискации транспорта у ФЛП-перевозчика. Ясно одно: горючее конфисковать не смогут. Ведь оно перевозчику не принадлежит. Однако предполагаем, что судебная практика может пойти и другим путем.

3. Применение санкций задним числом. Здесь мы говорим о санкциях согласно ч. 5 ст. 164 КУоАП и п. 1281.2 НКУ.

Напомним: действующим «акцизным» плательщикам акцизные склады необходимо было зарегистрировать в период с 01.05.2019 г. по 01.06.2019 г. А «новичкам» — до 01.07.2019 г.

Но что если акцизный склад зарегистрировали с опозданием? Тем более если госорганы не спешили с утверждением подходящей формы. Могут ли за эти нарушения штрафовать по ч. 5 ст. 164 КУоАП?

С новыми плательщиками все предельно ясно. Хранение или реализация горючего после 01.07.2019 г. с акцизных складов, не зарегистрированных до 01.07.2019 г., будет вне закона и штрафовать за это нарушение будут. Вступление в силу санкций и предельные сроки регистрации акцизных складов совпадают.

Если же говорить о «старых» плательщиках акциза, то здесь не все так просто. Формально за несвоевременную регистрацию акцизного склада по п. 1281.2 НКУ штрафовать не должны. Во-первых, закон обратной силы не имеет (ст. 58 Конституции Украины). А внесший изменения в НКУ Закон № 2628 оговорок по этому поводу не содержит. Во-вторых, о «нештрафовании» говорят сами налоговики (см. разъяснение в категории 116.11 БЗ).

Кстати, обратите внимание: штрафы установлены за нерегистрацию акцизного склада, а не за несвоевременную его регистрацию.

Но еще есть штраф за хранение и/или отпуск горючего с незарегистрированного склада (см. ч. 5 ст. 164 КУоАП). Мы считаем, что штрафовать в этом случае тоже не должны. Делаем мы такие выводы, основываясь на общих правилах применения норм и позиции ВАСУ в аналогичной ситуации (введение в действие НКУ) (см. письмо ВАСУ от 24.11.2011 г. № 2198/11/13-11).

Обратной силы Закону № 2628 в части применения ч. 5 ст. 164 КУоАП к нарушениям, совершенным до 01.07.2019 г., нардепы не придали — это раз. И ч. 5 ст. 164 КУоАП санкция новая — это два.

Однако не исключаем, что суды вместе с контролерами займут противоположную позицию. Так что будем ждать судебной практики и дополнительных разъяснений со стороны органов ГФС.

4. Один штраф за все акцизные склады или за каждый? Имеются в виду санкции по п. 1281.2 НКУ. Мы считаем, что штраф будет налагаться один, независимо от количества незарегистрированных акцизных складов.

Присмотритесь к формулировке. Во-первых, слово «склад» употреблено во множественном числе. Во-вторых, сама санкция не привязана к количеству складов (нет фразы «за каждый незарегистрированный акцизный склад»). Штраф за повторное нарушение также должен налагаться по этому принципу. То есть это все та же нерегистрация, независимо от количества акцизных складов, так как в абзаце 2 п. 128 1.2 НКУ речь идет о «тех же действиях», что и в абзаце 1 п. 128 1.2 НКУ.

Теперь вы знаете о том, что грозит за «горючие» нарушения. Конечно, мы описали далеко не все нюансы применения штрафных санкций. Уверены, что существование СЭАРГ в «модернизированной» версии выявит еще немало проблемных вопросов.

О них мы обязательно будем сообщать на страницах журнала.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше