Темы статей
Выбрать темы

Из грузового авто в пассажирское: учет и налогообложение

Децюра Сергей, налоговый эксперт
В предыдущей статье мы поговорили о том, как организовать процесс переоборудования грузового автомобиля в грузопассажирский. Здесь же поговорим, как отразить такую операцию в бухгалтерском и налоговом учете.

Бухгалтерский учет

Чтобы понять, как операции по переоборудованию грузового авто, т. е. актива, который классифицируется как основное средство (ОС), отражать в учете, нужно дать ответ на вопрос: с какой целью происходит такое переоборудование — для поддержания актива в рабочем состоянии или для увеличения экономических выгод от его использования?

Когда речь идет о переоборудовании грузового транспортного средства (ТС) в пассажирское, то такие действия связаны именно с увеличением будущих экономических выгод от его использования. Дело в том, что, расширив функциональность ТС (предоставив ему возможность перевозить не только грузы, но и пассажиров), предприятие получает больше вариантов использования ТС, а это дает ему право надеяться на получение большего дохода, чем при использовании непереоборудованного ТС.

Учитывая сказанное выше, считаем, что

переоборудование грузового ТС в грузопассажирское для целей бухгалтерского учета следует расценивать как улучшение объекта ОС

А потому в бухгалтерском учете затраты на преобразование ТС, в том числе и на его регистрацию и уплату акцизного налога (АН), следует относить на увеличение первоначальной стоимости ТС (п. 14 П(С)БУ 7 «Основные средства»).

То есть на основании документов, которые подтверждают осуществление переоборудования (актов произведенных работ, полученных от спецорганизации, документов на расходование различных материалов и начисление зарплаты и соцвыплат работникам ремонтных мастерских и т. п.), бухгалтер должен сначала саккумулировать расходы на переоборудование на субсчете 152 «Приобретение (изготовление) основных средств», а потом списать их на увеличение первоначальной стоимости ТС, т. е. на субсчет 105 «Транспортные средства».

Переносить стоимость аккумулированных расходов на первоначальную стоимость переоборудованного ТС следует после окончания работ по переоборудованию и составления акта по форме № ОС-2, или по форме, утвержденной приказом Минфина от 13.09.2016 г. № 818, — если вы пользуетесь документами для бюджетников, или по форме № ОССГ-2 — для аграриев.

Также следует отразить изменения, произошедшие с переоборудованным ТС и в Инвентарной карточке учета основных средств (типовая форма № ОС-6).

Несколько слов скажем о начислении амортизации на переоборудованное ТС. Так:

— во-первых, если переоборудование ТС происходит больше месяца (в том числе начинается в одном месяце, а завершается в следующем), то начисление амортизации на ТС прекращается (п. 23 П(С)БУ 7). а если в пределах одного месяца, то этого делать не стоит. Детали — в «Налоги и бухгалтерский учет», 2017, № 94, с. 34;

— во-вторых, поскольку переоборудование ТС ведет к изменению ожидаемых экономических выгод от использования ТС, то придется также пересмотреть и срок полезного использования (эксплуатации) ТС (п. 25 П(С)БУ 7). При этом амортизацию на переоборудованное ТС следует начислять исходя из нового срока полезного использования, начиная с месяца, следующего за месяцем изменения срока полезного использования (т. е. месяца начала использования переоборудованного ТС).

Акцизный налог

Необходимость уплаты. Когда происходит переоборудование грузового ТС в пассажирское, то у владельца такого ТС сразу возникает вопрос: нужно ли ему в данном случае уплачивать АН?

Ответ утвердительный только в том случае, если происходит переоборудование грузового автомобиля (товарная позиция 8704 согласно УКТ ВЭД), ввезенного из-за границы, в легковой, классифицируемого как пассажирский (товарная позиция 8703 согласно УКТ ВЭД) (п.п. 212.1.14 НКУ).

Если предприятие самостоятельно не может установить код УКТ ВЭД для своего переоборудованного ТС (до и после его трансформации), то,

чтобы выяснить, нужно ли ему уплачивать АН, фискалы рекомендуют обратиться за информацией в контролирующий орган по месту своей регистрации (116.04 БЗ)

А именно нужно подать контролерам заявление произвольной формы и документы о переоборудовании ТС, в частности документ о соответствии переоборудованного автомобиля требованиям безопасности дорожного движения, т. е. документ, полученный при осуществлении этапа 4 (см. статью «Из грузового авто в пассажирское: организационные моменты» этого номера).

Внимание! Если уплачивать АН предприятие должно, то фискалы не только укажут на это, но и рассчитают сумму АН, подлежащую уплате, до осуществления регистрации такого ТС.

Размер АН. Чтобы рассчитать налог (в том числе и с целью проверки правильности его расчета фискалами), предприятие должно воспользоваться формулой, прописанной в п.п. 215.3.51 НКУ:

Ставка = Ставкабазовая х Кдвигатель х Квозраст

где Ставка — ставка налога для переоборудованного ТС;

Ставкабазовая — ставка налога в евро за 1 штуку ТС. Размер базовых ставок ищите в п.п. 215.3.51 НКУ. Они различаются в зависимости от вида двигателя (бензин или дизель) авто и его объема;

Кдвигатель — коэффициент, который определяется делением объема цилиндров двигателя внутреннего сгорания соответствующего ТС в см3 на 1000 см3;

Квозраст — коэффициент, который равняется количеству полных календарных лет с года, следующего за годом изготовления соответствующего ТС, до года определения ставки налога (для новых ТС и ТС, использовавшихся до одного полного календарного года, коэффициент равняется 1, а для ТС, использовавшихся свыше 15 полных календарных лет, коэффициент равняется 15).

Так, например, если предприятие решит переоборудовать Renault Trafic 2010 году выпуска (отработал полные 8 лет) с дизельным двигателем 1,6 л (объем 1598 см3), то размер налога будет состалять:

Ставка = 75 евро х (1598 см3 / 1000 см3) х 8 = 958,8 евро.

Внимание! Размер АН установлен в иностранной валюте (евро), поэтому его придется пересчитать в гривни по официальному курсу, установленному Нацбанком и действующему на первый день квартала, в котором возникло налоговое обязательство (п. 217.3 НКУ).

Датой возникновения налоговых обязательств является дата выдачи документа о соответствии переоборудованного ТС требованиям безопасности дорожного движения (п. 216.11 НКУ)

То есть дата документа, полученного после прохождения этапа 4 переоборудования ТС (см. статью «Из грузового авто в пассажирское: организационные моменты» этого номера).

Уплата АН. Владелец переоборудованного ТС должен уплатить АН не позднее даты предоставления документов в МВД для перерегистрации (п. 216.11 НКУ). Уплачивать АН следует по месту нахождения владельца переоборудованного ТС, по коду бюджетной классификации 14020800 «Акцизный налог из произведенных в Украине подакцизных товаров (продукции) — Транспортные средства» согласно Классификации доходов бюджета, утвержденной приказом Минфина от 14.01.2011 г. № 11 (116.04 БЗ).

Документ об уплате АН понадобится при перерегистрации ТС.

Отчетность. Кроме того, владельцу переоборудованного ТС следует также подать в контролирующий орган по месту своей регистрации не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором проведено переоборудование ТС (получен документ о соответствии переоборудованного автомобиля требованиям безопасности дорожного движения), декларацию по АН. В ней следует заполнить лишь общую часть декларации (т. е. ее шапку) и раздел Г, в котором следует указать в строке Г7 сумму начисленного АН.

Поскольку АН рассчитывается не в самой декларации, а в приложении к ней, а именно в приложении 1, то владелец переоборудованного ТС должен также заполнить и подать вместе с декларацией по АН и данное приложение. Порядок заполнения приложения 1 в случае переоборудования ТС описан в категории 116.07 БЗ. письме ГФСУ от 20.02.2019 г. № 5580/7/99-99-15-03-03-17 и разд. V Порядка № 14* и выглядит он так:

* Порядок заполнения и предоставления декларации акцизного налога, утвержденный приказом Минфина от 23.01.2015 г. № 14.

— в гр. 2 указывают код УКТ ВЭД переоборудованного ТС. Когда речь идет о переоборудовании Renault Trafic 2010 г. выпуска с дизельным двигателем 1,6 л, то следует указать код 8703 32 90 30 УКТ ВЭД;

— в гр. 3 — название переоборудованного ТС, т. е. автомобиль Renault Trafic;

— в гр. 5 — характеристику переоборудованного ТС, которая необходима для исчисления АН, т. е. объем цилиндра ТС в см3;

— в гр. 6 — количественную единицу измерения, по которой ведется учет товара. Для ТС это будут штуки;

— в гр. 7 — единицу измерения, которая используется для исчисления АН. Для ТС это «куб. см»;

— в гр. 8 отражают налогооблагаемые обороты переоборудования ТС, т. е. количество переоборудованных ТС определенного вида;

— в гр. 9 — налогооблагаемые обороты, которые берутся для расчета АН, т. е. объем цилиндра в см3 для всех переоборудованных ТС определенной категории. Их рассчитывают как произведение гр. 8 и гр. 5;

— в гр. 12 — базовые ставки АН, установленные ст. 215 НКУ для переоборудованного ТС. Когда речь идет об автомобиле Renault Trafic с дизельным двигателем 1,6 л, то базовая ставка будет равна 75 евро;

— в гр. 13 — специфические ставки АН единицы такого товара (продукции), увеличены на коэффициенты к ставке АН (гр. 13 = базовая ставка (гр. 12) х коэффициент двигателя х коэффициент возраста). О том, как определить эти коэффициенты, читайте выше;

— в гр. 14 просто переносят данные гр. 13 (гр. 13 = гр. 14);

— в гр. 16 указывают сумму налогового обязательства по АН, перечисленную в грн. Для этого следует показатели гр. 14 перемножить на курс евро на первое число квартала, в котором состоялось переоборудование. Этот курс приведен в шапке приложения 1.

К сведению! Если автомобилей одной категории переоборудуют несколько, то этот показатель еще следует умножить на данные гр. 8, т. е. на количество переоборудованных ТС. Фискалы рекомендуют применять показатели гр. 9, но мы бы этого не советовали делать, поскольку это приведет к неправильному расчету налоговых обязательств.(ср. )

Приведем пример заполнения приложения 1 и собственно декларации АН (см. рис. 1 и 2). Для расчета АН взят курс гривни к евро, равный 29,8263.

img 1

Рис. 1. Фрагмент формы приложения Д.1 к декларации по акцизному налогу

img 2

Рис. 2. Фрагмент декларации по акцизному налогу

Внимание! Поскольку приложение 1 для расчета АН за переоборудование ТС заполняется по специфическим правилам, имеет смысл подать вместе с декларацией также приложение 10. Так советуют поступать и фискалы (письмо ГФСУ от 20.02.2019 г. № 5580/7/99-99-15-03 -03-17).

Налоговый учет

Налог на прибыль. В налоговоприбыльном учете затраты на переоборудование ТС следует отражать по тем же правилам, что и в бухучете. То есть на сумму расходов нужно увеличить первоначальную стоимость переоборудованного ТС. А к расходам периода затраты на переоборудование ТС попадут только через амортизацию.

Учитывая это, высокодоходники вместе с малодоходниками-добровольцами налоговую амортизацию для применения налоговых разниц будут начислять исходя из увеличенной на сумму улучшений стоимости объекта ОС.

Следовательно, никакой специфики в учете не будет.

НДС. Что касается НДС, то здесь тоже все просто. Предприятие, которое осуществляет переоборудование ТС, сумму входного НДС, уплаченного (начисленного) в составе стоимости работ по переоборудованию, если оно осуществлялось спецорганизацией, а также уплаченного при приобретении материалов, использованных для переоборудования, на общих основаниях включаются в состав налогового кредита. Главное, чтобы у такого предприятия были должным образом составленные и зарегистрированные в ЕРНН налоговые накладные.

Пример. Предприятие переоборудовало грузовой Renault Trafic 2010 года выпуска (отработал полные 8 лет) с дизельным двигателем 1,6 л (объем — 1598 см3) в грузопассажирский. Стоимость переоборудования на СТО составила 12000 грн. (в том числе 2000 грн. НДС). Также для переоборудования были приобретены запчасти на сумму 9600 грн. (в том числе 1600 грн. НДС).

Курс гривни к евро на первый день квартала, в котором состоялось переоборудование, составляет 29,8263.

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

Сумма, грн.

дебет

кредит

1

Осуществлено переоборудование Renault Trafic на СТО

152

631

10000

2

Отражен налоговый кредит по НДС

644/1

631

2000

641

644/1

3

Списаны на переоборудование Renault Trafic запчасти

152

207

8000

4

Оплачено СТО за переоборудование Renault Trafic

631

311

12000

5

Оплачено за проведение оценки переоборудованного Renault Trafic

377

311

300

6

Увеличена первоначальная стоимость ТС на сумму, уплаченную за проведение оценки переоборудования ТС

152

377

300

7

Перечислен АН за переоборудованный Renault Trafic (958,8 евро х 29,8263 грн./евро)

641/АН

311

28597,46

152

641/АН

8

Отражены расходы на перерегистрацию автомобиля

377

311

400

152

377

9

Отнесены на увеличение первоначальной стоимости Renault Trafic расходы на его переоборудование и перерегистрацию

105

152

47297,46

выводы

  • В бухгалтерском учете переоборудование ТС расценивается как улучшение объекта ОС, а значит, расходы на переоборудование увеличат первоначальную стоимость автомобиля.
  • За переоборудование ТС из грузового в грузопассажирское его владелец должен уплатить АН исходя из базовых ставок АН и коэффициентов — двигателя и возраста.
  • В налоговом учете не содержится специфических правил для улучшений ОС, а значит, все, как в бухучете.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше