Темы статей
Выбрать темы

Поставки бюджетникам: внимание, НДС!

Адамович Наталия, налоговый эксперт
Многим субъектам хозяйствования в процессе ведения своей деятельности приходится сотрудничать с бюджетниками и иметь дело с бюджетными деньгами. Такие операции имеют свои нюансы и особенности, в том числе и налогово-учетные. Начнем с НДС-особенностей, от которых не уйти при поставках за счет бюджетных средств.

Особая дата НО

По правилам п. 187.7. Как правило, бюджетники рассчитываются с поставщиками за товары/работы/услуги лишь после их получения, если иное не предусмотрено законодательством (ст. 49 БКУ).

Предоплата возможна только в исключительных случаях. Конкретный перечень товаров, работ и услуг, за которые бюджетники могут совершать предоплату, ее размер и допустимые сроки авансирования определены постановлением КМУ от 23.04.2014 г. № 117. Так, например, предоплата со сроком — месяц может быть предусмотрена в договоре с бюджетником при закупках им прочих (!) отдельно не выделенных в постановлении:

товаров стоимостью не более 100 тыс. грн.;

работ/услуг, если оплата в рамках 30 %.

Так что, учитывая в основном «постоплатный» механизм взаимодействия с бюджетниками, для поставок с оплатой за счет бюджетных средств в п. 187.7 НКУ установлены свои правила начисления налоговых обязательств (НО).

Датой возникновения НО в случае поставки товаров/услуг за счет бюджетных средств является дата зачисления таких средств на счет плательщика налога

То есть при поставках бюджетникам с оплатой за счет бюджетных средств правило первого события не работает, НО начисляют по оплате (после поступления плательщику денежных средств).

Правда, есть исключения из этого правила.

По долгосрочным контрактам. Если поставка товаров/работ/услуг с оплатой бюджетными деньгами осуществляется в рамках долгосрочного контракта, то п. 187.7 НКУ отходит на задний план.

Налоговики призывают в таком случае отдавать приоритет и руководствоваться специальными долгосрочными правилами пп. 187.9, 198.2 НКУ. Поэтому даже если оплата осуществляется за счет бюджетных средств (включая случай, когда контракт заключен между двумя бюджетными организациями), «долгосрочный» исполнитель начисляет НО на дату фактической передачи работ, услуг (см. БЗ 101.06).

Однако опять-таки, если такой договор однозначно соответствует долгосрочному, т. е. не предполагает поэтапной сдачи работ/услуг (абзац второй п. 187.9 НКУ). В противном случае если при финансировании услуг/работ из бюджета условие долгосрочности контракта не соблюдается (прописана поэтапная сдача работ/услуг), то НО у исполнителя определяются по «бюджетной» норме п. 187.7 НКУ (см. письмо ГФСУ от 04.01.2019 г. № 52/6/99-99-15-03-02-15/ІПК).

Пункт 187.7: не кассовый метод

Будьте внимательны! Особый порядок возникновения НО в случае поставки товаров/услуг за счет бюджетных средств, прописанный в п. 187.7 НКУ, не имеет никакого отношения к кассовому методу, когда и НО, и НК возникают по деньгам (п.п. 14.1.266 НКУ). На это обращают внимание и налоговики (см. БЗ 101.13).

При поставках с оплатой за счет бюджетных средств особая («денежная») дата установлена п. 187.7 НКУ только (!) для начисления НО. А вот дата возникновения права на НК у поставщиков, реализующих товары/работы/услуги с оплатой за счет бюджетных средств, определяется в общем порядке по правилу первого события (п. 198.2 НКУ).

А раз уж кассовым методом здесь и не пахнет, то ставить отметку в поле «Відмітка про застосування касового методу податкового обліку» декларации по НДС не нужно. Как поясняют налоговики (см. БЗ 101.23), заполняют это поле только плательщики, применяющие кассовый метод в чистом виде — описанный в п.п. 14.1.266 НКУ (т. е. когда НО и НК возникают по деньгам для операций, оговоренных в в пп. 187.10 и 187.1, а также в п. 44 подразд. 2 НКУ).

Оплата не с бюджетного счета

В случае, когда деньги за товары/услуги хоть и имеют бюджетную природу, но напрямую не поступают с бюджетного счета, то НО у поставщика/исполнителя возникают согласно п. 187.1 НКУ по правилу первого события (см. письмо ГФСУ от 05.12.2018 г. № 5107/6/99-99-15-03-02-15/ІПК).

Аналогично, по общему правилу поставщику придется определять НО и при бесплатных поставках товаров/услуг бюджетникам. Ведь оплаты не будет вообще (ни с бюджетного счета, ни с обычного). Так что, если вы отгружаете бесплатно товар или предоставляете бесплатные услуги, начислять НО исходя из минбазы (п. 188.1 НКУ) следует датой передачи.

Как подтвердить «бюджетность» оплаты

Чтобы спокойно воспользоваться нормой из п. 187.7 НКУ и отразить НО по НДС и составить НН на дату поступления бюджетных денег в счет оплаты за товар, поставщик должен иметь подтверждение «бюджетности» оплаты. Как поясняют налоговики (см. БЗ 101.13), для этого должно быть

в договоре условие об оплате за поставленные товары/услуги с соответствующего счета Госказначейства

То есть в договоре должно быть четко прописано, что оплата ожидается с бюджетного счета и указаны его реквизиты. Это как раз и позволит прояснить, почему не были начислены НО по первому событию — отгрузке товара/предоставлению услуг, а отложены до поступления оплаты.

Если о «бюджетности» оплаты забыли/не знали

Впрочем, если такой оговорки в договоре на поставку товара с бюджетником у вас нет, то вам достаточно оформить допсоглашение к такому договору и прописать в нем, что «оплата за соответствующий товар/услугу будет происходить с бюджетного счета», и указать его реквизиты. Тогда вы со спокойной душой можете на стоимость отгруженного товара начислить НО и составить НН по дате получения оплаты.

А как быть, если поставщик не знал, что оплата за товар поступит с бюджетного счета, и составил НН по первому событию — дате отгрузки товара бюджетнику? А деньги в оплату пришли с бюджетного счета? Поставщику здесь особо переживать нечего: раз нет условия в договоре, значит, он правильно составил НН на дату отгрузки. А вот у покупателя-бюджетника могут быть проблемы.

Учтите! НН, составленную на операцию поставки товаров с оплатой с бюджетного счета — на дату отгрузки товара, налоговики расценивают как составленную с нарушением требований п. 187.7 НКУ и абзаца первого п. 201.1 НКУ. И утверждают, что такая НН не может быть основанием для формирования НК у покупателя — бюджетника (см. письмо ГФСУ от 08.10.2018 г. № 4316/6/99-99-15-03-02-15/ІПК).

Чтобы исправить ситуацию и не лишить своего покупателя права на НК (!), не забывая о допсоглашении с оговоркой про «бюджетность» оплаты, нужно: по дате зачисления на ваш текущий счет оплаты со счета Госказначейства составить к исходной НН «обнуляющий» РК и одновременно — новую НН датой поступления оплаты.

Направить обнуляющий РК покупателю для регистрации, а новую НН зарегистрировать в ЕРНН самостоятельно. Кстати, ваш лимит регистрации при этом не страдает. Учтите! В декларации по НДС в периоде зачисления бюджетных средств (!) если РК и новая НН будут зарегистрированы своевременно, корректирующий «минус» в стр. 7 декларации свернется с соответствующим «плюсом» в стр. 1.1 декларации.

Если за счет бюджета только часть товара

Поднапрячься поставщику придется и в ситуации, когда по договору с бюджетником прописано, что оплата за товары ожидается и с казначейского, и с текущего счета. Но при этом, отгружая товар, поставщик точно не знает, с какого счета (казначейского или обычного) ему поступят деньги. Когда поставщику в таком случае выписывать НН?

Если бюджетник не может или не хочет точно сказать, с какого счета будет оплачен отгруженный товар, то продавцу все-таки безопаснее выписать НН по первому событию — по отгрузке.

А далее уже на дату поступления оплаты действовать в зависимости от природы денег:

с казначейского счета. Тогда по дате зачисления на ваш текущий счет оплаты со счета Госказначейства составить к исходной НН обнуляющий РК и одновременно — новую НН датой поступления оплаты. Направить обнуляющий РК покупателю для регистрации, а новую НН зарегистрировать в ЕРНН самостоятельно;

с обычного счета. Тогда оставить составленную ранее по дате отгрузки товара НН без изменений.

Как составить НН

При поставках бюджетнику товаров/услуг, учитывая нормы п. 187.7 НКУ, поставщик должен составить НН и зарегистрировать ее в ЕРНН на дату поступления оплаты с бюджетного счета.

Если бюджетник является плательщиком НДС, поставщик составляет НН как на плательщика НДС.

При этом учтите: когда в течение отчетного периода по одному договору с бюджетником поступает несколько оплат с бюджетного счета, то

объединить все эти оплаты и составить в адрес бюджетника одну сводную НН в последний день месяца нельзя

Нормы п. 19 Порядка № 1307* разрешают составлять сводные НН в адрес плательщика НДС, с учетом всей суммы полученных средств в течение отчетного периода, только плательщикам, применяющим кассовый метод определения НО в соответствии с п. 44 подразд. 2 разд. ХХ НКУ.

* Порядок заполнения НН, утвержденный приказом Минфина от 31.12.2015 г. № 1307.

Так что при поставках бюджетнику, несмотря на сходство с кассовым методом, НН в адрес бюджетника должны быть составлены на каждую дату поступления денежных средств с бюджетного счета.

Ведь покупатель-бюджетник сможет отразить НК только на основании правильно составленной и зарегистрированной продавцом НН. А раз у продавца НН привязана к дате оплаты, то покупатель сможет отразить НК только при наличии зарегистрированной НН с правильной датой.

Если бюджетное предприятие является неплательщиком НДС — составляем НН с типом причины «02» и с условным ИНН покупателя «100000000000».

НДС-бухучет оплат с бюджетного счета

Несмотря на то что при поставке товаров/услуг с оплатой за счет бюджетных средств поставщик по сути по кассовому методу не работает, тем не менее считаем, что показывать в бухучете начисление НО по НДС ему следует по правилам из п.п. 5.1 Инструкции № 141**, регулирующим бухучет начисления НО по кассовому методу.

** Инструкция по бухгалтерскому учету НДС, утвержденная приказом Минфина от 01.07.97 г. № 141.

То есть если сначала осуществляется поставка товаров/услуг, то суммы налоговых обязательств по НДС в момент поставки товаров/услуг отражаем по кредиту субсчета 643 «Налоговые обязательства» в корреспонденции с дебетом субсчетов учета доходов (701, 702, 703)***. А на дату получения от покупателя денежных средств с бюджетного счета (!) делаем запись Дт 643 — Кт 641/НДС (см. таблицу).

*** Хотя по Инструкции к Плану счетов № 291 сам по себе субсчет 643 предназначен только для отражения НДС при получении предприятием предварительной оплаты (авансов) от покупателей/заказчиков (Дт 643 — Кт 641/НДС).

Учет НДС при поставках товаров/услуг за счет бюджетных средств

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

Сумма, грн.

Дт

Кт

1

Отгружены товары/предоставлены услуги

361

702, 703

18000

702,703

643

3000

2

Списана себестоимость товаров

902

281

10000

3

Списана себестоимость услуг

903

23

10000

4

Оплачены товары/услуги за счет бюджетных средств

311

361

18000

5

Начислены налоговые обязательства по НДС

643

641/НДС

3000

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше