Темы статей
Выбрать темы

Экстремальный турсбор — 2019

Нестеренко Максим, налоговый эксперт
Начиная с 01.01.2019 г. коренным образом изменился механизм определения туристического сбора. Первые месяцы внедрения нового механизма на практике уже породили у плательщиков немало вопросов. В сегодняшней статье мы собрали интересные и в то же время сложные вопросы, касающиеся новых «турсборных» правил, и, ясное дело, предлагаем вам ответы на них.

Главные и принципиальные изменения в части турсбора коснулись базы обложения и размера ставок. До 01.01.2019 г. ставка турсбора рассчитывалась исходя из общей стоимости проживания. Теперь же базой обложения турсбором согласно п. 268.4 НКУ является количество суток, в течение которых турист проживал в «туристических» местах (п.п. 268.5.1 НКУ). А ставка турсбора устанавливается в процентах от минзарплаты, в зависимости от типа туризма (внутренний или въездной) и в расчете за одного туриста на одни сутки (п. 268.3 НКУ). Кроме того, изменился круг плательщиков турсбора, перечень «туристических» мест проживания, а также некоторые другие правила взимания турсбора1.

1 Подробно об этих изменениях читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 104-105, с. 24.

Если нет «местного» решения

Это достаточно распространенная ситуация. Туристический сбор относится к местным (п.п. 10.2.2 НКУ). Ставки этого сбора устанавливаются в соответствии с решениями местных органов власти (пп. 268.3.1, 268.6.1 НКУ). Поэтому конкретная ставка турсбора на территории конкретного населенного пункта устанавливается решением местного совета.

Кроме того, с 01.01.2019 г. местные органы власти должны во исполнение п.п. 268.5.2 НКУ обнародовать на своем сайте перечень «туристических» налоговых агентов и информацию о них. И только после того, как местная власть выполнит оба эти условия, турсбор по правилам 2019 года может заработать на территории, на которую распространяются полномочия соответствующего органа местной власти (см. БЗ 123.02, письма ГФСУ от 01.02.2019 г. № 362/6/99-99-12-02-03-15/ІПК, от 26.02.2019 г. № 763/6/99-99-12-02-03-15/ІПК и от 26.04.2019 г. № 1896/6/99-99-12-02-03-15/ІПК).

Важно! Такие решения, в принципе, могут появиться в любое время в течение всего текущего года. Ведь до 31.12.2019 г. деактивированы пп. 4.1.9, 12.3.3 — 12.3.4, 12.4.3 и п. 12.5 НКУ. При этом обратите внимание, с какой даты вступает в силу решение вашего местного органа власти, — именно с этой даты у вас и будет возникать обязанность уплачивать турсбор. Мы только отметим, что акты органов местного самоуправления вступают в силу со дня их официального обнародования, если органом не установлен более поздний срок (ч. 5 ст. 59 Закона № 2802). Поэтому

2 Закон Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21.05.97 г. 280/97-ВР.

решение об установлении местных налогов/сборов не может вступить в силу задним числом

То есть турсбор по правилам 2019 года заработает лишь с даты опубликования нового решения местного совета (или изменений в старое), а не с 01.01.2019 г. На это мы уже указывали в «Налоги и бухгалтерский учет», 2019, № 6, с. 26.

А как быть в период с 01.01.2019 г. до даты вступления в силу нового решения местной власти? Подпункт 12.3.5 НКУ предусматривает в случае отсутствия решения местного органа власти относительно ставок местного налога на текущий год уплачивать такой налог по минимальным ставкам. На этом же настаивают и фискалы (БЗ 123.02, письмо ГФСУ от 26.02.2019 г. № 763/6/99-99-12-02-03-15/ІПК, письмо ГУ ГФС в Тернопольской обл. от 12.03.2019 г. № 1003/ІПК/19-00-12-02-27).

Но такой вывод для турсбора не совсем подходит, по крайней мере по двум причинам. Во-первых, для турсбора в НКУ прописан лишь верхний предел ставки (п.п. 268.3.1 НКУ). Значит, по умолчанию можно считать, что минимальная ставка турсбора — «0» (нуль). Фискалы также согласились с этим выводом (см. письмо ГФСУ от 28.02.2019 г. № 814/6/99-99-12-02-03-15/ІПК). Во-вторых, п.п. 12.3.5 НКУ прямо касается лишь тех местных налогов/сборов, которые устанавливаются обязательно. Турсбор к ним не относится (пп. 10.21, 10.3 НКУ).

Следовательно, мы считаем, что на территории административно-территориальных единиц, где местная власть еще не приняла решения относительно взимания турсбора по новым правилам, он, начиная с 01.01.2019 г. и до даты принятия решения не взимается. Даже если до 31.12.2018 г. турсбор на этой территории взимался. Вынуждены отметить это, ведь уже были случаи, когда местные органы власти пытались до нового решения (или внесения изменений в старое решение) применять в 2019 году ставки турсбора, которые действовали в 2018 году (см., например, уведомление на сайте г. Южное от 11.02.2019 г.3).

3 См.: yuzhny.gov.ua/actual/47970

Считаем такое решение безосновательным, ведь старые ставки турсбора к новой базе налогообложения применяться не могут. А вот установить дифференциацию ставок (понятное дело, в пределах, определенных п.п. 268.3.1 НКУ) в зависимости от стоимости проживания за сутки местная власть имеет право. Так, например, поступил Луцкий городской совет, установив разные ставки турсбора для туристов, которые уплачивают за проживание до 600 грн. за сутки и свыше 600 грн. за сутки (см. решение Луцкого городского совета от 30.01.2019 г. № 52/1014).

4 См.: lutskrada.gov.ua/documents/pro - vstanovlennia - turystychnoho - zboru - u - m - lutsku

Отсчет «турсборных» суток

Начиная с 01.01.2019 г. базой обложения турсбором является общее количество суток временного размещения в местах проживания (ночевки), определенных п.п. 268.5.1 НКУ (п.п. 268.4.1 НКУ).

При этом один из ключевых вопросов к новому порядку взимания турсбора: когда именно начинается отсчет времени проживания для целей взимания туристического сбора? Для ответа на этот вопрос целесообразно обратиться к Правилам № 195, которые оперируют понятием расчетного часа. Так называется час, установленный в гостинице, при наступлении которого потребитель должен освободить номер в день выезда и после которого осуществляется заселение в гостиницу (п. 1.3 гл. 1 Правил № 19).

5 Правила пользования гостиницами и аналогичными средствами размещения и предоставления гостиничных услуг, утвержденные приказом Гостурадминистрации от 16.03.2004 г. № 19.

Плата за предоставление гостиничных услуг взимается в соответствии с единым расчетным временем — 12-ю часами текущих суток по местному времени. Гостиница с учетом местных особенностей вправе изменить единый расчетный час. Как правило, расчетный час указывается во внутренних правилах гостиницы (п. 3.8 гл. 3 Правил № 19).

На основании вышеупомянутых положений Правил № 19 фискалы утверждают, что отсчет времени проживания для «турсборных» целей начинается с 12 часов дня, который предшествует дню выезда, и длится 24 часа до расчетного часа, установленного гостиницей (БЗ 123.03). В то же время, если гостиница установила другой расчетный час, отсчет «турсборных» суток начинается с него (см. письмо ГФСУ от 23.05.2019 г. № 2342/6/99-99-12-02-03-15/ІПК).

Действительно, в большинстве случаев туристы заезжают в свое «туристическое» жилье после 12:00 в день заезда и обязаны покинуть его в 12:00 в день выезда. Однако подчас происходит так, что турист заезжает раньше 12:00 и выезжает позже 12:00. Каким образом в этом случае рассчитывать базу обложения (количество суток проживания) для целей обложения турсбором?

Позиция фискалов неутешительна. Они заявляют, что в случае раннего заезда в место проживания (до 12 ч 00 мин дня прибытия) и позднего выезда (после 12 ч 00 мин дня выезда) для целей обложения турсбором к количеству дней проживания прибавляется двое суток. То есть по одним суткам за превышение расчетного часа при заезде и выезде с места проживания (см. письма ГФСУ от 26.04.2019 г. № 1896/6/99-99-12-02-03-15/ІПК и ГУ ГФС в Днепропетровской обл. от 20.03.2019 г. № 1124/ІПК/04-36-12-04-21).

То есть фискалы утверждают, что при заезде ранее расчетного часа и выезде позже этого часа турсбор вместо одних суток уплачивается за трое суток. Хотя ночует турист фактически только одну ночь. Можно, конечно, апеллировать к тому, что в п.п. 268.4.1 НКУ упоминается о количестве суток временного размещения в местах ночевки и что только факт ночевки влечет за собой дополнительные «турсборные» сутки. Однако вряд ли это будет иметь существенный эффект. Тем более что сами налоговые агенты (гостиницы и др.) при превышении расчетного часа при заезде и/или выезде берут с туриста плату за дополнительное время проживания.

Проживание менее суток

На практике иногда встречаются случаи, когда гостиницы и другие «туристические» заведения оказывают туристам услугу в виде почасового проживания. При таких обстоятельствах турист может снять себе жилье, например на 6, 12 или 18 часов (соответственно 0,25, 0,5 или 0,75 суток). Можно ли в этом случае рассчитывать турсбор пропорционально количеству часов, в течение которых турист проживает в «туристическом» жилье?

К сожалению, фискалы категорически отрицают такую возможность. Они заявляют, что НКУ не предусматривает для «турсборных» целей другого периода проживания, чем сутки. Поэтому в случае почасового размещения турсбор рассчитывается для каждого туриста из базы налогообложения «одни сутки» (БЗ 123.02, письмо ГФСУ от 01.02.2019 г. № 362/6/99-99-12-02-03-15/ІПК и письмо ГУ ГФС в Киевской обл. от 30.01.2019 г. № 312/ІПК/10-36-12-03). То есть

независимо от количества часов, в течение которых турист проживал в «туристическом» жилье, турсбор уплачивается как за полные сутки

Собственно, этот же вывод можно было отметить и в предыдущей ситуации, когда фискалы настаивали на уплате турсбора за двое дополнительных суток в случае раннего заезда и позднего выезда (превышения расчетных суток). И понятное дело, что за эти двое дополнительных суток турсбор тоже придется уплатить как за полные двое суток проживания. То есть независимо от количества часов, на которые турист «поторопился» с заездом или «замедлил» с выездом.

Определяем тип туризма

Еще одной новинкой 2019 года стала дифференциация предельных ставок турсбора в зависимости от типа туризма (п.п. 14.1.277 НКУ). Для внутреннего туризма (когда туристы — граждане Украины или лица, которые постоянно в Украине проживают) ставка турсбора не может превышать 0,5 % минзарплаты, а для въездного туризма (когда туристы — лица, которые постоянно в Украине не проживают) — не может превышать 5 % минзарплаты.

Плательщики сбора (туристы) уплачивают турсбор налоговым агентам, определенным в п.п. 268.5.2 НКУ. Туристы сейчас уплачивают этот сбор авансовым взносом перед временным размещением в местах «туристического» проживания (п.п. 268.6.1 НКУ). От статуса туриста, которого размещают в «туристическом» жилье, прямо зависит тип туризма (внутренний или въездной), а от типа туризма, в свою очередь, зависят ставка и размер турсбора, который турист должен уплатить перед заселением.

Но каким образом налоговый агент должен определить тип туризма (то есть статус туриста)? Ответ находим в п. 4.1 гл. 4 Правил № 19, где сказано, что номер (место) гостиницы предоставляется потребителю при предъявлении паспорта или другого документа, удостоверяющего личность (паспорт гражданина Украины, паспорт иностранца и т. п.). Из этого документа налоговый агент сможет определить статус туриста и, соответственно, ставку, по которой взимать с него турсбор, — для «внутренних» или для «въездных» туристов. К аналогичному заключению приходят и фискалы (см. письмо ГФСУ от 26.02.2019 г. № 763/6/99-99-12-02-03-15/ІПК).

При этом фискалы рекомендуют налоговому агенту дополнительно подтверждать, правомерно ли он определил форму туризма (внутренний или въездной) для целей налогообложения. С этой целью налоговый агент, по мнению фискалов, должен иметь копии соответствующих документов, которые подтверждают принадлежность лица к резидентам или нерезидентам (см. письмо ГФСУ от 26.04.2019 г. № 1896/6/99-99-12-02-03-15/ІПК). Чтобы избежать недоразумений, безопаснее будет прислушаться к этой рекомендации. Для этого целесообразно прямо на «ресепшене» установить ксерокс и снимать копии с предъявленных туристами документов. Или по крайней мере фотографировать документы туристов и потом распечатывать эти фотографии.

Длительное проживание в «туристическом» месте

Бывают случаи, когда физическое лицо длительное время (свыше месяца) проживает в гостинице или в другом «туристическом» месте на основании договора аренды жилья. К туризму в понимании ст. 1 Закона № 3246 это никакого отношения не имеет, поскольку «туристическое» жилье при таких обстоятельствах фактически является местом проживания постоянного физического лица.

6 Закон Украины «О туризме» от 15.09.95 г. № 324/95-ВР.

Должно ли такое лицо уплачивать турсбор? Считаем, что нет. Ведь плательщиками турсбора являются лица, которые временно размещаются в «туристических» местах проживания (п.п. 268.2.1 НКУ). Постоянное проживание, в том числе на основании договора аренды (найма) жилья, является основанием для того, чтобы физическое лицо не считалось туристом и не было плательщиком турсбора (п.п. «а» п.п. 268.2.2 НКУ). Даже если оно арендует жилье в гостинице или в другом «туристическом» жилище, определенном п.п. 268.5.1 НКУ.

Более того, есть Порядок предоставления услуг по временному размещению (проживанию), утвержденный постановлением КМУ от 15.03.2006 г. № 297 (ср. ). И в п. 4 указанного Порядка прямо сказано, что размещение лиц, с которыми заключается договор о найме жилья на срок, превышающий один месяц (для курортов срок определяется местными органами исполнительной власти), не относится к услугам по временному размещению.

Следовательно, при наличии договора аренды жилья на длительный срок собственно отсутствует услуга по временному размещению, о которой упоминает п.п. 268.2.1 НКУ. И, значит, таким лицам не предоставляется туристическая услуга и нет оснований для уплаты турсбора. Фискалы также с этим согласны (см. письмо ГФСУ от 26.04.2019 г. № 1896/6/99-99-12-02-03-15/ІПК).

Арендованное «туристическое» помещение

Иногда бывает так, что лицо, предоставляющее туристические услуги, размещает туристов в помещениях, которые не принадлежат такому лицу на праве собственности. Чаще всего в таких случаях между собственником объекта и предоставителем туристических услуг заключается договор аренды. Кто же в этом случае является налоговым агентом — собственник «туристического» помещения или предоставитель туристических услуг?

Ответ на этот вопрос однозначен: согласно п.п. «а» п.п. 268.5.2 НКУ налоговым агентом является именно лицо, которое фактически предоставляет услуги по временному размещению туристов. То есть в случае предоставления туруслуг в арендованном помещении — арендатор этого помещения, с которым турист заключает договор при заселении. Кому фактически принадлежит «туристическое» помещение для целей взимания турсбора, значения не имеет. Взимать турсбор с туриста и уплачивать его в бюджет должен предоставитель туристических услуг. Фискалы также согласны с таким выводом (см. письма ГФСУ от 26.04.2019 г. № 1896/6/99-99-12-02-03-15/ІПК и ГУ ГФС в Тернопольской обл. от 12.03.2019 г. № 1003/ІПК/19-00-12-02-27).

Если же посмотреть на п.п. «б» п.п. 268.5.2 НКУ, где идет речь о таких налоговых агентах, как квартирно-посреднические организации, становится полностью очевидным, что нет связи между статусом «туристического» налогового агента и правом собственности на «туристическое» жилье. Ведь такие туристические посредники априори направляют неорганизованных туристов в жилые дома, квартиры, коттеджи и другие частные жилища, которые находятся в собственности других лиц. И все равно налоговым агентом является именно посредник, а не собственник жилья. Хотя в этом случае договор на проживание турист заключает не с посредником, а с собственником.

Статус льготника

В п.п. 268.2.2 НКУ определен перечень физических лиц, которые не могут быть плательщиками турсбора. Перед размещением таких лиц туристический сбор не уплачивается. Но каким образом налоговый агент может убедиться, что в его «туристическое» жилье заселяется физлицо-льготник? Ответ на этот вопрос для удобства приведем в таблице.

Документы, подтверждающие право не уплачивать турсбор

Льготная категория

Документ, подтверждающий право на льготу

Физлица, которые постоянно проживают (в том числе по договору найма) в селе, поселке или городе, где установлен турсбор

Паспорт гражданина Украины (для граждан Украины), вид на жительство (для иностранцев)

Физлица, которые имеют место проживания в Украине и прибыли в командировку

Копия приказа о командировке, удостоверение о командировке

Инвалиды, дети-инвалиды и лица, которые сопровождают инвалидов I группы или детей-инвалидов (не больше одного сопровождающего)

Удостоверения, подтверждающие статус инвалида, ветерана войны (в том числе участника АТО/ООС) или участника ликвидации аварии на ЧАЭС.

Для того, чтобы турсбор не уплачивало сопровождающее лицо, необходимо удостоверение инвалида I группы

Ветераны войны

Участники ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС

Физлица, которые прибыли по путевкам (курсовкам) на лечение, оздоровление, реабилитацию

Путевки (курсовки) на лечение, оздоровление, реабилитацию

Дети в возрасте до 18 лет

Свидетельство о рождении, паспорт (при наличии)

Как видим, в абсолютном большинстве случаев подтвердить статус льготника (физлица, которое имеет право не уплачивать турсбор) достаточно просто. И к налоговому агенту не будет никаких вопросов, если он позаботится о копиях льготных документов туриста.

ФЛП — турист поневоле?!

Вопрос достаточно интересный. Его специфика связана с тем, что физлица с местом проживания в Украине, которые прибыли в командировку, освобождаются от уплаты турсбора (п.п. «б» п.п. 268.2.2 НКУ).

Является ли доступной эта льгота для ФЛП, который по служебным делам приезжает на территорию административно-территориальной единицы, где установлен турсбор, и размещается в «туристическом» жилье? К сожалению,

действующее законодательство не дает однозначного ответа, касающегося возможности для ФЛП отправить самого себя в командировку

Традиционно считается, что командировка — это термин, характерный для трудовых отношений. Единственное исключение из этого правила — члены руководящих органов предприятия (п.п. 170.9.1 НКУ). Предпринимательская деятельность осуществляется на свой страх и риск, следовательно, приплести к ней командировку — термин, характерный для трудовых отношений, — вряд ли выйдет. Фискалы в своих устных разъяснениях также отрицают право ФЛП отправить самого себя в командировку и отмечают, что льгота, предусмотренная п.п. «б» п.п. 268.2.2 НКУ, не касается ФЛП.

Поэтому если ФЛП сам ездит по своим служебным делам, то, приезжая на территории, где местная власть установила турсбор, ему придется мириться с уплатой этого налога.

Если же турсбор платить не хочется, ФЛП может вместо себя отправить в командировку своего наемного работника. Для наемных работников ФЛП, направленных последним в командировку, льгота по уплате турсбора предусмотрена так же, как и для наемных работников юридических лиц.

выводы

  • До принятия местной властью решения об уплате турсбора по правилам 2019 года он не взимается на территории, подведомственной этой власти.
  • Отсчет времени проживания для «турсборных» целей в общем случае начинается с 12-ти часов дня заезда туриста.
  • При почасовом (менее суток) проживании турсбор с туриста взимается как за полные сутки проживания.
  • Налоговым агентом при уплате турсбора является лицо, которое предоставляет туристические услуги, независимо от того, является ли оно собственником жилья, где проживают туристы.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше