Для работодателя важно правильно организовать кадровый учет на предприятии. Ведь его халатное ведение может грозить ему существенными штрафами.
Но не секрет, что не каждое предприятие может позвонить себе иметь в штате инспектора по кадрам. Именно поэтому на небольших предприятиях кадровые вопросы директор старается «сгрузить» на бухгалтера.
Вариант узаконивания таких действий будет зависеть от того, есть ли должность инспектора по кадрам в штатном расписании предприятия.
«Кадровика» нет в штатном расписании. В таком случае обязанности по кадровому учету следует прописать в должностной инструкции бухгалтера. То есть по сути расширить бухгалтерские обязанности обязанностями инспектора по кадрам.
Заметим, если вы решили сделать такое «расширение» в процессе работы бухгалтера, то учтите, что для последнего это будет изменением существенных условий труда. А значит, придется предупредить бухгалтера об этом за два месяца (ст. 32 КЗоТ).
Естественно, что если вы сделаете это «задним числом», то мы об этом никому не скажем. ☺
Важно!
При таком способе бухгалтеру не придется доплачивать сверх установленного оклада
за кадровую нагрузку. Ведь он будет заниматься такой нагрузкой в рамках своих должностных обязанностей.
При этом, подписывая кадровые документы, он должен будет указывать свою должность, например, «главный бухгалтер».
«Кадровик» есть в штатном расписании. Если в штатном расписании предусмотрена должность инспектора по кадрам, то выполнять его должностные обязанности бухгалтер может:
— либо в порядке совмещения профессий (должностей) (письмо Минтруда от 06.03.2006 г. № 09-96);
— либо через совместительство.
Начнем с совмещения. Поручать работнику выполнение дополнительных обязанностей в порядке совмещения профессий (должностей) лучше всего по его согласию. Иначе предприятию придется пройти процедуру с уведомлением за 2 месяца, прописанную в ч. 3 ст. 32 КЗоТ.
Дело в том, что установление/снятие совмещения профессий по инициативе работодателя — это изменение существенных условий труда работника. Уйти от необходимости уведомления поможет собственное желание работника.
В таком случае:
— бухгалтер подаст на имя руководителя письменное заявление с просьбой разрешить ему выполнять обязанности по другой должности;
— руководитель на основании такого документа издаст приказ (распоряжение) о возложении на бухгалтера допобязанностей в порядке совмещения профессий.
В приказе указывают должность, по которой устанавливается совмещение, и размер доплаты (ст. 105 КЗоТ),
а также период, на который устанавливается совмещение (при необходимости). С приказом работника ознакомляют под подпись.
Начиная с этого момента, подписывая кадровые документы бухгалтер должен указывать название должности «инспектор по кадрам».
Переходим к совместительству. Его уместно применять, если бухгалтер принят на неполное рабочее время и кадровым вопросам готов посвятить себя только после окончания выполнения бухгалтерских обязанностей.
Ведь совместительство — это работа по другим трудовым договорам в свободное от основной работы время.
Если же четко разделить обязанности не получается, рекомендуем все же задуматься о варианте совмещения профессий (см. выше).
Подробнее о нюансах оформления совместительства и совмещения, а тем более об их отличиях, читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2017, № 42, с. 26.