Темы статей
Выбрать темы

Кассовые операции в обособленном подразделении

Алешкина Наталья, налоговый эксперт, Вороная Наталья, эксперт по кадровым и налоговым вопросам, Чернышова Наталья, эксперт по кадровым и налоговым вопросам
Если ваше предприятие имеет обособленные подразделения, обязательно обратите внимание на этот раздел спецвыпуска. Ведь здесь мы поговорим о том, что такое касса обособленного подразделения и как в ней оприходуют наличность. Также выясним, нужно ли обособленным подразделениям вести отдельные кассовые книги и устанавливать лимиты кассы. Кроме того, из этого раздела вы узнаете о сроках и порядке сдачи обособленными подразделениями предприятия наличной выручки.

8.1. Касса в обособленном подразделении

Обособленное подразделение: определяемся с понятием

Вначале разберемся с тем, что считать обособленным подразделением. Так, согласно п.п. 2 п. 3 Положения № 148 обособленные подразделения — это филиалы, представительства, отделения, которые наделяются частью имущества хозяйственных организаций, осуществляя в отношении этого имущества право оперативного пользования или другое вещное право, предусмотренное законодательством Украины, а также структурные подразделения (стационарные или передвижные), где реализуются товары, предоставляются услуги и осуществляются расчетные операции.

В свою очередь, ХКУ и ГКУ называют обособленными подразделениями только филиалы, представительства, отделения и другие обособленные подразделения, соответствующие критериям, приведенным в ч. 4 ст. 64 ХКУ, и не относят к ним структурные подразделения. Причем информацию об обособленных подразделениях ч. 5 ст. 95 ГКУ и абзац второй ч. 2 ст. 58 ХКУ велят вносить в ЕГР*.

* Единый государственный реестр юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований.

Но, говоря о кассовых операциях, в первую очередь нужно руководствоваться специальным «кассовым» нормативным документом — Положением № 148. А значит, правила кассовых операций, предусмотренные этим Положением, должны распространяться, в том числе, и на структурные подразделения предприятия, сведения о которых не вносят в ЕГР.

Заметьте: с тем, что для целей определения порядка оприходования наличности термин «обособленное подразделение» должен применяться в соответствии с требованиями Положения № 148, соглашаются и налоговики (см. разъяснение из подкатегории 109.01 БЗ).

Что считать кассой подразделения

Главная цель создания «обособленной» кассы — обеспечить расчеты наличностью в подразделении по аналогии с кассой предприятия. Причем это не обязательно должно быть отдельное помещение.

Напомним: под кассой понимают помещение или место осуществления наличных расчетов, а также приема, выдачи и хранения наличности, прочих ценностей и кассовых документов (п.п. 8 п. 3 Положения № 148). Следовательно, если, например, в торговой точке (киоск, палатка, магазин) для проведения наличных расчетов установлен РРО, то в таком случае отдельно отводить помещение под кассу не нужно. Кассой в этой ситуации будет место проведения наличных расчетов с применением РРО. Хотя при желании, помимо РРО, можно создать еще и кассу. Это не запрещено.

Но бывают ситуации, когда без отдельной кассы не обойтись. Так, ее придется организовать, например, если выручку периодически вынимают из ящика РРО и складывают до инкассации в сейф, находящийся в отдельном помещении. Такой подход часто используют в подразделениях со значительным количеством используемых РРО или если сумма наличных не помещается в ящике РРО. Просто изъять из ящика РРО деньги и переложить их в другое место нельзя, поскольку при проверке контролирующим органом может быть выявлено несоответствие наличности на месте проведения расчетных операций. А это грозит штрафом, предусмотренным п. 1 ст. 17 Закона об РРО**.

** Об ответственности за нарушения в сфере применения РРО см. в спецвыпуске «Налоги и бухгалтерский учет», 2019, № 23, с. 85.

В такой ситуации в подразделении будет как минимум две кассы:

1) место проведения наличных расчетов, где установлен РРО;

2) место, где будут приниматься, храниться и выдаваться денежные средства и кассовые документы.

Обратите внимание: в штатном расписании обособленного подразделения может быть не предусмотрена должность кассира. В таком случае

исполнение обязанностей кассира на основании письменного распоряжения руководителя можно возложить на бухгалтера или другого работника

Но учтите: с работником, выполняющим функции кассира, обязательно нужно заключить договор о полной индивидуальной материальной ответственности (подробнее о таком договоре см. в подразделе 2.4 раздела «Кассир на предприятии»).

Имейте в виду: если в «обособленной» кассе операции с наличными оформляют с помощью кассовых ордеров (ведомостей на выплату наличности), то руководитель обособленного подразделения может подписывать расходные кассовые документы только при наделении его соответствующими полномочиями. Причем такие полномочия должны быть закреплены внутренним распорядительным актом предприятия (п. 451 Положения № 148).

Оприходуем наличность

Порядок оприходования наличности в зависимости от условий проведения наличных расчетов устанавливает п. 11 Положения № 148.

Так, оприходованием наличности в кассах обособленных подразделений предприятий, которые проводят наличные расчеты с применением РРО и с оформлением их кассовыми ордерами и ведением кассовой книги, является осуществление учета наличности в полной сумме ее фактических поступлений в кассовой книге на основании приходных кассовых ордеров.

Заметим, что так же оприходуют наличность обособленные подразделения, которые осуществляют расчеты через кассу с использованием кассовых ордеров (без применения РРО и/или РК с КУРО).

Если же наличные расчеты осуществляют с применением КУРО (и РК) без использования РРО, оприходованием наличности в кассе следует считать занесение данных расчетных квитанций в КУРО*.

* В каких случаях субъекты хозяйствования могут осуществлять наличные расчеты с использованием КУРО и РК вместо РРО, см. в спецвыпуске «Налоги и бухгалтерский учет», 2019, № 23, с. 11.

Особого внимания заслуживают обособленные подразделения, осуществляющие наличные расчеты с применением РРО без ведения кассовой книги**.

** Когда обособленное подразделение может обойтись без кассовой книги, см. ниже.

Напомним: до 15 февраля 2019 года в п. 11 Положения № 148 было прописано, что оприходование наличности для них должно происходить на основании расчетных документов путем формирования и печати Z-отчетов и их подклеивания к соответствующим страницам КУРО. Одновременно с этим действующие РРОшные Порядки*** еще с 01.10.2018 г. позволяли при определенных условиях вообще отказаться от КУРО, зарегистрированных на РРО (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 85, с. 2). Однако многие побаивались решиться на такой шаг из-за угрозы признания их наличности неоприходованной.

*** Утвержденные приказом Минфина от 14.06.2016 г. № 547.

К счастью, после 15.02.2019 г. эта угроза исчезла. Теперь для обособленных подразделений с РРО без кассовой книги оприходованием считается обеспечение хранения ежедневных Z-отчетов в электронной форме в течение срока, определенного п. 44.3 НКУ (1095 дней), и внесение информации согласно таким Z-отчетам в соответствующие книги учета (КУРО — в случае ее использования).

Следовательно, от КУРО они теперь могут отказаться без каких-либо опасений

Обособленное подразделение продолжает применять КУРО на РРО?

По действующим еще с 01.10.2018 г. правилам в КУРО следует делать записи только в случае выхода из строя РРО или отключения электроэнергии. И больше ничего! То есть сегодня при проведении расчетных операций через РРО уже не надо ежедневно проводить записи о движении средств и сумме расчетов в КУРО.

К сожалению, наши надежды на то, что фискалы так же поймут новую редакцию п. 11 Положения № 148 и не заставят записывать в КУРО в случае ее использования ежедневную выручку обособленного подразделения, не оправдались. В письме ГФСУ от 05.03.2019 г. № 904/6/99-99-14-05-01-15/ІПК они заявляют: если ежедневные записи в КУРО не делать, то не будет и оприходования...

Не помог в этом вопросе и НБУ. Так, в письме от 25.04.2019 г. № 50-0006/22839 главный наличный регулятор указал, что в случае регистрации КУРО на РРО информация согласно фискальным отчетным чекам должна заноситься в КУРО. При этом НБУ абсолютно не волнуют нюансы заполнения КУРО. За разъяснением по этому поводу он рекомендует обратиться в Минфин и к налоговикам.

Налоговики свое фискальное мнение уже высказали, поэтому остается надеяться только на благо- разумие Минфина.

Мы же напомним, что согласно п.п. 18 п. 3 Положения № 148 полноценным оприходованием наличности считается проведение субъектами хозяйствования ее учета в кассе на полную сумму фактических поступлений, в частности в фискальном отчетном чеке (Z-отчете). То есть формирование Z-отчета в электронном виде является достаточным условием для оприходования!

Но доказывать правильность такого подхода придется, очевидно, в суде. Поэтому если вы не желаете спорить с контролерами, безопаснее будет прислушаться к их мнению, т. е. вести КУРО так, как они требуют.

Учтите:

наличность, поступающую в кассы, оприходуют в день ее получения в полной сумме

Напомним, что предприятия обязаны разработать и утвердить внутренним документом Порядок оприходования наличности в своей кассе (см. подраздел 1.2 раздела «Работа с наличностью: начало пути»). В нем следует максимально учесть особенности работы как предприятия, так и его обособленных подразделений, а именно:

— внутренний трудовой распорядок;

— режим работы;

— графики сменности;

— порядок и особенности сдачи наличной выручки в банк.

Такой Порядок должен соответствовать требованиям Положения № 148 и не противоречить законодательству Украины.

Согласно п. 12 Положения № 148 Порядок оприходования наличности для обособленных подразделений устанавливается и доводится внутренним документом предприятия.

Причем, по нашему мнению, о том, как приходуются наличные, полученные в обособленных подразделениях, может быть указано в Порядке оприходования наличности, разработанном:

— по предприятию в целом (включая обособленные подразделения). Этот вариант лучше всего подойдет для юрлиц, обособленные подразделения которых сдают свою выручку непосредственно в кассу предприятия;

— для всех обособленных подразделений. Таким вариантом имеет смысл воспользоваться, если все подразделения предприятия оприходуют наличность и сдают ее для зачисления на банковские счета предприятия по единым правилам;

— для каждого обособленного подразделения отдельно. Этот вариант наиболее уместен, если существуют серьезные отличия в режимах работы, правилах оприходования и сдачи наличности в разных обособленных подразделениях.

«Обособленная» кассовая книга: нужна ли?

К счастью, кануло в Лету то недолгое время, когда оприходование наличности обособленного подразделения было возможно только путем внесения соответствующих записей в кассовую книгу*. Напомним: это не позволяло отказаться от «обособленной» кассовой книги подразделениям, которые самостоятельно сдавали наличную выручку в банк. А как обстоят дела сейчас?

* Такой порядок просуществовал в период с 05.01.2018 г. до 01.06.2018 г. (т. е. до вступления в силу постановления № 54).

Как мы уже упомянули, на сегодняшний день обособленные подразделения, осуществляющие наличные расчеты с применением РРО и/или КУРО и не оформляющие кассовые ордера, оприходовать наличность могут и без кассовой книги.

А в каких же тогда случаях обособленным подразделениям обязательно нужна отдельная кассовая книга

На этот вопрос отвечает абзац третий п. 39 Положения № 148. В нем сказано, что кассовую книгу должны вести обособленные подразделения предприятий, которые проводят операции по приему наличности за проданную продукцию (товары, работы, услуги) с оформлением ее ПКО, а также по выдаче наличности на выплаты, связанные с оплатой труда, производственные (хозяйственные) нужды и другие операции с оформлением их РКО и ведомостями на выплату наличности. То есть ключевым здесь является оформление кассовых документов. Так, если наличные расчеты осуществляются с применением ПКО, РКО или ведомости, кассовая книга нужна.

Если же обособленное подразделение осуществляет наличные расчеты с применением РРО и/или РК и ведением КУРО, но не проводит операций по приему (выдаче) наличности по кассовым ордерам, оно кассовую книгу не ведет.

Кстати, кассовую книгу придется вести, если в обособленном подразделении организована отдельная касса в связи с тем, что выручку периодически вынимают из ящика РРО и складывают до инкассации в сейф, находящийся в отдельном помещении. На такие денежные средства после их выемки из ящика РРО, оформленной операцией «служебная выдача», составляют ПКО. На основании этого кассового ордера сумму выручки отражают в кассовой книге обособленного подразделения.

А вот если сейф расположен непосредственно на месте проведения расчетов, необходимости заводить «обособленную» кассовую книгу нет (естественно, при отсутствии других оснований). Напомним: налоговики допускают хранение наличности в сейфе, находящемся на месте проведения расчетов, если наличность не помещается в ящике РРО. Но при этом требуют, чтобы (см. подкатегорию 109.02 БЗ):

а) общая сумма выручки на месте проведения расчетов (ящик РРО + «приРРОшный» сейф) соответствовала показателю дневного отчета РРО;

б) в сейфе (и, конечно, в ящике РРО) хранилась только выручка от реализации с применением РРО;

в) все это было прописано в приказе по предприятию (читай: в Порядке оприходования наличности).

Подробнее см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 73, с. 27.

Кассовая книга обособленного подразделения совершенно независима от кассовой книги предприятия. Ее ведут по той же типовой форме № КО-4 (приложение 5 к Положению № 148), что и кассовую книгу предприятия. Обособленным подразделениям не запрещено вести кассовую книгу в электронной форме. Подробно об оформлении и заполнении кассовой книги, в том числе электронной, вы можете узнать в подразделе 4.8 раздела «Документирование кассовых операций».

Обратите внимание: листы кассовой книги подразделения, как и кассовой книги предприятия, пронумеровывают и прошнуровывают. При этом количество листов в «обособленной» кассовой книге должно быть заверено подписью руководителя и главного бухгалтера предприятия. Эта кассовая книга хранится на месте проведения наличных расчетов, т. е. в кассе обособленного подразделения.

8.2. Лимит кассы

Так же, как и для касс предприятий, для касс их обособленных подразделений должен быть установлен лимит. Он устанавливается и доводится до сведения обособленных подразделений внутренним документом предприятия (абзац третий п. 50 Положения № 148). Причем лимит кассы устанавливают для каждого обособленного подразделения отдельно.

Если лимит кассы не установлен, то он автоматически считается нулевым

А это значит, что вся поступившая наличность, не сданная или не использованная в соответствии с требованиями Положения № 148, является сверхлимитной.

Никаких особенностей расчета величины лимита кассы обособленного подразделения нет. Ее рассчитывают в общем порядке, т. е. одним из следующих способов:

— на основании расчета среднедневного поступления наличных в кассу;

— на основании расчета среднедневной выдачи наличных из кассы.

Помните, что предприятие должно утвердить внутренним документом Порядок расчета лимита кассы для своих обособленных подразделений. Причем его составляют так же, как Порядок расчета лимита кассы головного предприятия (см. подраздел 5.3 раздела «Лимит кассы»).

Устанавливая лимит для касс обособленных подразделений, учтите следующие нюансы:

1) при определении лимита учитывают режим и специфику работы подразделения, его отдаленность от банка, объем кассовых оборотов, установленные сроки сдачи наличных (см. подраздел 8.3 ниже), продолжительность операционного времени банка, наличие договоренности с банком на инкассацию и т. п. Например, если магазин находится в населенном пункте, в котором банк отсутствует, то лимит кассы для него рассчитывают с учетом срока сдачи наличности для таких удаленных точек — не реже одного раза в 5 рабочих дней (п.п. 3 п. 48 Положения № 148);

2) возможен выбор разных периодов для расчета лимита для разных подразделений в зависимости от специфики их деятельности;

3) для вновь открытого обособленного подразделения установить лимит кассы, на наш взгляд, можно, руководствуясь положениями абзаца четвертого п. 50 Положения № 148, т. е. на первые 3 месяца работы — по прогнозным расчетам. В двухнедельный срок по истечении этого периода лимит следует пересмотреть с учетом фактических показателей кассовых оборотов подразделения;

4) в расчете лимита не учитывается наличность, внесенная через платежные устройства, принадлежащие небанковским финансовым учреждениям (п. 50 Положения № 148);

5) способы расчета лимитов касс для разных подразделений могут различаться;

6) поскольку под определение кассы подпадает и место проведения наличных расчетов с применением РРО, обособленному подразделению, в котором осуществляются только расчеты через РРО, также может быть установлен лимит остатка наличности в кассе;

7) для обособленного подразделения лимит кассы устанавливают в целом, без распределения его на каждую кассу (на каждый РРО), входящую в состав данного обособленного подразделения;

8) пересматривать лимит кассы в разных подразделениях можно с разной периодичностью. Нужно ли пересматривать лимит кассы, даже при значительных изменениях кассовых оборотов, предприятие решает само. Это его право, а не обязанность.

Нет в Положении № 148 и требования одновременно менять все установленные лимиты. Поэтому предприятие вправе пересмотреть лимит только в отдельно выбранной им кассе (обособленном подразделении), составив для нее новый расчет и приказ об утверждении нового лимита.

8.3. Сдаем выручку подразделения

Согласно абзацу первому п. 15 Положения № 148 абсолютно все обособленные подразделения предприятия могут сдавать сверхлимитную выручку:

— либо в кассу предприятия;

— либо в банк или небанковские финучреждения для ее перевода и зачисления на банковские счета предприятия (в том числе и через службу инкассации).

Оба случая рассмотрим подробнее.

Выручка сдается в банк

Обособленные подразделения могут самостоятельно сдавать наличность в банк (в том числе с применением платежных устройств). Причем зачислять ее можно на любой банковский счет предприятия.

Выдачу наличных денежных средств из кассы подразделения для передачи их в банк оформляют РКО с последующим отражением в кассовой книге такого подразделения. При этом поскольку наличность, попавшая в банк прямо из обособленного подразделения, зачисляется на счет предприятия в безналичной форме и непосредственно в кассу предприятия не поступает, оформлять такую наличную выручку приходными и расходными кассовыми ордерами в кассе предприятия не нужно. Следовательно,

в кассовой книге предприятия движение выручки обособленного подразделения в этом случае не показывают

Подразделение осуществляет выемку наличности из ящика РРО? В таком случае нужно руководствоваться абзацем вторым п. 29 Положения № 148. Согласно указанной норме выемку наличности с места осуществления наличных расчетов с использованием РРО для сдачи ее в банк оформляют соответствующими чеками РРО с выполнением операции «служебная выдача». На это указывает и п. 6 разд. III Порядка № 547. Если затем эту наличность оприходуют в кассу обособленного подразделения, на такую операцию нужно оформить ПКО и сделать запись в «обособленной» кассовой книге.

Если обособленное подразделение сдает наличные в банк самостоятельно, подтверждением этому будет (п. 29 Положения № 148):

— квитанция к приходному документу банка на внесение наличности, подписанная ответственными лицами банка и заверенная оттиском печати банка (при необходимости);

— квитанция/чек банкомата или программно-технического комплекса самообслуживания;

— чек платежного терминала.

Если передача наличных в банк осуществляется через соответствующие службы инкассации, то факт передачи средств подтверждает третий экземпляр «Копия сопроводительной ведомости к сумке с наличностью», заверенный подписью и оттиском печати инкассатора-сборщика.

Обратите внимание: сдавать в банк наличные (передавать их инкассатору) может не только непосредственно оператор РРО, но и другое лицо. При этом оператору РРО необходимо подтвердить, кому он передал денежные средства. Если кассовая книга в подразделении есть, подтверждением передачи наличных в кассу будет квитанция к приходному кассовому ордеру. А вот подразделения, которые не ведут кассовой книги, для обеспечения сохранности наличности могут применять ведомость инкассирования, составленную в произвольной форме, или другой аналогичный по назначению документ.

Теперь поговорим о сроках сдачи наличной выручки в банк.

Согласно п. 1 Положения № 148 нормы этого документа в равной степени распространяются как на предприятия, так и на обособленные подразделения предприятий. Поэтому если в отношении обособленных подразделений упомянутое Положение не выделяет отдельных «кассовых» правил, к ним следует применять общие нормы, установленные для предприятий.

Теперь вспомним: общие правила в отношении предприятий гласят, что они могут держать в кассах наличность в пределах, не превышающих установленный лимит (п. 15 Положения № 148).

Сверхлимитная наличность, как правило, должна сдаваться в банк ежедневно*

* Более подробно о порядке и сроках сдачи наличности в банк вы можете прочесть в подразделе 3.4 раздела «Общие вопросы осуществления кассовых операций».

В то же время если график работы обособленного подразделения, установленный внутренним трудовым распорядком и графиками сменности, не позволяет обеспечить сдачу наличности в день ее поступления, то допускается сдавать наличные средства на следующий день после их поступления в кассу подразделения (п.п. 2 п. 48 Положения № 148).

Кроме того, согласно п. 54 Положения № 148 наличность не считается сверхлимитной в день ее поступления, если не позднее следующего рабочего дня она будет сдана в банк или выдана под отчет*.

* О том, когда суммы, превышающие лимит, не считают сверхлимитными, см. в подразделе 5.2 раздела «Лимит кассы».

Возможна также ситуация, когда обособленное подразделение работает в выходные и праздничные дни и не имеет возможности сдать полученную за эти дни наличную выручку (наличность) в банк из-за отсутствия соответствующего условия в договоре, заключенном с банком на инкассацию средств. Как в этом случае сдать наличную выручку в банк, подсказывает абзац первый п. 49 Положения № 148. Это можно сделать одним из следующих способов:

— через банкоматы / программно-технические комплексы самообслуживания в день ее поступления в кассу подразделения;

— непосредственно в банк в течение операционного времени следующего рабочего дня банка и предприятия.

Таким образом, обособленные подразделения должны сдавать в банк сверхлимитную выручку в день ее поступления. Однако если этому препятствует установленный график работы, такую наличность допускается сдавать на следующий рабочий день банка и предприятия.

Наличность сдается в кассу предприятия

Если Порядком оприходования наличности в кассе предприятия (обособленного подразделения / обособленных подразделений) предусмотрено, что обособленные подразделения должны сдавать имеющуюся у них наличную выручку в кассу головного предприятия, нужно учесть следующие правила.

Так, в случае ведения обособленным подразделением кассовой книги выдачу наличности для ее передачи в кассу предприятия оформляют РКО. При этом в реквизите «Видати» такого РКО указывают фамилию, имя, отчество лица, которое сдает ее в головную кассу предприятия.

В свою очередь, головное предприятие принимает в свою кассу выручку обособленного подразделения с оформлением ПКО и отражает эту операцию в своей кассовой книге. Документом, подтверждающим сдачу выручки обособленным подразделением, является квитанция к ПКО.

Учтите: сумму поступивших средств отражают в кассовой книге предприятия и в случае если наличные ранее уже были оприходованы в кассе обособленного подразделения с помощью записи в «обособленной» кассовой книге. Ведь кассы головного предприятия и его обособленного подразделения являются разными объектами кассовой дисциплины. И поэтому все наличные, поступившие в кассу предприятия, должны быть оприходованы в общем порядке.

Определенные вопросы могут возникнуть в случае, если режим работы обособленных подразделений не совпадает с распорядком функционирования бухгалтерии предприятия (в том числе в выходные и праздничные дни). Например, график работы бухгалтерии предприятия — 5 дней в неделю с 9:00 до 17:30 (выходные — суббота и воскресенье), а режим работы обособленного подразделения — ежедневно с 8:00 до 22:00 без выходных. Как в таком случае поступить с наличностью?

В этой ситуации п. 40 Положения № 148 требует внутренним документом определить порядок взаимодействия обособленных подразделений с бухгалтерией предприятия в соответствии с действующим законодательством.

выводы

  • Наличность, поступающую в кассы обособленных подразделений, оприходуют в день ее получения в полной сумме.
  • Порядок оприходования наличности для обособленных подразделений устанавливается и доводится внутренним документом предприятия.
  • Обособленное подразделение обязано вести кассовую книгу, если оно проводит операции по приему наличных по ПКО и/или осуществляет наличные выплаты по РКО и ведомостям на выплату наличности.
  • Предприятие устанавливает лимит кассы и составляет расчет отдельно для каждого обособленного подразделения.
  • Все обособленные подразделения предприятия могут сдавать сверхлимитную выручку либо в кассу предприятия, либо в банк или небанковские финучреждения для ее перевода и зачисления на банковские счета предприятия.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше