Темы статей
Выбрать темы

Наличное обращение в разъяснениях контролеров

Алешкина Наталья, налоговый эксперт, Вороная Наталья, эксперт по кадровым и налоговым вопросам, Чернышова Наталья, эксперт по кадровым и налоговым вопросам
При рассмотрении вопросов, связанных с ведением кассовых операций, мы неоднократно упоминали о консультациях налоговиков и НБУ. В заключение спецвыпуска ознакомим вас с наиболее «свежими» разъяснениями, сопроводив их своими комментариями.

«Кассовые» разъяснения контролирующих органов

Вывод консультации

Комментарий

Оприходование наличности обособленным подразделением без кассовой книги

При использовании КУРО невыполнение ежедневных записей о движении наличности и сумме расчетов, а также необеспечение сохранности ежедневных фискальных отчетных чеков (ежедневных Z-отчетов) являются неоприходованием (неполным и/или несвоевременным оприходованием) наличности, что нарушает требования п. 11 Положения № 148 (письмо ГФСУ от 05.03.2019 г. № 904/6/99-99-14-05-01-15/ІПК)

Для обособленных подразделений, применяющих РРО и не имеющих кассовой книги, оприходованием считается обеспечение хранения ежедневных Z-отчетов в электронной форме в течение срока, определенного п. 44.3 НКУ (1095 дней), и внесение информации согласно таким Z-отчетам в соответствующие книги учета (КУРО — в случае ее использования).

При этом по правилам, действующим с 01.10.2018 г., записи в КУРО следует делать только в случае выхода из строя РРО или отключения электроэнергии. Однако налоговики настаивают на том, чтобы обособленные подразделения без кассовой книги, не отказавшиеся от КУРО, ежедневно записывали в нее сумму поступившей наличности. В противном случае угрожают штрафными санкциями за неоприходование.

На наш взгляд, такое требование является необоснованным. Ведь согласно п.п. 18 п. 3 Положения № 148 полноценным оприходованием наличности считается проведение субъектами хозяйствования ее учета в кассе на полную сумму фактических поступлений, в частности в фискальном отчетном чеке (Z-отчете). То есть формирование Z-отчета в электронной форме является достаточным условием для оприходования. Однако свою правоту субъектам хозяйствования, по-видимому, придется доказывать в суде

Самостоятельная сдача в банк наличности обособленным подразделением

Если инкассация проводится инкассаторской службой банка из подразделений-магазинов, то в кассовой книге головного предприятия такие операции не отражаются (письмо ГФСУ от 26.07.2018 г. № 3288/6/99-99-14-05-01-15/ІПК)

Абсолютно справедливый вывод налоговиков. Если наличная выручка из обособленного подразделения не попадает в кассу головного предприятия, нет основания и для ее отражения в «головной» кассовой книге. При этом необходимо правильно и в полном объеме оприходовать наличность, которую подразделение самостоятельно сдает в банк. О том, как это сделать, см. в разделе «Кассовые операции в обособленном подразделении» («Оприходуем наличность»)

Ограничение суммы наличных расчетов при расчете карточкой

Расчет физического лица с предприятием с помощью платежной карточки через платежный терминал, принадлежащий субъекту хозяйствования, не будет считаться наличным расчетом. Соответственно ограничение, установленное

п.п. 1 п. 7 Положения № 148, на такие расчеты не распространяется (письмо ГУ ГФС в г. Киеве от 21.08.2018 г. № 3629/ІПК/26-15-14-09-15)

Действительно, в случае расчетов платежной карточкой через платежный терминал денежные средства поступают субъекту хозяйствования в безналичной форме. А это означает, что «наличные» ограничения на такие расчеты не распространяются. Подробно об ограничении наличных расчетов см. в разделе 6 «Ограничение суммы наличных расчетов»

Период для расчета лимита кассы

При определении лимита кассы предприятие может установить любой период выборки для расчета среднедневного поступления наличности в кассу или ее среднедневной выдачи из кассы (письмо НБУ от 06.08.2018 г. № 50-0007/42455)

Хотя НБУ и отменил указанное письмо как утратившее актуальность, вывод, изложенный в нем, абсолютно справедлив. Положение № 148 вопрос об установлении периода выборки при расчете лимита кассы полностью отдает на откуп юрлицу. Но не забудьте зафиксировать, какой именно период вы будете применять, в Порядке расчета лимита остатка наличности в кассе предприятия (см. раздел 5 «Лимит кассы»)

Нумерация кассовых ордеров

Нумерация кассовых ордеров может осуществляться в хронологическом порядке с начала каждого следующего месяца в порядке возрастания с номера «1» в течение календарного месяца и заканчиваться в конце месяца соответствующим номером (письмо ГФСУ от 25.06.2018 г. № 2825/6/99-99-14-05-01-15/ІПК)

Заметим, что ранее фискалы настаивали на том, что нумеровать кассовые ордера необходимо с начала каждого календарного года с номера «1» (см. ныне отмененную консультацию из подкатегории 109.10 БЗ).

Однако после того как НБУ высказался за возможность осуществлять нумерацию с начала каждого следующего календарного месяца, налоговики с этим согласились.

На наш взгляд, начинать заново нумерацию кассовых ордеров можно с каждого:

— календарного года;

— календарного квартала;

— календарного месяца и даже дня.

Ведь нормативно эта ситуация не урегулирована

Заполнение графы «№ п/п»

В реквизите «№ п/п» приходных и расходных кассовых ордеров проставляется порядковый номер.При этом, учитывая, что приходные и расходные кассовые ордера оформляются на каждую операцию по приему/выдаче наличных, в реквизите «№ п/п» проставляется «1» (письмо ГФСУ от 25.06.2018 г. № 2825/6/99-99-14-05-01-15/ІПК)

В свое время появление этого реквизита в кассовых ордерах озадачило как бухгалтеров, так и фискалов. Причем налоговики в письме ГУ ГФС в г. Киеве от 25.05.2018 г. № 24376/10/26-15-14-09-12 предположили, что номер в этом реквизите должен совпадать с номером кассового ордера и записью в журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов. Однако после появления разъяснений НБУ налоговики согласились с тем, что в этом реквизите всегда проставляется «1». Вот только возникает закономерный вопрос: зачем вообще нужно было вносить в кассовые ордера этот абсолютно бесполезный реквизит?

Ответственность за неверное заполнение графы «№ п/п»

Ответственность за неверное заполнение графы «№ п/п» приходных и расходных кассовых ордеров действующим законодательством не предусмотрена (письмо ГФСУ от 16.07.2018 г. № 3117/6/99-99-14-05-01-15/ІПК)

О том, какую информацию нужно вписывать в этот реквизит кассовых ордеров, мы указали выше. А что будет, если вы воспользовались рекомендацией киевских налоговиков и неверно заполнили графу «№ п/п»? К счастью, ничего. Никакой ответственности за это действующее законодательство не предусматривает, что и подтверждают фискалы в комментируемом письме

Приложения к кассовым ордерам

В реквизите кассового ордера «Додаток» («Додатки») указываются документы, которые прилагаются к нему и являются основанием выдачи/внесения наличности, например, расходная ведомость, приказ на командировку, отчет об использовании средств, выданных на командировку, с указанием номера и даты и т. п. (письмо ГФСУ от 15.06.2018 г. № 20639/6/99-99-14-05-01-15)

Обратите внимание: в качестве приложения можно указать только те документы, которые уже существовали на момент оформления кассовых ордеров и являются основанием для их составления. Так, например, в РКО на сдачу денежных средств в банк не следует указывать в качестве приложения квитанцию банка на внесение наличности, ведь такая квитанция появится позднее

Заполнение реквизита «Видати» РКО

В случае оформления расходного кассового ордера для сдачи наличности в банк в реквизите «Видати» указываются фамилия, имя, отчество кассира или другого работника предприятия, ответственного за сдачу наличных в банк (письмо НБУ от 12.06.2018 г. № 50-0007/32326)

Такое же мнение НБУ высказывает и в отношении заполнения указанного реквизита в РКО в случае выдачи денежных средств по ведомости на выплату наличности (см. письмо от 07.03.2018 г. № 50-0007/13560).

Хотя, на наш взгляд, это нелогично. Ведь и при выдаче наличности по ведомости, и при сдаче ее в банк кассир не получает денежные средства под отчет и не ставит свою подпись в графе «Одержав». Тем не менее, если не хотите вступать в споры с контролерами, лучше следовать рекомендациям НБУ

Нумерация в журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов

Номера кассовых ордеров, приведенные в колонках 3 и 7 журнала регистрации приходных и расходных кассовых документов типовой формы № КО-3а, могут не совпадать с нумерацией, указанной в реквизите «№ п/п» этого журнала (письмо ГФСУ от 25.06.2018 г. № 2825/6/99-99-14-05-01-15/ІПК)

Как указано в комментируемом письме, для приходных и расходных кассовых ордеров в реквизите «№ п/п» журнала регистрации приходных и расходных кассовых документов (типовая форма № КО-3а) используется единая сквозная нумерация, которая не предусматривает отдельной нумерации для приходных и расходных кассовых ордеров. В свою очередь, порядковые номера приходных документов указываются в графе 3, а порядковые номера расходных документов — в графе 7. В связи с этим естественно, что номера кассовых ордеров не будут совпадать с нумерацией в графе «№ п/п»

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше