Темы статей
Выбрать темы

Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты

Вороная Наталья, эксперт по кадровым и налоговым вопросам, Нестеренко Максим, налоговый эксперт, Чернышова Наталья, эксперт по кадровым и налоговым вопросам
Статья 163 КЗоТ и ст. 8 Закона об охране труда в один голос твердят об обязанности работодателей обеспечивать отдельных работников специальной одеждой, специальной обувью и другими СИЗ, а также моющими и обезвреживающими средствами. Наша текущая задача — разобраться, кого нужно обеспечивать СИЗ и в каком порядке, а также рассмотреть нюансы бухгалтерского и налогового учета таких средств.

4.1. Кого обеспечивать

Бесплатно выдавать спецодежду, спецобувь и другие СИЗ, а также моющие и обезвреживающие средства работодатели обязаны тем работникам, которые заняты на работах:

— с вредными и опасными условиями труда;

— связанных с загрязнением или неблагоприятными метеорологическими условиями;

— разовых, связанных с ликвидацией последствий аварий, стихийного бедствия и т. д., не предусмотренных трудовым договором.

При этом приобретение, комплектование, выдачу и содержание СИЗ работодатель осуществляет за свой счет и в соответствии с нормативно-правовыми актами по ОТ и коллективным договором.

На сегодняшний день основным нормативно-правовым актом, определяющим порядок выдачи работникам СИЗ, являются Минтребования № 1804.

Информацию о том, в каких случаях и какие категории работников согласно этому документу имеют право на бесплатное обеспечение СИЗ, представим в табл. 4.1.

Таблица 4.1. Категории работников, имеющих право на бесплатное обеспечение СИЗ

Категории лиц, подлежащих бесплатному обеспечению СИЗ

Норма Минтребований № 1804

Пояснение

Постоянные работники

Абзац первый п. 3 разд. ІІ

СИЗ обязательно выдают работникам, занятым на работах:

— с вредными и опасными условиями труда;

— связанных с загрязнением;

— осуществляемых в неблагоприятных метеорологических условиях

Работники, привлекаемые к выполнению разовых работ

Абзац второй п. 3 разд. ІІ

СИЗ должны быть обеспечены работники, которых привлекают к выполнению разовых работ, связанных с ликвидацией последствий аварий, стихийных бедствий и т. п., которые не предусмотрены трудовым договором

Учащиеся на время прохождения производственной практики, инструкторы

П. 11 разд. ІІ

Соответствующие СИЗ выдают:

— учащимся, обучающимся в учебных заведениях независимо от форм обучения, на время прохождения производственной практики (производственного обучения) на предприятии;

— инструкторам, выполняющим работы по профессиям и должностям, для которых отраслевыми нормами предусмотрены СИЗ, на время выполнения этой работы

Временные работники

П. 11 разд. ІІ

Работникам, временно выполняющим работы по профессиям и должностям, для которых отраслевыми нормами предусмотрена выдача СИЗ, на время выполнения этой работы выдают соответствующие СИЗ

Работники-совместители и работники, совмещающие профессии

П. 11 разд. ІІ и п. 10 разд. ІІІ

Работникам, которые совмещают профессии или работают по совместительству, кроме СИЗ, которые выдают им по основной профессии, необходимо дополнительно выдавать СИЗ, предусмотренные нормативно-правовыми актами, для выполнения работ по профессии по совместительству или при совмещении с учетом сроков их годности

Итак, кого работодатели обязаны обеспечивать спецодеждой, спецобувью и другими СИЗ, вы теперь знаете. Далее поговорим о том, в каком порядке должно происходить такое обеспечение.

4.2. Порядок обеспечения

Прежде всего заметим, что СИЗ выдают соответствующим лицам (см. табл. 4.1) согласно нормам бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ (далее — Нормы бесплатной выдачи СИЗ). Такие Нормы устанавливают для работодателя обязательный минимум бесплатной выдачи СИЗ с определением их защитных свойств и сроков использования.

На сегодняшний день для работников общих профессий различных отраслей промышленности соответствующие Нормы утверждены приказом № 62. Кроме того, для многих отраслей действуют типовые (отраслевые) нормы бесплатной выдачи СИЗ. Перечислим основные из них (см. табл. 4.2).

Таблица 4.2. Типовые (отраслевые) нормы бесплатной выдачи СИЗ

Отрасль народного хозяйства или отдельное производство

Документ, которым установлены типовые (отраслевые) нормы бесплатной выдачи СИЗ

Работники общих профессий различных отраслей промышленности

Приказ Госгорпромнадзора от 16.04.2009 г. № 62

Работники масложирового, спиртового, ликероводочного, пивобезалкогольного, табачного и табачно-ферментационного, парфюмерно-косметического и эфиромасличного производства

Приказ Госнадзорохрантруда от 10.06.98 г. № 115

Работники мясной и молочной промышленности

Приказ Госнадзорохрантруда от 10.06.98 г. № 116

Работники сельского и водного хозяйства

Приказ Госнадзорохрантруда от 10.06.98 г. № 117

Работники элеваторной, мукомольно-крупяной и комбикормовой промышленности

Приказ Госнадзорохрантруда от 10.06.98 г. № 118

Работники целлюлозно-бумажной промышленности

Приказ Минтруда от 28.12.2000 г. № 359

Работники строительства, занятые на таких работах:

— строительных;

— монтажных;

— ремонтно-строительных;

— дорожно-строительных;

— электромонтажных;

— сантехнических;

— наладочных;

— специальных;

— по строительству метрополитенов, туннелей и подземных сооружений специального назначения и пр.

Приказ Госнадзорохрантруда от 17.05.2004 г. № 126

Работники химических производств, занятые на работах по разработке технологии, изготовлению, монтажу, реконструкции, наладке, ремонту, диагностики и эксплуатации оборудования химической промышленности

Приказ Госнадзорохрантруда от 07.09.2004 г. № 194 (часть 1)

Работники, занятые на работах в химической отрасли

Приказ Госгорпромнадзора от 13.12.2007 г. № 305 (часть 2)

Работники электроэнергетической отрасли

Приказ Минсоцполитики от 27.08.2018 г. № 1224

Работники деревообрабатывающей промышленности

Приказ Госнадзорохрантруда от 31.01.2005 г. № 19

Работники лесного хозяйства

Приказ Минсоцполитики от 26.02.2018 г. № 293

Работники стекольной промышленности

Приказ МЧС от 30.01.2006 г. № 41

Работники машиностроения и металлообрабатывающей промышленности

Приказ МЧС от 21.02.2006 г. № 89

Работники рыбного хозяйства

Приказ МЧС от 11.04.2006 г. № 214

Работники кондитерского, хлебопекарного и макаронного производств

Приказ Госгорпромнадзора от 26.03.2007 г. № 59

Работники судостроительной промышленности

Приказ Госгорпромнадзора от 29.03.2007 г. № 64

Работники приборостроительной промышленности

Приказ Госгорпромнадзора от 29.03.2007 г. № 65

Работники резинотехнической отрасли

Приказ Госгорпромнадзора от 01.10.2007 г. № 223

Работники обувной отрасли промышленности

Приказ Госгорпромнадзора от 29.10.2007 г. № 248

Работники кожевенной отрасли промышленности

Приказ Госгорпромнадзора от 29.10.2007 г. № 249

Работники радиоэлектронной промышленности

Приказ Госгорпромнадзора от 11.12.2007 г. № 297

Работники предприятий промышленности строительных материалов

Приказ Госгорпромнадзора от 11.12.2007 г. № 298

Работники авиационного транспорта

Приказ Госгорпромнадзора от 25.03.2008 г. № 57

Работники горнодобывающей промышленности

Приказ Госгорпромнадзора от 21.08.2008 г. № 184

Работники металлургической промышленности

Приказ Госгорпромнадзора от 27.08.2008 г. № 187

Работники трикотажного производства

Приказ Госгорпромнадзора от 10.11.2008 г. № 239

Работники шерстяного производства

Приказ Госгорпромнадзора от 10.11.2008 г. № 240

Работники текстильного (хлопкового) производства

Приказ Госгорпромнадзора от 08.12.2008 г. № 263

Работники авиационной и оборонной промышленности

Приказ Госгорпромнадзора от 22.12.2008 г. № 288

Работники дорожного хозяйства

Приказ Госгорпромнадзора от 24.12.2008 г. № 292

Работники электротехнической промышленности

Приказ Госгорпромнадзора от 29.12.2008 г. № 300

Работники водного хозяйства

Приказ Госгорпромнадзора от 12.10.2009 г. № 169

Работники метрополитенов

Приказ Госгорпромнадзора от 28.12.2009 г. № 214

Работники фарфоро-фаянсового производства

Приказ МЧС от 06.02.2012 г. № 247

Работники производства нетканых материалов

Приказ МЧС от 06.02.2012 г. № 248

Работники нефтегазовой промышленности

Приказ МЧС от 09.07.2012 г. № 962

Работники, осуществляющие деятельность по производству ртутных термометров, авторучек, целлулоида и изделий из него, музыкальных инструментов, протезов

Приказ МЧС от 06.11.2012 г. № 1308

Работники бытового обслуживания

Приказ МЧС от 08.11.2012 г. № 1315

Работники жилищно-коммунального хозяйства

Приказ МЧС от 10.12.2012 г. № 1389

Работники производства искусственной кожи и технических тканей

Приказ МЧС от 14.12.2012 г. № 1421

Работники производства меха и меховых изделий

Приказ МЧС от 14.12.2012 г. № 1422

Работники нефтеперерабатывающей промышленности

Приказ Минэнергоугля от 27.05.2013 г. № 278

Работники гидролизного и лесохимического производства

Приказ Минэнергоугля от 16.07.2013 г. № 453

Работники производства материалов и изделий на основе хризотилового асбеста

Приказ Минэнергоугля от 28.08.2013 г. № 601

Работники паросилового, энергетического хозяйства, станций и цехов по выработке генераторного газа

Приказ Минэнергоугля от 23.10.2013 г. № 773

Работники горноспасательных и газоспасательных команд

Приказ Минэнергоугля от19.12.2013 г. № 967

Работники, занятые на работах с радиоактивными веществами и источниками ионизирующего излучения

Приказ Минэнергоугля от06.02.2014 г. № 116

Работники железнодорожного транспорта

Приказ Минсоцполитики от30.01.2017 г. № 141

В случае если в вашей отрасли (производстве) типовые нормы до сих пор не утверждены, вы как работодатель можете предусмотреть выдачу СИЗ работникам, занятым на указанных в подразделе 4.1 (см. выше) работах, в коллективном договоре.

Основные требования, которые работодатель должен учитывать при обеспечении работников СИЗ, приведены в Минтребованиях № 1804. Представим их ниже.

1. Согласно п. 1 разд. ІІІ Минтребований № 1804 приобретаемые СИЗ должны соответствовать существенным условиям безопасности и охраны здоровья, иметь положительное заключение органов по оценке соответствия, сертификат или декларацию соответствия, а также удовлетворять требованиям Технического регламента № 761.

Кроме того, выбираемые СИЗ должны (п. 2 разд. ІІ упомянутых Минтребований):

— соответствовать степени существующих рисков для жизни и здоровья работников и не приводить к какому-либо увеличению уровня этого риска;

— соответствовать существующим на рабочем месте условиям;

— подходить пользователю после необходимого регулирования.

Обратите внимание: не запрещено обеспечивать работников спецодеждой, спецобувью и другими СИЗ, взятыми в аренду у других субъектов хозяйствования (см. письмо Госгорпромнадзора от 13.09.2010 г. № 1/02-3.1/6600). Главное — чтобы они соответствовали установленным законодательством нормам.

2. Выбор СИЗ по характеру выполняемых работ работодатель осуществляет с учетом их классификации в соответствии с действующими в Украине национальными стандартами (п. 11 разд. ІІІ Минтребований № 1804). При этом для упрощения такого выбора работодатель может пользоваться:

— ориентировочным перечнем опасностей, при которых используются дополнительные СИЗ (см. приложение 2 к Минтребованиям № 1804);

— ориентировочным перечнем работ, требующих применения соответствующих СИЗ (см. приложение 3 к Минтребованиям № 1804).

По результатам проведенных мероприятий составляют таблицу учета рисков для обоснования выбора и использования СИЗ по форме, приведенной в приложении 4 к Минтребованиям № 1804.

3. При определении потребности в СИЗ работодатель должен предусматривать спецодежду и спецобувь отдельно для мужчин и женщин с учетом (п. 2 разд. ІІІ Минтребований № 1804):

— их модели;

— назначения СИЗ по защитным свойствам;

— размера и роста, а для защитных касок и предохранительных поясов — типоразмеров.

4. В случае существования на рабочем месте работников более одного риска для их жизни и здоровья им необходимо использовать одновременно несколько СИЗ. При этом

такие средства должны быть совместимыми и эффективными против существующего риска (рисков)

На это указывает п. 5 разд. ІІ Минтребований № 1804.

5. В отдельных случаях с учетом особенностей производства работодатель может заменять одни СИЗ на другие при условии, что защитные свойства и условия труда для пользователя не ухудшатся (п. 3 разд. ІІІ Минтребований № 1804). При этом согласовать такую замену работодатель должен с профсоюзной организацией предприятия или, при ее отсутствии, с уполномоченным наемными работниками лицом по вопросам ОТ.

Так, заменить можно:

— комбинезон на костюм и наоборот;

— костюм на полукомбинезон с рубашкой (блузой) или сарафан с блузой;

— костюм из сукна на костюм с огнезащитной или кислотозащитной пропиткой;

— костюм брезентовый на костюм с огнезащитной или водоотталкивающей пропиткой;

— ботинки (полусапоги) кожаные на сапоги резиновые и наоборот;

— ботинки (полусапоги) на сапоги и наоборот;

— валенки на сапоги и наоборот.

6. Если отдельные виды СИЗ не указаны в Нормах бесплатной выдачи СИЗ, но предусмотрены другими нормативно-правовыми актами по ОТ (правилами, инструкциями по ОТ и т. п.), они должны быть выданы работникам в зависимости от характера и условий выполняемых работ. К таким СИЗ, в частности, относятся (п. 12 разд. ІІ Минтребований № 1804):

— предохранительный пояс;

— диэлектрические калоши и рукавицы;

— диэлектрический резиновый коврик;

— защитные очки и щитки;

— респиратор;

— противогаз;

— защитный шлем;

— подшлемник;

— накомарник;

— каска;

— наплечники;

— налокотники;

— самоспасатели;

— шумозащитные наушники, вкладки или шлемы;

— светофильтры;

— виброзащитные рукавицы и пр.

Эти СИЗ используют до их износа, но не дольше предельного срока использования, указанного в сертификате (декларации) соответствия производителя СИЗ.

7. При поступлении СИЗ на предприятие комиссия из представителей администрации и профсоюзной организации* принимает СИЗ и проводит их проверку на соответствие требованиям нормативных документов и результатам оценки, проведенной в соответствии с п. 6 разд. ІІ Минтребований № 1804.

* При ее отсутствии в состав комиссии включают уполномоченного по вопросам ОТ.

При этом такая оценка предполагает:

— анализ и оценку рисков для жизни и здоровья работников, которых нельзя избежать с помощью других средств;

— определение характеристик, которые должны иметь СИЗ для эффективной защиты жизни и здоровья работников от уже выявленных рисков, принимая во внимание любые риски, которые могут создать сами СИЗ;

— сравнение характеристик СИЗ, имеющихся у субъекта хозяйствования, с характеристиками, установленными при проведении оценки.

Если выявлено несоответствие СИЗ требованиям нормативных документов и/или результатам проведенной оценки, то некачественные СИЗ подлежат возврату или замене

Об этом говорится в пп. 4 и 5 разд. ІІІ Минтребований № 1804.

Учтите: запрещено выдавать вместо СИЗ материалы для их изготовления или денежные средства для их приобретения (ст. 164 КЗоТ).

В то же время в случае нарушения работодателем установленного нормами срока выдачи СИЗ работник может приобрести их за собственные средства. В таком случае работодатель обязан компенсировать работнику расходы на приобретение СИЗ в соответствии с подтверждающими документами в порядке, установленном коллективным договором (ст. 164 КЗоТ, ст. 8 Закона об охране труда, п. 7 разд. ІІІ Минтребований № 1804). При этом работник в обычном порядке должен оформить Отчет об использовании средств, выданных на командировку или под отчет, по форме, утвержденной приказом Минфина от 28.09.2015 г. № 841.

Имейте в виду: если работник не предоставит Отчет с приложенными к нему подтверждающими документами, компенсация работнику понесенных им расходов на приобретение СИЗ с точки зрения НКУ будет расцениваться как операция по приобретению спецодежды у физлица с соответствующим обложением дохода работника.

4.3. Использование средств индивидуальной защиты

Работники должны использовать СИЗ исключительно по назначению. В свою очередь, работодатель обязан разработать понятные для работников инструкции по эксплуатации СИЗ (п. 6 разд. І Минтребований № 1804).

Кроме того, в процессе эксплуатации СИЗ работодатель обязан:

— не допускать к работе работников без необходимых СИЗ (п. 12 разд. ІІІ Минтребований № 1804);

— не допускать к работе работников, если СИЗ находятся в загрязненном, неисправном состоянии или с просроченным сроком периодических испытаний (п. 12 разд. ІІІ Минтребований № 1804);

— в случае преждевременного износа СИЗ не по вине работника заменить их за свой счет (п. 7 разд. ІІІ Минтребований № 1804);

— обеспечить в соответствии с инструкцией по эксплуатации периодические испытание и проверку годности СИЗ, а также своевременную замену их компонентов, узлов или других частей, если их защитные свойства ухудшились или они определенное время не использовались. После проверки на СИЗ должна быть нанесена отметка (клеймо, штамп) о сроках проведения следующего испытания (п. 14 разд. ІІІ Минтребований № 1804);

— за свой счет обеспечить своевременную чистку (химчистку), стирку, обеспыливание, дегазацию, дезактивацию, дезинфекцию, обезвреживание и ремонт СИЗ, а также замену их узлов, проверку эксплуатационных и защитных свойств (п. 17 разд. ІІІ Минтребований № 1804). Проводят такие работы в нерабочее время (в выходные дни) или во время междусменных перерывов. В случае невыполнения этого требования работодатель должен выдать работнику несколько комплектов СИЗ*.

* Установленный срок использования таких СИЗ соответственно увеличивается.

Обратите внимание: СИЗ, как правило, предназначены для личного пользования. Но бывают обстоятельства, когда дежурные СИЗ использует несколько работников. Тогда перед каждым применением таких СИЗ работодатель должен принять меры, необходимые для предотвращения возникновению проблем со здоровьем и личной гигиеной пользователей (ремонт, замену компонентов СИЗ, чистку (химчистку), стирку, обеспыливание, дегазацию, дезактивацию, дезинфекцию и пр. в соответствии с инструкцией по их эксплуатации). На это указывает п. 9 разд. ІІ Минтребований № 1804;

— регулярно проводить обучение работников правилам пользования СИЗ и демонстрацию их правильного применения (абзац второй п. 13 разд. ІІ Минтребований № 1804);

— хранить выданные работникам СИЗ, в том числе спецодежду работников, занятых на работах с вредными для здоровья веществами, в специально оборудованных помещениях, соответствующих ДБН В.2.2-28-2010 «Здания административного и бытового назначения» и требованиям нормативно-правовых актов по охране и гигиене труда (п. 21 разд. ІІІ Минтребований № 1804);

— организовать на предприятии надлежащий учет и контроль за выдачей в установленные сроки СИЗ работникам (п. 8 разд. ІІІ Минтребований № 1804).

В свою очередь,

работники при использовании СИЗ обязаны уведомлять работодателя о любых недостатках при использовании СИЗ по назначению

На это указывает п. 13 разд. ІІІ Минтребований № 1804.

СИЗ выдаются на срок ношения, определенный с учетом уровня риска для жизни и здоровья работников, частоты нахождения работника под действием этого риска, характеристики рабочего места каждого работника и эффективности самих СИЗ.

При этом срок ношения СИЗ исчисляется в календарных днях начиная со дня их фактической выдачи и не должен превышать срока годности, определенного документами производителя (инструкциями по эксплуатации, паспортами и пр.) (п. 8 разд. ІІ Минтребований № 1804).

А как поступить с СИЗ, которые возвращены работником до окончания сроков их годности (например, при увольнении)? Все зависит от того, в каком состоянии находятся такие СИЗ. Так, если возвращенные СИЗ:

— пригодны для использования — их очищают, ремонтируют и в дальнейшем используют по назначению;

— не пригодны для использования — их списывают в установленном законодательством порядке.

Дежурные СИЗ необходимо содержать в предназначенном для хранения помещении в надлежащем гигиеническом состоянии. Их выдают под ответственность руководителей работ или руководителей смен.

Сроки использования дежурных СИЗ в каждом конкретном случае в зависимости от характера и условий работы устанавливает работодатель по согласованию с профсоюзной организацией предприятия (при ее отсутствии — с уполномоченным наемными работниками лицом по вопросам ОТ). При этом заметьте: сроки использования дежурных СИЗ должны быть не меньше сроков использования соответствующих СИЗ, выдаваемых в индивидуальное пользование согласно Нормам бесплатной выдачи СИЗ (п. 10 разд. ІІ Минтребований № 1804).

Теплая спецодежда и спецобувь (костюмы и брюки на утепленной подкладке, куртки для защиты от пониженных температур, тулупы, валенки, шапки и т. п.) выдают работникам с наступлением холодного времени года. Бывшие в использовании теплые спецодежда и спецобувь, принятые в теплое время года на хранение, должны быть продезинфецированы, тщательно очищены от загрязнений и пыли, высушены и отремонтированы. Во время хранения их необходимо периодически осматривать (п. 22 разд. ІІІ Минтребований № 1804).

В случаях работы работников в командировке и за пределами предприятия, где по условиям работы приведенный в Минтребованиях № 1804 порядок хранения СИЗ не может быть применен (на лесозаготовках, геологоразведочных работах и т. п.), они могут оставаться в нерабочее время у работников. Это должно быть оговорено в коллективном договоре или в правилах внутреннего трудового распорядка предприятия (п. 23 разд. ІІІ Минтребований № 1804).

Выдаваемые работникам СИЗ являются собственностью предприятия и учитываются как инвентарь. В связи с этим работники обязаны вернуть выданные им СИЗ в случае (п. 6 разд. ІІІ Минтребований № 1804):

— увольнения с работы;

— перевода на том же предприятии на другую работу или другое рабочее место;

— изменения вида работ;

— ввода новых технологий;

— ввода новых или замены имеющихся средств труда и в других случаях, когда использование выданных СИЗ не является необходимым;

— окончания сроков их использования вместо получаемых новых СИЗ (в том числе при досрочном износе).

4.4. Сверхнормативная выдача

Как мы уже говорили ранее, в отношении выдачи СИЗ законодательством установлены определенные нормы, которые устанавливают для работодателя обязательный минимум бесплатной выдачи СИЗ с определением их защитных свойств и сроков использования (ношения). Однако иногда такого минимума оказывается недостаточно и работодателям приходится выдавать СИЗ в дополнительных объемах, т. е. сверх установленных Норм бесплатной выдачи СИЗ. Причем в некоторых случаях выдача СИЗ в допобъемах прямо установлена законодательством как обязанность работодателя.

По общему правилу работодатель может выдавать работнику определенные СИЗ в дополнительном объеме к установленным нормам, если фактические условия труда этого работника требуют применения СИЗ в таких повышенных объемах (ч. 4 ст. 8 Закона об охране труда).

Кроме условий труда, дополнительную выдачу СИЗ могут повлечь и другие факторы. Наиболее распространенные случаи, требующие выдачи СИЗ сверх установленных Норм бесплатной выдачи СИЗ, приведем в табл. 4.3.

Таблица 4.3. Случаи, требующие сверхнормативной выдачи СИЗ

№ п/п

Случаи выдачи СИЗ в дополнительном объеме

Законодательная норма

1

Выдачи СИЗ в дополнительном объеме требуют фактические условия труда работника

Ч. 4 ст. 8 Закона об охране труда

Такая выдача должна быть предусмотрена коллективным договором.

2

Условия и характер работы требуют выдачи работникам СИЗ, не указанных в Нормах бесплатной выдачи СИЗ, но предусмотренных другими нормативно-правовыми актами по ОТ

П. 12 разд. II Минтребований № 1804

Какие это могут быть СИЗ, см. выше.

3

Выдача работникам двух комплектов СИЗ на два срока ношения

П. 6 разд. IIІ Минтребований № 1804

4

Выдача работникам спецодежды взамен преждевременно изношенной не по их вине

П. 7 разд. IIІ Минтребований № 1804

5

Выдача работникам, совмещающим профессии или работающим по совместительству, кроме СИЗ, выдаваемых по основной профессии, СИЗ для выполнения работ по профессии по совместительству или при совмещении с учетом сроков их годности

П. 10 разд. IIІ Минтребований № 1804

6

Выдача работникам нескольких комплектов СИЗ в случае, если невозможно осуществлять чистку (химчистку), стирку, обеспыливание, дегазацию, дезактивацию, дезинфекцию, обезвреживание, ремонт, проверку эксплуатационных и защитных свойств СИЗ, а также замену их узлов в нерабочее время (в выходные дни) или во время междусменных перерывов

П. 17 разд. IIІ Минтребований № 1804

4.5. Учет средств индивидуальной защиты

Бухгалтерский учет

Порядок бухгалтерского учета СИЗ зависит от стоимости таких активов и срока их полезного использования. Так, исходя из срока эксплуатации СИЗ разделяют на оборотные либо необоротные активы. В свою очередь, необоротные СИЗ в зависимости от стоимости учитывают либо в составе основных средств (далее — ОС), либо в составе малоценных необоротных материальных активов (далее — МНМА). О том, как идентифицировать СИЗ и отразить их в бухучете, покажем в табл. 4.4.

Таблица 4.4. Бухгалтерский учет СИЗ

Ожидаемый срок эксплуатации

Стоимость

Счет/субсчет бухучета

Пояснения

Необоротный актив

Превышает один год (операционный цикл, если его продолжительность более года)

Не превышает стоимостный порог*, установленный для признания объекта МНМА

Субсчет 112 «Малоценные необоротные материальные активы»

Учет СИЗ, отнесенных в состав МНМА или ОС, ведут по правилам П(С)БУ 7.

При приобретении их зачисляют на баланс по первоначальной стоимости (п. 7 П(С)БУ 7).

Начисление амортизации** отражают проводкой: Дт 23, 91, 92, 93, 94 — Кт 131 (132).

С баланса СИЗ списывают проводками: Дт 131 (132) — Кт 109 (112); Дт 976 — Кт 109 (112)

Превышает стоимостный порог*, установленный для признания объекта МНМА

Субсчет 109 «Прочие основные средства»

* Как правило, с целью сближения с налоговым учетом устанавливают стоимостный порог 6000 грн. (п.п. 14.1.138 НКУ). Хотя это может быть и любое другое значение, утвержденное приказом об учетной политике.

** Начисление амортизации ОС осуществляют одним из методов, предусмотренных п. 26 П(С)БУ 7 (согласно приказу об учетной политике). Стоимость МНМА можно амортизировать одним из методов, установленных п. 27 П(С)БУ 7:

— прямолинейным;

— производственным;

— 50 % стоимости в первом месяце использования и 50 % — в месяце списания с баланса;

— 100 % стоимости в первом месяце использования.

Оборотный актив

Не больше 1 года или операционного цикла, если его продолжительность более года

Независимо от стоимости

Счет 22 «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы»

Такие СИЗ учитывают в составе запасов как малоценные и быстроизнашивающиеся предметы (далее — МБП) по правилам, установленным П(С)БУ 9.

При приобретении их зачисляют на баланс по первоначальной стоимости (п. 8 П(С)БУ 9). При передаче таких СИЗ в эксплуатацию их списывают на «расходные» счета (Дт 23, 91, 92, 93, 94 — Кт 22). Далее ведут только оперативный количественный учет таких СИЗ в разрезе ответственных лиц и мест эксплуатации (п. 23 П(С)БУ 9)

Пару слов скажем о документальном оформлении поступления и выбытия СИЗ.

В целом докум ентальное оформление их движения в учете осуществляется традиционными документами по учету МБП либо ОС. Выбор зависит от того, к какой группе активов будет отнесен конкретный объект СИЗ.

При этом единственной особенностью в документообороте СИЗ является дополнительное ведение личной карточки специальной формы (см. приложение 1 к Минтребованиям № 1804). Такую Личную карточку учета специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (далее — Личная карточка) заводят на каждого работника (пп. 6, 8 и 9 разд. ІІІ Минтребований № 1804). Она, по сути, является регистром оперативного количественного учета выданных каждому конкретному работнику в индивидуальное пользование СИЗ по установленным нормам. В Личной карточке отражают выдачу работникам СИЗ и их возврат. Ведут ее в одном экземпляре и хранят в месте выдачи СИЗ до момента их возврата.

Однако одной только Личной карточкой документальное оформление движения СИЗ не ограничивается. Какие еще документы вам придется составить, расскажем ниже.

Если СИЗ — оборотный актив. Списание не пригодных для дальнейшего использования оборотных СИЗ оформляют Актом на списание малоценных и быстроизнашивающихся предметов (типовая форма № МШ-8). В случае утери предмета СИЗ в Личной карточке делают запись о его выбытии на основании Акта выбытия малоценных и быстроизнашивающихся предметов типовой формы № МШ-4. Типовые формы № МШ-4 и № МШ-8 утверждены приказом Минстата от 22.05.96 г. № 145.

Если СИЗ — необоротный актив. Для документального оформления операций с СИЗ, которые в бухучете относятся к ОС или МНМА, помимо Личной карточки, применяют первичные документы для учета ОС, утвержденные приказом Минстата от 29.12.95 г. № 352. Среди них Акт приема-передачи (внутреннего перемещения) основных средств (типовая форма № ОЗ-1), Акт списания основных средств (типовая форма № ОЗ-3) и др.

Впрочем, для оформления ОС-первички можно воспользоваться более современными типовыми формами по учету и списанию ОС субъектами государственного сектора, утвержденными приказом Минфина от 13.09.2016 г. № 818 (ср. ). Несмотря на то что эти формы разрабатывались под бюджетников, их могут применять и прочие юрлица независимо от организационно-правовой формы и формы собственности.

Налоговый учет

Налог на прибыль. Здесь наилучшим образом ситуация складывается для малодоходников*, не рассчитывающих разницы, предусмотренные разд. ІІІ НКУ. Ведь им упомянутый Кодекс велит определять объект обложения налогом на прибыль исключительно на основании бухгалтерского финрезультата до налогообложения. Никакие корректировки они не осуществляют. То есть малодоходникам в общем случае нужно просто ориентироваться на бухучет.

* Какие предприятия относятся к малодоходным, а какие — к высокодоходным, см. выше.

А вот предприятиям-высокодоходникам и малодоходникам, добровольно решившим рассчитывать налоговоприбыльные разницы, повезло меньше. В отдельных случаях при осуществлении хозяйственных операций с СИЗ им таки придется поморочить голову с корректировками бухгалтерского финрезультата. Быть или не быть корректировкам (а если быть, то каким) зависит от вида таких СИЗ. Разберемся подробнее.

Оборотные СИЗ (независимо от стоимости). Напомним: в бухучете СИЗ с ожидаемым сроком полезного использования не более одного года учитывают как МБП в составе запасов. При этом налоговоприбыльные разницы по оборотным активам, как правило, не возникают. А значит, в общем случае можно полностью «довериться» бухучету. То есть в определении объекта обложения налогом на прибыль поучаствуют расходы, отраженные в бухучете при передаче СИЗ в эксплуатацию.

Причем НКУ не содержит никаких указаний насчет включения в состав расходов исключительно нормативных затрат на приобретение СИЗ. Такого же мнения в отношении сверхнормативных расходов придерживаются и налоговики (см. письмо ГФСУ от 20.01.2017 г. № 1186/6/99-99-15-02-02-15)**. Поэтому абсолютно все документально подтвержденные расходы на приобретение СИЗ (как в пределах установленных норм, так и сверх них) работодатель имеет полное право учесть в уменьшение объекта обложения налогом на прибыль.

** В упомянутом письме речь идет о сверхнормативном использовании топлива, однако из него можно сделать вывод об общем отношении налоговиков к сверхнормативным расходам.

Но учтите:

налоговоприбыльные разницы могут возникнуть в случае приобретения СИЗ у неприбыльных организаций (кроме бюджетных учреждений) либо у отдельных нерезидентов

Тогда придется осуществить корректировки, установленные пп. 140.5.2 и 140.5.4 НКУ.

Необоротные СИЗ стоимостью свыше 6000 грн.*** Такое встречается нечасто, но все же бывает. В налоговом учете указанные СИЗ включают в состав ОС группы 9 «Прочие основные средства» (п.п. 138.3.3 НКУ). Это значит, что предприятия-высокодоходники и малодоходники-добровольцы должны организовать отдельный налоговый учет таких СИЗ и отдельно рассчитывать их налоговую амортизацию.

*** Такой стоимостный критерий для разграничения ОС и МНМА установлен для целей налогового учета п.п. 14.1.138 НКУ.

Налоговую амортизацию начисляют ежемесячно в течение установленного предприятием срока полезного использования объекта, который для ОС группы 9 должен быть не менее 12 лет. Начислять амортизацию в налоговом учете можно любым из методов, установленных п. 26 П(С)БУ 7, кроме производственного (п.п. 138.3.1 НКУ).

При осуществлении операций с необоротными СИЗ стоимостью свыше 6000 грн. не обойтись без налоговоприбыльных разниц.

Прежде всего речь идет об «амортизационных» разницах, установленных абзацем вторым п. 138.1 и абзацем вторым п. 138.2 НКУ. Так, при определении объекта обложения налогом на прибыль бухгалтерский финансовый результат необходимо одновременно:

увеличить на сумму начисленной бухгалтерской амортизации;

уменьшить на сумму рассчитанной налоговой амортизации.

При ликвидации таких высокостоимостных СИЗ «в дело» вступают разницы, приведенные в абзаце четвертом п. 138.1 и абзаце третьем п. 138.2 НКУ. В таком случае финрезультат до налогообложения:

увеличивают на сумму бухгалтерской остаточной стоимости ликвидируемого объекта СИЗ;

уменьшают на сумму налоговой остаточной стоимости ликвидируемого объекта СИЗ.

Однако учтите: такой порядок корректировок применяется только в том случае, если СИЗ используются предприятием в хозяйственных целях. В свою очередь, любое использование СИЗ сверх установленных норм считается использованием в нехозяйственной деятельности. Таким образом, по сверхнормативным СИЗ плательщик сразу попадает под все непроизводственные ОС-корректировки.

Так, не будет уменьшения объекта налогообложения ни на амортизацию такого непроизводственного ОС*, ни на его остаточную стоимость (при ликвидации). Будут иметь место только «увеличивающие» разницы (абзацы второй и пятый п. 138.1 НКУ). Кроме того, увеличить финрезультат придется на сумму расходов на ремонт таких непроизводственных ОС, отнесенных в расходы в соответствии с П(С)БУ или МСФО (абзац шестой п. 138.1 НКУ).

* Поскольку амортизация на непроизводственные ОС в налоговом учете не начисляется (п.п. 138.3.2 НКУ).

Кроме специальных корректировок, установленных для ОС, предприятию могут грозить корректировки, определенные п. 140.5 НКУ (см. ниже), поскольку они в равной степени распространяются как на оборотные, так и на необоротные активы.

Необоротные СИЗ стоимостью не более 6000 грн. В налоговом учете, как и в бухгалтерском, такие СИЗ относят к МНМА. При этом налоговики (см., в частности, письма ГФСУ от 19.01.2017 г. № 1000/6/99-99-15-02-02-15 и ГУ ГФС в г. Киеве от 26.11.2018 г. № 4938/ІПК/26-15-12-03-11) указывают на то, что разницы, установленные пп. 138.1 и 138.2 НКУ, по таким активам считать не нужно. Вместе с тем это не уберегает от разниц, возникающих в соответствии с п. 140.5 НКУ (см. ниже).

НДС. Сумму «входного» НДС, уплаченного в составе стоимости СИЗ, предприятие имеет полное право включить в состав налогового кредита на основании п. 198.1 НКУ. Естественно, при наличии налоговой накладной, зарегистрированной в ЕРНН. Напомним, что право на налоговый кредит возникает по правилу первого события: либо на дату получения СИЗ, либо на дату их оплаты.

Если СИЗ были выданы работникам сверх установленных норм, придется начислить «компенсирующие» налоговые обязательства по НДС на основании п.п. «г» п. 198.5 НКУ

Это связано с тем, что сверхнормативная выдача работникам СИЗ для целей НДС-учета расценивается как их нехозяйственное использование. При этом, по нашему мнению, указанное не касается выдачи СИЗ в дополнительных объемах в соответствии с Минтребованиями № 1804 (см. табл. 4.3) или колдоговором (п. 5 Перечня № 994, ст. 8 Закона об охране труда).

В свою очередь, выдача работникам СИЗ не считается поставкой (право собственности на СИЗ остается за работодателем и к работнику не переходит). И соответственно по этой операции не возникают налоговые обязательства по НДС. На это указывали и налоговики (см. письмо МГУ ГФС — ЦООКП от 08.12.2015 г. № 26675/10/28-10-06-11). Причем не имеет никакого значения, вписывается объем выдачи СИЗ в установленные нормы или нет.

Не облагается НДС и операция по списанию полностью изношенной спецодежды.

Заметим также, что суммы НДС, начисленные (уплаченные) в связи с осуществлением расходов на содержание СИЗ (в частности, на стирку, химчистку, ремонт), попадут в налоговый кредит по НДС на общих основаниях.

Учтите: объект обложения НДС появится, если при увольнении работник не вернет СИЗ, срок использования которых еще не истек. Об этом подробнее — на с. 46 и 48.

НДФЛ. Согласно п.п. 165.1.9 НКУ стоимость специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ, которыми работодатель обеспечивает плательщика налога согласно Закону об охране труда, не включают в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход работника. Порядок обеспечения, перечень и предельные сроки использования СИЗ устанавливаются КМУ и/или отраслевыми нормами бесплатной выдачи СИЗ.

Таким образом, стоимость бесплатно выданных СИЗ не включают в состав налогооблагаемого дохода работников и, соответственно, не облагают их НДФЛ при соблюдении таких условий:

1) СИЗ выдает работодатель своему работнику во временное пользование;

2) выдача СИЗ обусловлена требованиями Закона об охране труда, Перечнем № 994, типовыми и отраслевыми нормами, Минтребованиями № 1804.

То есть

стоимость СИЗ в пределах норм НДФЛ не облагают

Подтверждают это и налоговики в письме ГФСУ от 08.12.2015 г. № 26675/10/28-10-06-11 и в консультации из подкатегории 103.04 БЗ*.

* База знаний, размещенная на официальном сайте ГНСУ: zir.tax.gov.ua.

Кроме того, на наш взгляд, не является базой обложения НДФЛ стоимость СИЗ, выдаваемых в дополнительных объемах в случаях, предусмотренных Минтребованиями № 1804 (см. табл. 4.3) либо прописанных в колдоговоре.

Также не удерживают НДФЛ с суммы компенсации расходов работников на приобретение СИЗ, если установленные сроки их выдачи нарушены и работник был вынужден приобрести спецодежду, спецобувь и другие СИЗ за собственные средства**. Но имейте в виду: для необложения НДФЛ такие расходы должны быть документально подтверждены.

** Напомним: такая компенсация предусмотрена ст. 164 КЗоТ, ст. 8 Закона об охране труда, п. 7 разд. ІІІ Минтребований № 1804.

В то же время освобождение по п.п. 165.1.9 НКУ сохраняется только в том случае, если работник возвращает спецодежду в случаях, перечисленных в п. 6 разд. ІІІ Минтребований № 1804. А вот о том, как на налогообложении отразится невозврат работником СИЗ, вы можете узнать из подраздела 4.6.

Если какое-то из перечисленных в п.п. 165.1.9 НКУ условий не выполняется, стоимость СИЗ придется обложить НДФЛ. Ставка налога при этом составляет 18 %.

Причем заметьте: поскольку в этом случае имеет место неденежная форма предоставления дохода, базу налогообложения необходимо рассчитывать с применением «натурального» коэффициента, установленного п. 164.5 НКУ. При ставке налога 18 % величина коэффициента составляет 1,219512.

Независимо от того, облагаются ли выданные СИЗ НДФЛ, их стоимость необходимо отразить в Налоговом расчете по форме № 1ДФ***. Делают это:

*** Утверждена приказом Минфина от 13.01.2015 г. № 4.

— с признаком дохода «136» — если стоимость СИЗ не облагается НДФЛ;

— с признаком дохода «126» — если стоимость СИЗ подлежит обложению НДФЛ.

Военный сбор. С военным сбором (далее — ВС) похожая ситуация. Дело в том, что п.п. 1.7 п. 161 подразд. 10 разд. ХХ НКУ освобождает от обложения ВС доходы, которые согласно разд. IV НКУ не включаются в общий налогооблагаемый доход физлиц, кроме доходов, указанных в пп. 165.1.2, 165.1.18 и 165.1.52 НКУ. Как видите, наш п.п. 165.1.9 НКУ в эти «исключительные» случаи не попадает. А значит, стоимость СИЗ, выданных с соблюдением требований Закона об охране труда, Минтребований № 1804 и других специальных нормативно-правовых актов, ВС не облагают.

А вот при сверхнормативной выдаче СИЗ их стоимость придется обложить ВС по ставке 1,5 %. Но учтите: «натуральный» коэффициент в этом случае не применяют, поскольку это не предусмотрено п. 161 подразд. 10 разд. ХХ НКУ (см. письмо ГФСУ от 08.06.2016 г. № 12626/6/99-99-13-02-03-15, а также консультацию в подкатегории 103.25 БЗ).

ЕСВ. Напомним: в базу начисления ЕСВ включают, в частности, суммы начисленной заработной платы по видам выплат, состоящих из основной и дополнительной заработной платы, других поощрительных и компенсационных выплат, в том числе в натуральной форме, определяемых согласно Закону об оплате труда (п. 1 ч. 1 ст. 7 Закона № 2464).

При этом согласно п. 3.19 Инструкции № 5 стоимость выданных работникам в соответствии с действующими нормами спецодежды, спецобуви и других СИЗ не относится к фонду оплаты труда. Кроме того, такие выплаты прямо указаны в п. 5 разд. ІІ Перечня № 1170.

Следовательно,

на стоимость СИЗ в пределах установленных норм ЕСВ не начисляется

Также не является базой начисления ЕСВ сумма компенсации, выплачиваемой работнику в том случае, если он был вынужден приобрести СИЗ за собственные средства.

Порядок учета СИЗ продемонстрируем на примере.

Пример 4.1. Строительное предприятие приобрело и выдало работникам в пределах норм:

1) 6 курток хлопчатобумажных на утепленной подкладке. Стоимость одной куртки — 720 грн. (в том числе НДС — 120 грн.). Нормативный срок ношения куртки — 36 месяцев;

2) комплект спецодежды машиниста бетономешалки передвижной стоимостью 1014 грн. (в том числе НДС — 169 грн.), а именно:

— комбинезон хлопчатобумажный стоимостью 660 грн. (в том числе НДС — 110 грн.);

ботинки резиновые — 330 грн. (в том числе НДС — 55 грн.);

— рукавицы комбинированные — 24 грн. (в том числе НДС — 4 грн.).

Срок ношения комбинезона и ботинок — 12 месяцев, а рукавиц — до износа (на предприятии установлен срок службы 6 месяцев).

Амортизацию МНМА предприятие начисляет в размере 100 % стоимости в первом месяце их использования.

Как указанные операции отразить в учете, покажем в табл. 4.5.

Таблица 4.5. Учет приобретения и выдачи СИЗ

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

Сумма, грн.

Дт

Кт

Приобретение СИЗ

1

Произведена предоплата поставщику за спецодежду

(720,00 грн./шт. х 6 шт. + 1014,00 грн.)

371

311

5334,00

2

Отражен налоговый кредит по НДС (при наличии зарегистрированной в ЕРНН налоговой накладной)

644/1

644/НДС

889,00

641/НДС

644/1

3

Получены на склад куртки

153

631

3600,00

4

Получен на склад комплект спецодежды для машиниста бетономешалки

22

631

845,00

5

Списана сумма налогового кредита по НДС

644/НДС

631

889,00

6

Произведен зачет задолженностей

631

371

5334,00

Выдача СИЗ

7

Выданы куртки работникам

112

153

3600,00

8

Выдан комплект спецодежды машинисту бетономешалки

23 (91)

22

845,00

9

Начислена амортизация в размере 100 % стоимости в первом месяце использования курток

23 (91)

132

3600,00

4.6. Налогообложение СИЗ, не возвращенных работником при увольнении

Как мы уже говорили, п. 6 разд. ІІІ Минтребований № 1804 устанавливает обязанность работников при увольнении возвращать выданные им работодателем СИЗ. Однако бывает, что работник, получивший СИЗ, увольняется до истечения срока использования таких СИЗ и при этом не возвращает их работодателю. В этом случае всплывает ряд налоговых нюансов. При этом налоговый учет будет зависеть от того, компенсирует работник стоимость невозвращенных СИЗ или нет. Рассмотрим оба варианта.

Работник не компенсирует стоимость СИЗ

Налог на прибыль. В случае невозврата работником СИЗ, учитываемых как МБП или МНМА, никаких налоговоприбыльных разниц не возникает. Соответственно, как малодоходникам, так и высокодоходникам при определении объекта обложения налогом на прибыль необходимо ориентироваться исключительно на бухгалтерский финрезультат.

Но не все так просто с СИЗ, включенными в состав ОС. При их списании с баланса в связи с невозвратом работником у высокодоходников и малодоходников-добровольцев возникают «ликвидационные» разницы. Таким образом, если работник не возвращает СИЗ, являющиеся производственными ОС, финрезультат до налогообложения необходимо:

увеличить на сумму остаточной стоимости такого объекта, определенную по бухгалтерским правилам (абзац четвертый п. 138.1 НКУ);

уменьшить на сумму остаточной стоимости такого объекта, определенную по налоговым правилам (абзац третий п. 138.2 НКУ).

А вот если СИЗ — непроизводственные ОС, то корректировка здесь может сыграть только в сторону увеличения финрезультата. Так, согласно абзацу пятому п. 138.1 НКУ финрезультат до налогообложения необходимо увеличить на сумму остаточной стоимости списываемого непроизводственного объекта ОС, определенную в соответствии с П(С)БУ или МСФО.

Кроме того, налоговоприбыльная разница возникнет при прощении задолженности работника. Так, в соответствии с п.п. 139.2.1 НКУ финрезультат увеличивается на сумму созданного резерва сомнительных долгов и на сумму расходов от списания дебиторской задолженности сверх суммы резерва. А вот уменьшить финрезультат согласно п.п. 139.2.2 НКУ не получится, поскольку такая дебиторка не отвечает признакам налоговой «безнадежности» (п.п. 14.1.11 НКУ). Заметим, что от этой разницы можно уйти, если подарить работнику СИЗ еще до момента его увольнения (т. е. до образования задолженности физлица перед работодателем).

НДС. Здесь все зависит от того, как оформляется невозврат работником выданных ему СИЗ.

Если работодатель дарит работнику СИЗ, то от начисления НДС-обязательств не уйти. Это связано с тем, что бесплатная передача в соответствии с п. 185.1 и п.п. 14.1.191 НКУ является поставкой и попадает в объект обложения НДС. Базу налогообложения в этом случае определяют исходя из (п. 188.1 НКУ):

— цены приобретения — если СИЗ отнесены в состав МБП;

— балансовой (остаточной) стоимости по данным бухучета на начало периода, в котором осуществляется операция, — если СИЗ определены как необоротные активы (ОС или МНМА).

При этом «компенсирующие» налоговые обязательства на основании п.п. «г» п. 198.5 НКУ дополнительно начислять не нужно (см. консультацию из подкатегории 101.06 БЗ).

А если договоренности о бесплатной передаче СИЗ работнику нет

Тогда, на наш взгляд, НДС-учет должен осуществляться так же, как при ликвидации необоротных активов или списании не пригодных к использованию оборотных активов.

То есть, если речь идет о необоротных СИЗ, которые учитываются в составе ОС, при их списании нужно руководствоваться правилами п. 189.9 НКУ. Согласно этому пункту ликвидация по самостоятельному решению налогоплательщика для целей НДС приравнивается к поставке. Базу налогообложения определяют исходя из обычных цен*, но не ниже балансовой стоимости на момент ликвидации.

* В общем случае такая цена соответствует уровню рыночных цен (см. разъяснение в подкатегории 101.07 БЗ).

Однако эта норма не распространяется на случаи, когда ликвидация ОС осуществляется без согласия плательщика налога. В рассматриваемом случае ликвидация осуществляется по причине невозврата СИЗ работником, а не по желанию предприятия. Для неначисления НДС-обязательств, на наш взгляд, достаточно предоставить налоговикам Акт списания основных средств (типовой формы № ОЗ-3) и документ, подтверждающий факт ликвидации объекта ОС в связи с его невозвратом работником (например, акт специальной комиссии, созданной на предприятии).

Что касается «компенсирующих» налоговых обязательств на основании п.п. «г» п. 198.5 НКУ, то они в случаях, предусмотренных п. 189.9 НКУ, не начисляются.

При списании необоротных СИЗ, учитываемых в составе МНМА, п. 189.9 НКУ не применяется, поскольку он касается только ОС. Вместе с тем в случае «досрочного списания» МНМА налоговики могут потребовать начислить «компенсирующие» налоговые обязательства по НДС на основании п.п. «г» п. 198.5 НКУ.

Так, в подкатегории 101.04 БЗ они отмечают, что при списании МНМА плательщик НДС не начисляет НДС-обязательства, если стоимость таких МНМА включается в стоимость другой готовой продукции, операции по поставке которой подлежат налогообложению. В противном случае налоговики настаивают на начислении налоговых обязательств по НДС. При этом базой налогообложения будет балансовая (остаточная) стоимость необоротных активов, сложившаяся на начало периода осуществления операции (п. 189.1 НКУ). Заметим, что в такой ситуации в выгодном положении оказываются те, кто амортизирует МНМА методом «100 %». Ведь остаточная стоимость, а значит, и база налогообложения таких активов будут равны 0.

В отношении оборотных СИЗ также не исключен вариант, что при их списании налоговики захотят увидеть «компенсирующие» налоговые обязательства по п. 198.5 НКУ. В этом случае базой налогообложения будет стоимость приобретения таких СИЗ (п. 189.1 НКУ). И хотя, на наш взгляд, такой подход не соответствует требованиям законодательства (СИЗ уже поучаствовали в хоздеятельности предприятия — они уже списаны на расходы по факту выдачи работникам), решение «начислять» или «не начислять» принимать вам.

НДФЛ и ВС. Из консультации налоговиков (см. подкатегорию 103.02 БЗ) следует, что стоимость невозвращенных СИЗ, по которым не закончился срок использования, увеличивает налогооблагаемый доход работников. Однако, на наш взгляд, не все так однозначно.

Предположим, работодатель дарит работнику невозвращенные СИЗ. Если стоимость такого подарка не превышает 25 % минимальной заработной платы (в расчете на месяц), установленной на 1 января отчетного налогового года (в 2019 году — 1043,25 грн.), налогооблагаемого дохода у работника не будет на основании п.п. 165.1.39 НКУ.

Стоимость невозвращенных СИЗ, превышающую указанный размер, следует рассматривать как дополнительное благо с соответствующим налогообложением (п.п. «е» п.п. 164.2.17 НКУ). При этом

ввиду неденежной формы дохода базу обложения НДФЛ определяют исходя из обычных цен с применением «натурального» коэффициента (п. 164.5 НКУ)

При ставке налога 18 % такой коэффициент составляет 1,219512.

Кроме того, из всех доходов, облагаемых НДФЛ, удерживают и ВС (п.п. 1.2 п. 161 подразд. 10 разд. ХХ, п.п. 163.1.1 НКУ). Но при этом базу обложения ВС определяют без применения «натурального» коэффициента (см. с. 44).

В Налоговом расчете по форме № 1ДФ необлагаемую сумму подарка отражают с признаком дохода «160», а облагаемую — с признаком «126».

Иная ситуация складывается, если работодатель не оформляет бесплатную передачу СИЗ работнику, а уже после его увольнения списывает сформированную ранее дебиторскую задолженность по невозвращенным СИЗ.

В соответствии с п.п. 165.1.55 НКУ сумма задолженности, списанной кредитором по его самостоятельному решению до окончания срока исковой давности, в размере, не превышающем 25 % минзарплаты (в расчете на год), установленной на 1 января отчетного налогового года (в 2019 году — 1043,25 грн.), не включается в налогооблагаемый доход физлица-должника.

Если же сумма задолженности больше, возникает налогооблагаемый доход работника в виде дополнительного блага (п.п. «д» п.п. 164.2.17 НКУ). НДФЛ и ВС с него физлицо обязано уплатить самостоятельно по итогам годового декларирования.

Однако учтите:

работодатель должен письменно уведомить работника о списании задолженности и включить сумму аннулированного долга в форму № 1ДФ

Уведомление должника можно осуществить несколькими способами:

1) направить заказное письмо с уведомлением о вручении;

2) заключить соответствующее соглашение;

3) вручить уведомление о прощении долга лично должнику под подпись.

Запомните: если работника не уведомить, работодатель обязан выполнить все обязанности налогового агента.

В разделе I Налогового расчета по форме № 1ДФ сумму прощенного долга отражают следующим образом (см. разъяснение в подкатегории 103.25 БЗ):

— не облагаемую на основании п.п. 165.1.55 НКУс признаком дохода «189»;

— вошедшую в состав налогооблагаемого дохода в виде допблага — с признаком дохода «126».

Также заметим: если стоимость невозвращенных СИЗ превышает 25 % минзарплаты, ничто не мешает «разбить» СИЗ на составляющие и применить обе льготы, описанные выше. То есть часть СИЗ можно подарить работнику, а на оставшуюся часть невозвращенных СИЗ сформировать дебиторскую задолженность, которую списать через один-два месяца после увольнения.

ЕСВ. Здесь опять следует обращать внимание на варианты оформления.

Стоимость подарков, выданных работникам, в соответствии с п.п. 2.3.4 Инструкции № 5 входит в состав фонда оплаты труда как прочие поощрительные и компенсационные выплаты. А значит, является базой начисления ЕСВ согласно п. 1 ч. 1 ст. 7 Закона № 2464.

Но есть альтернатива. По договоренности с работником оформляйте «возврат» СИЗ в день увольнения, а уже после увольнения дарите их неработнику. В результате стоимость подарка стороннему физлицу — неработнику предприятия не включается в фонд оплаты труда, а значит, ЕСВ не будет.

А если работодатель формирует дебиторскую задолженность работника за невозвращенные СИЗ, а затем прощает ее? Сумма прощенной после увольнения суммы долга не является базой начисления ЕСВ, поскольку бывший работник уже не является застрахованным лицом.

Работник компенсирует стоимость СИЗ

Налог на прибыль. Традиционно малодоходникам, не рассчитывающим налоговоприбыльные разницы, беспокоиться не о чем. Они, как всегда, ориентируются исключительно на бухучет.

А вот высокодоходникам и малодоходникам-добровольцам в такой ситуации придется осуществлять корректировки, установленные абзацем четвертым п. 138.1 и абзацем третьим п. 138.2 НКУ, если невозвращенные СИЗ относятся к ОС*. При этом финансовый результат до налогообложения:

* Критерии отнесения СИЗ к ОС см. на с. 40.

увеличивают на сумму остаточной стоимости такого объекта, рассчитанной по бухгалтерским правилам;

уменьшают на сумму остаточной стоимости объекта, рассчитанной по правилам налогового учета.

Если же не возвращены СИЗ-ОС, которые были выданы работнику сверх установленных норм (напомним: такие СИЗ в целях обложения налогом на прибыль считаются непроизводственными), то в рассматриваемой ситуации необходимо применить нормы абзаца пятого п. 138.1 и абзаца шестого п. 138.2 НКУ. А именно нужно бухгалтерский финрезультат:

увеличить на сумму остаточной стоимости такого СИЗ, определенную в соответствии с национальными П(С)БУ или МСФО;

уменьшить на сумму первоначальной стоимости приобретения такого СИЗ и расходов на его ремонт, но не больше суммы дохода (выручки), полученной от продажи.

При компенсации работником стоимости невозвращенных СИЗ, являющихся оборотными активами или МНМА, никаких разниц возникать не будет.

НДС. По мнению налоговиков, приведенному в консультации из подкатегории 101.07 БЗ**, при компенсации работником стоимости не возвращенных им СИЗ необходимо начислить налоговые обязательства по НДС исходя из базы налогообложения, определенной ст. 188 НКУ. Таким образом, базу налогообложения следует определять исходя из договорной стоимости, но не ниже (п. 188.1 НКУ):

** Эта консультация утратила силу с 15.01.2019 г., но, полагаем, мнение налоговиков в части порядка налогообложения не изменилось.

— цены приобретения СИЗ — если они являются оборотными активами;

— балансовой (остаточной) стоимости СИЗ по данным бухучета на начало периода, в котором осуществляется операция, если такие СИЗ — необоротные активы.

В то же время, на наш взгляд, такой вариант подходит только для ситуации, когда работодатель и работник договорились о реализации последнему СИЗ.

А если такой договоренности нет

В этом случае, по нашему мнению, вопрос с НДС должен решаться так же, как и при обычной ликвидации необоротных активов или списании не пригодных к использованию оборотных активов (см. с. 46).

НДФЛ, ВС и ЕСВ. При возмещении работником стоимости не возвращенных им СИЗ никакого дохода у него не возникнет, а значит, и объекта обложения НДФЛ и ВС не будет. Касательно НДФЛ это отмечают и фискалы в своем разъяснении, приведенном в подкатегории 103.04 БЗ. Объекта начисления ЕСВ в этом случае также нет.

выводы

  • Работников, занятых на работах, связанных с загрязнением или неблагоприятными метеорологическими условиями, с вредными и опасными условиями труда, а также на разовых работах, связанных с ликвидацией последствий аварий и стихийных бедствий, работодатели обеспечивают СИЗ.
  • Срок ношения СИЗ исчисляется в календарных днях начиная со дня их фактической выдачи и не должен превышать срока годности, определенного документами производителя.
  • По общему правилу работодатель может выдавать работнику определенные СИЗ в дополнительном объеме к установленным нормам, если этого требуют фактические условия труда такого работника.
  • В зависимости от стоимости СИЗ и срока их полезного использования они могут учитываться как МБП, МНМА или ОС.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше