Темы статей
Выбрать темы

Возврат товаров и расходы на обратную пересылку

Савченко Елена, податковий експерт
Покупатель возвращает товар, приобретенный в интернет-магазине. При этом согласно договору купли-продажи интернет-магазин возмещает покупателю сумму расходов, связанную с возвратом товаров (расходы на обратную пересылку). Возникает ли в данном случае налогооблагаемый доход у покупателя?

Договором, заключенным вне торговых или офисных помещений (в том числе при торговле через интернет-магазин), может предусматриваться, что продукция или результаты работ (услуг), которые были отправлены по почте, должны, в случае расторжения договора, также быть возвращены по почте (абзац второй ч. 5 ст. 12 Закона № 1023*).

* Закон Украины «О защите прав потребителей» от 12.05.91 г. № 1023-ХІІ.

Любые расходы, связанные с возвратом продукции, ложатся на продавца (исполнителя). Он должен возместить расходы потребителя в связи с возвратом продукции (абзац третий ч. 5 ст. 12 Закона № 1023).

И хотя нередко интернет-торговцы пренебрегают этим обязательством и оговаривают в условиях возврата, что обратную пересылку оплачивает несостоявшийся покупатель, мы этот случай рассматривать не будем. Нас интересует ситуация, когда интернет-магазин согласен оплатить обратную пересылку, что закреплено в договоре купли-продажи.

Тут может быть два варианта.

Первый — обратную пересылку оплачивает интернет-магазин. В этом случае с доходом покупателя и НДФЛ (ВС) никаких проблем не возникает — его тут просто нет.

Обязательства по оплате возврата товара согласно Закону № 1023 лежат на продавце, покупатель не имеет к этому отношения.

Но на практике встречается и другая ситуация. Когда покупатель отправляет не подошедший товар, оплачивая пересылку самостоятельно, а интернет-магазин компенсирует покупателю сумму обратной пересылки.

В этом случае как раз и существует реальная угроза НДФЛ и ВС

Об этом говорят налоговики в письме ГФСУ от 21.11.2018 г. № 4899/6/99-99-13-02-03-15/ІПК.

Так, фискалы приходят к следующему выводу: в случае если в рамках выполнения гарантийных обязательств при проведении розничной продажи товаров через интернет-магазин юридическое лицо (продавец) в пользу физического лица (покупателя) возмещает расходы, связанные с доставкой, то сумма таких расходов включается в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход налогоплательщика как дополнительное благо и облагается НДФЛ (ВС) на общих основаниях.

Правы ли налоговики? Увы. Несмотря на то что, как мы указывали выше, расходы на обратную пересылку при возврате товара — забота продавца и это закреплено в Законе № 1023, нельзя не принять во внимание и нормы НКУ.

Так, согласно п.п. «г» п.п. 164.2.17 НКУ суммы денежного или имущественного возмещения любых расходов или потерь налогоплательщика, кроме тех, которые обязательно возмещаются согласно закону за счет бюджета или освобождаются от налогообложения, — доход в виде дополнительного блага.

То есть если интернет-магазин возместит стоимость обратной пересылки покупателю, то такой доход для покупателя будет дополнительным благом и соответственно должен облагаться НДФЛ и ВС. При этом продавец как налоговый агент должен отразить такой доход в форме № 1ДФ с признаком «126».

Поэтому во избежание таких проблемных ситуаций интернет-торговцам лучше всего рекомендовать покупателям пользоваться почтовой услугой «пересылка за счет получателя», а с компенсацией расходов на пересылку не связываться.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше