Темы статей
Выбрать темы

Обновленное НП(С)БУ 25: кому «светит» сокращенная финотчетность

Свириденко Алла, налоговый эксперт
Одна из привилегий, на которую могут рассчитывать представители малого бизнеса в Украине, — право составлять сокращенную финансовую отчетность. Порядок составления и предоставления такой «малой» финотчетности как раз и регламентирует обновленное НП(С)БУ 25. И в продолжение нашей темы давайте выясним, кто же те счастливчики, которые имеют право применять НП(С)БУ 25, а значит и составлять сокращенную по показателям финотчетность.

Исчерпывающий список пользователей НП(С)БУ 25 перечислен в п. 2 разд. I стандарта. Его нормы применяют: микропредприятия, малые предприятия, непредпринимательские общества, представительства иностранных субъектов хоздеятельности, предприятия, которые ведут упрощенный бухучет доходов и расходов согласно налоговому законодательству. Единственные, кто из этого списка выпадает из сферы действия НП(С)БУ 25, — предприятия, которые согласно законодательству (или по собственному решению) составляют финотчетность по МСФО.

НП(С)БУ 25 по-прежнему предусматривает возможность предоставления двух комплектов сокращенной финотчетности (см. таблицу ниже):

Кто составляет сокращенную финотчетность

Наименование формы отчетности

Кто составляет

Финансовая отчетность малого предприятия

формы № 1-м и № 2-м

малые предприятия, признанные таковыми по Закону о бухучете (кроме единоналожников группы 3);

представительства иностранных субъектов хозяйственной деятельности

Финансовая отчетность микропредприятия

формы № 1-мс и № 2-мс

микропредприятия, признанные таковыми по Закону о бухучете;

— предприятия, которые ведут упрощенный бухучет доходов и расходов согласно налоговому законодательству (предприятия-единоналожники группы 3);

непредпринимательские общества

Обратите внимание (!): НП(С)БУ 25 не дает права выбора между формами отчетности «м» и «мс». Поэтому, например, малое предприятие не может отчитываться, предоставляя Финансовую отчетность микропредприятия, а микропредприятие, соответственно, не может сдавать формы № 1-м и № 2-м. Об ответственности за «подмену» форм читайте "Запутались в двух соснах формах: напоминаем об ответственности" этого номера.

Обратите внимание! Последние изменения в НП(С)БУ 25 наконец-то внесли ясность в вопрос применения сокращенных форм отчетности неприбыльными организациями (или в терминах ст. 85 ГКУ — непредпринимательскими обществами). Все дело в том, что ч. 3 ст. 11 Закона о бухучете и раньше разрешала неприбыльщикам составлять сокращенную по показателям финансовую отчетность в составе всего лишь двух форм: Баланса и Отчета о финрезультатах. А вот НП(С)БУ 25 о возможности его применения неприбыльщиками умалчивало. В результате на практике к вопросу составления финотчетности неприбыльными организациями (НПО) подходили «творчески». Например, налоговики говорили о подаче сокращенной финотчетности лишь теми НПО, которые отвечают критериям «малых» и «микро-» (см. БЗ 102.23.02)*. А вот органы статистики, как правило, не возражали против подачи НПО сокращенных форм финотчетности, предусмотренных НП(С)БУ 25 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2019, № 8, с. 15). На сегодняшний день, повторимся, эта неоднозначность устранена. НП(С)БУ 25 четко и ясно указывает на то, что неприбыльные организации отчитываются путем предоставления Финансовой отчетности микропредприятия (формы № 1-мс и № 2-мс).

* На данный момент эта консультация утратила свою актуальность и размещена в категории «Не действующие».

Ну и еще один интересный момент. Все предприятия, на которые распространяется действие НП(С)БУ 25, могут самостоятельно выбирать, по какой форме (полной или сокращенной) им отчитываться. То есть при желании любой из «малышей» может подать вместо форм № 1-м (1-мс) и № 2-м (2-мс) полноформатный Баланс (Отчет о финансовом состоянии) и Отчет о финансовых результатах (Отчет о совокупном доходе)*. По крайней мере, так говорит обновленный п. 2 разд. II НП(С)БУ 1. Правда, ни Закон о бухучете, ни Порядок № 419 такого права выбора не дает. А абзац шестнадцатый п. 2 Порядка № 419, наоборот, обязывает отчитывающихся по формам № 1-мс, № 2-мс подавать сокращенную по показателям годовую финотчетность в составе Баланса и Отчета о финрезультатах. Поэтому на этот счет хотелось бы получить дополнительные разъяснения Минфина (см. также "Полная финотчетность у малых: cколько форм подавать?" этого номера).

* Годовую отчетность в составе Баланса (Отчета о финансовом состоянии) (форма № 1), Отчета о финрезультатах (Отчета о совокупном доходе) (форма № 2), Отчета о движении денежных средств (форма № 3), Отчета о собственном капитале (форма № 4) и Примечаний к годовой финотчетности (форма № 5).

Но, если вдруг вы остановились на полноформатной отчетности, учтите два связанных с этим нюанса:

1. Предоставление полной отчетности предполагает подачу не только годовой, но и промежуточной отчетности. Для малых предприятий это не проблема: с недавних пор они и так перешли в категорию квартальщиков. С микропредприятиями — сложнее. С одной стороны, захотят ли органы статистики видеть квартальную финотчетность микропредприятий — еще под большим вопросом. С другой стороны, никто не отменял ответственность за непредоставление финотчетности. Поэтому микропредприятиям, которые сделали выбор в пользу полноформатной финансовой отчетности, желательно выяснить, нужно ли им отчитываться за 9 месяцев 2019 года, в местных органах статистики (если, конечно, мы не дождемся разъяснений Минфина на этот счет).

2. Предприятиям, которые имеют право на предоставление Финансовой отчетности микропредприятия (а это сами микропредприятия, единоналожники группы 3 и НПО), п. 7 разд. I НП(С)БУ 25 предоставляет еще ряд преференций. Они могут:

(а) учитывать необоротные активы только по первоначальной стоимости без учета уменьшения полезности и переоценки до справедливой стоимости;

(б) не создавать обеспечения предстоящих расходов и платежей (на оплату предстоящих отпусков работникам, выполнение гарантийных обязательств и т. д.), а признают сооответствующие расходы в периоде их фактического осуществления;

(в) текущую дебиторскую задолженность включать в итог баланса по ее фактической сумме (проще говоря, не создают резерв сомнительных долгов).

Если микропредприятие отказывается от применения НП(С)БУ 25 и предоставления сокращенной отчетности в пользу отчетности по полной форме, от этих учетных поблажек ему, к сожалению, придется отказаться.

выводы

  • Микропредприятия составляют и предоставляют пользователям Финансовую отчетность микропредприятия (формы № 1-мс и № 2-мс).
  • Малые предприятия (кроме единоналожников группы 3) отчитываются путем составления Финансовой отчетности малого предприятия (формы № 1-м и № 2-м).
  • Предприятие должно предоставлять исключительно «свой» комплект финотчетности, а права выбора между формами «м» и «мс» НП(С)БУ 25 не дает.
  • Микро-, малые и другие предприятия, на которые распространяется НП(С)БУ 25, имеют право вместо сокращенной финотчетности предоставлять пользователям финотчетность по полной форме.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше