Темы статей
Выбрать темы

4. Расчеты предпринимателя

Предприниматели могут осуществлять расчеты друг с другом, с юридическими лицами и c обычными физическими лицами как в наличной, так и в безналичной форме*.

* ФЛП-общесистемщики могут применять еще и неденежные формы расчетов. Однако особенности таких расчетов мы здесь рассматривать не будем.

Под безналичными расчетами подразумевается перечисление определенной суммы средств со счетов плательщиков на счета получателей, а также перечисление средств банками по поручению предприятий и физических лиц, внесенных ими наличными в кассу банка, на счета получателей. Для проведения безналичных расчетов предприниматели могут открывать в банковских учреждениях текущие счета в национальной и иностранных валютах.

В свою очередь, наличными расчетами являются платежи наличностью за реализованную продукцию (товары, работы, услуги), а также по операциям, которые непосредственно не связаны с реализацией продукции (товаров, работ, услуг) и другого имущества. Наличные расчеты осуществляют с использованием РРО, а в установленных законодательством случаях — без них (см. "4.2. Наличные расчеты" этого номера). При этом необходимо учитывать определенные нормативными документами ограничения на суммы наличных расчетов (подробно об этом читайте "4.2. Наличные расчеты" этого номера).

Обратите внимание: налоговики категорически отвергают право единоналожников применять электронные деньги** в расчетах за проданные товары, работы, услуги, приравнивая их к неденежной форме расчетов (см. письмо ГФСУ от 15.08.2014 г. № 1773/6/99-99-17-02-02-14). А как вам уже известно (см. " 1.1. Единый налог: основные правила" этого номера), неденежные формы расчетов для упрощенцев групп 1 — 3 запрещены (п. 291.6 НКУ). Если вы не хотите спорить с налоговиками, лучше воздержаться от расчетов за проданные товары (работы, услуги) электронными деньгами. А вот осуществлять приобретения за электронные деньги единоналожнику, по нашему мнению, ничего не мешает.

** Электронные деньги — это единицы стоимости, которые хранятся на электронном устройстве, принимаются как средства платежа другими, нежели эмитент, лицами и являются денежными обязательствами эмитента.

Теперь рассмотрим особенности безналичных и наличных расчетов предпринимателей.

4.1. Безналичные расчеты

Сразу отметим: законодательство не предусматривает обязанности ФЛП открывать счета в банках. Налоговики также подтверждают это и заявляют: если ФЛП не планирует работать с другими предприятиями (обычно расчеты между предприятиями осуществляются в безналичной форме) и получать оплату за товары и услуги от покупателей через банк, то такой предприниматель может осуществлять предпринимательскую деятельность, не открывая счет в банке (см. подкатегорию 135.06 БЗ).

Таким образом, принять решение об открытии счета предприниматель может по следующим причинам:

1) нежелание использовать РРО*** (в этом случае от наличных операций придется отказаться полностью);

*** Напомним: единоналожники освобождены от использования РРО при проведении наличных расчетов, если они соблюдают требования п. 296.10 НКУ и п. 6 ст. 9 Закона об РРО.

2) намерение получить платеж по векселю. Такие платежи осуществляются исключительно в безналичной форме (ст. 6 Закона о векселях);

3) значительные обороты по наличным операциям (об ограничении суммы наличных расчетов см. "4.2. Наличные расчеты" этого номера);

4) желание клиентов (покупателей) рассчитываться в безналичной форме.

В то же время, если поставщик предпринимателя работает только по безналичному расчету, а сам ФЛП открывать счет в банке не желает, он может этого не делать. В таком случае наличность можно вносить в кассу любого банка, который и перечислит ее на счет поставщика. Причем для самого предпринимателя такие расчеты будут наличными, а для получателя денег (поставщика) — безналичными (п. 10 Положения № 148).

Важно: для предпринимательской деятельности можно использовать только тот счет, который открыт на ФЛП, а не просто на физическое лицо

Такой вывод следует из положений п. 14 Инструкции № 492. В нем указано, что использовать текущие счета физических лиц для проведения операций, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, запрещается!

Хотя отметим, что ответственность в виде, например, штрафных санкций или закрытия «гражданского» счета никаким законодательным актом не предусмотрена. Налоговики в подкатегории 135.06 БЗ констатируют запрет на «предпринимательское» использование «гражданского» счета, но ничего об ответственности за нарушение этого запрета не говорят.

Механизм предотвращения ненадлежащего использования счетов физических лиц в свое время предлагал НБУ (см. письмо от 06.02.2007 г. № 25-112/257-1205). В частности, он рекомендовал в договорах об открытии банковского счета, заключаемых с физическими лицами, предусматривать право банка на договорное списание средств в случае несоответствия проведенной операции режиму функционирования счета и возврат этих средств плательщику или другой механизм обеспечения соблюдения клиентом режима функционирования счета. Другими словами, НБУ дает банку право вернуть перечисленные средства плательщику как не соответствующие режиму функционирования «гражданского» счета физлица. Правда, при условии, что это предусмотрено договором между банком и физлицом.

Имейте в виду: ФЛП, открывающие счета в банках (в том числе счета для непредпринимательского использования), обязаны сообщать этим банкам о своем предпринимательском статусе (п. 69.7 НКУ). При этом банк направляет в налоговый орган, в котором состоит на учете такой плательщик, уведомление об открытии или закрытии счета (п. 69.2 НКУ, п.п. 1 п. 16 Инструкции № 492). Как разъясняют налоговики, это требование касается всех счетов плательщика, которые были открыты и закрыты банком с момента, когда лицо получило статус предпринимателя. Однако при желании контролеры могут узнать и о тех счетах, которые были открыты до регистрации физического лица как ФЛП (см. подкатегорию 119.08 БЗ).

Учтите: за неуведомление о своем статусе банков при открытии счета для физлиц-предпринимателей предусмотрен штраф в размере 340 грн. за каждый случай неуведомления (п. 118.3 НКУ).

А может ли предприниматель рассчитаться с поставщиком с личного счета, но использовать полученные товарно-материальные ценности (далее — ТМЦ) в предпринимательских целях? На наш взгляд, может. Ведь согласно ст. 320 ГКУ собственник имеет право использовать свое имущество для осуществления хозяйственной деятельности. Как видим, прямая норма действующего законодательства разрешает предпринимателю для ведения хозяйственной деятельности использовать принадлежащее ему на праве собственности имущество, к которому относятся и деньги с личного счета, и ТМЦ, купленные на них.

Хотя ФЛП-общесистемщикам все же лучше оплату производить с «хозяйственного» счета. Дело в том, что налоговики, вероятнее всего, не учтут расходы, осуществленные с «гражданского» счета, в уменьшение налогооблагаемого дохода предпринимателя.

Что касается предпринимательского счета, то пока что нет препятствий для использования находящихся на нем средств для личных целей. Ведь согласно ст. 44 ХКУ предпринимательство осуществляется на основе свободного распоряжения прибылью, которая остается у предпринимателя после уплаты налогов, сборов и других платежей, предусмотренных законом.

То есть все средства, оставшиеся у предпринимателя на предпринимательском счете после уплаты налогов, являются его собственностью и могут быть использованы для его личных нужд. Это подтверждают и налоговики в консультациях, размещенных в подкатегориях 104.04 (для общесистемщиков) и 107.04 (для единоналожников). Поэтому предпринимательский счет можно использовать для оплаты личных расходов физического лица.

Но учтите: НБУ собирается внести в п. 14 Инструкции № 492 изменения*, в соответствии с которыми ФЛП будет запрещено использовать свои «хозяйственные» счета для осуществления операций, связанных с собственными нуждами. Более того, НБУ считает, что такой порядок действует и в настоящее время*. Правда, налоговики, похоже, об этом не знают.

* См.: bank.gov.ua/admin_uploads/article/proect_13082019.pdf?v=4.

* См.: bank.gov.ua/news/all/sprostuvannya-natsionalniy-bank-ne-planuye-obmejuvati-fizosib-pidpriyemtsiv-u-vikoristanni-vlasnih-koshtiv.

Радует, что банкиры хотя бы не против перечисления предпринимателем средств с «хозяйственного» счета на «гражданский» (после уплаты всех налогов и сборов). Главное, чтобы здесь налоговики не стали фискалить, настаивая на обложении НДФЛ и ВС денег, поступивших на личный счет физица с его предпринимательского счета.

Также добавим, что какие-либо штрафные санкции за использование денег с предпринимательского счета на личные нужды ФЛП не грозят.

Как бы там ни было, обращаем внимание общесистемщиков и единоналожников-НДСников на то, что средства, перечисленные с предпринимательского счета на «гражданский»:

— не попадут в предпринимательские расходы;

— не могут быть отражены в Книге учета доходов и расходов;

— не уменьшат чистый доход для обложения НДФЛ (у общесистемщиков).

И еще один важный момент. При перечислении с предпринимательского счета средств физическим лицам (в том числе другим предпринимателям и независимым профессионалам) не забудьте, что ФЛП обязан выполнить функции налогового агента. А именно: отразить перечисленные суммы в Налоговом расчете по форме № 1ДФ. Если же получателями являются обычные физлица, то не забудьте также удержать из их дохода НДФЛ и ВС.

4.2. Наличные расчеты

Выше мы уже указывали, что предприниматели имеют право осуществлять расчеты в наличной форме. Какие правила при этом нужно соблюдать? Обязан ли предприниматель использовать РРО? Какими документами ФЛП оформляют получение наличных? Нужно ли сдавать выручку на текущий счет в банке? Каковы ограничения суммы наличных расчетов? Ответим на эти вопросы.

Кассовые операции предпринимателя

Кассовые правила для ФЛП устанавливает Положение № 148.

Осуществлять кассовые операции и заниматься их оформлением может как сам предприниматель, так и его наемный работник. При этом помните: с лицом, которое работает с наличными средствами, необходимо заключить договор о полной индивидуальной материальной ответственности (пп. 44 и 45 Положения № 148). Если же предприниматель «ведает» своей кассой сам, то заключать договор о матответственности с самим собой ему, конечно же, не нужно.

Теперь посмотрим, что будет кассой предпринимателя. Согласно п.п. 8 п. 3 Положения № 148 касса — это помещение или место осуществления наличных расчетов, а также приема, выдачи, хранения наличности, других ценностей, кассовых документов.

Исходя из этого определения кассой может считаться как специальное помещение, так и просто специально отведенное место проведения расчетов. Следовательно, у предпринимателя, который не имеет возможности выделить для помещения кассы специальную комнату, кассой будет считаться место, где он:

— проводит наличные расчеты, например принимает деньги от покупателей;

— выдает наличные (выплачивает зарплату, авансы на командировку, денежные средства под отчет и т. п.);

— хранит наличные и Книгу учета доходов или Книгу учета доходов и расходов.

То есть ФЛП может определить для себя кассу как место, где находится он сам (его кассир) и его портфель (барсетка или другое средство) для хранения наличности и кассовых документов. Если ФЛП (его кассир) будет в постоянном движении, то и касса будет постоянно перемещаться с ним. А у ФЛП, применяющих РРО, кассой в понимании Положения № 148 будет РРО.

О том, что для предпринимателей Положение № 148 не устанавливает требования относительно надлежащего обустройства кассы и надежного хранения наличных денежных средств в ней, говорил и НБУ в письме от 16.04.2015 г. № 50-01015/25464. Такой же вывод косвенно следует из п. 38 Положения № 148.

Кроме того, на ФЛП не распространяется требование об установлении лимита кассы и соблюдении сроков сдачи наличности в банк. Это прямо определено абзацем третьим п. 14 Положения № 148. А значит,

наличность у предпринимателя может храниться в любой сумме и любое количество дней

Сдавать ее в банк вовсе не обязательно. Да и вообще ФЛП могут даже не открывать текущий счет в банке.

Но! Если ФЛП открыло в банке предпринимательский счет, ему следует быть осторожным со снятием наличности с этого счета. Ведь НБУ подготовил проект изменений в Инструкцию № 492*, в котором, в частности, прописан запрет на использование предпринимательского счета для операций, связанных с личными нуждами. Поэтому если вам нужно использовать деньги на нехозяйственные нужды, рекомендуем предварительно перевести их с предпринимательского счета на личный и уже потом снимать наличные с «гражданского» счета.

* См.: bank.gov.ua/admin_uploads/article/proect_13082019.pdf?v=4.

Есть ли какие-то особенности в оформлении предпринимателями документов при осуществлении кассовых операций? Давайте посмотрим!

«Наличные» документы

Начнем с приятного: ФЛП согласно абзацу четвертому п. 39 Положения № 148 не обязаны вести кассовую книгу.

Вместе с тем в Положении № 148 нет четкого указания на то, нужно ли ФЛП оформлять приходные и расходные кассовые ордера. Однако из разъяснений НБУ (см. письма от 30.10.2006 г. № 25-113/2453-11507 и от 16.04.2015 г. № 50-01015/25464) и налоговиков (см. подкатегорию 109.15 БЗ) следует, что

ФЛП не должны использовать кассовые ордера при расчетах наличностью

А какие же тогда документы следует выписывать? Будем разбираться!

Прием наличности. По мнению налоговиков, изложенному в упомянутом выше разъяснении из подкатегории 109.15 БЗ, при приеме наличности ФЛП обязаны по требованию покупателя выдавать кассовый чек, товарный чек или расчетную квитанцию. Давайте поговорим о таких расчетных документах подробнее.

Из п. 2 ст. 3 Закона об РРО следует, что предприниматели обязаны выдавать расчетный документ на полную сумму проведенной операции. При применении РРО такими расчетными документами являются фискальный кассовый чек, расчетная квитанция и упрощенная расчетная квитанция. Формы указанных документов приведены в приложениях к Положению № 13**.

** Подробнее об этих документах вы можете прочесть в спецвыпуске «Налоги и бухгалтерский учет», 2019, № 23, с. 35 и 76.

Если же ФЛП не применяет РРО и РК, то в соответствии с ч. 11 ст. 8 Закона № 1023 он обязан выдавать каждому покупателю расчетный документ, удостоверяющий факт покупки, с указанием даты продажи.

Форма и содержание расчетного документа для «безРРОшников» законодательно не установлены. В связи с этим, по мнению налоговиков, ФЛП, не использующие РРО и РК с КУРО***, должны выдавать покупателям чеки, накладные или другие письменные документы произвольной формы (см. письмо ГФСУ от 20.07.2018 г. № 24188/6/99-99-14-05-01-15). На наш взгляд, такими документами могут быть:

*** Здесь и далее — Книга учета расчетных операций.

квитанция. Часто ФЛП, оформляя поступление денег квитанциями, в угоду налоговикам за основу берут расчетную квитанцию по форме № РК-1 (приложение 3 к Положению № 13). При этом ФЛП может купить книжку с такими квитанциями или распечатать их самостоятельно;

товарный чек. Заметьте: в консультации из подкатегории 109.10 БЗ и письме ГНАУ от 27.04.2011 г. № 7966/6/23-7015/515 сказано, что форма товарного чека в настоящее время не установлена, в связи с чем его можно составлять в произвольной форме. Однако в то же время налоговики настаивают, чтобы в таких чеках была надпись «Товарний чек» и по содержанию они соответствовали требованиям п. 2 разд. II Положения № 13, предусмотренным для фискальных кассовых чеков, за исключением отражения в них фискального номера РРО и надписи «Фіскальний чек».

По нашему мнению, данное требование налоговиков является некорректным. Но если не хотите вступать с налоговиками в спор, прислушайтесь к их мнению.

Выдача наличности. Составлять кассовые ордера, как вы уже знаете, предприниматели не обязаны. Вместе с тем предприниматель (его кассир), на наш взгляд, может (но не обязан) выдать денежные средства по ведомости на выплату наличности. Ее форма приведена в приложении 1 к Положению № 148. Кроме того, для передачи наличности можно использовать закупочные акты и другие документы, составленные в произвольной форме. В частности, подтверждением выдачи наличности может служить расписка получателя.

Мы привели возможные варианты оформления наличных расчетов предпринимателями. Вы можете выбрать любой из них. Если же вы сомневаетесь в своем выборе, для перестраховки можете получить для себя индивидуальную налоговую консультацию по этому вопросу.

Также помните: какой бы вариант оформления кассовых операций вы ни выбрали, для придания документу статуса первичного он должен содержать обязательные реквизиты, перечисленные в ч. 2 ст. 9 Закона о бухучете и п. 2.4 Положения № 88. А именно: название документа и дату его составления, Ф. И. О. предпринимателя, от имени которого составлен документ, содержание и объем хозяйственной операции, единицу измерения, должности лиц, ответственных за осуществление операции, подписи лиц, принимавших участие в ее осуществлении.

Оприходование наличности

Вся наличность, поступающая в кассы, должна своевременно (в день поступления) и в полной сумме оприходоваться (п. 11 Положения № 148). Причем это правило справедливо и в отношении ФЛП.

Согласно абзацу пятому п. 11 Положения № 148 все ФЛП: и те, у кого есть РРО, и те, у кого его нет, делают это одинаково — записывают поступившую наличность в Книгу учета доходов (Книгу учета доходов и расходов) в порядке, определенном НКУ.

Но! Для тех, кто работает без РРО, но обязан применять КУРО с РК (см. " 4.2. Наличные расчеты" этого номера), существует нюанс. Согласно абзацу четвертому п. 11 Положения № 148 оприходованием наличности в кассах субъектов хозяйствования, осуществляющих расчеты без РРО с применением КУРО и РК, является внесение данных расчетных квитанций в КУРО.

То есть, с одной стороны, для ФЛП вроде бы прописаны свои специальные правила (абзац пятый п. 11). С другой — особенности оприходования для тех, кто «без РРО, но с КУРО и РК» (абзац четвертый п. 11), касаются всех субъектов хозяйствования, в том числе и ФЛП (п. 1 Положения № 148).

В результате, чтобы у таких предпринимателей не возникло проблем с оприходованием, рекомендуем выполнить оба условия:

— своевременно внести данные расчетных квитанций в КУРО;

— наличные в полной сумме в день их поступления отразить в Книге учета доходов (Книге учета доходов и расходов).

В то же время напомним, что с 23.06.2019 г. к субъектам хозяйствования не применяются штрафы за неоприходование, несвоевременное и неполное оприходование наличности.

Ограничение суммы наличных расчетов

Общие правила. Общие принципы ограничений на наличные расчеты прописаны в пп. 6 и 7 Положения № 148. Более детальную информацию об ограничениях на наличные расчеты представим в табл. 4.1.

Таблица 4.1. Ограничение наличных расчетов

№ п/п

Субъекты, с которыми ФЛП осуществляет расчеты

Предельная сумма наличных расчетов

Норма Положения № 148

1

Юридические лица

10000 грн. (включительно) в течение одного дня по одному или нескольким платежным документам

П.п. 1 п. 6

2

Другие физические лица — предприниматели

10000 грн. (включительно) в течение одного дня по одному или нескольким платежным документам

П.п. 1 п. 6

3

Физические лица* — НЕпредприниматели

50000 грн. (включительно) в течение одного дня по одному или нескольким платежным документам

П.п. 2 п. 6

* К ним также относятся лица, которые осуществляют независимую профессиональную деятельность (ст. 178 НКУ) без регистрации предпринимателем (см. подкатегорию 109.13 БЗ).

Имейте в виду: в соответствии с п. 6 Положения № 148 не ограничивается:

количество субъектов, с которыми предприниматель может осуществлять наличные расчеты в течение дня. При этом сумма наличных для сравнения с предельной суммой рассчитывается по каждому контрагенту отдельно, а не совокупно по всем за день. Это значит, что общая сумма дневных наличных расчетов может превышать установленные пределы. Главное, чтобы она не превышала их по каждому конкретному контрагенту;

количество платежных документов, которыми оформляются наличные расчеты. То есть вовсе не обязательно, чтобы это был один платежный документ. Их вполне может быть несколько. Важно, чтобы общая сумма по всем документам при расчетах с одним лицом за день не превысила предел, определенный Положением № 148.

Налоговики продолжают настаивать на том, что

для сравнения с предельной суммой расчеты, осуществляемые в течение одного дня с одним и тем же лицом в обе стороны (прием и выдача), должны суммироваться

Такой вывод вы можете увидеть в подкатегории 109.13 БЗ.

В Положении № 148 есть ряд случаев, когда наличные расчеты предприниматель может осуществлять, не беспокоясь о превышении вышеуказанной предельной суммы расчетов (см. п. 8 этого Положения). В частности, «наличные» ограничения не касаются ФЛП в случаях:

1) расчетов с бюджетами и государственными целевыми фондами;

2) добровольных пожертвований и благотворительной помощи;

3) использования наличности, выданной на командировку;

4) выплат, связанных с оплатой труда.

Во всех остальных случаях платежи сверх установленных предельных сумм осуществляются через банки или небанковские финучреждения (имеющие соответствующую лицензию) путем перевода средств с текущего счета на текущий счет или внесения денежных средств в банк либо небанковское финансовое учреждение для дальнейшего их перевода на текущие счета в банке.

Таким образом, ограничения не распространяются на расчеты, осуществляемые путем внесения наличных в кассу банка для их дальнейшего перечисления на счет получателя. Подтверждают это и налоговики (см. подкатегорию 109.13 БЗ).

Далее рассмотрим более детально применение 10-тысячного и 50-тысячного ограничений.

10-тысячное ограничение. Как мы уже говорили выше, это ограничение касается наличных расчетов ФЛП с субъектами хозяйствования (предприятиями или предпринимателями).

А вот если одной из сторон расчетов является лицо, осуществляющее независимую профессиональную деятельность (ст. 178 НКУ), например нотариус или адвокат, то на расчеты предпринимателя с ним 10-тысячное ограничение не распространяется. Правда, налоговики утверждают, что это ограничение не работает только в том случае, если независимый профессионал не зарегистрирован как ФЛП (см. подкатегорию 109.13 БЗ). На наш взгляд, ФЛП-регистрация здесь не важна. Имеет значение лишь то, в какой роли выступает физлицо при осуществлении конкретных наличных расчетов — как ФЛП или как независимый профессионал. Если физлицо выступает в расчетах в роли независимого профессионала, то 10-тысячное ограничение не действует. Тогда вступает в свои права 50-тысячное ограничение (об этом — далее).

Выше мы уже перечисляли случаи, когда «наличные» ограничения не работают. В контексте 10-тысячного ограничения ФЛП, у которого есть наемные работники, следует обратить внимание на исключение в отношении использования средств, выданных на командировку.

Напомним: под командировочными расходами следует понимать стоимость проезда, проживания, питания и других услуг, связанных с пребыванием работника в командировке. Но имейте в виду: при решении производственных (хозяйственных) вопросов в командировке 10-тысячное ограничение будет применяться в общем порядке (если контрагентом является субъект хозяйствования). Дело в том, что такие расчеты не связаны прямо с командировкой и расходами непосредственно на нее. Это подтверждают и налоговики в консультации из подкатегории 109.13 БЗ.

Кроме того, 10-тысячное ограничение в полную силу работает при приобретении подотчетным лицом ТМЦ, работ или услуг для хозяйственных нужд предприятия у другого субъекта хозяйствования. И не имеет значения, осуществлялось такое приобретение за счет полученной ранее (в кассе либо с использованием корпоративной платежной карточки) наличности или за счет собственных средств работника. Ведь в такой ситуации он выступает и платит от имени предприятия-работодателя. А вот на окончательный расчет ФЛП с работником по подотчетным суммам распространяется не 10-тысячное, а 50-тысячное ограничение (см. ниже).

50-тысячное ограничение. Ограничения в сумме 50000 грн. касаются расчетов, где контрагентом ФЛП является физическое лицо — непредприниматель. Причем к обычным физлицам в данном случае относятся также и независимые профессионалы (например, адвокат, нотариус).

При этом без оглядки на 50-тысячное ограничение можно осуществлять выплаты, связанные с оплатой труда (п. 8 Положения № 148). Напомним: под выплатами, связанными с оплатой труда, понимаются выплаты, отнесенные к фонду оплаты труда, а также выплаты, не относящиеся к этому фонду согласно Инструкции № 5 (п.п. 1 п. 3 Положения № 148).

Если исходить из этого определения, то все выплаты, включенные в разд. 3 Инструкции № 5, можно выдавать физлицам без учета 50-тысячного «наличного» ограничения. Однако здесь торопиться не следует. Ведь налоговики по-прежнему считают, что, например, на дивиденды 50-тысячное ограничение распространяется (см. подкатегорию 109.13 БЗ). Поэтому, прежде чем сделать физлицу крупную наличную выплату, не относящуюся к фонду оплаты труда, рекомендуем «получить добро» на это от налоговиков или от НБУ.

Что касается получения денежных средств от физлиц, то здесь субъектам хозяйствования особо задумываться не придется. Так, под «наличное» ограничение однозначно попадут суммы, полученные в оплату за товар (работы, услуги), арендная плата, компенсация причиненного ущерба и т. д.

Кроме того,

не рекомендуем превышать 50-тысячный предел и при расчетах с подотчетными лицами

В частности, ранее налоговики настаивали на соблюдении этого ограничения при возврате работником в кассу неиспользованных подотчетных сумм, снятых с помощью корпоративной платежной карточки (см. разъяснение в подкатегории 109.13 БЗ, действовавшее до 05.01.2018 г.).

То же касается и наличных средств на командировку, ведь п. 8 Положения № 148 дает послабление только для «использования средств, выданных на командировку», а не для операций по их выдаче/возврату. Поэтому в этом случае также лучше вписаться в 50-тысячное ограничение.

Если же нарушение обнаружилось задним числом, доводы в свою пользу для спора с налоговиками можно почерпнуть из определения ВАСУ от 21.06.2016 г. № К/800/44326/15*. В нем суд указывал на то, что выдача наличных работникам под отчет не является платежом предприятия, а также наличным расчетом в понимании Положения № 637. И поскольку определение наличных расчетов из Положения № 148 практически полностью повторяет определение из Положения № 637, этот аргумент по-прежнему актуален.

* См.: reyestr.court.gov.ua/Review/58463663.

И еще. Если 50-тысячное ограничение будет превышено, ответственность за это нарушение грозит только ФЛП. Для физлица, допустившего такое нарушение, ответственность по-прежнему не предусмотрена.

Нарушение порядка проведения наличных расчетов за товары (услуги), в том числе превышение предельных сумм расчетов наличными, грозит предпринимателю наложением административного штрафа на основании ст. 16315 КУоАП. Размер штрафа — от 100 до 200 ннмдг (от 1700 до 3400 грн.). За повторное «наличное» нарушение, допущенное лицом, которое в течение года подверглось административному взысканию, админштраф увеличивается и составляет от 500 до 1000 ннмдг (от 8500 до 17000 грн.).

Предприниматель и РРО

Вопросы применения РРО предпринимателями регулируются Законом об РРО. Так, согласно ст. 3 этого документа субъекты хозяйствования, осуществляющие расчетные операции в наличной и/или в безналичной форме (с применением платежных карточек, платежных чеков, жетонов и т. п.) при продаже товаров (предоставлении услуг) в сфере торговли, общественного питания и услуг, обязаны проводить расчетные операции через РРО или (в случаях, прописанных в Законе об РРО) использовать РК.

Исключения, которые позволяют ФЛП не применять РРО и РК, приведены в ст. 9 Закона об РРО (см. табл. 4.2). Среди них следует особо выделить ФЛП-единоналожников.

Согласно п. 6 ст. 9 Закона об РРО при продаже товаров (предоставлении услуг) РРО могут не применять ФЛП, которые в соответствии с НКУ относятся к группам плательщиков единого налога, не применяющим РРО.

Это послабление не касается случаев, когда ФЛП-единоналожник реализует технически сложные бытовые товары (далее — ТСБТ), подлежащие гарантийному ремонту**, а также лекарственные средства (ст. 1 Закона № 123) и медицинские изделия (ст. 2 Закона об РРО)***.

** Перечень таких ТСБТ утвержден постановлением КМУ от 16.03.2017 г. № 231.

*** Об этих РРО-обязанных читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2019, № 23, с. 9 и 10.

Давайте выясним, что это за группы ФЛП-единоналожников, которые могут не использовать РРО (при условии, что они не продают ТСБТ, лекарства и медизделия). Согласно п. 296.10 НКУ не применять РРО имеют право ФЛП, которые являются плательщиками единого налога:

— группы 1;

— групп 2 — 4 независимо от выбранного вида деятельности, если объем их дохода в течение календарного года не превышает 1 млн грн.

Учтите: в расчете предельного объема дохода участвуют все виды доходов, полученные плательщиком единого налога от осуществления им предпринимательской деятельности в течение календарного года (п. 2 Порядка № 439, подкатегория 107.04 БЗ). «Гражданские» доходы физлица, зарегистрированного как ФЛП, учитывать, конечно же, не надо. Кроме того, помните:

в расчет дохода берут все поступления — как наличные, так и безналичные, а также доходы в материальной и нематериальной формах

Обратите внимание: налоговики требуют, чтобы предприниматель, осуществляющий деятельность по договорам комиссии или поручения, для расчета миллионного порога учитывал всю сумму средств, полученную по таким договорам (см. письмо ГФСУ от 11.04.2019 г. № 1546/6/99-99-13-01-03-15/ІПК). Однако мы с таким подходом не согласны, ведь доходом ФЛП согласно п. 292.4 НКУ является только сумма комиссионного вознаграждения (подробнее см. в «Налоги и бухгалтерский учет», 2019, № 62, с. 2).

Если доход ФЛП-единоналожника в календарном году превысит миллионный предел, то применение РРО для него станет обязательным. При этом начать использовать РРО ему нужно с первого числа первого месяца квартала, следующего за возникновением такого превышения (абзац третий п. 296.10 НКУ). Причем учтите: если единоналожник один раз превысил миллионный критерий, он обязан применять РРО во всех будущих налоговых периодах в течение его регистрации как плательщика единого налога.

Другими словами, последующее снижение объемов дохода от РРО его не спасет. И даже повторная регистрация единоналожником после временного перехода на общую систему или прекращения предпринимательской деятельности — это не основание быть освобожденным от РРО (см. подкатегорию 109.02 БЗ, письмо ГФСУ от 02.02.2018 г. № 438/К/99-99-14-05-01-14/ІПК).

Уйти от РРО-обязанности единоналожник сможет только в том случае, когда абсолютно все расчеты будет осуществлять исключительно в безналичной форме через банковские учреждения (см. письма ГФСУ от 06.03.2018 г. № 904/Г/99-99-14-05-01-14/ІПК и от 22.03.2019 г. № 1180/6/99-99-14-05-01-15/ІПК). Тогда можно превысить 1 млн грн. и не «попасть» на РРО. Если же хотя бы одна операция будет расчетной в понимании ст. 2 Закона об РРО — над ФЛП нависает обязанность применения РРО.

А теперь посмотрите, в каких еще случаях предприниматели могут не применять как РРО, так и КУРО с РК (см. табл. 4.2).

Таблица 4.2. Операции, при осуществлении которых ФЛП не применяют РРО и РК

№ п/п

Операции

Законодательный акт

Предприниматели на едином налоге, которые имеют право не применять РРО

1

Любые расчеты (в наличной и безналичной форме) за товары (услуги), кроме торговли ТСБТ, подлежащими гарантийному ремонту, а также лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения*

П. 6 ст. 9 Закона об РРО, п. 296.10 НКУ

* Учтите: по мнению налоговиков (см. разъяснение в подкатегории 109.04 БЗ), ФЛП-упрощенцы обязаны применять РРО также при розничной торговле «разрешенными» подакцизными товарами — ГСМ в емкостях до 20 литров, пивом, сидром, перри (без добавления спирта) и столовыми винами (подробнее см. в «Налоги и бухгалтерский учет», 2019, № 23, с. 8).

Прочие предприниматели

1

Торговля по безналичному расчету через учреждения банков*

П. 12 ст. 9 Закона об РРО

* Имеется в виду перечисление средств с текущего счета на текущий счет через учреждение банка (без использования банковских платежных карточек), внесение средств в банк для дальнейшего перечисления на текущие счета, а также перевод средств через терминалы самообслуживания банка.

2

Продажа в киосках, с лотков и разносок газет, журналов и других изданий, открыток, конвертов, знаков почтовой оплаты, если удельный вес такой продукции составляет более 50 % общего товарооборота при отсутствии продажи алкогольных напитков, подакцизных непродовольственных товаров, ТСБТ, подлежащих гарантийному ремонту, а также лекарственных средств и изделий медицинского назначения

П. 10 ст. 9 Закона об РРО

3

Продажа проездных и перевозочных документов на автомобильном транспорте с выдачей талонов, квитанций, билетов с нанесенными типографским способом серией, номером, номинальной стоимостью

П. 4 ст. 9 Закона об РРО

4

Продажа билетов на посещение культурно-спортивных и зрелищных заведений

П. 4 ст. 9 Закона об РРО

5

Продажа воды, молока, кваса, масла и живой рыбы из автоцистерн, цистерн, бочек и бидонов; блюд и безалкогольных напитков в столовых и буфетах общеобразовательных учебных заведений и профессионально-технических учебных заведений во время учебного процесса

П. 11 ст. 9 Закона об РРО

Теперь поговорим об освобождении ФЛП от РРО при условии применения ими РК и КУРО (ст. 10 Закона об РРО). Постановлением № 1336, принятым на основании ст. 10 Закона об РРО, определен Перечень видов деятельности, при осуществлении которых разрешено проводить расчетные операции без применения РРО, но с использованием РК и КУРО. Этим же постановлением для некоторых видов деятельности установлен предельный размер годового объема расчетных операций по продаже товаров (предоставлению услуг), в случае превышения которого применение РРО является обязательным.

О видах деятельности, где допустимо не применять РРО, но необходимо использовать РК и КУРО, вы можете узнать из табл. 4.3.

Таблица 4.3. Применение КУРО и РК вместо РРО

№ п/п

Вид деятельности

Норма Перечня № 1336

Предельный размер годового объема расчетных операций

1

Розничная торговля продовольственными товарами (кроме подакцизных товаров), которая осуществляется ФЛП-единоналожниками

П. 1

В то же время заметим: п. 6 ст. 9 Закона об РРО и п. 296.10 НКУ для ФЛП-единоналожников установлено полное освобождение и от РРО, и от РК при условии, что их годовой доход не превышает 1 млн. грн. Если же указанный предел будет превышен, заменить РРО на РК при торговле продовольственными товарами предприниматели-единоналожники групп 2 и 3 не смогут. Это прямо прописано в п. 2 постановления № 1336.

2

Розничная торговля через средства передвижной торговой сети (автомагазины, авторазвозки, автоцистерны, цистерны, бочки, бидоны, низкотемпературные лотки-прилавки, тележки, разноски, лотки, столики), расположенные за пределами стационарных помещений

П. 2

500 тыс. грн.*

3

Розничная торговля на рынках, ярмарках (за исключением расположенных на их территории магазинов, киосков, палаток, павильонов, помещений контейнерного типа)

П. 3

500 тыс. грн.*

4

Розничная торговля и общественное питание на территории села предприятиями потребительской кооперации и сельхозпроизводителями, использующими продукцию собственного производства

П. 4

250 тыс. грн.**

5

Продажа блюд и безалкогольных напитков в буфетах высших учебных заведений, в столовых и буфетах предприятий УТОС и УТОГ

П. 5

500 тыс. грн.*

6

Розничная торговля, общественное питание, бытовое обслуживание на территории закрытых военных гарнизонов и городков, а также воинских частей, расположенных в пределах сел

П. 6

500 тыс. грн.*

7

Розничная торговля медицинскими и фармацевтическими товарами и предоставление медицинских и ветеринарных услуг на территории села

П. 7

250 тыс. грн.**

8

Продажа талонов, квитанций, билетов с нанесенными типографским способом серией, номером, номинальной стоимостью в киосках и салонах транспортных средств для проезда на морских и речных судах

П. 10

9

Предоставление бытовых услуг:

— на территории села;

— предпринимателями (кроме единоналожников), которые не используют наемный труд, по: ремонту и установке бытовых машин и приборов, радиоэлектронной аппаратуры, телеантенн; ремонту и сборке мебели; уборке квартир; уходу за детьми, больными и людьми преклонного возраста; фотографированию; ремонту квартир; приготовлению пищи; стирке белья; химчистке; ремонту обуви, швейных и трикотажных изделий, изделий текстильной и кожаной галантереи, металлических изделий

П. 11

10

Продажа товаров с разносок и ручных тележек, предоставление услуг в салонах на железнодорожном, морском, речном и воздушном транспорте по перечню, установленному КМУ

П. 15

Заметим, что КМУ с июня 2018 года так и не выполнил свою обязанность по составлению такого перечня. При этом Перечень № 105, утвержденный приказом Минтранса, формально уже не действует.

11

Розничная торговля семенами в киосках на территории сел и поселков городского типа

П. 17

500 тыс. грн.*

12

Прием от населения вторсырья (кроме металлолома)

П. 19

13

Страхование имущественных и личных рисков физических лиц, проводимое страховыми агентами за пределами помещения страховщика, кроме обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств по дополнительным договорам («Зеленая карта»)

П. 20

14

Предоставление ритуальных услуг при условии проведения расчетов на дому у заказчиков

П. 21

15

Торговля, общественное питание и предоставление услуг на территории сел и поселков городского типа, которым предоставлен статус горных

П. 22

500 тыс. грн.*

16

Медицинские услуги, предоставляемые выездными бригадами, и медицинское обслуживание на дому у заказчика

П. 23

500 тыс. грн.*

17

Услуги по организации приема и обслуживания туристов в Украине, расчеты за которые осуществляются в безналичной форме (с применением платежных карточек, платежных чеков), а также туристические и экскурсионные услуги при условии проведения расчетов за пределами стационарных помещений субъектов туристической и экскурсионной деятельности

П. 24

18

Продажа булочных, кондитерских и порционных кулинарных изделий, мороженого, безалкогольных напитков, сувениров, игрушек и надувных шариков с разносок и ручных тележек в театрально-зрелищных и спортивных заведениях

П. 26

19

Прием от населения и реализация через пчеловодческие торгово-закупочные пункты продуктов пчеловодства, оборудования и инвентаря для пасечников

П. 27

500 тыс. грн.*

* 500-тысячный предельный размер годового объема расчетных операций применяют в целом к субъекту хозяйственной деятельности.

** 250-тысячный предельный размер годового оборота применяют в расчете на одно структурное (обособленное) подразделение (пункт продажи товаров / предоставления услуг).

4.3. Платежные терминалы у ФЛП

Обязанность обеспечить покупателям возможность производить расчеты за проданные товары (предоставленные услуги) с использованием электронных платежных средств (далее — ЭПС) установлена Законом № 2346. В п. 14.19 этого Закона указано, что требования к субъектам хозяйствования по приему ЭПС в оплату проданных товаров (услуг) определяет КМУ.

На данный момент такие требования определены постановлением № 878*, разработанным еще под старую редакцию упомянутой нормы Закона № 2346. Исходя из его положений проводить расчеты с покупателями с помощью ЭПС должны предприниматели, которые осуществляют деятельность в сфере продажи товаров, общественного питания и услуг и используют РРО в соответствии с Законом об РРО.

* КМУ планирует изменить правила применения платежных терминалов (см. проект на сайте Минэкономики: www.me.gov.ua).

При этом освобождаются от обязательного приема ЭПС (п. 2 постановления № 878):

— заведения общественного питания закрытого типа, которые обслуживают определенный контингент потребителей, в частности личный состав Вооруженных Сил и других воинских формирований, студентов, учащихся и преподавателей высших, профессионально-технических, общеобразовательных учебных заведений, работников промышленных предприятий;

— предприятия торговли с торговой площадью до 20 кв. м (кроме автозаправочных станций);

— субъекты хозяйствования, осуществляющие деятельность в населенных пунктах с численностью населения менее 25 тыс. человек.

Других оснований отказываться от приема ЭПС, кроме вышеперечисленных, у субъекта хозяйствования нет (см. письмо ГУ ГФС в Полтавской обл. от 05.08.2019 г. № 3641/ІПК/16-31-14-04-29).

Количество платежных терминалов должно составлять не менее 50 % количества РРО, а в случае наличия одного РРО субъект хозяйствования должен обеспечить прием ЭПС (п. 1 постановления № 878).

Также важным моментом в использовании платежных терминалов является предоставление возможности осуществлять расчеты с помощью ЭПС не менее трех платежных систем (VISA, MasterCard и т. д.). Одной из таких платежных систем должна быть многоэмитентная платежная система, платежной организацией которой является резидент Украины (например, «Український платіжний простір»). Данное требование установлено п. 14.19 Закона № 2346.

Платежные терминалы не обязаны использовать ФЛП, освобожденные от применения РРО

Хотя налоговики (см. письмо Миндоходов от 26.02.2014 г. № 3737/6/99-99-18-03-01-15) требовали устанавливать платежные терминалы и в случае использования нефискальных кассовых аппаратов предпринимателями, которые освобождены от их применения согласно Закону об РРО. Мы с таким подходом не согласны (подробнее см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2019, № 23, с. 81).

Какова ответственность предпринимателя, который обязан обеспечить расчеты с использованием ЭПС и не сделал этого?

Во-первых, это админштраф согласно ст. 16315 КУоАП. Его размер составляет от 100 до 200 ннмдг (от 1700 до 3400 грн.), а при повторном нарушении, выявленном в течение года после наложения указанного взыскания, — от 500 до 1000 ннмдг (от 8500 до 17000 грн.).

Кроме того, ч. 2 ст. 17 Закона № 1023 запрещает каким-либо способом ограничивать использование потребителями ЭПС, если в соответствии с законодательством продавец (исполнитель) обязан принимать их к оплате. За нарушение данной нормы п. 12 ч. 1 ст. 23 Закона № 1023 установлена ответственность в виде штрафа в размере 500 ннмдг (8500 грн.).

О такой ответственности за несоблюдение законодательства о применении ЭПС говорят налоговики (см. подкатегорию 109.20 БЗ), НБУ (см. письмо от 05.03.2013 г. № 25-313/2725) и Госпотребинспекция (см. письма от 24.02.2014 г. № 1133-2-4/8 и от 05.05.2014 г. № 2565-3- 11/8).

И еще одно. Запомните: установка платежного терминала не заменяет РРО! И если ФЛП обязан согласно законодательству использовать РРО, расчетная операция должна осуществляться через переведенный в фискальный режим работы РРО с распечаткой фискального чека.

Больше об использовании платежных терминалов вы можете узнать из спецвыпуска «Налоги и бухгалтерский учет», 2019, № 23, с. 79.

выводы

  • Действующее законодательство не обязывает ФЛП открывать текущий счет в банке.
  • Предприниматель не обязан специально оборудовать кассу и сдавать наличную выручку в банк.
  • ФЛП может осуществлять наличные расчеты с другим субъектом хозяйствования в течение одного дня на сумму не более 10 тыс. грн. по одному или нескольким платежным документам. Количество контрагентов не ограничено.
  • ФЛП-единоналожники могут не использовать РРО, если объем их дохода в течение календарного года не превышает 1 млн грн. Но при этом им запрещено торговать без РРО лекарственными средствами, медизделиями и ТСБТ, подлежащими гарантийному ремонту.
  • Лица, которые согласно законодательству освобождены от применения РРО, не обязаны использовать платежные терминалы.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше