Темы статей
Выбрать темы

Везем товар, минуя склад продавца

Амброзяк Наталья, юрист
Как заполнить ТТН, если покупатель сразу забирает товар со склада нашего поставщика, минуя наш склад? Можно ли выписать одну расходную накладную? Могут ли фискалы засомневаться в реальности операции по поставке товара?

Заполнение ТТН. Форма ТТН приведена в Правилах № 363*. Однако ее использовать не обязательно. Если решили применять разработанный вами документ, то нужно, чтобы в нем были все реквизиты, указанные в п. 11.1 Правил № 363. В нашей ситуации возникают вопросы при указании в ТТН наименования (Ф. И. О.) заказчика, грузоотправителя, перевозчика, адресов пункта погрузки и разгрузки товара.

* Утверждены приказом Минтранса от 14.10.97 г. № 363.

По нашему мнению, в этой ситуации заполнять ТТН нужно так:

— заказчик — вы или ваш покупатель (в зависимости от того, кто нанимал перевозчика);

— грузоотправитель — ваш поставщик;

— перевозчик — привлеченный вами или вашим покупателем перевозчик либо экспедитор;

— пункт погрузки — склад вашего поставщика;

— пункт разгрузки — склад вашего покупателя.

Получается, что если вывоз товара осуществляет перевозчик, нанятый вашим покупателем, то вы не будете фигурировать в ТТН.

Поскольку согласно п. 11.3 Правил № 363 ТТН выписывает заказчик (грузоотправитель), то в рассматриваемом случае ТТН должен выписывать ваш поставщик.

Однако на практике ТТН, как правило, выписывает покупатель, продающий купленный им товар со склада своего поставщика (в данной ситуации этот покупатель — вы). Такой вариант, в принципе, также вписывается в рамки п. 11.3 Правил № 363. Однако мы считаем, что в большинстве случаев так поступать не совсем корректно. Ведь при обычном раскладе право собственности на товар ни к вам, ни к вашему покупателю не перешло. Это означает, что распоряжаться товаром ни один из вас не может.

Выйти из этой ситуации можно. Предлагаем два варианта.

1. Вам и вашему поставщику заключить договор ответхранения. Тогда вы можете спокойно составить ТТН и указывать себя в качестве грузоотправителя.

2. Использовать графу «Переадресування вантажу». То есть вы можете изначально в ТТН указать себя в качестве грузополучателя, а затем переадресовать груз своему покупателю. Обратите внимание: в Правила № 363 были внесены изменения (подробности — в «Налоги и бухгалтерский учет», 2019, № 64, с. 22). Коснулись они и типовой формы ТТН (№ 1-ТН), приведенной в этих Правилах. В частности, теперь в этом документе графы «Переадресування вантажу» нет. Но никто не запрещает вам ее туда добавить.

Расходные накладные & реальность операций. Как в таком случае поступать с расходными накладными? Считаем, что их должно быть две: одну выписывает ваш поставщик вам, вторую — вы своему покупателю. Несмотря на то что фактически товар от вашего поставщика сразу передается вашему покупателю.

Во-первых, расходная накладная является основанием для отражения в учете дохода от реализации.

Во-вторых, налоговики на сегодняшний день настаивают на том, что ТТН подтверждает лишь расходы по перевозке товара и этого документа недостаточно для подтверждения списания/оприходования товара (см. письмо ГФСУ от 17.04.2019 г. № 1637/6/99-99-15-03-02-15/ІПК).

Кроме того, такой вывод подтверждает обновленная гл. 1 Правил № 363. В определении ТТН указано, что она является одним из документов, который может использоваться для списания ТМЦ, оприходования, складского, оперативного и бухгалтерского учета.

Как вы понимаете, эти аргументы в дальнейшем можно использовать в борьбе за реальность операций с налоговиками. К тому же во все времена ее ключевым признаком было и остается движение активов. Тем не менее не исключаем придирок со стороны фискалов на сей счет.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше