Темы статей
Выбрать темы

Оформляем возвраты в рознице

Алешкина Наталья, налоговый эксперт
В розничной торговле на страже прав покупателя стоит Закон № 1023. Именно он позволяет покупателю обратиться в розничную торговую точку, в частности, для возврата купленного там некачественного или даже иногда качественного товара. Поговорим о том, как продавец должен оформлять возврат непродовольственного товара.

Сразу скажем: при возвратах в рознице первостепенное значение имеет то, качественный (надлежащего качества) или некачественный (ненадлежащего качества) товар возвращает покупатель. От этого зависят и срок, в течение которого товар может быть возвращен, и учетные особенности. С учетом этого нюанса опишем последовательность действий продавца в розничной торговле.

Инструкция для продавца

При возврате денежных средств покупателю (потребителю) последовательность действий продавца в розничной торговле будет следующей.

Шаг. 1. Убедиться, что товар подлежит возврату.

Качественный товар. Если товара нет в перечне товаров, не подлежащих обмену (возврату)* на основаниях, указанных в ст. 9 Закона № 1023, то покупатель может в течение 14 дней со дня покупки такого товара требовать:

* Перечень приведен в приложении 3 к постановлению № 172.

(1) обменять товар на аналогичный, если он не удовлетворил по форме, габаритам, фасону, цвету, размеру или по другим причинам не может быть использован по назначению;

(2) в случае отсутствия аналогичного товара потребитель имеет право приобрести любые другие товары из имеющегося в наличии ассортимента с соответствующим пересчетом стоимости или

(3) расторгнуть договор и получить назад денежные средства за возвращенный товар (ч. 1 и 2 ст. 9 Закона № 1023).

Некачественный товар. В течение гарантийного срока при выявлении существенных недостатков или фальсификации (подтвержденных при необходимости выводами экспертизы), покупатель может требовать возврата денежных средств или замены некачественного товара на такой же или аналогичный товар надлежащего качества (ч. 1 ст. 8 Закона № 1023, п. 29 Правил № 104).

Продавец, на основании письменного заявления от покупателя, обязан принять товар ненадлежащего качества и выдать покупателю документ, подтверждающий получение товара. Заявление подается покупателем в двух экземплярах. Один его экземпляр возвращается потребителю с отметкой продавца/производителя, даты приема заявления, фамилии, инициалов и должности работника, принявшего заявление, второй — остается у продавца / производителя.

Если необходимо определить причины потери его качества, продавец обязан в трехдневный срок со дня получения от потребителя письменного согласия организовать проведение экспертизы продукции. Экспертиза проводится за счет продавца (см. п. 31 Правил № 104).

Помните: вышеуказанные требования потребителя, не подлежат удовлетворению, если продавец/ производитель докажет, что недостатки товара возникли в результате нарушения потребителем правил пользования товаром или его хранения (ч. 14 ст. 8 Закона № 1023).

Шаг 2. Проверить наличие оснований для возврата денег.

Возврат товара осуществляется при наличии расчетного документа, выданного потребителю вместе с проданным товаром, а по товарам, на которые установлен гарантийный срок, — технического паспорта или другого заменяющего его документа с отметкой о дате продажи (ч. 11 ст. 8 Закона № 1023, п. 37 Правил № 104).

Кроме того, товар надлежащего качества можно вернуть, если он не использовался и если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, ярлыки.

Шаг 3. Определяем сумму возврата.

Так, сумму расчетов при возврате:

качественного товара определяют исходя из стоимости товара на момент покупки.

некачественного товара (ч. 7 ст. 8 Закона № 1023):

(а) в случае повышения цены на товар — определяют, исходя из стоимости товара на момент предъявления покупателем требования о возврате,

(б) в случае понижения цены — исходя из стоимости товара на момент покупки.

Шаг 4. Проверяем наличие в РРО суммы денежных средств, необходимой для возврата покупателю.

Если в ящике РРО недостаточно наличности, кассир обращается в бухгалтерию предприятия, чтобы из кассы выдали определенную сумму для возврата покупателю. Получив средства из кассы бухгалтерии, кассир РРО вносит их в кассовый аппарат путем проведения операции «Служебное внесение» (см. 109.06 БЗ).

Если же и в кассе предприятия недостаточно средств или возврат осуществляется в выходной день, можно установить другой срок возврата по договоренности.

Но учтите: общий срок, на который можно оттянуть возврат денежных средств, не может превышать 7 дней с даты расторжения договора (ст. 8 и ст. 9 Закона № 1023)

Шаг 5. Когда сумма возврата превышает 100 грн., материально ответственное лицо хозяйственной единицы или кассир, обязано составить акт о выдаче средств (такой же акт составляется при отмене ошибочно проведенной через РРО суммы расчета). В нем указываются (п. 8 разд. III Порядка № 547, 109.06 БЗ):

— данные документа, устанавливающего личность покупателя;

— сведения о товаре (услуге);

— сумма выданных средств;

— номер, дата и время выдачи расчетного документа, подтверждающего покупку товара (получение услуги).

Акты передаются в бухгалтерию и хранятся в течение 3-х лет. Заметьте: обязанность составлять акт о выдаче средств у продавца есть, а вот ответственности за невыполнение этого требования нет. Этот момент отмечают и налоговики (см. 109.20 БЗ).

Шаг 6. Осуществляем возврат средств покупателю.

Выдача средств за возвращенный покупателем товар считается расчетной операцией, поэтому она должна быть проведена через РРО (ст. 2 Закона об РРО). Но, если товар покупатель оплачивал банковской платежной карточкой (в частности, через POST-терминал), то налоговики настаивают на возврате денежных средств за товар на банковскую карточку (см. 109.02 БЗ). Хотя, по большому счету, законодательно такое требование не прописано (см. письмо НБУ от 12.10.2016 г. № 57-0002/84778). В общем, если не хотим спорить с фискалами,

придерживаемся правила: все наличные возвраты проводим через РРО

При этом если алгоритм работы РРО обеспечивает отдельное накопление в фискальной памяти отрицательных сумм, то расчеты осуществляются путем регистрации отрицательной суммы. Если нет — регистрировать через РРО отрицательные суммы с использованием операции «сторно» запрещено. В таком случае выдачу средств (отмена ошибочной суммы) разрешено регистрировать с помощью операции «служебная выдача» (п. 7 разд. ІІІ Порядка № 547). Невыполнение указанных требований может привести к применению штрафных санкций согласно п. 1 ст. 17 Закона об РРО.

Шаг 7. Выдаем лицу, которое возвращает товар, распечатанный на РРО расчетный документ установленной формы и содержания (кассовый чек, товарный чек, расчетную квитанцию, проездной документ и т. п.) на полную сумму проведенной операции, подтверждающий факт возврата товаров (п. 1, 2 ст. 3 Закона об РРО).

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше