Темы статей
Выбрать темы

Уценка без НДС: налоговики на правильном пути

Адамович Наталия, налоговый эксперт
Письмо ГНСУ от 10.09.2019 г. № 99/6/99-00-07-03-02-15/ІПК

вывод документа

Операция по уценке товаров не является объектом обложения НДС, поскольку при ее осуществлении не происходит поставки товаров

Уценкой запасов заведуют П(С)БУ 9 «Запасы» и Методрекомендации № 2*. И оба этих документа говорят об оценке запасов, утративших первоначально ожидаемую выгоду, по чистой стоимости реализации. В учете превышение первоначальной стоимости запасов над чистой стоимостью их реализации (сумму уценки) списывают в состав расходов отчетного периода: в дебет субсчета 946 с одновременным уменьшением фактической (балансовой) стоимости соответствующих ТМЦ — 20, 26, 28.

* Методрекомендации по бухучету запасов, утвержденные приказом Минфина от 10.01.2007 г. № 2.

Как видим, уценка не приводит к смене собственника запасов — не является поставкой, не изменяет и их первоначального назначения. А значит, по-хорошему процедура эта не оказывает никакого влияния на НДС-учет. Налоговые обязательства по НДС при осуществлении такой операции не начисляются ни по п. 188.1 НКУ, ни по п. 198.5 НКУ.

Однако налоговики еще год назад сумели «разглядеть» в уценке запасов, используемых при производстве услуг, основания для начисления «компенсирующих» НДС-обязательств по правилам п. 198.5 НКУ (см. письмо ГФСУ от 16.04.2018 г. № 1600/6/99-99-15-03-02-15/ІПК). По их мнению, если сумма уценки запасов, которые используются для оказания/поставки услуг, однозначно не попадает в стоимость налогооблагаемых операций по поставке таких услуг, то на сумму уценки придется начислять налоговые обязательства.

Идея о начислении налоговых обязательств по п. 198.5 НКУ проскочила и в суде (см. постановление Харьковского апелляционного админсуда от 30.10.2018 г. по делу № 820/1910/18 // reyestr.court.gov.ua/Review/77602417). Подробнее историю НДС-учета уценки см. в «Налоги и бухгалтерский учет», 2019, № 12, с. 18, № 47, с. 10.

Мы неоднократно писали: такой подход к НДС-учету сумм уценки противоречил требованиям НКУ. Еще раз повторим: уценка сама по себе не изменяет хозяйственную направленность уцененных запасов, а потому не оказывает никакого влияния на НДС-учет. Более того, применение старого подхода налоговиков к уценке товаров грозит предприятию двойным НДС-обложением уцененных товаров:

(1) при уценке — исходя из суммы уценки (п. 198.5 НКУ);

(2) при продаже — в результате применения минбазы (п. 188.1 НКУ).

Очень рады, что налоговики в комментируемом письме не фискалят в части уценки товаров...

При этом они справедливо предупреждают, что в случае дальнейшей продажи уцененных запасов обязательно нужно учитывать правило минбазы из п. 188.1 НКУ. И если договорная стоимость товаров окажется ниже цены их приобретения, НДС-обязательства нужно начислять из двух частей:

— исходя из договорной стоимости;

— исходя из суммы превышения минбазы (для товаров — цена приобретения, а для готовой продукции — обычная цена) над договорной ценой.

Поэтому, взяв на вооружение пояснения, данные в этой ИНК, вы можете заручиться в свою пользу аналогичным ответом и спокойно в своем учете исполнять требования пп. 24, 25, 27 П(С)БУ 9 — проводить уценку запасов. И не бояться «сомнительных» НДС-начислений при проверке.

В заключение напомним решения судов о том, что увеличение НДС по итогам проведенной уценки является противоправным: постановление Днепропетровского апелляционного админсуда от 01.08.2018 г. по делу № П/811/1544/177 // reyestr.court.gov.ua/Review/75755382 и постановление ВС от 30.10.2018 г. по делу № 807/2076/148 // reyestr.court.gov.ua/Review/77508087).

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше