Темы статей
Выбрать темы

Ретроскидки в учете покупателя

Войтенко Татьяна, налоговый эксперт
О том, что собой представляют ретроскидки и как выглядит их учет у продавца, вы уже знаете (см. с. 7). Сейчас обсудим учетные последствия получения послепродажных скидок у покупателя товаров.

Бухучет ретроскидок

По требованиям § 11 МСБУ 2 «Запасы» торговые и другие скидки вычитают при определении расходов на приобретение запасов. Но

в ситуации с ретроскидкой продавец предоставляет ее покупателю после того, как тот оприходует товар

На момент поступления товаров покупатель еще не знает, выполнит ли он условия для получения скидки. Поэтому он приходует на баланс товар по первоначальной стоимости, исчисленной по общим правилам (п. 9 НП(С)БУ 9 «Запасы», § 11 МСБУ 2). И только в момент, когда станет известно о получении ретроскидки, будет оформлен акт об установлении новой цены или ее изменении, подтверждающий получение скидки, покупатель сможет изменить стоимость ранее оприходованных товаров и уменьшить задолженность перед их поставщиком (см. письмо Минфина от 13.01.2015 г. № 31-11410-08-10/699).

Порядок действий покупателя напрямую зависит от того, находится ли товар, по которому получена скидка, на складе или уже продан.

Товар на складе. Если все или часть товаров на момент получения ретроскидки числятся на балансе предприятия, то на сумму скидки уменьшают их первоначальную стоимость и кредиторскую задолженность перед поставщиком. Для этого покупатель на сумму скидки (без НДС), приходящейся на оставшиеся на складе товары, делает запись методом «красное сторно»: Дт 281 — Кт 631, 632.

Товар продан в отчетном году. Если товар реализован и скидка предоставлена в том же отчетном периоде (году), на момент получения ретроскидки (на дату оформления акта) корректируют (уменьшают) себестоимость реализованных товаров и одновременно уменьшают кредиторскую задолженность перед поставщиком. Корректировку осуществляют на сумму скидки (без НДС), приходящейся на реализованные товары, методом «красное сторно»: Дт 902 — Кт 631, 632. Если, скажем, товары были использованы для рекламы, тогда сторнируют расходы на сбыт: Дт 93 — Кт 631, 632.

Товар продан в прошлом году. Если товары реализованы в прошлом году, а скидка предоставляется в текущем, тогда сумму полученной ретроскидки лучше отразить проводкой: Дт 631, 632 — Кт 719.

Заметьте! По импортированным товарам на условиях последующей оплаты на дату получения кредит-ноты от нерезидента инвалютная задолженность в сумме ретроскидки трансформируется в немонетарную статью (см. «Налоги & бухучет», 2018, № 35-36, с. 14). При этом первоначальную стоимость товаров уменьшаем/себестоимость реализации корректируем (Дт 281/902 — Кт 632) в пересчете в гривни по курсу НБУ, по которому был оприходован товар.

Но по кредиту субсчета 632 должна остаться сумма реального инвалютного долга в гривнях — по курсу НБУ на дату уменьшения задолженности. Всю лишнюю (или недостающую) сумму показываем как суммовую разницу, списывая в кредит субсчета 719 (или в дебет субсчета 949).

Налог на прибыль полностью ориентирован на бухучет. О кредит-ноте от особых нерезидентов см. «Налоги & бухучет», 2018, № 35-36, с. 17.

Ретроскидки и НДС

На размер предоставленной продавцом товаров ретроскидки покупатель должен уменьшить сумму входного налогового кредита (НК) по НДС. Выполняют такую корректировку методом «красное сторно» записью: Дт 641/НДС — Кт 631. Причем для целей уменьшения НК не важно, товары все еще числятся на складе покупателя или уже реализованы/списаны. Также,

чтобы уменьшить НК, покупателю не нужно ждать РК от поставщика на уменьшение цены товаров

Поскольку согласно п.п. 192.1.1 НКУ покупатель должен уменьшить НК по результатам того периода, в котором ему предоставлена ретроскидка.

И все же получателю ретроскидки стоит позаботиться о том, чтобы продавец товаров составил и предоставил ему на регистрацию уменьшающий РК. Такой РК подтвердит, что покупатель получил именно ретроскидку, а не вознаграждение за маркетинговые услуги, которое часто видится налоговикам.

Корректировать ли ввозной НК? Устоявшаяся позиция налоговиков здесь такова (см. БЗ 101.04): при получении от нерезидента-поставщика кредит-ноты — скидки на товар оснований изменять таможенную декларацию (ТД) нет. А при отсутствии листа корректировки к ТД корректировать НК покупатель не вправе.

А теперь рассмотрим пример.

Пример. Оптовый покупатель — плательщик НДС закупил товар у производителя на сумму 600000 грн (в том числе НДС — 100000 грн).

После оприходования товара покупателю была предоставлена скидка в размере 10 %, т. е. 60000 грн (600000 грн х 10 % : 100 %).

На момент предоставления скидки товар полностью реализован.

Ретроскидки в учете покупателя

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

Сумма, грн

Дт

Кт

Оприходование товара

1

Оприходован товар, полученный от покупателя

281

631

500000

2

Отражен НК по НДС в составе стоимости полученного товара, зарегистрирована НН

644/1

631

100000

641/НДС

644/1

100000

Получена ретроскидка

1

Откорректирована себестоимость реализации методом «красное сторно»

902

631

50000

2

Уменьшен отраженный ранее НК по НДС методом «красное сторно»

641/НДС

631

10000

3

Перечислена оплата за товар поставщику

631

311

540000

выводы

  • Если на момент получения ретроскидки товары числятся на складе, тогда на сумму скидки уменьшают их первоначальную стоимость. А если товар продан, сторнируют себестоимость реализации.
  • Если же продали в прошлом году, а скидку получили в текущем, то ставим доход.
  • На размер предоставленной продавцом товаров ретроскидки покупатель уменьшает входной НК по НДС вне зависимости от наличия зарегистрированного РК.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше