Темы статей
Выбрать темы

Комиссия на продажу льготного товара

Алешкина Наталья, налоговый эксперт
Наше предприятие по договору комиссии (мы — комиссионер) продает льготный товар. Надо ли нам распределять входящий НК согласно п. 199.1 НКУ?

Учитывая требования ст. 199 НКУ, считаем, что комиссионер обязан распределять входящий НДС по «двойным» приобретениям. Даже несмотря на то, что реализует товар, который ему не принадлежит. А теперь подробнее.

Основная фишка реализации комиссионного товара комиссионером заключается в том, что к последнему не переходит право собственности на такой товар. В общем, комиссионный товар в балансе комиссионера не отражается. В то же время для целей НДС-учета операция по реализации комиссионного товара — самая обыкновенная поставка (см. п.п. 14.1.191 НКУ).

При этом стороны посреднического договора должны руководствоваться специальным п. 189.4 НКУ. Он, в свою очередь, отправляет плательщиков к общим нормам определения даты возникновения НО/НК и базы налогообложения. Никаких других особых требований либо специальных исключений в отношении НДС-учета поставки комиссионного товара НКУ не выдвигает.

Правда, иногда фискалы игнорируют требования п. 189.4 НКУ и выводят транзитные операции из-под НДС-обложения посредника (см. письмо ГНСУ от 08.05.2020 г. № 1928/6/99-00-07-03-02-06/ІПК // «Налоги & бухучет», 2020, № 68, с. 25). Заметим, здесь речь идет об агентском договоре, согласно которому поверенный (агент) действует не от собственного имени (в отличие от комиссии), а от имени доверителя, которого он представляет. Поэтому, получив аналогичную консультацию в свой адрес, посредник может следовать советам контролеров. Но, полагаем, в отношении продажи товаров по договору комиссии налоговики не позволят такой фривольной трактовки НКУ.

В общем, считаем, комиссионер обязан получение и реализацию товаров по договору комиссии отразить в своем НДС-учете. А раз комиссионер имеет дело с льготной поставкой товара, то льготный статус такой операции сохраняется на всех этапах поставки. Ведь, проходя через комиссионера, льготная поставка в облагаемую не преобразуется. Иными словами, товары как были необлагаемыми, так и остались ими. Таким образом, комиссионер в общем порядке на дату первого события: (1) составляет «льготную» НН на имя покупателя и (2) регистрирует ее в ЕРНН. В принципе, фискалы ничего против не имеют (101.07 БЗ). Соответственно, такую льготную поставку комиссионер отражает в стр. 5 декларации по НДС и в таблице 2 приложения Д6.

Как следует из п. 199.1 НКУ, если есть приобретения (товары, услуги), которые частично используются в облагаемых операциях, а частично — нет, плательщик обязан начислить НО исходя из базы налогообложения, определенной п. 189.1 НКУ. А поскольку у комиссионера присутствуют и облагаемые, и не облагаемые операции, он просто обязан учитывать требования ст. 199 НКУ. И хотя льготные поставки прямого отношения к покупкам комиссионера не имеют, а проходят через него транзитом, весь НК по приобретениям, которые нельзя отнести к конкретной облагаемой или необлагаемой операции (например, аренда офиса, расходы на связь и пр.), комиссионер должен откорректировать доначислением распределительных НО. Ведь никаких исключений в отношении комиссионера ст. 199 НКУ не предусматривает. Как дополнительный аргумент можно использовать формулу из приложения Д7 НДС-декларации — там четко заложено, что показатель ЧВ рассчитывается исходя из показателей строк НДС-декларации. И тут никуда не деться от посреднических операций, ведь, как мы уже сказали, они проходят через НДС-декларацию комиссионера.

Но помните: в распределении принимает участие только НК по тем «двойным» приобретениям, которые были использованы в периоде осуществления необлагаемых операций.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше