Темы статей
Выбрать темы

Дисконтировать перспективно? Минфин за!

Войтенко Татьяна, налоговый эксперт
Как дисконтировать старые переходящие долги? Считать прошлогодние новации в сфере дисконтирования изменением учетной политики или учетной оценки? Посмотрим, к чему склоняется Минфин.

После 29.10.2019 г. тема дисконтирования, пожалуй, одна из самых обсуждаемых. Именно с этой даты вступил в силу приказ № 379*. Он ввел повальное дисконтирование любых долгосрочных задолженностей (п. 12 П(С)БУ 10 «Дебиторская задолженность» и п. 9 П(С)БУ 11 «Обязательства»): как дебиторских, так и кредиторских; как процентных, так и беспроцентных. Подробно о новшествах приказа № 379 в части дисконтирования долгосрочных долгов читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2019, № 90, с. 2, № 102, с. 20.

* Приказ Минфина от 16.09.2019 г. № 379 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2019, № 86, с. 22).

Оценивать по настоящей стоимости долгосрочные обязательства/дебиторскую задолженность и П(С)БУ 11, и П(С)БУ 10 требуют на дату баланса. Причем здесь никакого значения не имеет дата возникновения долга: до 29 октября 2019 года или после этой даты. Ориентир для дисконтирования — ближайшая дата баланса (31.12.2019 г.). Поэтому дисконтировать нужно те долгосрочные долги, которые на дату баланса (на 31.12.2019 г.) числятся в учете предприятия как долгосрочные. Ведь никаких оговорок насчет переходящих долгосрочных долгов приказ № 379 не делает — специальных переходных положений он не содержит.

Как раз по старой переходящей задолженности и возникла дискуссия: имеем дело с изменением учетной политики или учетной оценки?

Кто-то из специалистов расценивал произошедшее изменением учетной политики. А это означает, что новшества приказа № 379 должны применяться ретроспективно — с момента возникновения долгосрочной задолженности. То есть нужно вернуться в прошлое и подсчитать доходы и расходы от дисконтирования, как будто бы новые правила существовали уже тогда.

Мы стояли на стороне тех, кто считал поправки из приказа № 379 в части дисконтирования изменением учетной оценки. Еще тогда мы задали вопрос: можно ли в условиях П(С)БУ рассматривать изменение безальтернативных требований стандартов изменением учетной политики? Ввиду неоднозначности предлагали прибегнуть к п. 14 П(С)БУ 6 «Исправление ошибок и изменения в финансовых отчетах» и рассматривать ситуацию как изменение учетной оценки. Соответственно, проводить дисконтирование перспективно, т. е. не пересчитывать сумму дисконта за уже истекшие периоды.

Например, возвратная финпомощь была получена в 2017 году сроком на 4 года (т. е. возврат по договору будет в 2021 году). Соответственно на дату баланса 31.12.2019 г. вам придется определить настоящую стоимость этого долгосрочного обязательства, но уже исходя из оставшегося срока до погашения — 2 лет, а не всех полных 4 лет, как по договору.

Старые переходящие долги дисконтируют, если с даты баланса (31.12.2019 г.) до окончательного погашения осталось больше года.

И вот нашу позицию собирается поддержать Минфин. На сайте ведомства обнародован проект приказа «О внесении изменения в приказ Министерства финансов Украины от 16 сентября 2019 года № 379» (mof.gov.ua/uk/draft-laws-and-regulations-in-2019). По нему обязанность дисконтировать беспроцентные долгосрочные долги возникает с даты вступления в силу приказа № 379, т. е. с 29.10.2019 г.

В финансовой отчетности сумму дисконта отражают как изменение учетных оценок!

Так что, если следовать проекту, обновленные правила дисконтирования нужно применять перспективно: как к новой, так и к старой переходящей долгосрочной задолженности. Предыдущие отчетные периоды не затрагиваем — ретроспективно ничего не пересчитываем.

Ждем официального опубликования!

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше