Темы статей
Выбрать темы

Недоимка по спецрежимному НДС: пустят ли на сельхозЕН?

Децюра Сергей, налоговый эксперт
Письмо ГНСУ от 10.01.2020 г. № 64/6/99-00-04-03-02-06/ІПК

вывод документа

Если агропредприятие не перечислило спецрежимный НДС на спецсчет, то эта сумма является налоговым долгом и основанием для отказа в переходе на сельхозЕН

Чтобы юрлицо было плательщиком сельхозЕН, у него, в частности, не должно быть налогового долга по состоянию на 1 января базового (отчетного) года (п.п. 291.51.3 НКУ)*.

* О требованиях к претендентам на сельхозЕН читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2020, № 5, с. 2.

Учитывая это, у предприятия, у которого в интегрированной карточке плательщика (ИКП) на 1 января есть недоимка по уплате суммы НДС, остающейся в распоряжении агропредприятия согласно ст. 209 НКУ, возник вопрос: может ли такое юрлицо стать плательщиком сельхозЕН?

Налоговики дали ответ на этот вопрос в комментируемом письме. В нем они заявили, что такой аграрий быть плательщиком сельхозЕН не может. Аргументы: в соответствии с п.п. 14.1.175 НКУ налоговый долг — сумма согласованного денежного обязательства, не уплаченного налогоплательщиком в установленный НКУ срок, и непогашенной пени, начисленной в порядке, определенном НКУ.

Недоимка возникла именно из-за того, что аграрий не уплатил спецрежимный НДС на свой спецсчет. Поэтому, по мнению фискалов, такая недоимка является именно налоговым долгом и основанием для отказа в переходе на сельхозЕН.

На наш взгляд, такие выводы налоговиков не правомерны. Дело в том, что по правилам спецрежима по НДС, определенным в ст. 209 НКУ (утратила силу с 01.01.2017 г.), положительная разница между налоговыми обязательствами НДС, начисленными сельхозпредприятием при поставке сельхозтоваров или услуг, и суммой налогового кредита, связанной с такой поставкой, не подлежала уплате в бюджет. Эти средства (см. п. 209.2 НКУ в редакции того времени):

— до середины 2015 года полностью оставались в распоряжении такого предприятия. Аграрий сам перечислял их со своего текущего счета на спецсчет;

— с 16.07.2015 г. аграрию оставалась только часть этих средств в пропорции, прописанной в ст. 209 НКУ. При этом, чтобы средства попали на спецсчет, аграрий должен был перечислить их сначала на один (потом — три) дополнительный электронный НДС-счет, с которого средства в течение операционного дня автоматически перечислялись на спецсчет агрария.

О том, что спецрежимные средства, которые оказались на спецрежимном счете, являются средствами агрария и не подлежат изъятию в государственный бюджет, прямо шла речь в п. 4 Порядка № 11**.

** Порядок аккумулирования сельхозпредприятиями сумм НДС на спецсчетах, утвержденный постановлением КМУ от 12.01.2011 г. № 11.

Учитывая такой механизм работы спережима по НДС, мы считаем, что если аграрий не уплатил средства на спецсчет (с 16.07.2015 г. не перечислил их на электронный дополнительный НДС-счет, с которого они должны были попасть на спецсчет), то у него налоговый долг по уплате спецрежимного НДС не возник.

Дело в том, что налоговым долгом, как было сказано выше, считается именно не уплаченная сумма согласованного денежного обязательства. А денежным обязательством считается в соответствии с п.п. 14.1.39 НКУ сумма средств, которую налогоплательщик должен уплатить в соответствующий бюджет как налоговое обязательство и/или штрафную (финансовую) санкцию. Спецрежимные суммы НДС, как мы выяснили выше, в бюджет не зачисляются, а остаются в распоряжении агрария, а потому считать такие суммы налоговым долгом не следует.

А если неуплаченные суммы спецрежимного НДС не являются налоговым долгом, то наличие в ИКП недоимки по такому платежу на 1 января не может лишить агрария, который придерживался других требований, необходимых для пребывания на сельхозЕН, права быть агроупрощенцем.

С этим соглашается и суд (см. постановление Сумского окружного админсуда от 06.06.2017 г. по делу № 818/569/17 // reyestr.court.gov.ua/Review/67123102). Слуги Фемиды считают, что утверждение налогового органа об отнесении к налоговому долгу не уплаченной на спецсчет суммы НДС, которая остается в распоряжении агрария в соответствии со ст. 209 НКУ, является безосновательным и не должно препятствовать аграрию стать плательщиком сельхозЕН.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше