Темы статей
Выбрать темы

Избегаем блокировки — подаем Таблицу

Солошенко Людмила, налоговый эксперт
Защититься от блокировки можно, подав Таблицу данных плательщика налога. Как это сделать, давайте выяснять.

Таблица — четвертый пропускной критерий

Право плательщика подать Таблицу закреплено в п. 12 Порядка № 1165, а ее форма приведена в приложении 5 к этому Порядку.

Рассмотрим, что это за зверь? ☺

Таблица данных плательщика налога — это сводная информация, которая подается плательщиком в контролирующий орган о кодах видов экономической деятельности налогоплательщика (по КВЭД), кодах товаров (по УКТ ВЭД) и/или кодах услуг (по ГКПУ), поставляемых и/или приобретаемых (получаемых) плательщиком, а также ввозимых на таможенную территорию Украины (п. 2 Порядка № 1165).

То есть с помощью Таблицы плательщик информирует налоговиков о своей специфике: своих реальных видах деятельности и в их разрезе — о товарах/услугах на «выходе» и «входе», чтобы НН/РК с их кодами не блокировались. Таким образом, предназначение Таблицы — упредить блокировку НН/РК с занесенными в нее кодами УКТ ВЭД/ГКПУ (за исключением всех уменьшающих РК и РК, составленных на неплательщика, не имеющих иммунитета и подлежащих обязательному блокировочному мониторингу).

Правда, учтите: поможет только принятая Таблица. То есть недостаточно собственно подачи — Таблица начнет спасать от блокировки только после ее принятия контролирующим органом.

Причем заметьте: теперь принятая контролерами Таблица выделена в самостоятельный новый четвертый признак пропускных неблокировочных критериев — т. е. критериев безусловной регистрации (см. п.п. 4 п. 3 Порядка № 1165). И защищает НН/РК с указанными в ней кодами даже у рисковых плательщиков. Поскольку согласно п. 4 Порядка № 1165

НН/РК (кроме уменьшающих и на неплательщика) с кодами из принятой контролерами Таблицы не должны блокироваться,

а подлежат безусловной регистрации без дальнейшего блокировочного мониторинга.

Поэтому теоретически значение Таблицы, несомненно, возросло. Другое дело, что на практике подать Таблицу налоговикам и сохранить ее в неотмененных — целое испытание. Ведь она с первого раза может и не приглянуться контролерам или же после принятия разонравиться со временем. Поэтому статус Таблицы лучше регулярно проверять в ЭК (электронном кабинете).

Кто и когда подает Таблицу?

Таблицу могут подавать, в общем-то, все плательщики без исключений. Однако больше в ее подаче заинтересованы плательщики, подпадающие под основные критерии рисковости операций. То есть у которых происходит «перелом» номенклатуры и коды УКТ ВЭД/ГКПУ товаров/услуг на входе-выходе не совпадают (см. пп. 1, 4 Критериев рисковости операций приложение 3 к Порядку № 1165). В числе таких, прежде всего: производители продукции; поставщики работ/услуг; продавцы «наборных» комплектов из покупных товаров; торговцы, получающие предоплаты без наличия необходимого количества остатков товаров, и т. п. Поэтому им следует подать Таблицу, чтобы избежать последующей блокировки НН/РК.

Учтите:

чтобы НН/РК не заблокировали, подать Таблицу следует «наперед» — заблаговременно, то есть еще до регистрации НН/РК,

помня, что на ее рассмотрение налоговиками отводится к тому же 5-дневный срок.

Иначе если подать Таблицу после блокировки НН/РК, она эти НН/РК, увы, не разблокирует (а для их разблокировки придется по полной подавать «разблокировочные» документы из п. 5 Порядка № 520). Однако в таком случае поданная Таблица (принятая контролерами) сработает на будущее — позволит предотвратить последующие блокировки аналогичных НН/РК, которые будут регистрироваться в дальнейшем.

Как подавать Таблицу?

Таблицу подают в электронной форме (идентификатор электронной формы J/F 1312303, п. 23 Порядка № 1165) через:

— электронный кабинет плательщика;

— Единое окно подачи е-отчетности;

— с помощью любой другой программы, используемой плательщиком для отправки электронных документов.

При этом ГНСУ должна на своем официальном сайте постоянно размещать сведения о средствах электронной связи, которыми можно подавать Таблицу (п. 24 Порядка № 1165).

Таблица — не одна, а с пояснениями. Важно! Таблица подается не одна, а с пояснениями (п. 14 Порядка № 1165). В них раскрывают информацию о виде деятельности со ссылкой на налоговую и другую отчетность плательщика налога.

При этом что конкретно и как пояснять — Порядок № 1165 не говорит. Однако обычно налоговики с Таблицей хотят видеть информацию о наличии:

— помещений (собственных, арендованных);

— производственных мощностей (собственных, арендованных);

— земельных участков (собственных, арендованных);

— наемного персонала (основного, по совместительству);

— дохода от осуществления деятельности за предыдущий период;

— остатков готовой продукции (наименование);

— остатков сырья (наименование).

Такие пояснения также подают в электронной форме в виде прикрепленных к Таблице приложений (J/F 1360102) c соответствующими отсканированными документами в формате PDF. Размер каждого прикрепленного к приложению файла не должен превышать 2 МБ (БЗ 101.18). Причем учтите:

Таблицу, поданную без пояснений, налоговики не примут

Старые Таблицы продолжают действовать. Если Таблица уже подавалась ранее (и была принята налоговиками), то в связи с появлением Порядка № 1165 переподавать ее заново не нужно. Старые Таблицы, поданные и принятые до 01.02.2020 г. (то есть до вступления в силу Порядка № 1165), остаются действительными и продолжают свое антиблокировочное действие (п. 21 Порядка № 1165). Правда, как оговорено в том же пункте: «до принятия контролирующим органом решения о неучете Таблицы». ☹ Так что будьте начеку.

Заполнение Таблицы

В Порядке № 1165 правила заполнения Таблицы не прописаны. Однако с учетом прежних разъяснений из БЗ 101.18, письма ГФСУ от 06.09.2017 г. № 2723/99-99-07-05-01-18 и на сайте (см. по ссылке sfs.gov.ua/data/files/207836.pdf) необходимо:

1) коды по поставляемым и коды по приобретаемым товарам/услугам заносить отдельными строками — то есть одновременно заполнять графы 3 и 4 в одной строке нельзя;

2) в каждой заполненной строке заполнять графу 2, в которой указывать код по КВЭД (пустой эта графа оставаться не должна). Причем один и тот же код КВЭД (в графе 2) может повторяться — указываться столько раз, сколько будет указано поставляемых и приобретаемых товаров/услуг в рамках такого вида деятельности;

3)раньше налоговики советовали сперва отдельной строкой заносить в Таблицу код поставляемых товаров/услуг (в графу 4), а потом отдельной строкой (строками) — под них приобретаемых (в графу 3). Однако сейчас Таблицу можно заполнять наоборот: сначала заносить покупки (в графу 3) и под них — поставку (в графу 4), и в таком виде она проходит;

4) Таблицу заполнять в шахматном порядке: покупки-поставки, покупки-поставки и т. д. Поэтому недопустимо сперва занести, скажем, скопом все покупки, а после — все поставки;

5) указывать поставочные коды товаров/услуг в Таблице в том виде, в котором они потом будут указаны в НН/РК (то есть одинаково, в том же виде, с тем же количеством символов). Поскольку коды «33.12» и «33.12.24-00.00» будут восприняты как разные коды;

6) вписывать коды по «входящим» (приобретаемым) товарам/услугам даже в том случае, если на первый взгляд кажется, что отражать в покупках нечего. То есть под поставку должно быть и приобретение. К примеру, при поставке услуг аренды в графе 3 можно указать коды «входящих» коммунальных услуг;

7) вносить в Таблицу не более 5 (лучше 2) поставочных товарных/«услужных» позиций. Иначе — если налоговикам какой-то один код покажется «подозрительным» — отклонят всю Таблицу. А вот если разделить на несколько Таблиц, есть шанс, что отклонят лишь с тем кодом, который «не понравился», а остальные примут.

Учтите: если у вас уже приняли Таблицу с каким-то кодом товаров/услуг, то в следующих Таблицах его не дублируйте. Иначе придет отказ в приеме из-за того, что такой код уже учтен. Поэтому если нужно добавить коды, то все не переписываем, а подаем новую Таблицу с дополнительными кодами.

С учетом сказанного, к примеру, экспедиторы (код услуг 52.29), приобретающие для оказания своих услуг услуги перевозки (код 49.41) и погрузки/разгрузки (код 52.24), Таблицу данных плательщика налога могут заполнить так:

Пример заполнения Таблицы данных

Порядковий

номер

Код

згідно

з КВЕД

Код згідно з УКТ ЗЕД / ДКПП товарів/послуг (придбання (отримання),

ввезення на митну територію України)

Код згідно з УКТ ЗЕД / ДКПП товарів/послуг

(постачання/надання)

1

52.29

49.41

2

52.29

52.24

3

52.29

52.29

Принятие/непринятие Таблицы

Таблицу с пояснениями рассматривает комиссия регионального уровня в течение 5 рабочих дней после ее получения (п. 15 Порядка № 1165).

После этого комиссия принимает решение об учете/неучете Таблицы (по форме приложения 6 к Порядку № 1165), которое направляется плательщику (п. 16 Порядка № 1165). Такое решение становится доступным в электронном кабинете.

Учтите: если в 5-дневный срок не получите решение комиссии, то это не означает, что Таблицу приняли, ее придется подавать по новой.

У кого Таблицу примут «автоматом»? Таблицу примут автоматом (без рассмотрения комиссией регионального уровня) у двух категорий плательщиков (п. 18 Порядка № 1165):

1) сельхозтоваропроизводителей, если они вписываются одновременно во все (!) следующие условия:

— внесены в Реестр «дотационщиков» (и у которых неразлучным спутником декларации по НДС в таком случае является приложение ДС 9) и/или на 31.12.2016 г. применяли «спецрежим» по НДС согласно действовавшей в то время ст. 209 НКУ;

— имеют собственные (право собственности/пользования) и/или арендованные земельные участки общей площадью не менее 200 га (включительно) по состоянию на 1 января, задекларированные до 20 февраля текущего года;

— указали в Таблице коды УКТ ВЭД поставляемых товаров групп 01, 03, 04, 07, 08, 10, 12;

2) плательщиков, у которых одновременно:

— показатель налоговой нагрузки превышает 2 % (то есть D > 0,02);

— отсутствует значительный (более чем на 40 %) прирост объема поставки (то есть P < Pм х 1,4);

— объем поставок товаров/услуг в НН/РК, идентичных указанным в Таблице, за последние 12 месяцев составляет более 25 % общего объема поставок.

Отказ в принятии Таблицы. Если поданная Таблица не принята региональной комиссией, в решении обязательно должна быть указана причина ее непринятия (п. 17 Порядка № 1165).

При этом в форме решения выделены три возможные причины непринятия Таблицы:

— наличие у контролирующих органов налоговой информации, свидетельствующей об осуществлении плательщиком рисковых операций;

— выявление несоответствия определенных плательщиком в Таблице видов деятельности имеющимся у плательщика основным средствам;

— резиновое «інше».

И что особенно расстраивает: несовпадение кодов приобретаемых и поставляемых товаров, то есть признак отнесения операции к рисковым (из-за которого, собственно, для избежания блокировки и подаем Таблицу), при этом назван одной из возможных причин ее непринятия (см. первую причину). Замкнутый круг? ☹

Ну а, к примеру, причиной отказа «інше» может стать дублирование данных в Таблицах. Поэтому, повторим, если вы уже указывали в Таблице определенный код товаров/услуг и фискалы приняли Таблицу, то в следующих Таблицах его не дублируйте. Либо же причиной отказа в принятии Таблицы может стать недостаточность (по мнению комиссии) пояснений, поданных к Таблице. Хотя требования контролеров к «полноте» пояснений скорее выглядят надуманными, поскольку Порядком № 1165 они не установлены.

Так что при желании налоговики могут прицепиться к чему угодно.

Отказ в Таблице после ее принятия. Также учтите: Таблицу могут отменить в дальнейшем — после ее принятия ☹. То есть

фискалы со временем могут отказать в учете уже принятой Таблицы (даже учтенной «автоматом»)

Сделать это могут налоговики как регионального, так и центрального уровня (п. 25 Порядка № 1165). В таком случае плательщик получит решение о неучете Таблицы (по форме приложения 7 к Порядку № 1165). Поэтому на практике довольно часто плательщику вслед за положительным решением об учете Таблицы (по форме приложения 6 к Порядку № 1165) приходит отказное решение о том, что Таблица не учтена (по форме приложения 7 к Порядку № 1165). Так что перед регистрацией НН/РК статус Таблицы стоит регулярно проверять в ЭК.

Причем заметьте: в п. 19 Порядка № 1165 установлена одна причина для отказа. Так, право отменить Таблицу появляется у налоговиков в том случае, если фискалы получат налоговую информацию о недостоверности (!) сведений, указанных в учтенной Таблице (то есть узнают о недостоверности приведенных в ней данных). Тогда как в «отказном» решении (вразрез с требованиями п. 19) причин отмены Таблицы почему-то больше, и, в частности, основанием ее неучета названо опять же «наличие налоговой информации об осуществлении плательщиком рисковых операций».

Хотя тогда за Таблицы плательщиков вступаются суды. Служители Фемиды отмечают, что если контролеры не могут доказать недостоверность сведений, у них нет других оснований отменять Таблицу (решение Днепропетровского окружного админсуда от 06.09.2019 г. по делу № 160/6004/19, см. reyestr.court.gov.ua/Review/84191685; решение окружного админсуда г. Киева от 11.07.2019 г. по делу № 826/17989/17, см. reyestr.court.gov.ua/Review/82993593).

И все же что делать, если Таблицу «задушили»? В таком случае плательщик может:

подать новую Таблицу (поскольку это не запрещено и подавать ее можно неоднократно — бесконечно). Правда, если у «автоматчиков» старая Таблица была учтена автоматически, а потом отклонена, то в дальнейшем поданная новая Таблица рассматривается в общем порядке — без «автомата» (п. 20 Порядка № 1165);

обжаловать отклонение Таблицы.

Обжалование. Хотя порядок обжалования неучета Таблицы в Порядке № 1165 не прописан, однако о такой возможности упоминается в формах решений (см. приложение 6 и приложение 7 к Порядку № 1165). К тому же в п. 22 Порядка № 1165 появилась норма об учете Таблицы по решению суда.

Так что обжаловать решение о неучете Таблицы можно:

— в административном и/или судебном порядке — в случае принятия решения о неучете Таблицы комиссией регионального уровня.

При этом админобжалование осуществляется в общем порядке по правилам ст. 56 НКУ (ср. ). То есть жалоба на решение региональной комиссии подается в вышестоящий орган в течение 10 рабочих дней, следующих за днем получения решения (пп. 56.2, 56.3 НКУ). А если после админобжалования обращаемся в суд, то подать иск нужно в трехмесячный или шестимесячный срок (БЗ 101.18, подробнее см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2019, № 97, с. 3 и «Обжалуем отказ в регистрации НН/РК: внимание на сроки!» этого номера);

— в судебном порядке — в случае принятия решения о неучете Таблицы комиссией центрального уровня. В таком случае обратиться в суд можно в течение 1095 дней со дня получения такого решения (п. 56.18 НКУ). Тогда при поступлении налоговикам решения суда, отменяющего решение о неучете Таблицы (вступившего в законную силу), Таблица данных плательщика налога будет учтена (п. 22 Порядка № 1165).

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше