Темы статей
Выбрать темы

Картонная упаковка как повод распределить НДС

Вишневский Михаил, налоговый эксперт
Письмо ГФСУ от 28.11.2019 г. № 1637/6/99-00-07-03-02-15/ІПК

вывод документа

Плательщик, который покупает продукцию в картонной упаковке, стоимость которой входит в стоимость такой продукции (отдельно не выделена), при реализации этой упаковки как макулатуры должен определить налоговые обязательства согласно ст. 199 НКУ

Вопрос можно сформулировать так. Плательщик НДС приобретает товар в картонной упаковке. Этот товар использует в облагаемых операциях, а картонную упаковку сдает на макулатуру. Поскольку поставка макулатуры согласно п. 23 подразд. 2 розд. XX освобождается от налогообложения, то возникает вопрос: а надо ли начислять распределительные НО согласно ст. 199 НКУ с такой побочной операции?

Вопрос не нов (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 57, с. 19). Налоговики настаивают, что НО по коэффициенту ЧВ нужно начислить со всего товара! Эту позицию они уже высказывали в письме от 14.05.2018 г. № 2115/6/99-99-15-03-02-15/ІПК, т. е. мнение можно назвать устоявшимся. Аргументация такая: поскольку стоимость упаковки не выделена, значит, купленный товар (продукция в упаковке) используется частично в облагаемых операциях (собственно сам товар), частично — в необлагаемых (упаковка). Отсюда необходимость распределять входящий НДС по самому товару.

Несмотря на кажущуюся обоснованность, есть альтернативные мнения.

Согласно подходу налоговиков, под частичное начисление НДС попадает стоимость самого товара, который к необлагаемым операциям никакого отношения не имеет. Если это единственная необлагаемая операция, то хлопот от этого копеечного начисления не оберешься. Если же плательщик и так распределяет НДС и имеет ЧВ, то он рискует необоснованно потерять приличные суммы с товара, полностью использованного в облагаемых операциях!

Поэтому смельчаки могут поспорить с налоговиками, используя такие варианты.

1. Радикальный вариант. Плательщик покупал товар вовсе не для того, чтоб сдать упаковку в макулатуру. Приобреталась не макулатура, а товар в упаковке. Он был использован в облагаемых операциях (вся стоимость списана в Дт сч. 23 (91, 92, 93 и т. д.)). А продается не упаковка, а макулатура, которая появилась без входящего НДС. А значит, компенсирующих НО быть не может (ни по п. 198.5, ни по ст.199 НКУ).

2. Умеренный вариант. Плательщик делает допущение, что он приобретал два товара: собственно товар и упаковку. Товар он полностью использует в облагаемых операциях, а упаковку — полностью в необлагаемых. При этом упаковка приходуется по цене возможной реализации. То есть упаковка — что-то наподобие возвратных отходов «производства». Поэтому при ее реализации нужно начислить компенсирующие НО согласно п. 198.5 НКУ с этой стоимости возможной реализации. Распределять НДС со стоимости самого товара не нужно.

Не скроем: оба варианта не лишены изъянов. Поэтому, возможно, вам следует подумать о другом: при таких сложностях, может, вообще отказаться от сдачи макулатуры, а просто выбросить ее (с учетом правил обращения с отходами) либо продать физлицу (например, сотруднику) для его бытовых целей? В первом случае ни о каких компенсирующих НО не может быть и речи: купленный товар полностью использован в хоздеятельности в облагаемых операциях. А упаковка полностью выполнила свою функцию — сохранила товар в целости при транспортировке, хранении и т. д. Кстати, эта альтернатива только подтверждает абсурдность выводов налоговиков.

Во втором случае упаковка будет реализована не как макулатура (она пригодна для использования). Поэтому операция пройдет с начислением НДС. В качестве разовой сделки вполне рабочий вариант.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше