Темы статей
Выбрать темы

Техдокументация на оборудование: куда пристроить?

Войтенко Татьяна, налоговый эксперт
Предприятие приобрело новое производственное оборудование — производственную линию, состоящую из многих позиций. Контрагент отдельным документом передал техническую документацию с ценой и суммой, назвав ее комплектом инжиниринговой документации. Можно ли учесть эту документацию как нематериальный актив или нужно отнести ее на первоначальную стоимость оборудования, разделив частями на каждую позицию? Обсудим ситуацию детально.

Что считают НМА?

Процедура признания в бухгалтерском учете актива нематериальным состоит из двух последовательных ступеней.

Первым делом нужно определить, является ли объект нематериальным активом (НМА) по определению. То есть соответствует ли он тем трем критериям, которые заложены в содержание термина. А именно таким критериям, как:

1) немонетарность — немонетарными считают все активы, кроме денежных средств, их эквивалентов и дебиторской задолженности в фиксированной (или определенной) сумме денег (п. 4 П(С)БУ 8 «Нематериальные активы»);

2) отсутствие материальной формы — актив не должен иметь материальной формы либо материальный актив является лишь средством воплощения НМА. Причем материальный носитель имеет стоимость во много раз меньшую, нежели стоимость самого НМА;

3) возможность идентификации — согласно § 12 МСБУ 38 «Нематериальные активы» актив считают идентифицированным, если он:

— может быть обособлен, т. е. его можно отделить от предприятия и продать, передать, лицензировать, сдать в аренду или обменять независимо от того, намеревается ли предприятие сделать это;

— возникает вследствие договорных или других юридических прав независимо от того, могут они быть переданы или отделены от предприятия или же от других прав и обязательств.

Заметьте! Для целей признания не имеет значения срок полезного использования нематериального актива (п. 1.2 Методрекомендаций № 1327*).

* Методрекомендации по бухучету НМА, утвержденные приказом Минфина от 16.11.2009 г. № 1327.

Следующим шагом объект тестируют на его соответствие критериям признания активом. Согласно п. 6 П(С)БУ 8 приобретенный/полученный НМА зачисляют на баланс, если:

— предприятие осуществляет контроль над ним;

— существует вероятность получения будущих экономических выгод, связанных с его использованием, — критерий экономической выгоды;

— стоимость актива может быть достоверно определена — критерий достоверности стоимости.

Если объект отвечает всем перечисленным выше критериям, в бухучете его относят к НМА

А вот когда объект не соответствует хотя бы одному из названных критериев, то расходы, связанные с его приобретением или созданием, признают расходами того отчетного периода, в котором они были осуществлены (п. 8 П(С)БУ 8). Причем без признания их в будущем объектом НМА.

А что в нашем случае? Все ли условия выполняются для признания техдокументации НМА? Вряд ли. Сомнение вызывает критерий экономической выгоды. Собственно использование самой такой техдокументации едва ли принесет потенциальную возможность получения предприятием денежных средств. Она нужна для сборки и последующей эксплуатации приобретенной производственной линии. А вот оборудование, несомненно, приведет к экономическим выгодам. Так что такую техдокументацию НМА признать нельзя — НМА-условия в данном случае не выполняются. Но и на расходы отчетного периода мы бы не рекомендовали списывать ее стоимость. Поскольку предприятие приобрело такую техдокументацию в придачу к оборудованию.

Куда же девать понесенные расходы?

ОС-составляющая

В рассматриваемом случае получение комплекта технической документации связано с приобретением объекта основных средств (ОС).

По нормам п. 7 П(С)БУ 7 «Основные средства» и п. 11 Методрекомендаций № 561** объекты ОС, которые поступают на предприятие, зачисляют на баланс по первоначальной стоимости. Состав расходов, включаемых в первоначальную стоимость объекта ОС, оговорен в п. 8 П(С)БУ 7. Главная составляющая — суммы, уплачиваемые поставщикам активов (без непрямых налогов). За техдокументацию предприятие как раз и заплатило поставщику основных средств — оборудования. Пусть даже по отдельному документу и отдельно выделенную стоимость. А раз так, то

** Методрекомендации по бухучету ОС, утвержденные приказом Минфина от 30.09.2003 г. № 561.

расходы на приобретение техдокументации увеличивают первоначальную стоимость объекта ОС

Можно ли в бухучете признать техдокументацию отдельным объектом ОС? Напомним, п. 4 П(С)БУ 7 предоставляет такую возможность при условии, что:

1) один объект ОС состоит из частей и

2) каждая из таких частей имеет различные сроки полезного использования (эксплуатации).

Соответствующие положения содержит и п. 4 Методрекомендаций № 561. Кроме того, п. 8 Методрекомендаций № 561 уточняет: если часть (компонент) ОС признана предприятием отдельным объектом ОС, то ей также присваивают инвентарный номер.

Разделение объекта ОС на компоненты — это чисто учетный прием. Его цель — облегчить жизнь бухгалтеру в случае замены элементов необоротного актива. То есть объект ОС разделяют на компоненты сугубо для бухучетных целей.

Требует ли замены техдокументация? Безусловно, нет! Она привязана к конкретному оборудованию. В случае ее утери или повреждения предприятие просто запросит (купит) у его производителя дубликат.

Отличается ли срок полезного использования техдокументации от срока эксплуатации самого оборудования? Тоже нет. Техдокументация нужна будет предприятию ровно столько, сколько будет служить само оборудование. Так что выделить в отдельный компонент объекта ОС техдокументацию не получится. Остается на величину расходов на ее приобретение увеличить первоначальную стоимость оборудования. Если вы планируете для целей учета разделить оборудование на компоненты, тогда часть стоимости техдокументации придется соответственно на каждую такую выделенную часть объекта ОС.

В любом случае учтите! Поступление объектов ОС на предприятие оформляют первичными документами. В них-то и раскрывают информацию о перечне технической документации, которая принимается вместе с объектом ОС (п. 5 Методрекомендаций № 561). Подробнее о формах ОС-первички читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2016, № 91, с. 16.

А может, техдокументацию отнести к библиотечным фондам и учитывать на одноименном субсчете 111? Если заглянуть в Инструкцию по учету документов, находящихся в библиотечных фондах, утвержденную приказом Минкультуры от 03.04.2007 г. № 22, то техдокументации там не найти. То есть техдокументация — явно не библиотечный фонд. Так что расходам на ее приобретение одна дорога — в первоначальную стоимость приобретенного оборудования. Другого пути нет…

выводы

  • Техдокументация на купленное оборудование не вписывается в критерии признания НМА, поэтому зачислить ее в состав НМА не получится.
  • Расходы на техдокументацию включают в первоначальную стоимость приобретенного оборудования. Соответствующая доля ее стоимости придется на каждый ОС-компонент.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше