Темы статей
Выбрать темы

Трудовые проверки: что нового?

Амброзяк Наталья, юрист
Конец 2019 года был богат всевозможными изменениями. В 2020 году их, похоже, будет не меньше. Зацепило и сферу трудовых отношений. В этой статье, в частности, расскажем о том, что уже изменилось и в скором времени изменится в рамках трудовых инспектирований и штрафов.

Трудовые штрафы

Изменения в этой части произойдут, как только вступит в силу Закон, принятый на базе законопроекта № 1233 от 02.09.2019 г. На момент написания статьи он передан на подпись Президенту.

Итак, ситуация с финансовыми санкциями, исходя из текста проекта, по ст. 265 КЗоТ следующая.

1. Уменьшены штрафы за:

— допуск к работе неоформленных работников, работу полное рабочее время, вопреки оформлению на неполное рабочее время, выплату зарплаты (вознаграждения) без начисления и уплаты ЕСВ и налогов (т. е. за выплату зарплаты в конвертах). Вместо 30 минимальных зарплат* (далее — МЗП) за каждого «обиженного» работника — 10 МЗП (опять же за каждого).

* Здесь и далее учитывается размер минимальной зарплаты, установленной на день выявления нарушения в законе о госбюджете на определенный год.

Если работодатель (юрлицо или ФЛП) — единщик групп 1 — 3, то вместо штрафа будет выноситься предупреждение

Но когда работодатель совершит указанные выше нарушения повторно в течение двух лет с момента выявления первого нарушения, то ему грозит санкция в 30 МЗП за каждого работника, в отношении которого было совершено нарушение. Причем неважно, на какой системе налогообложения такой работодатель пребывает;

— несоблюдение минимальных госгарантий в сфере оплаты труда. Вместо 10 МЗП за каждого работника, в отношении которого совершено это нарушение, — 2 МЗП (снова-таки за каждого работника);

— несоблюдение установленных законом гарантий и льгот сотрудников, которые привлекаются к выполнению обязанностей, предусмотренных «военными» законами от 25.03.92 г. № 2232-XII, от 12.12.91 г. № 1975-XII и от 21.10.93 г. № 3543-XII. Вместо 10 МЗП за каждого работника — 4 МЗП за каждого работника. Если работодатель (юрлицо или ФЛП) — единщик групп 1 — 3, то вместо штрафа выносится предупреждение;

— недопуск к проверке по вопросам неоформленных работников или выплаты зарплаты в конвертах, а также создание препятствий в проведении такой проверки. Вместо 100 МЗП — 16 МЗП.

2. Ужесточилась ответственность за нарушение прочих требований трудового законодательства (т. е. тех, которые прямо не перечислены в ст. 265 КЗоТ). Как и ранее, это будет стоить работодателю 1 МЗП. Однако если сегодня штраф налагается за всю совокупность правонарушений, то после внесения изменений придется заплатить эту сумму штрафа за каждое такое нарушение.

К тому же повторное (в течение года со дня выявления) нарушение трудового законодательства, за которое уже была применена 1 МЗП, будет грозить двумя минимальными зарплатами за каждое такое нарушение.

3. Добавлены нормы о полном и частичном освобождении от ответственности:

— если юрлицо или ФЛП уплатят в течение 10 банковских дней со дня вручения соответствующего постановления о наложении штрафа за нарушения трудового законодательства 50 % от суммы такого штрафа, то считается, что постановление выполнено;

— если работодатель исправил нарушения в срок, установленный в предписании, то штрафовать не будут. Это правило не касается:

а) допуска к работе неоформленных работников, случаев, когда сотрудники работают полное рабочее время, вопреки оформлению на неполное рабочее время, выплаты зарплаты (вознаграждения) в конвертах и повторного совершения этих нарушений;

б) недопуска к проверке и создания препятствий в ее проведении (независимо от ее предмета);

в) повторного совершения других нарушений трудового законодательства (т. е. тех, которые прямо не перечислены в ст. 265 КЗоТ).

Инспектирования

Пока в отношении законности «инспекционного» Порядка № 823** споры в суде продолжаются, Кабмин зря времени не теряет. В конце декабря 2019 года были внесены очередные изменения в процедуру проведения инспектирований.

** Утвержден постановлением КМУ от 21.08.2019 г. № 823.

С 31.12.2019 г. изменения выглядят так.

1. Теперь

невыездные инспектирования проводиться не будут

Декабрьские изменения полностью исключили упоминание об этой форме инспектирований из Порядка № 823. Напомним: ранее Порядок № 823 предусматривал такую форму контроля, как невыездные инспектирования (т. е. инспектирования не по местонахождению работодателя, а в помещении трудовых контролирующих органов). Что-то вроде невыездных документальных налоговых проверок.

2. В п. 1 Порядка № 823 теперь указано, что меры госконтроля за соблюдением законодательства о труде, кроме мер по вопросам выявления неоформленных трудовых отношений, осуществляются согласно требованиям ч. 4 и 5 ст. 2 Закона № 877***. По-видимому, Кабмин попытался вывести из-под действия Закона № 877 меры по выявлению неоформленных трудовых отношений.

*** Закон Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» от 05.04.2007 г. № 877-V.

Напомним: ч. 4 и 5 ст. 2 Закона № 877 устанавливают особенности применения положений этого Закона, в частности, к сфере трудового госнадзора и контроля. Также оговаривают, какие нормы Закона № 877 должны обязательно соблюдаться в процессе осуществления такого госнадзора/контроля.

Конечно, все постановления Кабмина должны соответствовать положениям законов и лишь уточнять их. В этом же случае речь идет о явном противоречии между новыми нормами Порядка № 823 и нормами Закона № 877.

3. Служебные удостоверения инспектора могут выдавать, в частности, территориальные органы Гоструда (например, главные управления). Раньше этим занимался только центральный орган — Гоструда.

Информацию о служебных удостоверениях инспекторов труда вместе с фотографиями этих должностных лиц можно по-прежнему найти на официальном сайте Гоструда****. Как говорится, героев нужно знать в лицо ☺.

**** См. по ссылке: dsp.gov.ua в разделе «Здійснення державного контролю за додержанням законодавства про працю».

4. Снова (как и в период действия Порядка № 295*****, признанного недействительным постановлением Шестого апелляционного админсуда от 14.05.2019 г. по делу № 826/8917/17) инспекционное посещение может проводиться по решению руководителя органа Гоструда на основании информации, полученной из СМИ, иных источников (к которым законодательством не ограничен доступ). Также решение о проведении инспектирования может приниматься с учетом сведений, полученных от «информаторов», прямо перечисленных в пп. 1, 2, 4 — 7 п. 5 Порядка № 823 (физлица, в том числе работники хозсубъекта, ГНС, ПФУ, профсоюзы и другие), независимо от предмета инспекционного посещения.

***** Утвержден постановлением КМУ от 26.04.2017 г. № 295.

Ранее же Порядок № 823 допускал решение руководителя органа Гоструда в качестве основания только в случаях проведения инспектирования по выявлению неоформленных трудовых отношений. Именно такая формулировка отличала Порядок № 823 от отмененного судом Порядка № 295.

А вот все остальные основания, по сути, не изменились. Так что наши детальные пояснения в «Налоги и бухгалтерский учет», 2019, № 78, с. 16, 2018, № 86, с. 16, 2017, № 41, с. 20 все еще актуальны.

5. Из Порядка № 823

исчезло упоминание об уведомлении работодателя о предстоящем инспекционном посещении

Но, по большому счету, соответствующие пункты Порядка № 823формальность. Ведь не были установлены ни сроки, ни порядок уведомления работодателя. Применить же нормы Закона № 877 было невозможно, так как в его ч. 4 ст. 5 речь идет о плановых мероприятиях. Инспекционное посещение плановым никак не назовешь.

6. Инспектор обязан предоставить работодателю копию направления на проведение инспекционного посещения. Напомним: ранее работодатель должен был эту копию потребовать.

Тем не менее контролер обязан предоставить копию направления перед подписанием акта. Обратите внимание: отсутствие направления у инспектора должно являться основанием для недопуска проверяющего к проверке (ст. 10 Закона № 877 обязательна для соблюдения инспектором Гоструда).

7. Теперь во время проведения инспекционных посещений без предварительного предупреждения в любое время суток (с учетом требований законодательства об охране труда) контролеры могут проходить в производственные, служебные, административные помещения независимо от предмета инспектирования. Ранее п.п. 1 п. 10 Порядка № 823 предусматривал такое право только для инспектирований по неоформленным трудовым отношениям.

8. Четче определили, что же такое создание препятствий инспектору в проведении инспектирования. А значит, становится ясно, за что будут применяться в этом случае штрафы по ст. 265 КЗоТ. Речь идет о штрафах за недопуск к (1) обычной проверке по вопросам труда и к (2) проверке по вопросам неоформленных работников, выплаты зарплаты в конвертах, а также по работникам, которые трудятся полное рабочее время, вопреки их оформлению на неполное рабочее время. Теперь причиной для штрафов может стать отказ в допуске к инспектированию, а именно:

— непредоставление информации, необходимой для проведения инспекционного посещения по письменному требованию инспектора;

— препятствование в реализации иных прав, предусмотренных п. 10 Порядка № 823.

9. Помните, в предыдущей редакции Порядка № 823 была освобождающая от ответственности норма? Согласно ей к тому, кто выполнит предписание в установленный в нем срок, штрафы применяться не будут. Это правило не касалось только допуска к работе неоформленных работников. Здесь санкции применялись сразу, никто не ждал, пока предписание будет выполнено. Так вот, в обновленном Порядке № 823 осталось лишь положение о том, что штрафовать за допуск к работе неоформленных работников контролеры должны, не дожидаясь выполнения предписания. А вот общей освобождающей от ответственности нормы нет ☹.

Но это не означает, что в любом случае будут применять штрафы независимо от того, выполнил ли работодатель предписание или нет. После того, как заработает Закон, о котором мы сказали в начале статьи, приоритет в отношении освобождения от ответственности будет у обновленной ст. 265 КЗоТ.

Важно! На момент написания статьи формы акта, подходящей Порядку № 823, нет. Это значит, что пока есть основания не допускать контролеров к проведению инспектирования согласно п.п. 3 п. 13 Порядка № 823. Хотя не исключаем, что инспекторы будут пытаться использовать формы актов, утвержденные еще для Порядка № 295 (приказ Минсоцполитики от 18.08.2017 г. № 1338).

выводы

  • После того как вступит в силу Закон, принятый на базе законопроекта № 1233, часть самых популярных штрафов (за неоформленных работников, выплату зарплаты в конвертах, недопуск к проверке) значительно снизится.
  • С 31.12.2019 г. инспекторы труда не могут проводить невыездные инспектирования.
  • Штрафы за неоформленных работников по-прежнему будут применяться одновременно с вынесением предписания. Исправиться в этом случае нельзя.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше