Что такое неприбыльная организация
Согласно п. 26 ст. 1 разд. 1 Закона № 1702* неприбыльными организациями (НПО) считаются юрлица (кроме госорганов, органов госуправления и учреждений государственной и коммунальной собственности), которые не являются финансовыми учреждениями, созданы для ведения научной, образовательной, культурной, оздоровительной, экологической, религиозной, благотворительной, социальной, политической и прочей деятельности в целях удовлетворения потребностей и интересов граждан в рамках, установленных законодательством Украины, без цели получения прибыли.
Определить цель создания, задачи конкретной НПО и особенности ее государственной регистрации поможет закон, регулирующий деятельность соответствующей организации
На него же следует ориентироваться, определяя организационно-правовую форму, в которой необходимо создавать конкретную НПО. Так, согласно ст. 85 ГКУ общества, не имеющие целью получение прибыли для ее последующего распределения между участниками, считаются непредпринимательскими обществами. В то же время НПО может быть создана и в форме учреждения или в других формах, установленных законом (ч. 1 ст. 83 ГКУ). Общественная организация, например, может быть создана вообще без статуса юридического лица (ст. 9 Закона № 4572).
Согласно НКУ неприбыльными являются не все НПО, а только те из них, которые не являются плательщиками налога на прибыль согласно п. 133.4 НКУ (п.п. 14.1.121 НКУ). То есть в целях налогообложения неприбыльной будет только НПО, соответствующая одновременно всем таким требованиям (п.п. 133.4.1 НКУ):
1) создана и зарегистрирована в порядке, предусмотренном профильным законом. При этом наличие в учредительных документах НПО ссылки на конкретный закон, в соответствии с которым она была создана, необязательно (см. письмо ГФСУ от 25.05.2017 г. № 360/6/99-99-15-02-02-15/ІПК);
2) уставные документы которой (или уставные документы организации высшего уровня, на основании которых действует НПО согласно закону):
— содержат запрет на распределение полученных доходов (прибыли) между основателями (участниками в понимании ГКУ), членами такой организации или работниками (кроме оплаты их труда, начисления единого социального взноса), членов органов управления и других связанных с ними лиц. Для целей этого абзаца не считается распределением полученных доходов финансирование расходов, определенных п.п. 133.4.2 НКУ (подробнее о направлениях использования доходов НПО см. статью «Доходы НПО: какие бывают и на что можно использовать?» этого номера);
— предусматривают передачу активов одной или нескольким НПО соответствующего вида, другим юридическим лицам, осуществляющим негосударственное пенсионное обеспечение согласно закону (для негосударственных пенсионных фондов) или зачисление в доход бюджета в случае прекращения юридического лица (в результате ее ликвидации, слияния, разделения, присоединения или преобразования). Об этом не так давно напоминали и налоговики (см. письмо ГНСУ от 28.10.2019 г. № 1044/6/99-00-07-02-02-15/ІПК). Положения этого абзаца не распространяются только на ОСМД (а согласно Закону № 1210 еще и на ЖСК).
Кроме того,требования относительно наличия уставных документов не распространяются на бюджетные учреждения.
Учтите! Даже если согласно профильному закону НПО имеет право распределять прибыль между участниками и передавать им активы при ликвидации (например, согласно Закону № 1087 соответствующие права есть у обслуживающих кооперативов), но в уставные документы внесен соответствующий запрет, учреждение имеет право получить неприбыльный статус в целях налогообложения (см. письмо Минфина от 02.09.2019 г. № 11210-09-63/21886);
3) внесена контролирующим органом в Реестр НПО.
Виды НПО
Основные виды НПО, согласно которым налоговики присваивают соответствующий признак неприбыльности, перечислены в п. 4 Порядка № 440.
К организациям, которые могут быть отнесены к НПО, налоговики в том числе относят:
— органы самоорганизации населения, которые входят в систему местного самоуправления (см. письмо ГФСУ от 21.11.2017 г. № 2680/З/99-99-15-02-02-14/ІПК);
— товарные биржи (см. письма ГФСУ от 18.05.2017 г. № 240/6/99-99-15-02-02-15/ІПК, от 30.06.2017 г. № 924/6/99-99-15-02-02-15/ІПК);
— учебно-воспитательные заведения, являющиеся бюджетными учреждениями (см. письмо ГФСУ от 04.01.2017 г. № 101/5/99-99-15-02-02-16).
Относительно обслуживающих кооперативов фискалы отмечают, что они имеет право пребывать в Реестре только до начала строительства или после ввода в эксплуатацию (приобретения) жилого дома. В случае начала строительства такой кооператив лишается неприбыльного статуса (см. письмо ГФСУ от 05.04.2019 г. № 1454/6/99-99-15-02-02-15/ІПК).
А вот, например, кредитные союзы с 01.07.2017 г. уже вообще не могут быть НПО (письма ГФСУ от 30.06.2017 г. № 931/6/99-99-15-02-02-15/ІПК, от 30.06.2017 г. № 930/6/99-99-15-02-02-15/ІПК).
Не получится зарегистрироваться неприбыльщиками и у общественных организаций без статуса юридического лица (см. БЗ 102.04)
Обособленные подразделения НПО без статуса юрлица также не подлежат отдельному включению в Реестр (см. письмо ГФСУ от 29.12.2016 г. № 28492/6/99-99-15-02-02-15). Не может быть зарегистрировано НПО и представительство нерезидента, не являющееся юрлицом согласно законодательству Украины (БЗ 102.04).
Порядок регистрации в налоговых органах
Для внесения в Реестр НПО должна подать контролирующему органу по основному месту учета (п. 6 Порядка № 440):
1) регистрационное заявление по форме 1-РН (согласно приложению 1 к Порядку № 440);
2) копии уставных документов НПО (кроме тех, которые обнародованы на портале электронных сервисов согласно Закону № 755).
ЖСК также должны предоставить документы, подтверждающие дату принятия в эксплуатацию жилого дома, факт сооружения или приобретения такого дома ЖСК. А НПО, действующие на основании уставных документов организации высшего уровня, вместе с заявлением по форме 1-РН подают копию документа, который подтверждает присоединение к организации высшего уровня и предоставляет право действовать на основании ее уставных документов.
Все копии должны быть заверены подписью руководителя или представителя НПО и скреплены печатью при ее наличии.
Подать такое заявление и документы можно:
— лично руководителем/представителем (в обоих случаях с документальным подтверждением личности и полномочий) или уполномоченным лицом;
— по почте с уведомлением о вручении и описью вложения;
— средствами электронной связи по электронной почте с соблюдением условий о регистрации электронной подписи, если уставные документы обнародованы на портале электронных сервисов;
— госрегистратору как приложение к заявлению о госрегистрации создания юрлица или изменения сведений о юрлице.
По результатам рассмотрения поданных документов контролеры должны принять решение в течение 3 рабочих дней
И если повода для отказа в регистрации нет, то в этот же срок они должны внести организацию в Реестр НПО.
Учтите: решение о включении в Реестр контролеры не выдают (письмо ГФСУ от 25.06.2019 г. № 20139/7/99-99-15-02-01-17). С перечнем НПО, включенных в неприбыльный Реестр, плательщик может ознакомиться в электронном кабинете (cabinet.tax.gov.ua) (БЗ 102.04). Кроме того, НПО может получить Витяг из Реестра. Для этого необходимо подать налоговикам по основному месту учета (лично представителем НПО/уполномоченным лицом, по почте или по электронке) Запрос по форме согласно приложению 3 к Порядку № 440. И они бесплатно предоставят Витяг в течение 3 рабочих дней (п. 121 Порядка № 440).
Получить Витяг можно лично, либо контролеры отправят его по почте. Если Запрос был отправлен по электронке, Витяг придет на адрес электронной почты, с которой был отправлен Запрос, с наложением электронной подписи контролирующего органа (письмо № 20139). Возможность получения Витяга через электронный кабинет на сегодняшний день только реализуется (БЗ 102.04).
Отказать в регистрации фискалы могут, только если НПО (п. 8 Порядка № 440):
— подала неполный пакет документов, предусмотренный п. 6 Порядка № 440;
— не соответствует требованиям из п. 133.4 НКУ.
Если имеется хотя бы одно из оснований для отказа, фискалы готовят соответствующее решение после получения которого НПО может устранить недостатки и повторно подать документы на регистрацию, не меняя положения уставных документов, к которым у контролеров не было замечаний (п. 9 Порядка № 440).
Вновь созданные организации, которые подали документы для внесения в Реестр НПО во время или в течение 10 дней с дня госрегистрации и которые по результатам рассмотрения этих документов внесены в Реестр НПО для целей обложения, считаются НПО с дня их госрегистрации. Если же в этот 10-дневный срок уложиться не удалось (или с первого раза налоговики вас не зарегистрировали), то НПО получит неприбыльный статус с даты ее включения в Реестр.
Внесение изменений в Реестр
В случае если меняется организационно-правовая форма НПО, вносятся изменения в ее уставные документы (уставные документы организации высшего уровня), НПО должна подать контролерам регистрационное заявление по форме 1-РН с отметкой «зміни» вместе с документами из п. 6 Порядка № 440. Заявление и документы должны быть поданы в течение 30 календарных дней с даты госрегистрации таких изменений, а в случае, когда госрегистрация не осуществляется на протяжении 30 календарных дней — с момента возникновения указанных обстоятельств (п. 14 Порядка № 440). Фискалы такое заявление рассматривают в том же порядке, что и заявление, поданное при первичной регистрации (п. 15 Порядка № 440).
Что будет, если НПО в установленный срок не подаст налоговикам сведения о проведенных изменениях? Налоговики в таком случае грозят применить к НПО штраф согласно п. 117.1 НКУ — в размере 510 грн. (1020 грн. — согласно Закону № 1210). А в случае неустранения таких нарушений или за повторное нарушение в течение года НПО грозит уже 1020 грн. (2040 грн. — согласно Закону № 1210) штрафа (см. БЗ 102.22). Исключить НПО из Реестра за неподачу регистрационного заявления с отметкой «зміни» фискалы не имеют права. Конечно, если в результате проведенных изменений НПО и ее уставные документы продолжают соответствовать требованиям из п. 133.4 НКУ.
Обратите внимание! Заявление с отметкой «зміни» подают только в случае изменения организационно-правовой формы и внесения изменений в уставные документы. Если же меняется, например, местонахождение НПО в связи с изменением административного района, руководитель или бухгалтер такой организации, соответствующая информация обновится у контролеров на основании информации, полученной от госрегистратора. Подавать заявление по форме № 1-РН в таком случае не нужно (см. БЗ 102.04).