Темы статей
Выбрать темы

Как уберечься от нереальных сделок

Войтенко Татьяна, налоговый эксперт
Желание предприятия максимально обложиться доказательствами добропорядочности своего контрагента и фактического осуществления хозопераций абсолютно понятно. Ведь налоговики всеми правдами и неправдами пытаются поставить под сомнение их реальность. Вот действенные советы, как подстраховаться от сомнительных сделок.

Документальные свидетельства

Все документы, сопровождающие хозоперацию (и особенно первичные* — накладные, акты и др.), предусмотрительные плательщики стараются оформлять очень тщательно, рассматривая их буквально «под лупой». Какие доказательства реальности хозопераций наиболее популярны?

* О важности правильного составления первички читайте на с. 21 .

При договорах желательно иметь спецификации и другую подобную документацию. Если операции — по договору поставки произведенной продукции, работ или услуг, то не будет лишней подробно составленная калькуляция/смета их стоимости. Особенно важно наличие таких документов, когда работы/услуги выполняются хозяйственным способом.

В договорах на всевозможные работы/услуги, которые теоретически могут вызвать подозрения у проверяющих, лучше прописывать побольше деталей относительно сроков, условий, видов работ, их сложности, специфичности, ответственных лиц и т. д. Когда используется субподряд — не помешают документы или расчеты, доказывающие, что собственными силами (без привлечения субподрядчиков) работы для заказчика выполнить было невозможно.

Обязательно обеспечивайте наличие и внимательно проверяйте доверенности уполномоченных представителей, получивших ТМЦ. Еще контролеры проявляют любопытство к наличию у покупателей надлежащих разрешительных документов на товар (сертификаты соответствия, паспорта качества и т. п.).

Крайне важны и отгрузочные документы, которыми сопровождалась перевозка: транспортные квитанции, ТТН, путевые листы, акты выполненных работ и т. п. Также небезынтересна будет налоговикам информация об осуществлявших перевозку водителях, а также о должностных лицах предприятия, которые заказывали услуги перевозки, принимали такие услуги и согласовывали доставку. Ну и, естественно, сведения о марке, модели, номерных знаках транспорта, за кем он зарегистрирован.

Нужны документальные доказательства и погрузочно-разгрузочных работ. В общем,

для подтверждения реальности хозоперации целесообразно иметь документы, отражающие динамику выполнения договора,

а также решения по ходу его исполнения попутных проблем с контрагентом и другими лицами: официальная и неофициальная переписка, командировочные документы и т. д.

Безусловно, в зависимости от предмета договора пакет документов будет различаться. Но, как показывает практика, идеального документального оформления может быть недостаточно. Ведь суды зачастую на первый план ставят не документ, а собственно факт осуществления хозяйственной операции (см. постановления ВС от 23.06.2020 г. № К/9901/36054/19 // reyestr.court.gov.ua/Review/89977331 и от 18.06.2020 г. № К/9901/24920/18 // reyestr.court.gov.ua/Review/89896686, письмо ВАСУ от 02.06.2011 г. № 742/11/13-11).

А хозоперация должна повлечь реальные изменения имущественного состояния плательщика и быть связана с движением активов. Потому охватывают и это направление.

Сведения о контрагенте

При выборе контрагента оценивают не только условия сделки и ее коммерческую привлекательность, но и (см. постановление ВС от 16.06.2020 г. № К/9901/53302/18 // reyestr.court.gov.ua/Review/89928264):

деловую репутацию и платежеспособность контрагента;

риски невыполнения обязательств и предоставления гарантий их выполнения;

наличие у контрагента необходимых ресурсов (производственных мощностей, технологического оборудования, квалифицированного персонала) и соответствующего опыта.

Проверить контрагента можно с помощью ресурсов в свободном доступе:

факт регистрации — путем бесплатного запроса сведений в ЕГР (usr.minjust.gov.ua/ua/freesearch);

— на предмет добросовестности в уплате налогов — через «Дізнайся більше про свого бізнес-партнера» (tax.gov.ua/businesspartner), регистрации плательщиком единого налога (cabinet.tax.gov.ua/registers/edpod), НДС-плательщиком (cabinet.tax.gov.ua/registers/pdv) и т. д.;

о судебных спорах, в которых замешан контрагент, — анализируют реестр судебных решений (reyestr.court. gov.ua).

Необходимая мера предосторожности —

проверка личности и полномочий лица, подписывающего договор/другие документы от имени контрагента

Здесь можно запросить у контрагента извлечение из уставных документов. Возможно, у должностного лица есть ограничения по заключению тех или иных сделок. Не будет лишним заручиться копией паспорта такого лица.

В подтверждение «дееспособности» контрагента имеет смысл запастись подтверждающими документами о наличии у него трудовых ресурсов (соответствующей квалификации), разрешительных документов (если они необходимы) для проведения соответствующих хозопераций. Подтвердить наличие необходимых мощностей/ресурсов можно, например, с помощью предоставленных контрагентом копий соответствующих документов (свидетельств/паспортов/актов ввода в эксплуатацию на недвижимость, транспортных и других техсредств, оборудования и т. д., договоров аренды складских/производственных помещений, других активов, штатного расписания, содержащего персонал необходимой квалификации, и иных документов).

Особое внимание стоит уделить так называемым фиктивным предприятиям*. В этом плане интересно постановление ВС от 19.06.2020 г. № К/9901/31188/18 (reyestr.court.gov.ua/Review/ 89957384). В нем суд отмечает: статус фиктивного предприятия несовместим с легальной предпринимательской деятельностью. Хозоперации такого предприятия не могут быть легализованы даже при формальном подтверждении документами бухучета. Само собой, связываться с такими контрагентами будет себе дороже.

* С 25.09.2019 г. ответственность по ст. 205 УКУ (фиктивное предпринимательство) отменена // «Налоги & бухучет», 2019, № 78, с. 20.

Фото-/видеофиксация

Эффективным доказательством реальности хозопераций являются фото-/видеоматериалы. При условии, конечно, что нет сомнений в их подлинности. Так, на практике прибегают к видео- и/или фотодокументированию различных этапов выполнения работ (предоставления услуг), а также их конечного результата. Особенно часто прибегают к такому виду доказательств реальности выполнения договоров при предоставлении рекламных услуг.

Например, съемками с камер видеонаблюдения вполне можно подтвердить, когда/как/кем завозились товары/материалы, необходимые для выполнения конкретных договоров. Но для того, чтобы судебные органы при проведении судебных разбирательств с контролерами признавали их в составе доказательной базы, на фото-/видеоматериалах должна присутствовать соответствующая дата (а лучше — и время) проведения съемки.

Фото-/видеофиксация может подтвердить как факты проведения самих хозяйственных операций, так и то, что они выполнялись соответствующими лицами (контрагента, своими и др.).

Судебные разборки

А если документы составлены идеально и даже имеются фото- и видеодоказательства факта операций, но есть опасения, что проблемы все равно могут возникнуть? Тогда прибегают к такой уловке — инициируют доказательства реальности хозяйственных операций.

Для этого затевают судебную тяжбу между сторонами договора. Предметом такого спора может быть какой-то незначительный пустяк, связанный с исполнением сделки. Конечно, лучше — возникший в процессе такого исполнения: груз доставлен немного не туда, чуть не на тех условиях, не совсем того качества товар и т. д. Да и сумма иска может быть совсем символической (в отличие от самой стоимости поставки и возможных финансовых неприятностей, связанных с признанием такой сделки фиктивной).

При этом не имеет значения, кто выйдет победителем в такой судебной тяжбе. Главным будет то, что сам факт разбирательства и наличие по нему судебного решения фактически станут подтверждением реальности хозоперации. Раз суд дело рассматривал, значит, все происходило в действительности. И при наличии судебных документов маловероятно, что кто-то из проверяющих станет сомневаться в реальности конкретных хозяйственных операций.

Убыточные покупки/продажи

По представлению фискалов, заведомо убыточный договор (т. е. заключенный не в целях получения прибыли) влечет нереальную хозоперацию. А значит, расходы, связанные с осуществлением таких продаж, носят нехозяйственный характер. Соответственно они не могут быть учтены при определении прибыльного объекта (и объекта обложения НДФЛ — при продаже ФЛП-общесистемщиком). А НДС со стоимости этих расходов, отраженный в составе налогового кредита, нужно компенсировать налоговыми обязательствами согласно п.п. «г» п. 198.5 НКУ (ср. ).

С точки зрения п.п. 14.1.36 НКУ, хоздеятельность — это деятельность лица, связанная с производством (изготовлением) и/или реализацией товаров, выполнением работ, предоставлением услуг, направленная на получение дохода и проводимая таким лицом самостоятельно и/или через свои обособленные подразделения, а также через любое другое лицо, которое действует в пользу первого, в частности по договорам комиссии, поручения и агентским. То есть

ключевым признаком хоздеятельности является ее направленность на получение дохода

Однако неполучение предприятием дохода от отдельной хозоперации не свидетельствует о том, что такая операция не связана с его хоздеятельностью. Ведь существует обычный коммерческий риск не получить доход от конкретной операции или получить его в будущих периодах (см. постановление ВС от 24.06.2020 г. № К/9901/31551/18 // reyestr.court.gov.ua/Review/90029608).

В то же время в убыточных действиях плательщика обязательно должна присутствовать разумная экономическая причина (деловая цель). То есть плательщик должен быть намерен получить экономический эффект от хоздеятельности (п.п. 14.1.231 НКУ). Иными словами, речь идет не только о факте получения дохода. Экономический эффект предполагает прирост (сохранение) активов плательщика и/или их стоимости, а также создание условий для него в будущем. При этом не обязательно, чтобы экономический эффект наблюдался немедленно после совершения операции. Не исключено, что такой эффект наступит в будущем. Хотя вполне вероятно, что в результате объективных причин он может и вообще не наступить. В частности, операция может оказаться убыточной. И это один из вариантов нормального хода событий при осуществлении хоздеятельности (см. постановление ВС от 19.06.2020 г. № К/9901/820/20 // reyestr.court.gov.ua/Review/89928220).

Примерами объективных обстоятельств продажи «в минус» могут быть: изменение цен на рынке; необходимость реализации товара из-за угрозы его порчи; изменение курса инвалюты в случае импортных/экспортных операций; срочное привлечение средств для другой мегавыгодной сделки и пр. (см. постановление ВС от 27.12.2018 г. № К/9901/8481/18 // reyestr.court.gov.ua/Review/78991405). А вот систематическая продажа продукции по цене, сформированной без учета расходов на приобретение товаров и услуг для ее производства, и получение вследствие этого существенных убытков не могут быть экономически оправданными (см. постановление ВС от 21.01.2020 г. № К/9901/26375/18 // reyestr.court.gov.ua/Review/87129616).

Так что обязательным атрибутом деловой цели является именно намерение налогоплательщика получить соответствующий экономический эффект. Сама по себе убыточность отдельных операций еще не говорит об отсутствии деловой цели у плательщика. Но если операция не обусловлена разумными экономическими причинами (лишена деловой цели), то она находится за пределами хоздеятельности. А раз так, то не отражается в налоговом учете.

Поэтому плательщику придется

документально доказать, что на дешевую продажу / дорогую покупку его побудила деловая цель

Таким подтверждением могут быть, например, прайс-листы на идентичные (подобные) товары за аналогичный промежуток времени, соответствующая информация из Интернет, объявления, рекламные материалы, экспертные оценки, письма-требования покупателей о снижении цены, ценовая политика предприятия, экономические расчеты, приказы о пересмотре цен и пр. Продажу товара ниже себестоимости можно обосновать повышением продаж (определенной маркетинговой стратегией, рекламной акцией и т. д.), недопущением еще больших убытков (скоропортящийся товар), а дорогую покупку — уникальностью приобретенного товара.

Подтверждением связи расходов на маркетинговые услуги с хоздеятельностью могут быть приказ по предприятию о необходимости проведения таких маркетинговых исследований, время проведения, территория и т. д., договор с указанием вида маркетинговых исследований, цели их проведения и т. п. Факт получения маркетинговых услуг подтвердят акт приема-передачи или другой документ о предоставлении таких услуг, отчет о проведении маркетинговых исследований. В последнем должны быть изложены результаты исследований и даны рекомендации заказчику (см. постановление ВС от 10.04.2020 г. № К/9901/28095/18 // reyestr.court.gov.ua/Review/88706634).

Если же маркетинговые отчеты не содержат четких направлений исследования и каких-либо рекомендаций по результатам выполнения, а также отсутствуют какие-либо дополнительные доказательства использования указанных исследований в собственной хозяйственной деятельности, то нет и разумной экономической причины таких расходов (см. постановление ВС от 06.06.2018 г. № К/9901/8650/18 // reyestr.court.gov.ua/Review/74616799).

Так что главная задача плательщика — обосновать проведение убыточной операции.

Также учтите! Фискалы негативно смотрят на привлечение искусственных посредников (комиссионеров), когда и без них можно прекрасно обойтись. Скажем, заключив договор на покупку товара непосредственно у производителя. Понятно, если рынок контролируют посредники, тогда без их услуг не обойтись.

Каким образом налоговики отрабатывают реальность операций, поведает письмо ГФСУ от 16.05.2016 г. № 16872/7/99-99-14-02-02-17.

выводы

  • Первичные документы хоть и не главный, но достаточно весомый аргумент в арсенале доказательств реальности хозяйственной операции.
  • При выборе контрагента оценивают его деловую репутацию и платежеспособность, наличие у него необходимых ресурсов и соответствующего опыта, а также риски невыполнения обязательств.
  • Сама по себе убыточность отдельных хозопераций еще не говорит об отсутствии деловой цели у плательщика, а значит, и о нехозяйственности этих операций.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше