Темы статей
Выбрать темы

Как будут контролировать цены

Амброзяк Наталья, юрист
«Коронавирусный» Закон Украины от 17.03.2020 г. № 530-IX* предписывает Кабмину в рамках своих полномочий проконтролировать цены на лекарства, товары медназначения и социально значимые товары. И в части последних возникают вопросы. Насколько длинные руки у Кабмина? Что такое «социально значимые товары»? И что будет, если нарушить нормы о ценах? Об этом — в нашей статье.

* Подробности о законе см. в «Налоги и бухгалтерский учет», 2020, № 24, с. 24.

Что такое «социально значимые товары»? Их перечень можно найти в постановлении КМУ от 13.06.2002 г. № 803. Туда попали, например, мука пшеничная высшего сорта, хлеб пшеничный из этой же муки, макаронные изделия (вермишель), гречка, рис, картофель, соль и т. д.

Что может КМУ? «Ценовые» полномочия Кабмина предусмотрены в ст. 13 Закона о ценах**. Он осуществляет госрегулирование цен, в частности, на социально значимые товары (фиксированные или предельные цены, предельный уровень торговой наценки и т. д.).

** Закон Украины «О ценах и ценообразовании» от 21.06.2012 г. № 5007-VI.

Непосредственно же контролировать госцены на соцзначимые товары могут Госпродпотребслужба и органы местного самоуправления (ОМС). Особняком стоит Антимонопольный комитет (АМКУ).

Так есть ли контроль? Как вы понимаете, наличие специального госоргана еще не означает, что существует необходимая нормативка для контроля. На сегодняшний день здесь большие проблемы.

В частности, еще в 2017 году тот же Кабмин отменил госрегулирование цен на продовольственные товары на рынках (см. постановление КМУ от 07.06.2017 г. № 394). Среди них и социально значимые товары. За госорганами и ОМС осталась лишь функция мониторинга цен (исходя из постановления КМУ от 13.06.2002 г. № 803, которое мы уже упоминали). Поэтому

госорганы и ОМС могут лишь мониторить цены на социально значимые товары

Другими словами, санкции за нарушение «ценовых» норм (см. ниже) применить к хозсубъектам нельзя. По крайней мере, пока не появятся соответствующие положения о госрегулировании цен.

Представители госорганов и ОМС могут лишь рекомендовать установить какие-либо цены на основании результатов мониторинга.

Единственно возможная угроза — АМКУ. Но он берется за дело только когда речь заходит о согласованных действиях хозсубъектов. В таком случае могут инкриминировать нарушение конкурентного законодательства (ст. 6, 8 Закона Украины «О защите экономической конкуренции» от 11.01.2001 г. № 2210-III).

Кстати, АМКУ активно проводит мониторинг и призывает продуктовых ритейлеров предоставлять информацию о ценах***. Так пытаются выявить нарушения конкурентного законодательства.

*** См. по ссылке: amcu.gov.ua/news/koronavirus-karantin-cini-na-produkti-harchuvannya-poziciya-amku

А если введут госрегулирование? В таком случае за нарушение норм о госрегулировании цен могут грозить административно-хозяйственные санкции (п. 6 ч. 1 ст. 18 Закона о ценах).

Среди таких санкций изъятие необоснованно полученной выручки (положительной разницы между фактической выручкой от продажи (реализации) товара и выручкой по госрегулируемым ценам) и штраф в размере 100 % необоснованно полученной выручки (п. 1 ч. 1 ст. 20 Закона о ценах).

Должностные же лица будут подпадать под ответственность по ст. 1652 КУоАП (нарушение порядка формирования и применения цен и тарифов). Штраф за совершенное впервые нарушение — от 85 грн до 170 грн, за повторное — от 170 грн до 255 грн.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше