Темы статей
Выбрать темы

Уничтожаем документы с истекшим сроком хранения

Вороная Наталья, эксперт по кадровым и налоговым вопросам
Документы, по которым истек срок хранения, предусмотренный Перечнем № 578, могут быть уничтожены. Но просто выбросить их, сжечь или сдать в макулатуру нельзя. А как же правильно избавиться от устаревших документов? Об этом сейчас и поговорим.

Прежде всего запомните: согласно п. 1 гл. 1 разд. V Правил № 1000 изъятие документов для уничтожения осуществляется только после проведения экспертизы их ценности (см. раздел 4).

Также учтите:

запрещен отбор документов для дальнейшего уничтожения на основании заголовков дел в описи или номенклатуре дел

Должен быть проведен постраничный пересмотр каждого дела (п. 5 гл. 2 разд. V Правил № 1000).

Кроме того, процедуру изъятия документов для уничтожения следует соответствующим образом оформить.

Так, в архиве предприятия составляют акт об изъятии для уничтожения документов, не внесенных в НАФ (далее — Акт), по форме, приведенной в приложении 15 к Правилам № 1000. Делают это на основании поданных структурными подразделениями актов об изъятии для уничтожения документов, не внесенных в НАФ, которые подлежат уничтожению в связи с окончанием сроков их хранения, и проведенной экспертизы ценности документов. Акты структурных подразделений оформляют в виде таблицы, содержащей такие же графы, как и сводный Акт. Их подписывают руководители структурных подразделений.

Сводный Акт составляют в 2 экземплярах, как правило, на дела всего предприятия.

Если в Акте указаны дела нескольких структурных подразделений, их наименования приводят перед группой заголовков дел этого подразделения. Названия однородных дел, отобранных к уничтожению, вносят в Акт под общим заголовком с указанием количества дел, включенных в каждую группу.

Акты об изъятии документов для уничтожения имеют сплошную нумерацию, начиная с № 1

Обратите внимание: дела включают в Акт, если предусмотренный для них срок хранения истек до 1 января года, в котором составлен Акт. Например, дела, законченные в 2016 году, с 3-летним сроком хранения могут включаться в Акт, который будет составлен не ранее 1 января 2020 года, а с 5-летним сроком хранения — не ранее 1 января 2022 года (с учетом примечаний, указанных в соответствующих перечнях документов со сроками хранения).

Акт должна одобрить ЭК предприятия.

Далее его подают на рассмотрение ЭПК (ЭК) государственного архивного учреждения (архивного отдела горсовета), в зоне комплектования которого находится предприятие. При этом вместе с актом следует подать описи дел по кадровым вопросам (личному составу), а если в деятельности предприятия образуются документы НАФ, то еще и описи дел постоянного хранения.

Имейте в виду: в случае внесения в Акт первичной финансовой и бухгалтерской документации к нему необходимо приложить справку о проведении органами ГНСУ проверки по вопросам соблюдения налогового законодательства (п. 5 гл. 3 разд. V Правил № 1000). Кроме того, в справке указывают сведения о наличии или отсутствии:

— финансовых операций, которые согласно требованиям законодательства подлежат финансовому мониторингу, за указанные в Акте годы;

— споров, возбужденных уголовных дел, открытия судами производств по делам.

Такую справку подписывают руководитель и бухгалтер предприятия.

Согласованные (одобренные) акты утверждает руководитель предприятия, после чего документы могут быть уничтожены.

Приведем пример Акта.

img 1

img 2

Дела, отобранные для уничтожения, передают организациям по заготовке вторсырья. Дату сдачи документов, их вес и номер накладной указывают в актах.

Если в Акт включены документы с грифом ограниченного доступа, эти документы уничтожают путем измельчения, сжигания или другим способом, исключающим возможность их прочтения и восстановления. При этом в конце Акта дополнительно делают запись об уничтожении соответствующих документов с указанием фамилий и инициалов членов ЭК предприятия, а также даты уничтожения (п. 8 гл. 3 разд. V Правил № 1000).

Теперь вы знаете, как правильно хранить документы на предприятиях, передавать их в архивные учреждения и уничтожать в связи с окончанием сроков хранения. Если соблюдение описанных норм покажется вам слишком сложным, можно обратиться за помощью в архивные учреждения. За определенную плату они предоставляют услуги по систематизации документов и дел, проведению экспертизы ценности документов, составлению номенклатур дел, описей дел, актов об изъятии документов для уничтожения и т. п. Перечень платных услуг, которые могут предоставляться архивными учреждениями, содержащимися за счет бюджетных средств, утвержден постановлением КМУ от 07.05.98 г. № 639.

выводы

  • Акт об изъятии для уничтожения документов, не внесенных в НАФ, составляют по форме, приведенной в приложении 15 к Правилам № 1000.
  • Акт об изъятии для уничтожения документов должен быть одобрен ЭК предприятия. Далее его передают на рассмотрение ЭПК (ЭК) государственного архивного учреждения (архивного отдела горсовета), в зоне комплектования которого находится предприятие.
  • Дела, отобранные для уничтожения (кроме дел с ограниченным доступом), передают организациям по заготовке вторсырья.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше