Темы статей
Выбрать темы

Капризный заказчик. И к чему здесь превышение норм?

Нестеренко Максим, налоговый эксперт
Предприятие по договору подряда выполнило работы для заказчика. Заказчик выполненную работу принял, однако убрал из окончательной сметы расходов определенные материалы и отказался за них платить. Достигнута договоренность об уменьшении цены договора на стоимость таких материалов. Считаются ли такие расходы сверхнормативными?

Цена работы в договоре подряда включает возмещение расходов подрядчика и плату за произведенную им работу (ч. 3 ст. 843 ГКУ). Итак, подрядчик включает в цену договора подряда свои расходы на выполнение работы, чтобы они были возмещены. Но что делать, если заказчик не признал некоторые расходы подрядчика?

Здесь все зависит от причин и мотивов, по которым заказчик отказался от принятия расходов, приняв при этом работу в целом. Статья 853 ГКУ определяет прием работы как обязанность, а не как право заказчика. Заказчик должен осмотреть выполненную работу и в случае выявления допущенных в ней отступлений от условий договора или других недостатков немедленно заявить о них подрядчику (ч. 1 ст. 853 ГКУ).

Имели ли место такие отступления в нашем случае? И если да, насколько они серьезны? Нам известно, что стороны пришли к соглашению об уменьшении цены договора подряда путем исключения из нее расходов подрядчика на некоторые материалы. В то же время уменьшение цены работы по договору подряда допускается в случае, если отступления ухудшили работу или делают ее непригодной для использования (п.п. 2 ч. 1 ст. 858 ГКУ).

Из того факта, что в целом работу заказчик принял, можно сделать вывод, что выполненные результаты работ пригодны для использования. Поэтому могут возникнуть сомнения по уменьшению цены договора. Но эти сомнения беспочвенны. Даже если цена договора определена в смете, а эта смета является твердой, по соглашению сторон возможно внести изменения в такую смету, и, соответственно, уменьшить цену работы (ч. 1 — 3 ст. 844 ГКУ).

К тому же подрядчик, который предоставил материал для выполнения работы, отвечает за его качество в соответствии с положениями об ответственности продавца за товары ненадлежащего качества (ч. 5 ст. 858 ГКУ). Следовательно, если заказчик отказался оплачивать определенные материалы подрядчика по мотивам ненадлежащего качества этих материалов, расходы, связанные с приобретением этих материалов и их обработкой в процессе выполнения работы, тоже ложатся на плечи подрядчика.

В конечном итоге работу в рамках договора подряда подрядчик производит на свой риск. Поэтому, с правовой точки зрения, есть основания рассматривать отказ заказчика оплачивать определенные материалы как правомерный. Подрядчик в таком случае списывает указанные материалы на свои расходы как невозмещенные.

Есть ли основания считать эти расходы сверхнормативными? Если отказ заказчика оплачивать материалы связан именно с превышением предварительно согласованных нормативов расхода материалов — однозначно да. Если же идет речь об отказе, вызванном ненадлежащим качеством материалов — речь идет скорее не о сверхнормативных расходах, а о порче.

Списание указанных материалов в бухучете происходит через счет 90 «Себестоимость реализованной продукции» (как сверхнормативные производственные расходы). В налоговом учете они уменьшат объект обложения налогом на прибыль и у мало-, и у высокодоходников.

А вот в НДС-учете подрядчику придется начислить компенсирующий НДС, если «отметенные» материалы приобретались им с НДС (п.п. «г» п. 198.5 НКУ). Ведь эти ТМЦ были исключены из сметы, и, соответственно, не связаны с получением дохода, а значит, и с хозяйственной деятельностью (см. БЗ 101.13).

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше