Темы статей
Выбрать темы

Проверки Гоструда и «трудовые» штрафы

Коновалова Елена, заместитель директора Департамента - начальник отдела по вопросам трудовых отношений Гоструда
Какие штрафы грозят работодателям и их должностным лицам за нарушение законодательства о труде? Проводит ли сегодня Гоструда контрольные мероприятия по вопросам соблюдения законодательства о труде?

Озвученные вопросы сегодня очень актуальны. Поэтому поговорим о том, чего действительно следует ждать работодателям, нарушившим трудовое законодательство.

Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде всеми работодателями осуществляет Гоструда в порядке, определенном КМУ. Это прямо указано в ст. 259 КЗоТ.

В вопросах выявления неоформленных работников она руководствуется Порядком № 823*. Мероприятия по такому контролю проводятся в форме инспекционных посещений.

* Порядок осуществления государственного контроля..., утвержденный постановлением КМУ от 21.08.2019 г. № 823.

«Трудовой» контроль по другим вопросам проводится способом и в порядке, определенными Законом № 877**, и с учетом пп. 2 — 4 Порядка № 823. То есть по правилам для плановых и внеплановых мероприятий.

** Закон Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля)...» от 05.04.2007 г. № 877-V.

Внимание! План осуществления комплексных мероприятий государственного надзора (контроля) на 2020 год утвержден приказом Госрегуляторной службы от 15.11.2019 г. № 196.

Он не может быть изменен, кроме случаев изменения наименования субъекта хозяйствования и исправления технических ошибок.

Проверки по соблюдению законодательства о труде в план на 2020 год не попали.

Поэтому в 2020 году возможны только внеплановые мероприятия по контролю за соблюдением законодательства о труде.

Это могут быть инспекционные посещения согласно Порядку № 823 или внеплановые мероприятия согласно Закону № 877.

Рассмотрим, что может быть основанием для их проведения, а плановые мероприятия оставим в стороне.

Основания для проведения

Инспекционные посещения по Порядку № 823. Основаниями для проведения инспекционного посещения с целью выявления неоформленных работников могут быть:

1) обращение работника о нарушении в отношении него законодательства о труде;

2) обращение физлица, по которому нарушены правила оформления трудовых отношений;

3) решение суда;

4) уведомление должностных лиц органов госнадзора (контроля), правоохранительных органов о выявленных в ходе выполнения ими полномочий признаках нарушения законодательства о труде, а именно неоформление и/или нарушения порядка оформления трудовых отношений;

5) информация ГНС о:

— несоответствии количества работников работодателя объемам производства (выполненных работ, предоставленных услуг) средним показателям по соответствующему виду деятельности;

— фактах нарушения законодательства о труде, выявленных в ходе осуществления полномочий;

— фактах осуществления хоздеятельности без регистрации как субъекта хозяйствования;

6) информация Пенсионного фонда о работодателях:

— которые не подали уведомление о приеме на работу работника;

— у которых в течение месяца увеличилось на 20 и больше процентов количество работников с неполным рабочим временем;

— у которых физлица выполняют работы (предоставляют услуги) по гражданско-правовым договорам (далее — ГПД) больше года;

— у которых 30 и больше процентов физлиц работают по ГПД;

— с численностью 20 и больше работников, у которых в течение месяца произошло сокращение на 10 и больше процентов работников;

7) информация профорганов о нарушениях прав работников, являющихся членами профсоюза, выявленных в ходе осуществления общественного контроля за соблюдением законодательства о труде;

8) решение руководителя органа контроля о проведении инспекционных посещений, принятое по результатам анализа информации, полученной из средств массовой информации, других источников, доступ к которым не ограничен законодательством, и источников, указанных в пунктах 1 — 8 выше;

9) поручение Премьер-министра;

10) обращение Уполномоченного Верховной Рады по правам человека;

11) запрос народного депутата;

12) невыполнение требований предписания инспектора труда.

Внеплановые мероприятия по Закону № 877. Перечень оснований для осуществления внеплановых мероприятий по другим вопросам, не связанным с неоформленными работниками, приведен в ч. 1 ст. 6 Закона № 877. Это могут быть, например:

— собственное желание работодателя, чтобы его проверили;

— проверка выполнения предписания Гоструда;

— обращение физлица по поводу нарушения, причинившего вред его правам, законным интересам, жизни или здоровью. В этом случае проверка проводится по согласованию с Гоструда. Копия согласования предъявляется работодателю до начала внеплановой проверки;

— поручение Премьер-министра Украины.

Особенности проведения

Начнем с того, что:

во время проведения внепланового мероприятия выясняются только те вопросы, необходимость проверки которых стала основанием для осуществления этого мероприятия

Такие вопросы должны быть указаны в направлении на проведение мероприятия государственного контроля.

Продолжительность инспекционного посещения по вопросам выявления неоформленных трудовых отношений не может превышать 10 рабочих дней. Срок осуществления внепланового мероприятия по другим вопросам не может превышать 10 рабочих дней, а у субъектов малого предпринимательства — 2 рабочих дня.

По результатам контрольного мероприятия инспектор труда составляет акт инспекционного посещения и в случае выявления нарушений требований законодательства о труде:

предписание об их устранении и предупреждение об ответственности за нарушение законодательства о труде;

— протокол об админправонарушении.

Предписание является обязательным для выполнения в определенные сроки письменного требования инспектора труда об устранении выявленных нарушений. Выполнение предписания проверяется инспектором труда после окончания указанного в нем срока выполнения.

Если работодатель не предоставил ответ о выполнении предписания или предоставил его в объеме, недостаточном для подтверждения факта выполнения, проводится инспекционное посещение с целью проверки выполнения предписания.

Невыполнение предписания является основанием для привлечения должностных лиц работодателя (ФЛП) к админответственности согласно ст. 1886 КоАП, а в отдельных случаях (см. таблицу) — к применению финансовых санкций, определенных ст. 265 КЗоТ.

Ответственность за нарушение законодательства о труде

Нарушение

Ответственность

финансовая

административная

Допуск работника к работе без оформления трудового договора (контракта)

Работодатели — юрлица и физлица, являющиеся плательщиками единого налога 1 — 3 групп, — предупреждение**.

Все другие работодатели — штраф 10 МЗП (50000 грн) за каждого работника, в отношении которого совершено нарушение*** (абзац второй ч. 2 ст. 265 КЗоТ).

Совершение такого нарушения повторно в течение двух лет со дня выявления предыдущего нарушения — штраф 30 МЗП (150000 грн) за каждого работника, в отношении которого совершено нарушение, независимо от системы налогообложения работодателя*** (абзац третий ч. 2 ст. 265 КЗоТ)

Штраф на должностных лиц (ФЛП) —от 8500 до 17000 грн (ч. 3 ст. 41 КоАП).

Повторное на протяжении года совершение такого нарушения, за которое лицо уже было подвергнуто административному взысканию, — штраф от 17000 до 34000 грн (ч. 4 ст. 41 КоАП)

Оформление работника на неполное рабочее время в случае фактической работы полное рабочее время

Штраф на должностных лиц (ФЛП) от 510 до 1700 грн, а если нарушение совершено в отношении несовершеннолетнего, беременной женщины, одинокого отца, матери или лица, которое их заменяет и воспитывает ребенка в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида (далее — спецработники), — штраф от 1700 до 5100 грн (чч. 1 и 2 ст. 41 КоАП).

Повторное на протяжении года совершение такого нарушения, за которое лицо уже было подвергнуто административному взысканию, — штраф от 1700 до 5100 грн (ч. 2 ст. 41 КоАП)

Выплаты зарплаты без начисления и уплаты ЕСВ и налогов*

* В этом случае речь идет об ответственности за выплату «черной» зарплаты в конвертах. Ответственность за нарушение требований налогового законодательства и законодательства о ЕСВ установлена НКУ и Законом Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2010 г. № 2464-VI соответственно.

** Независимо от вынесения предупреждения должностным лицам работодателя (ФЛП) — единщика 1 — 3 групп грозит админштраф согласно ст. 41 КоАП.

*** Работодатель привлекается к финансовой ответственности независимо от факта устранения выявленных при проверке нарушений.

При наличии решения суда об оформлении трудовых отношений с работником, который выполнял работу без заключения трудового договора, и установлении периода такой работы или работы на условиях неполного рабочего времени в случае фактического выполнения работы полное рабочее время, установленное на предприятии, Гоструда имеет право привлечь работодателя к финансовой ответственности без осуществления мероприятия государственного контроля (инспекционного посещения).

Нарушение установленных сроков выплаты зарплаты, других выплат, предусмотренных законодательством о труде, более чем за один месяц, выплата их не в полном объеме

Предписание выполнено — финсанкции не применяются.

В случае невыполнения предписания* Гоструда в установленные сроки и неустранения выявленных нарушений штраф 3 МЗП (15000 грн) независимо от системы налогообложения работодателя (абзац четвертый ч. 2 ст. 265 КЗоТ)

Штраф на должностных лиц (ФЛП) — от 510 до 1700 грн, а если нарушение совершено в отношении спецработников, — штраф от 1700 до 5100 грн (ч. 1 и 2 ст. 41 КоАП).

В случае невыполнения предписания Гоструда штраф на должностных лиц (ФЛП) — от 850 до 1700 грн (ст. 1886 КоАП).

Повторное на протяжении года совершение нарушения, за которое лицо уже было подвергнуто админвзысканию, — штраф от 1700 до 5100 грн (ч. 2 ст. 41 КоАП)

* Финансовой ответственности можно избежать, если устранить выявленные Гоструда нарушения в определенные предписанием сроки. Админсанкции в общем порядке

Несоблюдение минимальных государственных гарантий в оплате труда

Предписание выполнено — финсанкции не применяются.

В случае невыполнения предписания* Гоструда в установленные сроки и неустранения выявленных нарушений штраф — 2 МЗП (10000 грн) за каждого работника, в отношении которого совершено нарушение (абзац пятый ч. 2 ст. 265 КЗоТ)

Штраф на должностных лиц (ФЛП) — от 510 до 1700 грн, а если нарушение совершено в отношении спецработников, — штраф от 1700 до 5100 грн (ч. 1 и 2 ст. 41 КоАП).

В случае невыполнения предписания Гоструда штраф на должностных лиц (ФЛП) — от 850 до 1700 грн (ст. 1886 КоАП).

Повторное на протяжении года совершение нарушения, за которое лицо уже было подвергнуто админвзысканию, — штраф от 1700 до 5100 грн (ч. 2 ст. 41 КоАП)

* Финансовой ответственности можно избежать, если устранить выявленные Гоструда нарушения в определенные предписанием сроки. Админсанкции в общем порядке

Несоблюдение установленных законом гарантий и льгот «солдатам предприятия», которые привлекаются к выполнению обязанностей, предусмотренных законами Украины от 25.03.92 г. № 2232-XII, от 12.12.91 г. № 1975-XII, от 21.10.93 г. № 3543-XII

Предписание выполнено — финсанкции не применяются.

В случае невыполнения предписания Гоструда в установленные сроки и неустранения выявленных нарушений:

— работодатели — юрлица и физлица, являющиеся плательщиками единого налога 1 — 3 групп, получат предупреждение*;

— другие работодатели — штраф 4 МЗП (20000 грн) за каждого работника, в отношении которого совершено нарушение**

(абзац шестой ч. 2 ст. 265 КЗоТ)

Штраф на должностных лиц (ФЛП) — от 850 до 1700 грн (ч. 7 ст. 41 КоАП).

В случае невыполнения предписания Гоструда штраф на должностных лиц (ФЛП) — от 850 до 1700 грн (ст. 1886 КоАП)

* Независимо от вынесения предупреждения должностным лицам работодателя (ФЛП) — единщика 1 — 3 групп грозит админштраф согласно ст. 1886 КоАП.

** Финансовой ответственности можно избежать, если устранить выявленные Гоструда нарушения в определенные предписанием сроки. Админсанкции в общем порядке

Недопущение к проведению проверки, создание препятствий в ее проведении

Штраф:

— 16 МЗП (80000 грн), если такая проверка проводится по вопросам выявления неоформленных работников, выплаты зарплаты в конвертах (абзац восьмой ч. 2 ст. 265 КЗоТ);

— 3 МЗП (15000 грн) — по другим вопросам (абзац седьмой ч. 2 ст. 265 КЗоТ)

Штраф на должностных лиц (ФЛП) — от 850 до 1700 грн (ст. 1886 КоАП)

Нарушение других требований законодательства о труде, кроме вышеперечисленных

Предписание выполнено — финсанкции не применяются.

В случае невыполнения предписания Гоструда в установленные сроки и не устранения выявленных нарушений штраф — 1 МЗП (5000 грн) за каждое* такое нарушение (абзац девятый ч.ч2 ст. 265 КЗоТ).

Совершение такого нарушения повторно на протяжении года со дня выявления предыдущего нарушения — штраф 2 МЗП (10000 грн) за каждое нарушение независимо от устранения нарушения** (абзац десятый ч. 2 ст. 265 КЗоТ)

Штраф на должностных лиц (ФЛП) — от 510 до 1700 грн, а если нарушение совершено в отношении спецработников, — штраф от 1700 до 5100 грн. (чч. 1 и 2 ст. 41 КоАП).

В случае невыполнения предписания Гоструда штраф на должностных лиц (ФЛП) — от 850 до 1700 грн (ст. 1886 КоАП).

Повторное на протяжении года совершение нарушения, за которое лицо уже было подвергнуто админвзысканию, — штраф от 1700 до 5100 грн (ч. 2 ст. 41 КоАП)

* Под каждым нарушением здесь имеется в виду невыполнение отдельного требования (нормы, предписания) законодательства о труде, указанного в акте инспекционного посещения (невыполнение отдельного вопроса из раздела I акта, который изучался во время инспекционного посещения). Следовательно, размер штрафа за нарушение других требований законодательства о труде зависит от количества таких нарушений, допущенных работодателем, а не от количества работников, в отношении которых совершены такие нарушения.

Например, на предприятии в ходе проверки обнаружено, что общее количество сверхурочных работ за год по 3 работникам превышает 120 часов. Имеем одно нарушение — невыполнение предписаний ч. 1 ст. 65 КЗоТ. Работодателю грозит штраф в размере 5000 грн (повторное нарушение на протяжении года — 10000 грн). Количество работников, в отношении которых совершено нарушение, не влияет на размер штрафа.

** Для определения повторности нарушения предусмотрен период — год со дня составления акта инспекционного посещения, в котором зафиксировано однородное нарушение. При этом не имеет значения, было ли предыдущее однородное нарушение устранено в соответствии с предписанием.

Обратите внимание: если нарушение совершено впервые (т. е. впервые зафиксировано в акте проверки Гоструда) на протяжении года, финансовой ответственности можно избежать, если его устранить в определенные предписанием сроки.

Если такое нарушение совершено повторно (т. е. повторно отражено в акте Гоструда) на протяжении года, то работодатель привлекается к финансовой ответственности независимо от факта устранения нарушения в определенные предписанием сроки.

Мера ответственности

За нарушение законодательства о труде предусмотрена дисциплинарная, финансовая, административная и уголовная ответственность. В рамках сегодняшней статьи рассмотрим меры ответственности в случае привлечения работодателя к финансовой (ст. 265 КЗоТ), а его должностных лиц (ФЛП) — к административной ответственности (ст. 41 КоАП).

Отметим, что размер финансовых штрафов, определенный ст. 265 КЗоТ, зависит от размера минимальной заработной платы (далее — МЗП), установленной на момент выявления нарушения. В таблице приведены размеры финансовых штрафов исходя из размера МЗП, действующего в сентябре — декабре 2020 года.

Размеры санкций за нарушение законодательства о труде, представленные в таблице, поражают. Поэтому работодателю лучше не нарушать его предписаний.

Если нарушение допущено и работодатель знает об этом, такое нарушение обязательно следует исправить (по возможности) до начала проведения контрольного мероприятия Гоструда.

Если нарушение исправлено до начала проверки — финансовая ответственность согласно КЗоТ не применяется. Что касается административной ответственности, то здесь следует обратить внимание на предписания ст. 38 КоАП. Так, если дела об административных правонарушениях подведомственны суду, взыскание может быть наложено не позднее чем через три месяца со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении — не позднее трех месяцев со дня его выявления.

Поэтому, если, например, работодатель ошибочно не начислил работнику сумму индексации зарплаты, но впоследствии самостоятельно до начала проведения проверки Гоструда исправил свою ошибку и выплатил забытое, то финансовая ответственность к нему не применяется. Кроме этого, если истечет срок, указанный в ст. 38 КоАП, должностные лица такого работодателя избегут еще и админответственности.

Если нарушение выявлено Гоструда, обязательно устраните его в сроки, определенные в предписании. Это в любом случае позволит уберечь должностных лиц работодателя от админштрафа по ст. 1886 КоАП. Кроме того, финсанкции к работодателю не применяются в случае выполнения предписания Гоструда и устранения в установленные сроки выявленных нарушений, ответственность за которые предусмотрена абзацами четвертым — шестым, девятым ч. 2 ст. 265 КЗоТ (см. табл.).

Если нарушение выявлено Гоструда в ходе проведения контрольного мероприятия и ответственности не избежать, обратите внимание, что в случае уплаты работодателем 50 % размера штрафа в течение 10 банковских дней со дня вручения постановления о наложении штрафа, предусмотренного ст. 265 КЗоТ, такое постановление считается выполненным.

При этом должностные лица работодателя (ФЛП) привлекаются к административной ответственности (ст. 41 КоАП) в общем порядке.

Админштраф уплачивайте своевременно! Если срок уплаты будет пропущен, постановление о наложении штрафа направляется для принудительного исполнения в орган государственной исполнительной службы по месту жительства нарушителя, работы или по местонахождению его имущества в порядке, установленном законом (ст. 308 КоАП). В результате в порядке принудительного исполнения постановления о взыскании админштрафа с правонарушителя взимаются:

двойной размер штрафа, указанного в постановлении о его взыскании;

— расходы на учет этих правонарушений.

Наложение штрафов

Финсанкции согласно ст. 265 КЗоТ налагают председатель Гоструда, его заместители, начальники управлений и отделов Гоструда и их заместители (по вопросам, относящимся к их компетенции), начальники территориальных органов Гоструда и их заместители. Кроме того, по отдельным основаниям штрафы могут налагать руководители исполнительных органов городских советов и их заместители.

Также должностные лица Гоструда рассматривают дела об админправонарушениях, связанных с невыполнением законных требований должностных лиц этих органов, созданием препятствий в деятельности этих органов, ответственность за которые предусмотрена ст. 1886 КоАП.

А вот дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 — 4 и 7 ст. 41 КоАП, рассматривают суды.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше