Темы статей
Выбрать темы

Отказ в регистрации НН/РК: обжалуем

Амброзяк Наталья, юрист
Некоторым может показаться, что отказ в регистрации НН/РК — это конец. Ведь, в отличие от подачи копий документов на выведение из рисковых или подачи документов вместе с Таблицей, для разблокировки НН/РК есть только одна попытка. Но спасти накладную или расчет корректировки все еще возможно. Если игра стоит свеч, то нужно идти до конца — обжаловать решение об отказе в регистрации НН/РК. Напомним об алгоритме обжалования и обратим ваше внимание на важные нюансы.

Напомним, что есть два способа обжалования решений об отказе в регистрации НН/РК:

1) административный (досудебный). Жалоба подается в Центральную комиссию при ГНСУ;

2) судебный. Подается иск в окружной админсуд.

Также есть альтернативные варианты: жалоба в Совет бизнес-омбудсмена*, письма в Комитет ВРУ по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики, обращения в Минфин.

* Жалобу можно подать в электронном виде после негативных результатов админобжалования. См. по ссылке: boi.org.ua/complainttop/

Но обратите внимание: обращаться сразу к альтернативным вариантам мы не советуем, поскольку вы потеряете время и уже не сможете воспользоваться основными способами обжалования.

Кстати, альтернативные варианты хорошо сочетаются с админобжалованием. На них останавливаться не будем. Рассмотрим традиционные способы.

Админобжалование

Что обжалуем? В админпорядке обжалуем «отказные» решения, принятые региональной комиссией.

Важно! Нельзя подавать жалобу в таком порядке, если решение об отказе в регистрации НН/РК уже было обжаловано в суде (п. 4 Порядка обжалования № 1165).

Куда подаем жалобу? В Центральную комиссию при ГНСУ. Дело в том, что сегодня решения о регистрации/отказе в регистрации НН/РК принимают исключительно региональные комиссии.

В какие сроки? Здесь несколько вариантов:

1) общее правило10 рабочих дней со дня, следующего за днем принятия решения об отказе в регистрации НН/РК (п. 3 Порядка обжалования № 1165 и п. 12 Порядка № 520). Хотя это противоречит ст. 56 НКУ, поскольку в соответствии с ней стартом отсчета должен быть день, следующий за получением решения плательщиком. Но советуем вам ориентироваться именно на Порядок обжалования № 1165;

2) если пропустили срок из п. 1 — в течение 6 месяцев можно подать жалобу вместе с ходатайством о продлении срока обжалования по уважительным причинам (п. 56.3 НКУ). Естественно, к нему добавляем подтверждающие документы.

Фискалы допускают применение механизма продления срока к НН/РК-обжалованию (101.18 БЗ)

3) карантинсроки из п. 1, приходящиеся полностью или частично на карантин, приостановлены до последнего календарного дня месяца (включительно), в котором карантин будет официально окончен (п. 528 подразд. 10 разд. ХХ НКУ).

Можно подать админжалобу и в период карантина, но часто налоговики не реагируют на них, ссылаясь на приостановку (101.18 БЗ). Ведь приостановили не только сроки подачи жалоб, но и сроки их рассмотрения налоговиками.

Для того, чтобы не ждать ответа от фискалов, можно обращаться сразу в суд (даже если вы уже подали жалобу). Или же дождаться окончания карантина и подать жалобу в сроки, которые «отобрал» у вас коронавирус.

Например, если предположить, что карантин закончится 30 апреля, а ваши 10 рабочих дней для обжалования пришлись на март, то подать жалобу вы сможете до 18 мая.

Напомним: 3 и 10 мая — выходные.

В какой форме? Жалоба подается исключительно в электронном виде (форма F/J 1313203). К ней можно прилагать документы и пояснения. «Вес» каждого прикрепленного файла должен быть не более 2 МБ, формат файлов — *.pdf.

В самой форме не так много места для пояснений, поэтому рекомендуем вам добавлять их отдельным файлом. В самой же форме жалобы можно указать приблизительно следующее: «детально причини незгоди з рішенням комісії викладено у скарзі № ... від ... на ... аркушах (сканкопія додається)».

В таких пояснениях (подписанных руководителем и скрепленных, при наличии, печатью), кроме прочего, написать подробнее о:

а) специфике работы вашего предприятия (например, «ТОВ «Ромашка» зареєстровано 01.01.2004 р. та здійснює діяльність ..., специфіка цих видів діяльності полягає в тому, що ...»);

б) конкретной операции, по которой заблокировали НН (РК) (например, «ТОВ «Ромашка» було укладено договір поставки № ... від ... з ТОВ «Кристал». На виконання договору було здійснено поставку ..., що підтверджується видатковою накладною № ... від ..., доказами оплати вартості ТМЦ та транспортування до місця призначення»);

в) материально-технической базе и наличии трудовых ресурсов, подтверждая способность реально выполнить свои обязательства по договору (склады, транспорт и т. д.). Также можно сослаться на поданное уведомление по форме № 20-ОПП.

Если вы сможете уложиться в отведенный в форме объем, то можно этого и не делать.

Сколько решений указываем в одной жалобе? Порядок обжалования № 1165 ничего по этому поводу не говорит. Но практика сейчас показывает, что необходимо обжаловать каждое решение об отказе в регистрации НН/РК отдельно. Объединять все решения в одной жалобе не стоит. Заметим: при существовании блокировок еще до Порядка № 117 фискалы говорили, что можно вмещать несколько решений об отказе в регистрации НН/РК в одну жалобу (см. 127.01 БЗ (ранее — 133.01 БЗ), действовала до 22.03.2018 г.).

Можно ли отозвать жалобу? Да, можно. Форма заявления об отзыве жалобы утверждена Порядком обжалования № 1165 (форма F/J 1313303). Когда комиссия будет в связи с этим заявлением оставлять жалобу без рассмотрения, плательщик получит спецквитанцию, сформированную в автоматическом режиме (п. 13 Порядка обжалования № 1165).

Как долго будут рассматривать жалобу? По общему правилу — в течение 10 календарных дней со дня ее получения Центральной комиссией (п.п. 56.23.3 НКУ, п. 12 Порядка обжалования № 1165).

Если в течение 10-дневного срока решение по жалобе не направлено плательщику, то считается, что такая жалоба полностью удовлетворена в пользу плательщика с 11-го дня после получения налоговиками такой жалобы (п.п. 56.23.4 НКУ). То есть срабатывает правило молчаливого согласия. Внимание!

В условиях карантина, как мы сказали выше, приостановлены сроки рассмотрения жалоб

О чем говорит п. 528 подразд. 10 разд. ХХ НКУ. При этом принцип молчаливого согласия не работает.

Судебное обжалование

Какой суд выбрать? Подавать иск нужно в окружной админсуд. Территориально это может быть суд (ч. 1 ст. 25 КАСУ):

— по местонахождению истца (т. е. плательщика);

— по местонахождению ответчика (т. е. региональных налоговиков).

Как правило, в нашем случае окружной суд покрывает территорию местонахождения и истца, и одного из ответчиков.

Какие сроки для обращения в суд? Актуальная позиция Верховного Суда говорит нам о таких сроках (постановления ВС от 20.11.2020 г. по делу № 1.380.2019.006517 // reyestr.court.gov.ua/Review/92997008, от 11.10.2019 г. по делу № 640/20468/18 // reyestr.court.gov.ua/Review/85033140# и от 06.04.2021 г. по делу № 200/3303/20 // reyestr.court.gov.ua/Review/96050417):

6 месяцев со дня получения плательщиком «отказного» решения — если вы не подавали жалобу на это решение в Комиссию при ГНСУ.

Хотя с таким подходом мы не согласны. Ведь п. 56.18 НКУ устанавливает срок в 1095 дней для всех без исключения решений налоговиков;

3 месяца со дня вручения истцу решения по результатам рассмотрения жалобы — если вы воспользовались процедурой админобжалования и такое решение вам вручили в установленный в законе срок;

6 месяцев со дня подачи админжалобы — если решение по ней не приняли и/или не вручили плательщику в установленный в законе срок.

Правда, в обычных, некарантинных, обстоятельствах, когда решение не приняли, должен сработать механизм автоматического удовлетворения жалобы по п.п. 56.23.4 НКУ. Но еще раз напомним: карантин приостановил сроки рассмотрения админжалоб и «отключил» механизм молчаливого согласия.

По сути, прямо применяются нормы ст. 122 КАСУ. На НКУ не обращают внимания.

Важно!

В связи с карантином сроки обращения в админсуд не приостанавливаются

Кто ответчик? Мы считаем, что ответчиками должны быть соответствующие главные управления ГНС в областях, г. Киеве, Офис крупных плательщиков и ГНСУ, а не комиссии при этих подразделениях. Комиссия не является отдельным субъектом властных полномочий (п. 7 ч. 1 ст. 4 КАСУ, п. 2 Порядка № 1165).

Почему главные управления и ГНСУ?

Главному управлению мы адресуем требование об отмене их решения(й), а ГНСУ — требование зарегистрировать НН/РК. Ведь именно ГНСУ как администратор СЭА НДС будет вносить эти данные. Регионалы лишь принимают решение о регистрации/отказе в регистрации и повторно его принимать не будут.

Свежие примеры из практики Верховного Суда: постановления ВС от 22.03.2021 г. по делу № 200/6387/20-а // reyestr.court.gov.ua/Review/95723114, от 21.03.2021 г. по делу № 640/1922/19 // reyestr.court.gov.ua/Review/95493134, от 23.02.2021 г. по делу № 420/1927/20 // reyestr.court.gov.ua/Review/95076309).

К слову, проскакивают решения, где ответчиком выступает только главное управление (постановление ВС от 06.04.2021 г. по делу № 200/3303/20 // reyestr.court.gov.ua/Review/96050417). Однако это скорее исключение, чем правило.

Судпрактика предыдущих лет за время существования блокировок НН/РК допускала также комиссию в качестве:

— ответчика;

— второго ответчика (вместе с Главным управлением и/или ГНСУ);

— третьего лица на стороне ответчика.

Поэтому не исключаем, что ВС может изменить свою позицию. Если это произойдет, то мы вам обязательно сообщим на страницах нашего издания.

Какие требования к содержанию иска? Информацию, которая обязательно должна содержаться в иске, вы сможете найти в ст. 160 КАСУ.

Как сформулировать исковые требования? Требуем:

1) признать незаконным и отменить решение об отказе в регистрации НН/РК;

2) зарегистрировать НН/РК в ЕРНН днем ее направления на регистрацию.

Обратите внимание: если вы прошли процедуру админобжалования (т. е. подавали жалобу в комиссию при ГНСУ), то требовать отмены решения об отказе в удовлетворении жалобы не нужно (см. постановление ВС от 07.02.2020 г. по делу № 826/11086/18//reyestr.court.gov.ua/Review/87452843).

Как обосновать позицию в иске? Обязательно упоминайте обо всех недостатках квитанций, если такие есть. Например, можно сослаться на нечеткие причины остановки регистрации НН/РК. Это укрепит вашу позицию (см. постановление ВС от 02.07.2019 г. по делу № 140/2160/18 // reyestr.court.gov.ua/Review/82758697).

Также будет нелишним предоставить в суд доказательства реальности операции/операций.

Что подтверждает то же постановление ВС по делу № 140/2160/18.

Какой размер судебного сбора? Согласно п.п. 1 п. 3 ч. 2 ст. 4 Закона о судсборе за подачу иска с требованием неимущественного характера (как в нашем случае) судебный сбор составляет 1 ПМТЛ* (на сегодняшний день — 2270 грн**).

* Прожиточный минимум для трудоспособных лиц.

** Берется по состоянию на 1 января года, в котором подается иск (ч. 1 ст. 4 Закона о судсборе).

Если таких требований в иске несколько, то нужно уплачивать сбор за каждое такое требование (ч. 3 ст. 6 Закона о судсборе).

Сегодня в судебной практике сформировалась такая позиция.

Судебный сбор должен составлять 1 ПМТЛ за требование признать недействительным решение об отказе в регистрации НН/РК + требование зарегистрировать НН/РК

То есть 2 требования считать как одно (см., например, определение Окружного админсуда г. Киева от 12.02.2020 г. по делу № 640/2999/20 // reyestr.court.gov.ua/Review/87589758).

При этом, если таких НН или РК несколько, то за каждый пакет «признать недействительным решение + зарегистрировать НН или РК» нужно платить по 1 ПМТЛ.

Примеров из судебной практики достаточно много: постановление ВС от 28.03.2019 г. по делу № 160/7601/18 // reyestr.court.gov.ua/Review/80804973, определения Хмельницкого окружного админсуда от 10.02.2020 г. по делу № 560/682/20 // reyestr.court.gov.ua/Review/87471327, Ивано-Франковского окружного админсуда от 07.02.2020 г. по делу № 300/231/20 // reyestr.court.gov.ua/Review/87447127.

Но в судебных решениях постарше были и другие вариации:

1) за каждое требование по 1 ПМТЛ (т. е. 1 ПМТЛ — за требование признать недействительным одно решение и 1 ПМТЛ — за требование зарегистрировать одну НН или РК);

2) за совокупность требований о признании решений об отказе в регистрации НН/РК — 1 ПМТЛ и за совокупность требований по регистрации НН/РК — 1 ПМТЛ (т. е., например, если у вас несколько «отказных» НН/РК, то вы уплачивали бы 2 ПМТЛ, независимо от количества таких накладных или расчетов корректировки);

3) за каждое решение об отказе в регистрации НН/РК — 1 ПМТЛ и за требование зарегистрировать все НН/РК — 1 ПМТЛ (т. е. если, например, у плательщика заблокированы две НН, то расчет бы велся как 2 ПМТЛ (за каждое решение) + 1 ПМТЛ (за понуждение к регистрации обеих НН)).

В любом случае, даже если позиция изменится и суд посчитает, что вы не доплатили судсбор, то иск оставят без движения. Это не страшно. Просто нужно будет уплатить недостающую сумму. Срок будет указан в соответствующем определении судьи. Этот срок не будет превышать 10 дней со дня вручения такого определения (ч. 2 ст. 169 КАСУ).

выводы

  • Обжаловать решение об отказе в регистрации НН/РК можно в Центральной комиссии при ГНСУ или в суде.
  • Сроки для подачи жалоб в Центральную комиссию, а также сроки рассмотрения этих жалоб приостановлены на период карантина. Принцип молчаливого согласия также не работает.
  • Сроки для подачи иска в суд в связи с карантином не приостановлены.
  • Если вы не подавали жалобу в Центральную комиссию на решение об отказе в регистрации НН/РК, то для обращения в суд у вас есть всего 6 месяцев с момента получения «отказного» решения.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше