Темы статей
Выбрать темы

Попали в рисковые? Можно обжаловать!

Костенко Нина, эксперт по вопросам оплаты труда
Как вы уже поняли, попадание в перечень рисковых плательщиков — это черная метка для хозсубъекта. В сущности, блокируется хозяйственная деятельность, поскольку регистрация НН становится суперзатрудненной (если не сказать — невозможной). О начальной стадии выведения плательщика из рисковых мы уже поговорили (см. с. 6 этого номера). Но если это не принесло никаких результатов? Можно ли обжаловать такие действия налоговиков? Как это сделать и имеет ли это смысл? Разбираемся.

Как жалуемся?

Стандартные методы. Как и любое решение фискалов, решение о внесении плательщика в перечень рисковых можно обжаловать. Здесь, как обычно, есть два основных порядка:

1) административный (жалоба в вышестоящий орган). Не путайте с подачей документов для исключения вас из перечня рисковых (см. «Докажи, что не верблюд! или Подаем документы на разблокировку» этого номера). Это не обжалование;

2) судебный (иск в админсуд).

Но в случае с рисковым статусом есть нюансы. Если мы говорим об отказе в регистрации НН/РК, то и НКУ, и Порядок обжалования № 1165 прямо предусматривают оба этих способа. По рисковым админобжалование тоже предусмотрено, но порядок не детализирован.

Альтернативные методы. Все так же по поводу незаконного включения в рисковые можно обратиться в Совет бизнес-омбудсмена (даже онлайн: boi.org.ua/complaint/online/). Однако:

— Совет принимает жалобы только на те решения, которые были безуспешно обжалованы в админпорядке (п.п. 6.1.3 разд. 2 Регламента Совета бизнес-омбудсмена). Хотя иногда бизнес-омбудсмен делает исключения;

— у Совета нет значительных рычагов влияния на налоговиков. Он может лишь рекомендовать обратить внимание на какие-либо нарушения или инициировать привлечение виновных к ответственности. Причем фискалы не обязаны выполнять просьбы представителей Совета.

Также можно обратиться с письмом в Комитет ВРУ по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики.

В альтернативные методы погружаться не будем. Они гарантируют еще меньше шансов на позитивный исход, чем стандартные.

Административный порядок

Итак, Порядок обжалования № 1165 не содержит процедуру обжалования решения о включении в рисковые плательщики. Поэтому пользуемся общей ст. 56 НКУ. Это подтверждает решение о включении плательщика в рисковые (приложение 4 к Порядку № 1165).

Куда подаем жалобу? В ГНСУ (т. е. центральный орган). Ведь мы должны жаловаться в вышестоящий орган. Но Центральная комиссия не уполномочена рассматривать жалобы на решение по включению в рисковые плательщики (п. 25 Порядка № 1165).

Подавая жалобу, нужно письменно сообщить об этом в управление ГНС, при котором работает комиссия-нарушительница (п. 56.5 НКУ).

В какие сроки? Здесь несколько вариантов:

1) общее правило10 рабочих дней со дня, следующего за днем получения решения о включении в рисковые (п. 56.3 НКУ), после подачи документов о выведении из них;

2) если пропустили срок из п. 1 — в течение 6 месяцев можно подать жалобу вместе с ходатайством о продлении срока обжалования по уважительным причинам (тот же п. 56.3 НКУ). Но не советуем рассчитывать на такое ходатайство;

3) карантинсроки из п. 1, припадающие полностью или частично на карантин, приостановлены до последнего календарного дня месяца, в котором окончится карантин (п. 528 подразд. 10 разд. ХХ НКУ). Приостановили и сроки рассмотрения жалоб. На админобжалование в условиях карантина можно не тратить время, идти сразу в суд. Хотя обратиться можно как после админобжалования, так и сразу. Мы советуем обратиться в суд сразу, поскольку часто фискалы, ссылаясь на приостановку, могут не реагировать на жалобу.

В какой форме? Жалоба подается в письменном (непосредственно в контролирующий орган или по почте, п. 56.3 НКУ) или в электронном виде (через «Листування з податківцями» в Электронном кабинете, 127.01 БЗ).

Какую аргументацию привести? В жалобе можно привести ту же аргументацию, что и в пояснениях, которые вы предоставляли в региональную комиссию для исключения (см. «Докажи, что не верблюд! или Подаем документы на разблокировку» этого номера). Только добавить фразу «Комісія … не врахувала та належним чином не оцінила пояснення та надані на їх підтвердження документи».

Как долго будут рассматривать жалобу? По общему правилу — в течение 20 календарных дней со дня получения жалобы ГНСУ (п. 56.8 НКУ). Этот срок могут продлить до 60 календарных дней (п. 56.9 НКУ). Если срок продлевают, то плательщику должны обязательно сообщить об этом в письменном виде.

Если в течение 20-дневного (60-дневного) срока решение по жалобе не направлено плательщику, то считается, что такая жалоба полностью удовлетворена с 21-го (61-го) дня после получения ГНСУ такой жалобы (тот же п. 56.9 НКУ).

Внимание! В условиях карантина приостановлены сроки рассмотрения жалоб (п. 528 подразд. 10 разд. ХХ НКУ), а принцип молчаливого согласия не работает.

Судебный порядок

Возможно ли? За право обжаловать в суде решение о включении плательщика в рисковые боролись долго. Верховный Суд сомневался, то говорил, что можно обжаловать, то — что нельзя.

В конечном итоге вырисовалась такая тенденция (постановление ВС от 16.12.2020 г. по делу № 340/474/20 // reyestr.court.gov.ua/Review/93594980). Если вас включили в рисковые плательщики на основании старого Порядка № 117, то вам откажут в удовлетворении иска. Верховный Суд аргументирует эту позицию тем, что якобы на плательщика такое решение не влияет, это один из элементов мониторинга и Порядок № 117 не устанавливал право обжаловать подобные решения*. Но если вас включили в рисковые на основании Порядка № 1165, то обжаловать соответствующее решение можно. Хотя суть и правовые последствия включения в рисковые плательщики не поменялись.

* К слову, считаем, что эта позиция весьма фискальная.

На этот момент нужно обязательно упирать в иске, поскольку может случиться так, что суд не будет углубляться в эти нюансы. Но встречается практика Верховного Суда**, где судьи утверждают, что обжалование рискового статуса без решения об отказе в регистрации НН/РК не нарушает прав плательщиков. Значит, есть риск отказа даже в рамках Порядка № 1165 ☹.

** Постановление ВС от 12.11.2020 г. по делу № 240/3906/19 // reyestr.court.gov.ua/Review/92841843

Какой суд выбрать? Принцип выбора суда тот же, что и для судебного обжалования отказа в регистрации НН/РК (см. «Отказ в регистрации НН/РК: обжалуем» этого номера). Скажем здесь только, что, как правило, в нашем случае окружной суд покрывает территорию местонахождения и истца, и ответчика.

Какие сроки для обращения в суд? Варианты следующие (постановление ВС от 16.12.2020 г. по делу № 520/3902/2020 // reyestr.court.gov.ua/Review/93594988, ст. 122 КАСУ):

6 месяцев со дня, когда вы узнали о включении вас в рисковые (из квитанции об остановке с основанием «рисковый плательщик»), — если вы не подавали жалобу на это решение в ГНСУ. Хотя позиция, считаем, фискальная (см. «Отказ в регистрации НН/РК: обжалуем» этого номера);

3 месяца со дня вручения истцу решения по результатам рассмотрения жалобы — если вы воспользовались процедурой админобжалования и такое решение вам вручили в установленный в законе срок;

6 месяцев со дня подачи админжалобы — если решение по ней не приняли и/или не вручили плательщику в установленный в законе срок. Правда, в обычных, некарантинных, обстоятельствах в ситуации, когда решение не приняли, должен сработать механизм автоматического удовлетворения жалобы (см. выше). Но еще раз напомним: карантин приостановил сроки рассмотрения админжалоб и «отключил» механизм молчаливого согласия.

Важно! В связи с карантином сроки обращения в админсуд не приостанавливаются!

Кто ответчик? Мы считаем, что ответчиками должны быть главные управления ГНС в областях, г. Киеве, Офис крупных плательщиков, а не комиссии при этих подразделениях. Комиссии не являются отдельным субъектом властных полномочий (п. 7 ч. 1 ст. 4 КАСУ, п. 2 Порядка № 1165). Все решения, указанные в этой статье, подтверждают эту мысль.

Какие требования к содержанию иска? Информацию, которая обязательно должна содержаться в иске, вы сможете найти в ст. 160 КАСУ.

Как сформулировать исковые требования? Требуем:

1) признать незаконным и отменить решение о включении плательщика в рисковые;

2) исключить плательщика из перечня рисковых.

Кстати, часто на практике возникают трудности при разблокировке НН/РК рисковых плательщиков. Вначале фискалы хотят, чтобы плательщик был выведен из рисковых, а потом уж занимался разблокировкой НН/РК. Если вы попали в такую ситуацию, то к исковым требованиям добавить можно еще два:

— признать незаконным и отменить решения об отказе в регистрации НН/РК;

— зарегистрировать НН/РК.

Как обосновать позицию в иске? Если основанием для включения является п. 8 Критериев, то вам нужно упирать на то, что фискалы должны не только сослаться на этот пункт, а и указать, какой конкретно критерий рисковости операции был обнаружен. Также в строчке «Податкова інформація» должны быть указаны суть и характер полученной налоговой информации, ставшей основанием для включения в рисковые. Должны быть указаны конкретные рисковые операции и/или НН с рисковыми операциями (см. постановление ВС от 05.01.2021 г. по делу № 640/11321/20 // reyestr.court.gov.ua/Review/94022453).

Если же налоговики создают вам проблемы из-за рискового контрагента, то нужно ссылаться на принцип индивидуальной ответственности (постановление ВС от 24.06.2020 г. по делу № 826/23538/15 // reyestr.court.gov.ua/Review/90000663). Суть: плательщик отвечает только за те нарушения, которые совершил сам, и не отвечает за нарушения своих контрагентов.

К слову, вам может помочь то, что фискалы не подадут в суд протокол заседания комиссии, на котором вас включили в рисковые (постановление ВС от 05.01.2021 г. по делу № 640/10988/20 // reyestr.court.gov.ua/Review/94022440).

Приостановка решения о включении в рисковые. Поскольку подача иска в суд не приостанавливает решение о включении в рисковые, то многие плательщики пользовались таким трюком. Они подавали вместе с иском заявление о его обеспечении. В этом заявлении просили остановить действие такого решения (ст. 151 КАСУ). Ссылались на его противоправность и на то, что такое решение нарушает права плательщика. Все проходило весьма успешно. Но до тех пор, пока дело не доходило до Верховного Суда.

А его недавние решения показывают, что такое заявление, скорее всего, не удовлетворят (или отменят в самом ВС). Причина: включение в рисковые плательщики не влияет на права плательщика. К слову, весьма опасный аргумент для обжалования факта включения. Благо есть позитивная судебная практика (см. выше).

Примеры из судпрактики: постановления ВС от 25.02.2021 г. по делу № 380/5012/20 // reyestr.court.gov.ua/Review/95139246, от 04.03.2021 г. по делу № 380/5299/20 // reyestr.court.gov.ua/Review/95315186.

Какой размер судебного сбора? Согласно п.п. 1 п. 3 ч. 2 ст. 4 Закона о судсборе за подачу иска с требованием неимущественного характера (как в нашем случае) судебный сбор составляет 1 ПМТЛ* (в 2021 году — 2270 грн). Если требований в иске несколько, то нужно уплачивать сбор за каждое требование (ч. 3 ст. 6 Закона о судсборе).

* Прожиточный минимум для трудоспособных лиц.

Например, если вы только требуете отменить решение региональной комиссии о включении вас в рисковые и исключить вас из этого перечня, то судсбор составит 1 ПМТЛ. Считается, что это одно требование.

Все это хорошо... Но проблема в том, что фискалов не ограничивают в количестве включений одного и того же плательщика в рисковые. На практике часто случается, что, получив положительное решение о незаконности включения хозсубъекта, налоговики находят другие основания и все повторяется заново ☹. К сожалению, пока практика не выработала методов борьбы с таким поведением контролирующих органов. А суд не может запретить на будущее включать плательщика в перечень рисковых.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше